КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
1.Основные парадоксы детского развития (по Д.Б.Эльконину):
- Человек при рождении – самое беспомощное существо в мире;
- Чем выше стоит живое существо в эволюционном ряду, тем дольше длится его детство…
2.«Этапы детства человека – продукт истории… продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества» (Обухова, 1996, с. 8).
3.В античности «ребенок рассматривался как низшее существо, он в буквальном смысле слова принадлежит родителям, как прочая собственность», - пишет Игорь Семенович Кон (1988, с. 216).
4.«Кто не ужаснулся бы при мысли о необходимости повторить свое детство и не предпочел бы лучше умереть?», - восклицает Августин.
5.В средние века младенцев долго не крестили и часто до 7-ми лет даже не отпевали при похоронах.
- Даже отпрысков знатных фамилий вплоть до ХУ11 века хоронили не в фамильных склепах, а на обычных кладбищах… (по И.С.Кону).
6.«Нельзя говорить о структуре детства, не учитывая положения родителей в социальной структуре общества (пример: в литературе Х1Х века много свидетельств отсутствия детства у пролетарских детей…).
7.Вплоть до Х111 века искусство вообще не обращалось к детям, художники даже не пытались его изображать (по Филиппу Ариесу).
8.Слово «ребенок» долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас (интересно, что в средневековой Германии слово «ребенок» было синонимом слова «дурак»…).
9.«История детства – это кошмарный сон, от которого мы только недавно начали пробуждаться. Чем глубже уходишь в историю, тем ниже уровень ухода за детьми и тем чаще детей убивают, бросают, бьют, терроризируют и насилуют» (по Ллойду Демозу – в книге «Эволюция детства»).
10. Ллойд Демоз («Психоистория»): - о детстве: общая логика рассуждений и примеры:
1) Три основных способа реагирования взрослого на ребенка:
1 - проективная реакция (дети как «сливная яма» для своих проекций, ребенок «как сосуд» для проекций, т.е. на детях часто срывают зло, проецируют на них свои проблемы – это хорошо описали психоаналитики);
2 - возвратная реакция (ребенок как заместитель значимого взрослого; ребенок как объект удовлетворения родительских потребностей; ребенка бьют, когда он не оправдывает ожидания родителей, например, им кажется, что он их недостаточно любит…);
3 - реакция сопереживания (взрослый сопереживает ребенку и пытается помочь ему, здесь важно правильно распознать истинные потребности ребенка без примеси собственных проекций).
2) Психологический принцип двойного образа:
- ребенок как желанный (много надежд);
- ребенок – не оправдывающий ожиданий;
- это рассогласование – причина побоев, истязаний и убийств;
- особенно на фоне «терпимой» (толерантной – ?) к этому морали…
3) Детоубийство и желание смерти ребенка:
- античный автор Еврипид: «детей часто швыряли в реку, в кучу навоза, в помойную яму, сажали в кувшин, чтобы морить голодом, оставляли на пригорке или на обочине дороги «на растерзание птицам и диким зверям»;
- доступные статистические данные: в 79 семьях граждан г. Милете (около 228-220 гг. до н.э.) было 118 сыновей и 28 дочерей…;
- древнегреч. автор Полибий писал о том, что многие не хотели иметь больше 1-2 детей и из-за этого «земли приходят в запустение» и т.п.;
- до 4 века н.э. ни закон, ни общественное мнение не осуждали детоубийство в Греции и Риме;
- даже многие философы это не осуждали – Аристотель: «…должен существовать предел воспроизведения потомства»;
- во многих странах (у египтян, финикийцев, евреев, у ирландских кельтов и др.) существовало детское жертвоприношение (обнаружены тысячи скелетов детей, часто с надписями;
- интересно, описываются игры германских детей в середине Х1Х века, когда делались игровые жертвоприношения из числа играющих…;
- лишь после Везонского собора (442 г. н.э) о брошенных детях следовало сообщать церкви;
- около 787 г. н.э был открыт первый приют для брошенных детей;
- но и после этого часто убивали дочерей (как менее пригодных);
- в 1527 г. один священник писал о том, что часто «отхожие места оглашены криками выброшенных в них детей»;
- нередко детьми швырялись для забавы: маленького брата Генриха 4-го перебрасывали из окна в окно, он упал и разбился…
3) Отравление, кормление и пеленание:
- торговля детьми, включая и своими собственными (на протяжении всего периода древности и античности);
- оставление детей в залог (включая и высокопоставленных особ);
- воспитание ребенка у кормилицы как узаконенный отказ (а кормилицы сильно не церемонились с непослушными детьми);
- жесткое пеленание как ограничение свободы с раннего детства;
- иногда пеленание занимало до двух часов (но зато потом на него почти не обращали внимания);
- гипотеза Ллойда Демоза: у народов, у которых долго сохранялось жесткое пеленание меньше стремления к свободе (пример – Россия)…;
- много примеров, когда детей «кладут на несколько часов за горячую печь, подвешивают на гвоздик на стене, кладут в кадушку и вообще оставляют как сверток в любом подходящем углу»…;
- в течение всего средневековья детей часто привязывали к специальной носильной доске, привязывали к постели и т.п.;
- новорожденных в Германии часто называли ecreme (экскременты), те детей часто отождествляли с их ж испражнениями…;
- интересно, до 18-го века ребенка не приучали ходить на горшок, но зато обильно ставили клизмы и свечи (клизма важнее горшка!), давали слабительное и рвотное, независимо от того, больны они или здоровы (примеры из описания воспитания Людовика 13-го);
- отсюда образ «ребенок-уборная»;
- детей часто били, дети вырастали и били тех, кто младше…;
- интересно, Людовика 13-го высекли в день коронации и он сказал: «Уж лучше я обойдусь без всех этих почестей, лишь бы меня не секли»…;
- но спеленутого ребенка обычно не били (пеленание как сдерживание негативных наклонностей взрослых);
- к концу 18-го века в Европе наказание стало выходить из моды и потребовалась замена;
- популярным стало запирание детей в темноте (в темные комнаты, чуланы, специальные шкафы…);
- некоторые шкафы напоминали маленькую Бастилию с множеством ящичков, куда сажали маленьких детей…;
- еще с античности использовали детей для сексуальных утех;
- часто детей пугали кастрацией;
- дети (даже в знатных семьях) часто выполняли роль прислуги, а за столами обычно ели стоя;
- для пресечения детской мастурбации использовались жесткие приспособления (кольца с шипами, корсеты и т.п.) – лишь бы усыпить плоть и не дать проснуться чувствам…
4) Исторические стили отношений родителей к своим детям:
1 – стиль детоубийства (античность – до 4-го века н.э.), где дети – как обуза;
2 – оставляющий стиль (4-13 века), где признавалось, что у ребенка есть душа, но родители не хотели иметь с ним хлопот (оставление в монастыре, у кормилицы и т.п.) как легальный отказ от ребенка;
3 – амбивалентный стиль (13-17 века), большее сближение родителей с ребенком, но оставались опасения того, что ребенок – вместилище злых и порочных сил, т.е. ребенок остается объектом опасных проекции родителей;
4 – навязывающий стиль (18 век), когда негативные проекции родителей почти ослабли, а ребенка начинали воспитывать, но в морализаторской, подчиняющей форме;
5 – социализирующий стиль (19-середина 20 века), воспитание не столько в овладении волей ребенка, сколько в развитии его социальных навыков, способностей и т.п.
6 – помогающий стиль (с середины 20 века), главное допущение – ребенок может быть лучше, чем родитель (дети должны быть лучше нас), детям помогают, не наказывая, пытаются их понять и помочь (с учетом специфики на каждом этапе развития).
Ллойд Демоз пишет о том, что последние стили по времени намного короче, чем предшествующие…
11.По Ф.Ариесу, открытие детства началось в Х111 веке…
12.Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2-4 года одежда была одинаковой…
13.Интересно, что для того, чтобы отличить мальчика от мужчины, мальчика долгое время одевали в костюм женщины и этот костюм просуществовал до начала нашего столетия (см. Обухова, 1996, с. 10).
14.Ф.Ариес выделяет три тенденции в эволюции детской одежды:
- феминизация (костюм мальчиков во многом воспроизводит детали женской одежды);
- архаизация (отставание от «взрослой» моды);
- использование для детей высших сословий обычного взрослого костюма низших сословий (например, крестьянской одежды…).
15.В старину периоды жизни соотносились:
1) с четырьмя временами года (Пифагор);
2) с семью планетами;
3) с двенадцатью знаками Зодиака…
4) древнекитайская периодизация:
1 - молодость (до 20 лет);
2 – возраст вступления в брак (до 30 лет);
3 – возраст выполнения общественных обязанностей (до 40 лет);
4 – познание собственных заблуждений (до 50 лет);
5 – последний период творческо жизни (до 60 лет);
6 – желанный возраст (до 70 лет);
7 – старость (от 70 лет)…
16. Важно – учитывать социокультурный контекст выделения возрастов (особенности деятельности людей, традиции и т.п.).
17.Дифференциация возрастов – под влиянием изменения социальных институтов (по Ф.Ариесу):
1) раннее детство впервые появляется внутри семьи (первичная, «семейная» концепция детства: в основе – любовь и «балование»);
2 )школьное детство – в школе, в классе (концепция воспитания и обучения: в основе – понимание ребенка и подготовка его к переходу в следующий класс…);
3) подростковый и юношеский возраст – институт военной службы и обязательной воинской обязанности (в основе – воспитание стойкости и мужественности, а также – дисциплины…; юноша все больше предстает как привлекательный солдат); В.Ариес пишет: «Так, на смену эпохе, не знавшей юности, пришла эпоха, в которой юность стала наиболее ценным возрастом… Все хотя вступить в него пораньше и задержаться в нем подольше…»;
18. Проблема «потерянного поколения» – в результате мировых войн молодые люди, призванныев армию так и не познали многие радости молодости …
19.Ф.Ариес отмечает, что каждому периоду истории соответствует свой «привилегированный возраст»:
1) молодость – привилегированный возраст ХУ11 века;
2) детство – Х1Х века;
3) юность – ХХ век…
20. Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства – появляется игра, лишь имитирующая это производство; в итоге – включение в производственный труд по времени отодвигается (по Д.Б.Эльконину).
21.Проблема удлинения детства:
- это происходит не путем надстраивания нового периода развития над имеющимся (как считал Ф.Ариес), а путем своеобразного «вклинивания» нового периода развития, приводящему к «сдвигу во времени вверх» периода овладения орудиями производства, (по Д.Б.Эльконину)…;
- например, удлинение возрастных периодов (удлинение детства, молодости, увеличение продолжительности жизни;
- есть интересное предположение, что могут появляться и новые периоды (сначала – подпериоды в рамках традиционно выделяемых периодов, которые затем приобретают самостоятельность) и др.
22. Критерии возраста (по Л.С.Выготскому, Д.Б.Эльконину):
1) социальная ситуация развития;
2) ведущая деятельность;
3) личностные новообразования;
4) кризис развития…
Подробнее – в последующих вопросах.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 3139;