Аналоги развития в других сферах.

1) В биологии (см. отличная работа – Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании зверей и птиц. 0 М.: Педагогика-Пресс, 1994. -208 с.):

1 - много биологизаторских концепций развития;

2 - надо признать, что мир животных еще во многом не познан (как и природа самого человека);

3 – интересные примеры:

- можно ли говорить о серьезной привязанности животных (на уровне высших чувств, недоступных многим людям)?

- примеры социальной организации животных (включая и насекомых…);

- языки животных (мы пока еще ни один язык не освоили – просто диапазоны многих языков для человека недоступны или предполагают использование сложной аппаратуры – для ультразвука и т.п.…)

- интеллект и интуиция животных и т.п.

4 – главная идея в биологических моделях – генетическая предопределенность развития…;

5 – часто эта предопределенность целесообразна для конкретной среды обитания;

6 – В.Р.Дольник отмечает на многочисленных примерах что:

- часто главный смысл пребывания в стаде – не удовлетворение первичных потребностей (пища, спаривание…), а повышение или сохранение статуса;

- это уже социальная потребность;

- в основе - чувство единства с данным стадом (стаей), т.е. что-то близкое к системе ценностей у людей…

6 – но остается вопрос: возможно ли иное развитие в других условиях?

2) В менеджменте – развитие организации:

1 – Интересно, иногда выделяют циклы и стадии в развитии:

- «циклы» – это развитие в определенной системе ценностей (высшая ценность – когда рядовой работник переживает за всю организацию…);

- «стадии» – это логика развития в рамках определенной системы ценностей (начина от формирования новых ценностей и до их кризиса, спада);

- интересно, в некоторых моделях развития организации выделяют стадию «бюрократизации» как показатель стагнации и невосприимчивости к инновациям…

2 - Может, и в возрастной психологии в периодизациях развития тоже учитывать свои циклы и стадии?

3 – Важнейшее понятие – «организационная культура», основанная на ценностях и мировоззрении организации (идеологии организации):

- близкое понятие – «миссия организации», т.е. общественная польза от деятельности организации;

- кстати, развал ССР начался с отказа от идеологии («деидеологизация производства, образования и армии»).

3) В теории коллектива:

- главный критерий развития коллектива – уровень сознательности его членов, ориентация на общую цель и ценности;

- близко к критериям развития организации («идеология» коллектива, группы, команды…).

4) В истории:

1 – Лев Николаевич Гумилев увязывает развитие этносов с «пассионарнным подъемом» (на основе взглядов Владимира Ивановича Вернадского о «ноосфере») :

2 - сама «пассионарность» - это «жертвенность ради великой идеи»;

- в развитии важна еще и «аттрактивность» - как неосознанное и естественное стремление к лучшему (как антипод «разумному эгоизму»).

3 - этнос начинает деградировать, когда:

- утрачиваются идеи и нет жертвенности (людей элиты) - это переход к фазам «смещения», «надлома» и «инерционной фазе»;

- потом – к «фазе обскурации» (нивелированию всего нового – «будьте как мы!»);

- а потом – и к «мемориальной фазе» (воспоминания о былом величии, как у стариков…).

4 – Интересно, Л.Н.Гумилев говорит и об «этносах-химерах»:

- «химеры» возникают, когда один этнос прорастает в другой, чуждый ему этнос, т.е. при сильном культурном несовпадении;

- современные примеры: «политкорректность» в западных странах…;

- но все это отражается и на конкретных людях, и на их развитии.

5 – фактически, и в истории важную роль играют идеи, которым можно посвятить жизнь и которые определяют возникновение и развитие целых народов («жертвенность пассионария»).

5) В культурологии:

1 – разные подходы в социо-культурогенезе:

- линейно-стадийное направление (эволюционизм – в основе идея упорядочивания развития);

- социально-синергетическая парадигма (акцентирование внимания на хаосе как «переходном состоянии культуры»);

2 – но и в современной возрастной психологии далеко не все «прямолинейно» в развитии.

3 – культурологи также подчеркивают, что в основе любой культуры – система ценностей (см. Теории культуры (под ред. С.Н.Икониковой и В.П.Большаковой; Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. – М., 1996 и др.). – СПб., Питер, 2010, С.82-209):

- много определений;

- иногда говорят, что преступность, рабство и т.п. выходит за рамки ценностей, но для кого-то и это «ценность» (и для некоторых рабов тоже);

- Культура – это «все, что создано человечеством» (и плохое, и хорошее) – понимание в широком смысле;

- Культура – это «все лучшее, созданное человечеством – понимание в узком смысле»;

- но как разобраться, где «добро», а где – «зло»?

- определение Л.Н.Гумилева (со ссылкой на Тура Хейрдала): «культура начинается тогда, когда мы признаем иную систему ценностей, и заканчивается, когда мы только свою систему ценностей считаем самой лучшей»…

6) Таким образом, везде главный критерий развития – это система ценностей…

 

 








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 977;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.