Организационно-педагогические проблемы развлекательной деятельности

Особая необходимость умелого педагогического регулирова­ния развлекательного досуга связана на современном этапе с целым рядом специфических обстоятельств. Сфера этого досуга все больше и больше попадает у нас под влияние частных инициатив. Соответ­ственно усиливается роль сугубо коммерческих интересов, отодвига­ющих задачи культурного развития личности, в лучшем случае, на второй план. Пока не удалось выправить характерные для периода перестройки и реформирования сбои в области ценностного ориенти­рования. Налицо ослабление нравственных устоев общественной жизни. Не восстановилась до сих пор угасшая сила молодежных орга­низаций, ранее довольно много занимавшихся вопросами удержания развлекательного досуга в рамках культурогенного пространства. В современных условиях на авансцену жизни начинает выходить по­коление с несколько другой культурой, другой моралью, другими представлениями о допустимом и недопустимом. Это дети кризис­ного времени с его неустойчивостью, туманными ориентирами, тре­вогой за завтрашний день, идейными разочарованиями и т.д. Для их досуга действительно характерен эскапизм как желание убежать от жесткой действительности в иллюзорный, придуманный, карнавальный мир.

Все это еще более осложняет и без того нелегкую проблему организации молодежных развлечений.

Сегодня в совокупности разнообразных развлечений одно из самых почетных мест, без сомнения, принадлежит игровым развлечениямИгра - сложное социокультурное явление, роль которого в жизни личности трудно переоценить. Долгое время развлекательно- игровые занятия трактовались у нас как специфическая детская фор­ма деятельности и исследовались только в связи с задачами форми­рования подрастающего поколения. Между тем игры сопровождают человека на протяжении всех возрастных этапов, и смотреть на них как на некую младенческую забаву было бы глубоко неверно.

Вполне понятно, что в жизни взрослого человека по сравнению с детьми игра занимает во многом иное место. Существенно изменя­ются ее мотивы и функции. Однако это не означает, что у людей со­вершенно исчезает потребность в этом виде досуговой деятельности, а сама игра перестает влиять на развитие личности.

Игра исключительно емка по своему содержанию. В процессе ее происходит удовлетворение познавательных, коммуникативных, эстетических, рекреационных потребностей человека. Посредством направленного использования игровых форм досуга решаются важ­ные задачи воспитания и распространения культурных ценностей.

По природе и сути своей игра является деятельностью, облада­ющей целым рядом особенностей. Для игры характерна своеобразная мотивация. Включение в нее не диктуется ни практической необхо­димостью в достижении вещных результатов, ни общественными обязанностями. Человек смотрит в данном случае на употребление своих сил не как на необходимость, а как на источник радости и на­слаждения. Если закономерной причиной трудовой деятельности служит стремление людей удовлетворить определенные материаль­ные потребности, то игра не имеет столь утилитарного значения и не направлена на получение каких-либо материальных продуктов. Труд, даже когда он доставляет человеку наслаждение, остается об­щественной обязанностью и неизбежно связан со строгой ответствен­ностью за качество и количество производимого продукта. В игре нет ни принудительных элементов, ни традиционно понимаемых обязанностей. Человек сам решает вопрос - вступать ему в это заня­тие или нет, столь же он волен и в своем праве выхода из игры. Даже самое поверхностное соотнесение игры с деятельностью производ­ственно-трудового типа показывает, что игровые занятия не только менее жестко детерминированы исходными задачами, но и не так строго регламентируются внешней организацией.

Игровой деятельности чужды сложные опосредования и расхож­дения между мотивами и поведением. Она представляет собой сово­купность действий, которые значимы для человека по их прямому на­значению. Активность в данном случае рождается из непосредствен­ных побуждений - человек играет потому, что это ему нравится.

У любой игры есть свое содержание. Игровые занятия всегда связаны с достижением определенной цели посредством преодоления каких-то препятствий. В ходе их человек совершает разнообразные умственные и физические операции. Как и любая деятельность, игра предполагает обязательное овладение определенными способами практического действия.

Не менее своеобразны результаты игровой деятельности. В игре снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка, вос­питываются определенные психические качества, приобретаются но­вые знания и умения. Это и есть ее основной продукт, очень важный и ценный как в общественном, так и в личностном плане.

Играя, человек освобождается от целого ряда механизмов, сдер­живающих его спонтанное поведение. Будучи свободно развивающей­ся, без сколько-нибудь серьезных ограничений деятельностью, игра обеспечивает любому участнику право свободной смены различных игровых объединений, если это по какой-то причине понадобится.

Современная жизнь с ее неуклонно возрастающей регламента­цией, а данная тенденция особенно ощутима в сфере сегодняшнего производства, дает людям мало возможностей для открытого внеш­него выражения своих эмоциональных состояний. Игры в этом смыс­ле являются отличным компенсирующим средством.

Игроки и болельщики проявляют свою радость, восторг, одоб­рение и неодобрение, досаду, разочарование самым непосредствен­ным образом. И это освобождение во время игры от многих условно­стей доставляет им неизменное удовольствие. Разумеется, опреде­ленные правила поведения существуют и тут. Но все же они дают игроку и, особенно, болельщику большую свободу, чем во многих иных ситуациях.

Практически во всех играх содержится элемент соревнования, борьбы за личное или командное первенство. Побеждает здесь тот, кто лучше других сможет проявить свою ловкость, быстроту, наход­чивость, сообразительность, эрудицию, художественно-творческую одаренность, техническую сметку, бытовую сноровку и т.д. Стрем­ление «не оплошать», оказаться не слабее других, не подвести коман­ду создает хорошее спортивное напряжение. В состязательно-игро­вой обстановке происходит мощная мобилизация физических и ду­ховных сил. Этот необычный вид активности как раз и является одним из основных факторов, способствующих снятию накопившего­ся эмоционального напряжения.

Игровая деятельность таит в себе возможность побед, а успех всегда придает уверенность в собственных силах, поднимает на­строение и повышает психический тонус. Преодолевая игровые трудности, люди получают физическую, волевую и интеллектуаль­ную закалку.

Любая игра имеет свои правила. Однако участники ее могут в чем-то отступать от первоначально заданных установок. Игры от­носятся к тем видам развлечений, которые основаны на внесении в предварительно принятые условия инициативы, импровизации, творчества. Стоит изъять эти сущностные элементы, и игра исчез­нет, разрушится, превратится в какой-то другой вид деятельности.

В основе всякой игры лежит сознательное преобразование ре­альной ситуации в воображаемую. В этом смысле игровое занятие не­мыслимо без некоторой доли фантазии и символики. Игра как бы приподнимает нас над обыденностью, переносит в новую атмосфе­ру. Благодаря этому досуг приобретает своеобразный романтичес­кий ореол.

Важно не только понимать специфику игровой деятельности, но и видеть особенности возникающих здесь отношений. Создавая собственные формы общностей, игра значительно расширяет систе­му традиционных контактов и связей человека. Общеизвестно, что в процессе игровой практики складывается наиболее благоприятный тип общения, характеризующийся простотой, доброжелательнос­тью, взаимопониманием. Общие интересы и совместные пережива­ния всегда сближают. Но в игре вступившие в нее сходятся особенно легко и быстро. В этом смысле игровая коммуникация обладает по­истине чудотворными свойствами. Нередко благодаря ей люди пре­вращаются из инертных и необщительных в активных, разговорчи­вых, инициативных. Исчезают излишняя застенчивость, стеснитель­ность и многие другие качества, мешающие по-настоящему развле­каться и быть хорошим партнером по отдыху.

Там, где повседневный досуг умело насыщен игровыми заняти­ями, мы получаем возможность с большим успехом решать многие задачи культурного развития личности. Нравственно-воспитатель­ное влияние игровой деятельности связано с тем, что игры осуществляются главным образом в коллективно-групповых формах и осно­ваны на непосредственном общении людей. Всякий раз, когда человекстановится участником командных игр, у него так или иначе возникает чувство общности с другими игроками. Развлечения игро­вого типа неизменно предполагают определенную координацию уси­лий, взаимную помощь и взаимную выручку. Почти во всех игровых ситуациях слаженные коллективные действия - как основное усло­вие успеха - обязательно получают немедленное и сильное подкреп­ление в виде ярких положительных переживаний.

Игровое сообщество - это самодеятельный микроколлектив, выступающий применительно к каждому отдельному участнику игры как организующее начало, санкционирующее и поддерживаю­щее определенный стиль поведения. Вступая в такое сообщество, че­ловек берет на себя некоторые моральные обязательства и подверга­ется воздействию общего мнения команды. Очень важно, что приоб­ретаемые здесь навыки и привычки сохраняются и переносятся из сферы досуга на другие виды деятельности за пределами игровой си-1 туации. Таким образом, игра вносит специфически важный вклад в процесс накопления нравственного опыта.

Правильно организованная игровая деятельность способству­ет творческому развитию личности. Очень часто успех в игре зави­сит от умения находить нестандартные пути к цели. Необычность игровых задач заставляет человека по-новому, с неожиданной сторо­ны подходить к разрешению различных проблемных ситуаций. Не­редко он припоминает такие сведения, производит такие мыслитель­ные операции, с которыми в обыденной жизни почти не сталкивает­ся. Играя, мы всегда делаем выбор из множества возможных альтер­натив. Поскольку никогда заранее не известно, какая из них будет оптимальной, человеку приходится полагаться на интуицию, а по­рой действовать просто наугад. Вот и рождается так называемое со­стояние игрового риска и неразрывно связанные с ним захватываю­щие эмоциональные переживания.

В большинстве своем игры оказывают на людей благотворное эстетическое воздействие. В процессе игровой деятельности широко используется разнообразный художественный материал. Многие игры проходят под музыку, отличаются пластикой, ритмичностью, изяществом движений. Эстетическими качествами могут обладать и принимаемые в ходе игры решения, особенно когда они оригиналь­ны, неожиданны, эффективны: интересная игровая комбинация, ус­пешно выполненное обманное движение, остроумные ответы, пара­доксальный подход к решению задачи и т.д.

В подвижных играх происходит полезный тренаж и совершен­ствование двигательной сферы. Связанные с активностью в ее особой пластично-эстетической форме игровые движения и действия, как правило, не дублируют те, к которым человек прибегает в ходе сво­ей производственно-трудовой деятельности, а такая моторика все­гда доставляет особую «мышечную радость». Для игры характерен специфический темп и ритм поведения. Играющий, как правило, не приспосабливается к каким-то извне заданным параметрам, а наобо­рот, приспосабливает ход и характер игры к своим собственным же­ланиям, вкусам, потребностям. В этом смысле подвижные игры явля­ются хорошим компенсирующим и полезным средством даже для лю­дей, и без того, имеющих достаточно высокую физическую нагрузку.

Значительная часть популярных игровых развлечений носит самостоятельный характер и обходится без прямого вмешательства профессиональных организаторов досуга. Как правило, эти игры проходят в специальных помещениях, где сосредоточен игровой ин­вентарь и другие приспособления, рассчитанные на самостоятельное ' их использование. Важное место занимают настольные игры. Они требуют от участвующих в игре известных навыков, некоторых знаний, определенной ловкости и сообразительности. Однако, как правило, эти игры легки для освоения и в то же время увлекательны и полезны.

В современных социокультурных центрах широко использу­ется большая группа настольно-спортивных игр: шашки, шахматы, бильярд, нарды, настольный теннис, настольный футбол, хоккей, бас­кетбол, крокет, кегельбан, спиральбол и др. Игра в данном случае ста­вит перед человеком четко очерченные игровые задачи и строится в соответствии со строго заданными правилами. Ко многим настольно-спортивным играм у людей складывается особый тип интереса -они способны повторять эти игры сколько угодно, при этом привле­кательность игры от этого не уменьшается.

Большую популярность имеют разнообразные головоломки -пластмассовые, проволочные, шнуровые и т.д. Очень модными стали в последнее время викторины с электроконтролем, а также игры типа «электронного домино», особенно многовидовые электронные тетрисы.

Повсеместной популярностью пользуются настольные печат­ные игры. Взрослые не меньше, чем дети, увлекаются решением кроссвордов, чайнвордов, занимательных графических, математи­ческих, логических задач. Существует много популярных игр со сло­вами и буквами: анаграммы, метаграммы, логогрифы, шарады и др.

Особой ценностью обладают те настольно-спортивные игры, которые относятся к разряду так называемых интеллектуальных игр. В отличие от умственного труда эти игры требуют не профес­сиональных познаний и навыков, а таких качеств, как сообразитель­ность, смекалка, широта эрудиции, острота и оригинальность мышления. Их творческий, импровизационный характер, соревнователь­ность, яркая эмоциональность неизменно доставляют человеку ра­дость и наслаждение. И это не случайно, что по мере повышения культуры и образованности людей «интеллектуальный» спорт заво­евывает все больше популярности среди других видов игровых раз­влечений.

Самостоятельную группу игр образуют незамысловатые по своему содержанию, но весьма увлекательные в качестве веселого со­стязания мелкие переносные аттракционы-щиты и мишени для ме­тания мечей, дартс, щиты и фигуры для набрасывания колец, затей­ный тир, удочки с кольцами, катушки с длинным шнуром и т.п. Но­вые возможности для оснащения игротек аттракционами открыва­ются с освоением массового производства и экспортной закупкой многообразных развлекательных автоматов. Оставаясь популярным развлечением, они выполняют целый ряд важных развлекательных функций - формируют быстроту реакции, сноровку, развивают глазомер, четкость и координацию движения, умение быстро ориенти­роваться в мгновенно меняющихся ситуациях и т.д.

Среди игровых развлечений, проводимых культорганизаторами, следует прежде всего выделить викторины, музыкальные игры и игры аттракционного типа. В основе викторин и музыкальных игр лежит так называемый вопросно-ответный ход. Тематика их весьма" разнообразна, а методика проведения довольно проста. Игры аттрак­ционного типа представляют собой групповые состязания, в процессе которых используются различные предметы и специальное обору­дование. Особую остроту таким аттракционам придает то, что они проводятся в присутствии множества зрителей. Как правило, зада­ние здесь выполняют поочередно и в быстром темпе. Темп задается музыкой или заранее обуславливается лимит отпускаемого на попыт­ку времени. Почти всегда для играющего эта попытка единственная, после чего он уступает место другим.

В массовые игровые программы неизменно включаются полу­спортивные подвижные игры. Большая популярность этих традици­онных развлечений базируется на естественном стремлении челове­ка к физической активности. В группу полуспортивных игр входят старинные народные, модифицированные детские и несколько облег­ченные спортивные игры. Они складываются из таких спортивных элементов, как бег, прыжки, бросание, передача и ловля предметов, построения и перестроения. Игровые цели тут незамысловаты: най­ти предмет, поймать водящего или убежать от него, приобщиться к группе, когда этому препятствуют соперники и т.п. Никакой подго­товки и специальной тренировки для этого не требуется, многие из игр хорошо знакомы с детства, традиционны для данной местности, поэтому люди всегда участвуют в них с удовольствием.

В отличие от полуспортивных развлечений игры хороводного типа менее импровизационные. Играющие действуют под постоян­ным контролем ведущего, и основная задача их состоит в четком и одновременном выполнении ритмичных движений танцевального или спортивного характера, фигурного шага, разного рода перестро­ений в выборе или перемене партнера. Игра, как правило, идет под музыку и часто сопровождается пением. Существует и целый ряд других игр, которые переплетаются с танцами. К ним относятся, например, игры, связанные с приглашением партнеров, и игры, пост­роенные как «танцы с препятствиями» и т.д.

В программах развлекательного типа могут использоваться разнообразные наборы игр, непосредственно не связанные друг с дру­гом. Однако организаторы отдыха обычно предпочитают такое по­строение программ, в котором серия игровых развлечений нанизы­вается на единый сюжетный стержень. Театрализованная, сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, веду­щийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и

художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургической организации этот рассказ пре­вращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих мас­совое представление. Сюжет позволяет логически оправданно выст­роить и связать относительно самостоятельные игровые эпизоды, в результате чего программа приобретает монолитность, стройность, законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое располо­жение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а.напряжение и интерес не снижаются, а возрастают.

По сравнению с другими видами игр в театрализованных иг­рах особенно ярко выражено активно-творческое начало. Даже раз­витие игры, несмотря на предварительную обусловленность замыс­лом сценариста и организатора, определяется во многом выдумкой и фантазией самих играющих. В процессе ее очень часто возникают непредвиденные отклонения, сюжет принимает новые обороты, зап­ланированное содержание обогащается, расширяется, обрастает им­провизационно возникающими линиями и эпизодами. Вот почему проводимые по одному и тому же сценарию игры в буквальном смыс­ле никогда не повторяются.

На какой бы конкретной основе не развертывалась театрали­зованная игра, сюжет ее должен включать набор ситуаций, дающих возможность участникам проявить свои литературные, музыкаль­ные, хореографические способности, блеснуть остроумием, показать эрудицию, отличиться в ловкости и сноровке. В ходе игры, особенно в ответах на вопросы и творческих заданиях, играющие широко ис­пользуют яркие и интересные данные, взятые из газет, журналов, книг, радио- и телепередач. Благодаря игре мы нередко знакомимся с такими сторонами жизни, с которыми до этого нам не приходилось соприкасаться.

Массовая театрализованная игра всегда направлена на то, что­бы преобразовать и актуализировать имеющийся у участников за­пас жизненных и художественных впечатлений в живую, веселую импровизацию. Строя игру, они дают свое понимание затрагивае­мых событий и фактов, выражают собственное отношение к различ­ным жизненным явлениям. При этом особый характер игровой дея­тельности и игровой ситуации обуславливает довольно специфичес­кий способ трактовки материала. О чем бы ни шла речь, проблемы решаются в игровом ключе.

Усложняясь в своем сюжетно-содержательном наполнении, от­дельные игры уходят с массовой площадки на сцену и принимают там принципиально новую форму театрализованного игрового кон­курса. Перебравшись за рампу, такая игра становится одной из спе­цифических разновидностей развлекательного зрелища. Основная особенность этих игр - то, что отдыхающие добровольно дают право играть лишь отдельным своим представителям, а остальные уча­ствуют в игровом действии как активные болельщики: они живо пе­реживают все перипетии игры, но непосредственно в ней не заняты или заняты лишь в некоторых ее ситуациях.

Развлекательные игровые программы такого типа всегда но­сят соревновательный характер и осуществляются как конкурсы на командное или личное первенство. Некоторые задания в данном слу­чае могут быть выполнены участниками импровизационно, другие - требуют предварительной подготовки и репетирования.

По своему содержанию игровые конкурсы почти всегда носят комплексный характер. Они требуют от участников и общей эруди­ции, и художественно-исполнительских способностей, и физической ловкости, и сообразительности, и изобретательности, и определенных творческих талантов. Высокий зрелищный престиж этих программ объясняется их постоянной оригинальностью и неповторимостью. Здесь практически отсутствуют повторы в заданиях, а следователь­но, и в содержании развивающегося действия. Традиционны лишь сама идея игровых состязаний и основные их структурные элементы.

Наиболее простым видом игровых конкурсов являются весьма популярные вечера веселых вопросов. По своей сути они представля­ют собой развернутую и несколько театрализованную викторину. Интереснее всего эти конкурсы проходят в тех случаях, когда уча­стники игры разбиваются по тому или иному признаку на несколь­ко соревнующихся групп. Игровое задание обдумывают все, а отве­чает на них представитель команды. Чаще всего вечера веселых воп­росов бывают тематическими: содержание их может охватывать такие области человеческой деятельности, как наука, техника, спорт, литература, искусство и более конкретно: музыкальное искусство, театр, кино, изоискусство и т.д. Нередко эти программы организу­ются как своеобразные игровые путешествия по областям и крупней­шим городам нашей страны и отдельным зарубежным странам. В содержательном плане вечера веселых вопросов значительно обога­щаются, если их участники заранее получают тематическую ориен­тировку.

Не менее широкое распространение в досуговой практике име­ют так называемые конкурсы-аукционы. По своему содержанию они представляют собой серию тематических вопросов и заданий, с ко­торыми ведущие обращаются к участникам игрового состязания. Развлекательный аукцион состоит обычно из двух турнирных пери­одов. В первом, когда в игре участвуют все присутствующие, произ­водятся отборочные соревнования. Побеждает на этом этапе тот, кто последним вносит наиболее существенное добавление, разъяснение к полученным ранее ответам. Во втором туре, который обычно пред­ставляет собой развлекательно-игровой конкурс-зрелище, участни­ки (победители первого тура) соревнуются в личном или командном первенстве. Диапазон заданий в этом случае значительно расширя­ется. Наряду с ответом на вопросы традиционно-викторинного типа финалисты участвуют в художественных, спортивных и других со­стязаниях. Задания такого состязания строятся с расчетом на какие-то зрелищно-эффективные реакции, а сам конкурс предполагает на­личие зримых атрибутов борьбы. Короче говоря, эта часть аттрак­циона должна «хорошо смотреться».

Одной из наиболее развитых форм театрализованного игрово­го состязания являются конкурсы веселых и находчивых. Воплотив в себе все лучшее, что было и есть в практике других игр, КВН, без сомнения, занял в группе сегодняшних развлекательных программ ведущее место.

Характерной чертой конкурсов этого типа является их содер­жательно-организационная комплексность. Будучи коллажными по своей природе и сути, они включают в себя шуточные приветствия, небольшие музыкальные выступления, турниры «вопрос - ответ», демонстрацию «домашних заданий» и т.д. Юмор, находчивость, эрудиция, ловкость - вот основные принципы, на которых строятся КВН как игровые соревнования и забавные представления. По срав­нению с другими конкурсами, они подвержены большей театрализа­ции и поэтому выигрышны в зрелищном отношении.

Своеобразное место в системе игровых конкурсов занимали и занимают состязания, вошедшие в практику под названием «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни». В соответствии с особенностями контингента участников, они по-разному строятся в содержатель­ном отношении, но имеют много общего в принципах организации.

В женском варианте конкурса основной акцент делается на задания, имеющие целью выявить художественный вкус, педагоги­ческую подготовленность, умение красиво и элегантно одеваться, бы­товую находчивость, кулинарную сноровку и т.д.

В конкурсах для юношей главное место занимают состязания в технической грамотности, знании автодела, силе, ловкости, владе­нии спортивным оружием и т.д.

В современной развлекательной практике есть и целый ряд других театрализованных конкурсов. К ним можно отнести турни­ры смекалистых, состязания под названием: «Веселые старты», игры типа «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Умники и умницы» и т.д. Как и все, что связано с творческой самодеятельностью масс, игро­вые конкурсы непрерывно изменяются, совершенствуются, обогаща­ются. Многие из них представляют собой определенные версии попу­лярных телеконкурсов, которые на этот раз уходят с экрана в непос­редственную досуговую практику.

На современном этапе очень активно расширяется тематико-содержательный диапазон компьютерных игр. Здесь отчетливо вы­деляются такие группы, как спортивные игры, имитирующие самые разнообразные виды игрового спорта; игры-стимуляторы, где экран компьютера превращается в кабину гоночного авто, самолета, вер­толета и т.д.; ролевые компьютерные игры, когда играющие путеше­ствуют, преодолевая на своем пути самые необычные преграды и препятствия; игры в стиле экшн, в рамках которых игрок находит­ся в состоянии боевого противодействия с многочисленными недобро­желателями; игры-стратегии, требующие от игроков незаурядных способностей в решении проблем экономического, политического и общественного характера и др.

Совершенно особую форму игровой деятельности составляют сегодня ставшие популярными среди детей, подростков и молодежи игры-театрализации. В основе их лежит игровая реализация опреде­ленных сюжетов по заранее подготовленным сценариям, воплощение которых, в отличие от драматических спектаклей, не является строго обязательным и чаще всего служит лишь своеобразной канвой, допускающей свободные импровизации. К подобным играм заранее готовятся, делают Необходимые игровые атрибуты, распределяют основ­ные роли и т.д. Примером могут служить довольно распространен­ные во многих странах, включая Россию, так называемые толкиенистские или хоббитские игры. Это игротворчество поклонников английского писателя Дж. Толкиена, создавшего в своих произведениях действительно интересный и весьма затейливый мир, населенный эльфами, гоблинами, рыцарями, принцессами и другими сказочными персонажами. Судя по всему, молодых людей привлекает возможность уйти в cформированную силой воображения новую реальность, насыщенную системой ценностей и идеалов, которые им пока еще не в состоянии дать реальная жизнь. Существует немало молодежных игр и по иной Тематике и проблематике.

В свое время в процессе интереснейшего игрового народного творчества родились на Руси такие увлекательные игры, как русская лапта, городки, бабки, горелки, чижик, котел, рюхи, свайка и многие другие. Очень жаль, что значительная часть из них оказалась к се­годняшнему дню забытой и даже на фоне бурно развивающегося фольклорного бума возрождение этих игр идет явно замедленными темпами.

Довольно долгое время противоречивым оставалось у нас отношение к уже упоминавшимся азартным играм. Их то разрешали, то ограничивали, то вообще запрещали соответствующими статья­ми в Уголовном кодексе. И тем не менее они оказались поистине не­истребимыми. В 990-е годы к нам вернулись известный еще в доре­волюционное время «напёрсток» и разнообразные уличные лотереи «лохотронного» типа В подпольном порядке стали действовать ра­ботающие «на Интерес» собачьи и петушиные бои, а также опасные забавы со ставками типа американского реслинга.

В «Толковом словаре» В.И. Даль выделял в денежных играх игры коммерческие, «ровные», «где входит в расчет умение», и игры «азартные или роковые, зависящие не от искусства, а от одного счастья». Несколько позднее применительно к последним стало приме­ниться понятие «игры шанса». Их характеризуют обычно как игры, где умения и навыки не имеют особого значения, игрок более пасси­вен, чем в коммерческих играх и постоянно обречен на ожидание исхода, т.е. выпадения определенного символического набора игровых знаков (цифр, фишек и т.д.). К ним относятся, прежде всего, кости, рулетка, игровые автоматы, лотереи и т.д. Человек надеется на «чудо», на «везение». В коммерческих играх на умение тоже есть элементы «шанса», но строятся они иначе. Играющий в эти игры из­начально получает тот или иной символический набор, которым надо умело распорядиться. Тут уже многое значит расчет, опыт, навыки, сообразительность. Суть мастерства в подобных играх заключается в том, чтобы постоянно находить оптимальные реше­ния в складывающихся проблемных ситуациях в пределах установ­ленных правил.

Нетрудно заметить, что в основных денежных играх задей­ствованы, в сущности, те же типовые механизмы, что и в играх, о которых мы говорили ранее. Однако здесь имеются и свои особенно­сти. Главная из них - риск и рискованная деятельность. Речь идет о действиях, совершаемых человеком, несмотря на осознаваемую воз­можность неудачи. Это операции, производимые в неясной, неопре­деленной ситуации. Играющий в данном случае всегда надеется на успех, но никогда не имеет полной уверенности в том, что поставлен­ная цель будет достигнута. Именно в этом, на наш взгляд, и таится главная манкость азартно-коммерческой игры и основная ее эмоци­ональная привлекательность. Остро волнующая альтернатива «по­везет - не повезет» закономерно вызывает то «щекотание нервов», которого человеку очень не хватает в повседневной будничной и от этого пресноватой жизни и которого он жаждет, забывая об опасно­стях, а порой вообще обо всем на свете. Кстати говоря, последнее относится не только к азартно-коммерческим играм, а распростра­няется в целом на досуговое поведение людей. Судя по всему, элемен­ты определенного риска, включенные в контекст отдыха, придают последнему особую пикантность, а следовательно, и особое обаяние и притягательность.

Почетное место в общей системе развлекательного досуга за­нимает восприятие разнообразных развлекательных зрелищ. Опыт показывает, что такими возможностями обладают все наиболее рас­пространенные виды зрелищ, и в первую очередь художественные, спортивные и игровые, о которых мы уже говорили применительно к игровым конкурсам.

Естественная потребность в отдыхе и развлечениях удовлет­воряется практически каждый раз, когда люди, погружаясь в стихию звуков, красок и форм, переживают наслаждение и удовольствие. Вместе с тем в искусстве всегда существовали и существуют такие произведения, в которых на первый план выдвигается именно развле­кательная функция. У людей, вступающих в общение с таким искус­ством, складывается установка на совершенно определенные впечат­ления и переживания. Человек хочет «просто развлечься», провести время за приятным, доставляющим удовольствие занятием.

Развлекательные зрелища наилучшим образом выполняют свое основное предназначение, когда они имеют соответствующий способ оформления действия и отображают определенный тип чело­веческих поступков и взаимоотношений. Эту закономерность мож­но проследить в самых различных видах зрелищ. Начнем с произве­дений, относящихся к Так называемому приключенческому жанру. Это могут быть фильмы, спектакли, телепостановки. Действие та­ких произведений развертывается, как правило, в необычных усло­виях, отличается динамичностью, остротой коллизий, насыщено за­гадками, тайнами, внезапными поворотами сюжета. Фабула в них максимально уплотнена, исход событий не известен до последней минуты, характеры раскрываются в активных, полных драматизма положениях.

Произведения приключенческого жанра пользуются самой широкой популярностью. В лучших произведениях этого жанра ос­новными героями всегда являются люди, руководствующиеся благо­родными идеями. Энергичные, волевые, способные выстоять в самой тяжелой борьбе, они зачастую становятся образцом подражания, примером, на который равняются. Это особенно характерно для детей и молодежи.

Качественно иной разновидностью развлекательных зрелищ являются зрелища комедийного плана. Эмоциональная реакция на смешное относится к особо благотворным реакциям. Как глубокое и сильное переживание, оно дает человеку основательную нервную разрядку. Возникающие в этом случае эмоции не «загоняются внутрь», не сдерживаются, а тут же получают открытый экспрес­сивный выход. Не исключено, что именно поэтому хорошая доза смеха всегда служит одним из лучших способов развлечься, отдох­нуть. Однако ценность комедийных зрелищ не ограничивается толь­ко этим. Благодаря своему мажорному тону и жизнеутверждающему пафосу они повышают настроение, придают людям бодрость, повышают чувство радости, поддерживают оптимистическое отно­шение к жизни.

Еще один вид развлекательных зрелищ - уже упоминавшие­ся нами спортивные и игровые зрелища. При определенных услови­ях они также могут стать эффективным средством отдыха. Каждый вид спорта и большинство игровых развлечений обладают неповто­римой эстетической привлекательностью. Восхищение и удивление вызывает демонстрация высокой техники, тонкого мышления, твер­дой воли и устремленности к победе, гибкости и изощренности игро­вых решений, остроумия, юмора Умело организованные спортивные и развлекательно-игровые состязания дают возможность показать людям образцы силы, ловкости, смелости, продемонстрировать кра­соту и безграничные возможности физического и интеллектуально­го развития личности.

У современных культурно-досуговых центров есть большие возможности в организации интересных и полезных развлекатель­ных зрелищ. Многие из них играют сегодня важную роль в кинооб­служивании, концертной и театрально-зрелищной работе, в проведе­нии разнообразных игровых конкурсов, конкурсов красоты, в демон­страции творческих достижений модельеров и т.д.

Новые возможности в организации отдыха и развлечений от­крывает массовое развитие телевидения. Хорошо известно, что суще­ствуют такие телевизионные передачи, которые люди предпочита­ют смотреть не дома, а в коллективной аудитории. Собственно, и сами телевизионные трансляции очень часто по природе и сути сво­ей рассчитаны на коллективного зрителя. Спортивный репортаж ин­тереснее смотреть вместе с теми, кто любит и понимает данный вид спорта. Намного выигрывают при групповом просмотре веселые раз­влекательные телепрограммы. Реакция соседей - необходимый ком­понент полноценного восприятия комедийной или игровой передачи. Особый интерес в этом смысле представляют входящие в практику телевидения постоянные развлекательные программы. Люди заранее ждут встреч с полюбившимися героями, каждая из развлекательных передач имеет своих приверженцев. И очень хорошо, если последние получают возможность посмотреть эти передачи вместе.

Трансляции наиболее важных спортивных состязаний неиз­менно собирают компании болельщиков даже в домашних условиях.

Эти люди с неослабевающим интересом следят за ходом состязаний и горячо реагируют на все перипетии борьбы. Между любителями таких трансляций всегда возникают очень интересные взаимоотно­шения. Нередко часть сидящих у экрана болеет за одну команду, часть за другую; по ходу игры выносятся оценки, строятся прогно­зы, комментируются действия играющих. Эффект активного учас­тия и сопереживания проявляется в этом случае особенно ярко и сильно.

Важным компонентом сферы отдыха и развлечений всегда были и остаются танцы. Особенностью их является исключительная популярность и массовость: для множества людей они представляют собой наиболее доступную, а иногда и единственную форму непос­редственного включения в активную художественно-исполнительс­кую деятельность. Вот почему продуманная и умелая организация танцев способствует решению целого ряда важных рекреационных и воспитательных задач.

Массовый бытовой танец относится к тем видам общедоступ­ных развлечений, в которых активность человека воплощается в осо­бой художественно-образной форме. Исполнение танцев всегда дос­тавляет людям удовольствие. Пластические возможности человечес­кого тела в любом виде танцевального искусства используются для эмоционального раскрытия и внешнего выражения хорошего, радо­стного настроения. Танцы развивают чувство ритма, музыкаль­ность, а также - во многих случаях - изящество и грацию. Тесно связанные с удовлетворением многообразных потребностей личнос­ти, они могут стать отличным средством воспитания хорошего вку­са и общей культуры поведения. К сожалению, эти возможности бытовой хореографии используются у нас пока еще слабо. В сегод­няшних молодежных дискотеках нередко бытуют музыкальная без­вкусица и низкая танцевальная культура. Дискотека - это сфера досуга, где до сих пор остается особенно много нерешенных и труд­но решаемых проблем.

За последние десятилетия у нас сложилось сравнительно новое направление в развитии развлекательно досуга, связанное с функци­онированием на коммерческой основе казино, ночных клубов, моло­дежных дискотек. Приняв за основу западные образцы, они внесли в досуговую модель как положительные, так и отрицательные черты.

В содержательном и организационном плане досуг, о котором мы говорим, рельефно отражает психологию кризисного периода. Здесь развлекаются в основном люди, которым нужна весьма креп­кая эмоциональная встряска, для этого используется особый род силь­ных рекреационных раздражителей. Речь идет об увеселениях, свя­занных в той или иной мере с потреблением алкоголя, а иногда и нар­котиков.

Многие исследователи развлекательного досуга нашего наро­да вполне справедливо подчеркивают, что в нем зеркально отража­ются типовые черты русского национального характера. При этом прежде всего отмечаются, с одной стороны, такие качества, как удаль, широта, терпимость к особенностям других народов, харак­терное для народной религиозности двоеверие, сатирико-юмористический склад ума, исконная доброта, радушие и гостеприимство, а с другой - отсутствие уравновешенности, склонность к абсурдным по­ступкам, беспечность, своеволие, неразвитость сдерживающих начал. На наш взгляд, эти противоречия весьма выразительно схвачены в замечательных строчках наблюдательного русского поэта А. К. Тол­стого:

 

Коль любить, так без рассудка,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

 

Вполне понятно, что эти черты характера так или иначе про­являются во всех формах жизнедеятельности русского человека. Раз­влекательный досуг не является здесь исключением.

Организаторам отдыха и развлечений нельзя забывать, что Довольно большое число людей отнюдь не жаждут в процессе своей рекреации абсолютного покоя, а реально тянутся к активному пове­дению. Ученые заинтересовались этой проблемой и выяснили, что следует учитывать целый ряд факторов. Как оказалось, человеческий организм не может нормально жить без страстей, переживаний, смены обстановки и даже без сладко-горького привкуса риска. Людям совершенно необходима для продуктивного функционирования внутренняя подпитка биологическим веществом, имя которому адреналин. Последний, в свою очередь, наиболее интенсивно выбрасывается в кровь, когда человек находится в состоянии бурных волнений, и особенно - в состоянии эмоциональных переживаний, связанных с чувствами риска и, как это ни парадоксально, страха. Достоинством здорового страха является то, что он заметно повышает интенсивность обменных процессов, улучшает питание мозга и тканей, т.е. в разумных объемах полезен для хорошего самочувствия.

Тяга людей к острым ощущениям напрямую связана с недо­статком в организме еще одного фермента - тираменазы. Есте­ственное желание довести его до нормального уровня и получить при этом удовольствие (тираменаза непосредственно отвечает за чувство наслаждения) стимулирует человека к разнообразным формам т.н. «рискового поведения».

Кстати говоря, современные исследователи вполне обоснован­но считают, что склонность к риску заложена в человеке генетичестки. Без этого было бы невозможным само существование и развитие человечества. Ученым удалось даже установить конкретное биохимическое звено, отвечающее за рисковое поведение. Им оказался ген, управляющий синтезом фермента допамина. В дальнейшем различные формы этого гена были обнаружены в увеличенном объеме у людей, склонных к экстремальному поведению.

Судя по всему именно на этой почве рождается своеобразная мода (она все более и более входит в нашу жизнь) на «экстрим». Речь идет о сёрфинге, скалолазании, авто- и мотогонках, лыжных спусках, подводном плавании, пещерных похождениях спелеологов, прыжках с парашютом и т.д. В более мягких разновидностях то же самое от­носится и к желаниям человека «попробовать себя» на «крутых» парковых аттракционах и даже к желанию пощекотать нервы на просмотре всякого рода триллеров и страшилок.

В социопедагогическом плане больше всего опасений вызыва­ет сегодня сфера азартных компьютерных игр. Ими в одинаковой мере интересуются как представители подрастающего поколения, так и взрослые. Содержание таких игр практически ни поддается прямому регулированию, поскольку чаще всего неизвестно, где, кем и с какими целями оно закладывается.

Сегодня преобладающая часть доступных для всех компью­терных игр сделаны за рубежом и представляют собой интерактив­ные драйвы на криминальные, военные, шпионские, фантастические и спортивные (мото- и автогонки) темы. Примерно половина из них включают сцены насилия и убийств. Свыше сорока процентов содер­жат сюжеты с жестокими драками, около 35% - изображение ката­строф. Многие игры - это синтез смертей, пыток, драк, катастроф, насилия и т.п. Основу игорного репертуара наших компьютерных залов составляют т.н. «стрелялки». Более сложные и интересные в плане интеллектуального развития игры - например т.н. «страте­гии» и «квесты», суть которых состоит в интерактивном поиске оп­тимальных решений и выходов из нелегких ситуаций, встречаются пока сравнительно редко.

Под влиянием подобного репертуара у человека неизменно формируются черты агрессивности и жестокости. Насилие препод­носится здесь в качестве типового и обычного явления. Программы внушают злость, беспокойство, нервозность. Чтобы проявить мило­сердие или помочь жертве, об этом обычно в таких играх не идет даже речи. Исследователи игровой деятельности попытались отве­тить на вопрос, что же привлекает молодого человека в сюжетах такого типа. Как оказалось, притягательными здесь являются воз­буждение, волнение, желание преодолеть страх; стремление вирту­ально испытать наслаждение от идентификации себя с агрессором, игнорирование родительских ограничений (феномен запретного плода), попытка увидеть то, что отражает твое собственное поведе­ние (это особенно характерно для представителей групп риска), жажда получить уроки, относящиеся к методам решения важных для сегодняшнего дня проблем, и, наконец, для элементарного само­успокоения (хорошо, что это происходит не со мной).

Игровой ажиотаж последнего десятилетия, когда центры азар­тных игр стали появляться чуть ли не на каждой городской улице,/ В 2006 году только в одной Москве функционировали 60 кази­но и свыше 3-х тысяч залов игровых автоматов./наглядно показал, что у развлекательно-игровой деятельности, наряду с несомненными достоинствами, есть и весьма опасные недостат­ки. Сегодня зарубежные и российские психологи и психиатры всерьез говорят о новой, неожиданно нагрянувшей на нас болезни по имени «лудомания». Именно такое обозначение патологическому пристра­стию к азартным играм присвоила Всемирная организация здраво­охранения при ООН. В международном классификаторе психоло­гических заболеваний лудомания зашифрована теперь под номером Ф 63.0.

В последнее время появилось немало исследований, авторы ко­торых предпринимают попытку ответить на нелегкий вопрос: поче­му многих людей так непреодолимо притягивают к себе азартные игры. По этому поводу в печати и научной литературе появилось большое число объяснений. Среди них - невроз влечения, психичес­кое расстройство, фобия; желание спрятаться от страхов, тяжелой повседневной жизни; бегство от одиночества; страстное желание испытать риск, связанный с возможностью или проиграть или выиг­рать; беда потерянного поколения.

Пути избавления от тяжелых форм лудомании пока остают­ся весьма неопределенными. Однако в нашей стране уже появились первые медицинские центры, предлагающие соответствующее лече­ние, где помимо психологической помощи пациенты получают еще и медикаментозную. Об успехах, судя по всему, говорить рано. В клинике больные чувствуют себя комфортно - они недоступны ис­кушениям, однако после возвращения домой все начинается сначала Специалисты считают, что игровая зависимость имеет в основном те же корни, что наркомания и алкоголизм. Чаще всего этой болезни подвержены одинокие люди, люди, у которых не ладится на работе и в семье, люди с малым уровнем дохода и т.д. Как правило, основ­ную массу составляют те, у кого есть проблемы с психикой. Поэто­му без определенных ограничений тут, видимо, уже не обойтись, и радикальные шаги в этом направлении руководством страны уже сделаны.

Дадут ли эти акции ожидаемый эффект, пока сказать трудно. Со своей стороны мы считаем, что здесь требуется воздействие бо­лее глубокого свойства. Преодолеть страсть к азартным играм в истории человечества никому и никогда не удавалось, зато переклю­чение этих страстей в иное, более цивилизованное русло - вполне.

Ясно, что в целом игровых развлечений нормальной направленности должно быть не меньше, чем сейчас и что игровую деятельность нельзя безрассудно отдавать на откуп дельцам, заботящимся толь­ко о собственных прибылях и сверхприбылях.

Утвердившаяся у нас модель развлекательного досуга явно выходит по ряду параметров за рамки культурного пространства, функция рекреации в ее экстравагантном формате начинает вытес­нять другую необходимую для нормального досуга функцию - куль­турное развитие личности. И это всерьез настораживает. Образ жизни, основанный на стремлении уйти в мир алчного азарта, в цар­ство грез и миражей, в лоно безответственного поведения, весьма и весьма сомнителен в своей аксиологии. Во всяком случае, подобные ориентации никогда не делали по-настоящему счастливыми ни от­дельного человека, ни общество в целом.

Рекомендуемая литература к главе V

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987.

2. Былева Л.В. Русские народные игры. - М., 1988.

3. Вайко А. Энциклопедия азартных игр.: Пер. с англ. - М.: Ефрат,1994.

4. Ворошилов В. Феномен Игры. - М., 1982.

5. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. - М., 1994.

6. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991.

7. Зелов Д.Д. Официальные светские праздники как явление рус­ской культуры конца XVII - первой половины XVIII века. - СПб., 2002.

8. Игры: Энциклопедический сборник / Сост. В.А. Черноземцев. -Челябинск, 1995.

9. Козак О.Н. Путешествие в страну игр. - СПб.: Союз, 1997.

10. Казанский О.А. Игры в самих себя. - М., 1994.

11. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры. - СПб.: Эйдос, 1992.

12. Левинсон А. Развитие фольклорных традиций русского искус­ства на народных гуляниях. - М., 1980.

13. Маска и маскарад в русской культуре XVIII - XX веков: Сбор­ник статей. - М., 2000.

14. Липков А. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. - М., 1990.

15. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. - Л., 1984.

16. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. - СПб., 1999.

17. Михайлова Н.Н. Педагогика и психология игры. - Новосибирск, 1985.

18. Олиева В. Люди и игры. - М, 1985.

19. Орлов О.Л. Праздничная культура России. - СПб., 2001.

20. Орлов А.С. Социология рекреации. - М: Наука, 1995.

21. Панаев И.А. Русские праздники и игры. - М., 1999.

22. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-эт-1 нографического исследования. - Л., 1967.

23. Развлекательная культура России XVIII - XIX веков. Очерк истории и теории / Ред.-сост. Е.В. Дуков. - СПб., 2000.

24. Ретюнских Л.Т. Игра как она есть, или онтология игры. - М., 1997.

25. Рудко A.M., Гисматулин Т.М. Игры, конкурсы, развлечения. -СПб.: Союз, 1998.

26. Русский народный календарь. - М.: Метафора, 2005.

27. Современный городской фольклор. - М., 2003.

28. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. - М., 1992.

29. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен. - СПб., 2005.

30. У истоков развлекательной культуры России нового времени XVIII - XIX веков. - М., 1996.

31. Урбанизация и развлекательная культура. - М., 1991.

Вопросы и задания к главе V

1. Дайте объяснение понятиям «отдых» и «развлечения».

2. Охарактеризуйте основные виды развлекательных зрелищ в прошлом и на современном этапе.

3. Проанализируйте современную систему популярных игровых конкурсов.

4. Изложите основные требования к развлекательным програм­мам карнавального типа.

5. Назовите основные компоненты современного массового гуля­ния.

6. Дайте краткую характеристику праздникам русского народно­го календаря.

7. Как вы понимаете и оцениваете развлекательную роль художе­ственной культуры?

8. В чем заключается развлекательный потенциал спортивно-игровых зрелищ?

9. Раскройте сущность игры как педагогической категории.

10. Проанализируйте систему современных игровых занятий.

11. Сформулируйте основные педагогические требования к орга­низации игровой деятельности.

Глава VI.








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 1421;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.067 сек.