Организация досугового общения на современном этапе

В технологическом отношении общение в условиях досуга представляет собой многоликое явление. Легче всего разобраться в многообразных его формах, следуя от простого к сложному. И начать лучше всего с общения людей, о которых принято говорить, что они собираются вместе просто так, без какой-либо четко выраженной предметно-деятельностной цели. Наиболее простой формой этого общения является самый обыкновенный и хорошо знакомый всем разговор. Здесь в качестве объединяющего занятия выступает эле­ментарная беседа: собравшиеся обсуждают какие-то взаимоинтерес­ные события, делятся новостями, вспоминают прошлое, говорят о планах на будущее и т.д.

Сегодня на этапе динамичного реформировании общества люди так или иначе соприкасаются с весьма обильной информацией, а вот «переварить» ее далеко не всегда успевают и могут. Окружа­ющая нас жизнь настолько насыщена событиями, что надо думать в первую очередь о том, чтобы помочь человеку поразмышлять, оце­нить, взвесить увиденное и услышанное, обменяться мнениями и суждениями по этому поводу.

Большое влияние на характер свободного общения оказывает широкое развитие средств массовой информации. Оно заключается не только в обогащении и содержании досуговых контактов, но и в появлении целого ряда не практиковавшихся ранее форм межлично­стного воздействия.

В современных условиях функционирование свободного обще­ния тесно связано с развитием развлекательно-игровых занятий. В этом виде досуговой деятельности коммуникативный элемент на­столько силен и значителен, что само по себе развлечение становит­ся зачастую не более чем поводом для удовлетворения потребности в общении. Наличие такого положения реально осознается самими людьми и четко зафиксировано в целом ряде исследований.

Наряду с общими чертами развлекательно-игровая коммуни­кация обладает целым рядом специфических и даже уникальных качеств. Прежде всего ей свойствен особый демократизм, неофици­альность, легкость установления межличностных связей. Человек, включившись в игру, сравнительно быстро обретает столь необходимые для полноценного общения раскованность, свободу, непосред­ственность.

Игровые контакты являются отличным средством, снимаю­щим или нейтрализующим застенчивость, замкнутость, излишнюю официальность, чопорность и другие качества, довольно часто меша­ющие завязыванию новых знакомств и закреплению дружеских от­ношений.

Как специфический вид общения игровые контакты обладают значительными информационно-воспитательными возможностями. В процесс очень многих игр легко и органично вплетается бытовая разговорная беседа. Несмотря на ее кажущуюся мимолетность и некоторую легковесность, она всегда позволяет обменяться основны­ми новостями и обсудить наиболее значительные события.

Нельзя забывать, что игровая компания, особенно в устойчи­вом, постоянном составе - это своего рода микроколлектив людей, объединенных общей целью и деятельностью. И каждый по своему опыту знает, сколь влиятельными и авторитетными могут стать вырабатываемые здесь мнения, суждения, вкусы.

Особенно интересен коммуникативный аспект такой формы развлекательных занятий, как танцы. По данным, полученным соци­ологами, лишь 15% приходящих на танцевальные вечера нужны имен­но танцы в собственном смысле. Основным же мотивом посещения танцев является возможность общения со сверстниками. Танцы очень удобны и для встреч с друзьями, и для завязывания новых знакомств. Царящая здесь атмосфера и правила этикета обуславливают особую простоту и легкость вступления в беседу. Танцевальные вечера расши­ряют сферу повседневного общения молодого человека, представляют столь важный на ранних этапах знакомства повод для повторных встреч, способствуют зарождению и углублению контактов.

Потребность в общении, включая и досуговое общение, доста­точно ярко выражена буквально у всех возрастных категорий насе­ления. Однако нет никакого сомнения в том, что наиболее «комму­никабельной» является все-таки молодежь. Это объясняется целым рядом причин.

Главная из них - само социальное положение молодежи и те специфические вопросы, которые ей приходится решать. Юность это пора активного самопознания и самоутверждения, а сделать это можно только в общении и через общение.

Молодежь находится в постоянном ожидании встреч. На ран­нем этапе это связано с поисками приятелей, товарищей и друзей. Несколько позже очень важными становятся матримониальные мотивы - молодые люди стремятся к созданию собственной семьи. Вполне понятно, что и то, и другое также невозможно вне рамок межличностного общения. Вот почему следовало бы более внима­тельно отнестись к организации этой части досуга не только с педа­гогических, но и с социальных позиций. Как сделать, чтобы возника­ющее здесь общение было оптимальным по своему содержанию, структуре, степени близости. Как помочь людям обрести новых друзей, сменить круг общения, если в этом есть необходимость. Как сделать, чтобы возможность выбора стала богаче и т.д. Все это от­нюдь не праздные вопросы, а насущные проблемы конструирования человеческого счастья.

Молодежное общение во многом специфично по своему содер­жанию и структуре. Нетрудно заметить, что в нем особенно ярко проявляются самоцельность и самоценность личностных коммуни­каций. Довольно часто молодым людям вполне достаточно встречи в собственном смысле слова, независимо от ее конкретного деятель­ного содержания. Удовольствие доставляет даже элементарное «ни­чегонеделание». Общение молодежи отличается ярко выраженной «разговорностью». И источник ее вполне понятен - в этом возрасте так важно осмыслить, обсудить, выверить на других одолевающие и волнующие проблемы.

«Общение лицом к лицу» в небольшой группе людей или ком­пании, как считают исследователи молодежных проблем, если оно носит сравнительно устойчивый характер, основанный на общности интересов, открывает гораздо большие возможности для внутренней раскованности и эмоциональной глубины контакта, для более полно­го самовыражения, внимания друг к другу и взаимопонимания, чем любое другое общение, несущее на себе печать интенсификации и массовости, а следовательно, фрагментарности и спешки. Вероятно, именно этим можно объяснить наблюдающееся среди молодых лю­дей тяготение к микрообщению (триады, диады).

Вместе с тем нельзя забывать, что сама по себе молодежная по­требность в общении еще не означает, что реализация ее будет обязательно развиваться в продуктивном русле. Молодой возраст - это возраст активных нравственных исканий, в процессе которых чело­век определяет свою позицию по отношению к другим людям. На этом пути всегда возникает много тревог, сомнений, разочарований. Стихийное уличное общение, несмотря на целый ряд привлекатель­ных его сторон в культурном отношении, нередко оказывается ущербным. С улицы дуют не только добрые, но и злые ветры.

Среди форм общения, ориентированных прежде всего на моло­дежную аудиторию, особую популярность завоевали клубные вече­ра и встречи в постоянно действующих клубных кафе. Эта работа настолько прочно вошла в практику, что многие новые проекты со­циокультурных сооружений предусматривают для такого досуга как соответствующие помещения, так и необходимое оборудование.

По сравнению с другими формами контактов свободное обще­ние в клубном кафе имеет много своеобразного. Обстановка, стиль, обычаи и правила поведения, психологический настрой располагают к неспешному разговору, обмену новостями, спокойному отдыху. Удачное сочетание интимности и некоторой праздничной припод­нятости вызывает у людей самочувствие подобное тому, какое они испытывают в гостях у добрых и близких знакомых.

Основным элементом свободного общения в клубном кафе яв­ляются дружеские контакты с соседями по столику. Даже в том слу­чае, когда тут собираются незнакомые или малознакомые люди, они, как правило, быстро сходятся и легко вступают в разговор на самые различные темы.

В содержательном отношении досуговые занятия отдыхаю­щих в кафе впитали все лучшее, что выработано практикой рекре­ационной деятельности. Посетители такого кафе имеют возмож­ность поиграть в настольные игры, посмотреть небольшие концерт­ные программы, послушать музыку, потанцевать и т.д.

Большую популярность в клубных кафе завоевали встречи с интересными людьми. Следует сразу подчеркнуть, что в данном случае речь идет о встречах, существенно отличающихся от про­грамм с тем же названием, проводимых в больших клубных залах. Сама аудитория кафе, представляющая сравнительно небольшую группу людей, позволяет добиться полной интимности, непринуж­денности, домашности. Разумеется, и здесь могут быть выступления с эстрады. Однако большую часть времени гости проводят вместе и наравне со всеми: сидят за столиками, беседуют с соседями, слу­шают других выступающих. Эти, казалось бы, незначительные об­стоятельства придают общению особую прелесть. Возникает воз­можность индивидуального контакта с интересным человеком; воз­можность лично с ним побеседовать, задать ему какие-то особые вопросы и т.д.

Свободное общение в клубных кафе хорошо дополняют умело подобранные экранные и другие демонстрации. Особенно часто они практикуются в тех случаях, когда в программу вечера включены встречи с членами художественно-творческих групп и любительских объединений, которым всегда есть, что показать и рассказать.

Нельзя не отметить, что в условиях бурного развития рыноч­ной экономики практика организации клубных кафе столкнулась с очень серьезными трудностями. Весьма сложной стала проблема сделать их рентабельными и вместе с тем доступными для рядового посетителя. Здесь нелегко давать какие-то практические советы - в каждом конкретном случае вопросы решаются по-разному. Хочет­ся верить, что эта идея все-таки не умрет, как не умерла она в не менее трудные времена (вспомним историю, когда ассортимент клубных кафе и буфетов состоял в основном из «желудевого кофе» и «овсяных лепешек»).

Просветительно-воспитательные возможности встреч как формы общения значительно повышаются, когда организаторы объе­диняют отдельные встречи в рамках постоянно действующего клу­ба интересных встреч. Сразу же оговоримся, что слово «клуб» ис­пользуется в данном случае весьма условно. Клубы интересных встреч в строгом смысле слова не являются ни любительскими объе­динениями, ни какими-либо другими самодеятельными формирова­ниями. Они гораздо больше похожи на цикловые программы, хотя существенно отличаются от последних содержанием работы и спо­собом воздействия на аудиторию.

По сравнению со встречами в собственном смысле слова встре­чи, проходящие в рамках клуба, обретают ряд дополнительных ка­честв. Аудитория их более стабильна, встречи организуются по пла­ну и имеют определенную логическую взаимосвязь. Четкая специа­лизация на работе определенного типа позволяет поставить ее на более прочную организационно-методическую основу: используют­ся абонементы, вводится единый традиционный день сбора и т.д. Постоянно посещающие клуб имеют возможность решающим обра­зом влиять на тематику, содержание и форму встреч, от них исходит инициатива и во многих других вопросах.

Клубные встречи, в какой бы конкретной модификации они не осуществлялись, обладают большим педагогическим потенциалом. Они в наибольшей мере соответствуют сущностной природе наших социокультурных центров как организаторов воспитывающего об­щения. Тщательно подбирая людей, приглашаемых на клубные встречи, мы используем могучую педагогическую силу живого при­мера. Это особое, глубоко специфичное направление формирования личности. Патриотизм, преданность Родине, боевая отвага, трудо­вая доблесть, творческое отношение к делу предстают здесь в пре­дельно конкретном выражении: они воплощены в чертах реального человека. Встреча с таким человеком способна вызвать самые глубо­кие переживания. Люди получают поистине уникальные сведения: зачастую их не услышишь и не узнаешь из других источников. Как правило, глубоко впечатляет и сама по себе индивидуально-личнос­тная форма рассказа - мы лицом к лицу сталкиваемся с действитель­ным участником или очевидцем события, получаем сообщения из первых рук. Все это делает воспитательное воздействие особенно авторитетным, убедительным. Многие встречи надолго западают в душу, производят неизгладимые впечатления.

Вместе с тем сама по себе встреча с интересным человеком со­ставляет лишь одну сторону социокультурного процесса. Верти­кальное общение в данном случае не является самоцелью. Оно стиму­лирует и активизирует культурное общение, развивающееся по го­ризонтали, - общение постоянных посетителей клуба интересных встреч друг с другом. Все, что производит на людей сильное впечат­ление, обязательно становится предметом горячих споров и обсужде­ний. В этом смысле любая удачно организованная встреча способ­ствует обогащению содержания повседневных личных контактов. Совместное осмысление и анализ разнообразных нравственных и иных коллизий, а именно они чаще всего составляют основу и сюжет рассказов и выступлений, без сомнений, являются одним из важных путей реализации мощного культурогенного потенциала досугового общения.

В нашей стране появилось много разнообразных форм органи­зации свободного общения, рассчитанных на строго определенный контингент отдыхающих. К ним прежде всего следует отнести вече­ра-встречи для тех, «кому за тридцать». Эти вечера существенно от­личаются от других программ, в том числе и от наиболее близких им по ряду формальных признаков традиционных вечеров отдыха. Появление в методическом арсенале специальных форм общения людей среднего возраста связано с некоторыми особенностями их коммуникативных и рекреационных потребностей. Существует большое число мужчин и женщин, которые по тем или иным причи­нам не имеют собственной семьи: одни всю жизнь оставались одино­кими, у других дети выросли и стали самостоятельными и т.д. Чаще всего эти люди активно трудятся и, следовательно, имеют достаточ­но развитую сферу производственно-профессиональных контактов. Тем не менее общая структура общения у них в чем-то ущербна и устранить эту ущербность только собственными силами не все мо­гут, да это и не так легко, как кажется.

Используемые здесь технологии имеют довольно существен­ные отличия от методик, которые ориентированы на организацию общения молодежи. Прежде всего в этих условиях резко возрастает удельный вес чисто коммуникативных элементов. Если в молодеж­ной аудитории общение развертывается прежде всего на базе много­образных развлечений, то в программах «Для тех, кому за трид­цать» развлекательные занятия хотя и остаются, но явно уходят на второй план. В данной ситуации можно с полным правом говорить об общении как о вполне самостоятельном и самоценном виде дея­тельности, об общении ради общения.

Нельзя не отметить, что, оказываясь в среде сверстников, близ­ких к нему по своей ориентации, человек чувствует себя более уве­ренно: пропадает неизбежная в иных ситуациях стеснительность, легче определяется предмет разговора, быстрее выявляются какие-то общие пристрастия и увлечения. У людей в данном случае появляется больше возможностей непосредственно включиться в предлагаемые занятия: подобрана соответствующая художественная программа, с учетом специфики возраста строятся развлечения и т.д.

К сожалению, у нас очень часто с совершенно не понятной стыдливостью игнорируются вполне естественные для одиноких лю­дей среднего возраста матримониальные мотивы. Между тем учет этих мотивов при организации общения был бы очень и очень поле­зен. В социальной практике есть немало отработанных способов и приемов, способствующих органичному завязыванию новых зна­комств и расширению структуры общения.

Определенные особенности имеет методика организации куль­турного общения семейных людей. Членам зрелой семьи, особенно при наличии детей, трудно пожаловаться на дефицит общения. Од­нако структура общения и здесь не является идеальной. С создани­ем семьи резко увеличивается продолжительность домашнего труда и происходит повышение удельного веса индивидуальных форм потребления культуры. Особую роль в данном случае начинает иг­рать телевидение, которому, как показывают опросы, отдается более половины времени, связанного с бытовым участием в культуре. Сле­довательно, домашнюю направленность приобретает и общение. Главной его формой становится прием гостей и хождение в гости. По данным социологов, s молодоженов, по крайне мере, раз в неделю бывают в гостях или принимают гостей у себя. В зрелых семьях эти затраты свободного времени несколько снижаются, но остаются до­статочно высокими.

Совершенствование досуга семейных людей - этой самой мно­гочисленной группы взрослого населения - предполагает выведение общения из узкосемейных рамок. И вот здесь мы сталкиваемся с рядом серьезных препятствий. Объективно тяга к внесемейному общению у людей есть. Однако реализовать ее нелегко - не хватает свободного времени, не с кем оставить детей - вот причины, которые чаще всего называют матери и отцы семейств, когда их спрашивают, «почему они редко выбираются из дома».

Нет никаких сомнений, что социально-культурные центры должны идти по линии внедрения специализированных форм рабо­ты. Наиболее освоенными из них являются так называемые семейные дни и вечера, когда организуются детские комнаты с игротекой, чае­питием и всем прочим, что необходимо самым юным посетителям, пока их родители отдыхают по своей собственной программе.

На современном этапе одной из важнейших задач работы по организации общения семейных людей является формирование при­вычки к культурно обогащающему досугу. Ведь именно этих ка­честв так недостает и гостевому застолью, и межсоседским контак­там, и так называемым околодомашним формам общения (домино, карты, другие игры во дворе). Серьезного совершенствования требу­ет как содержание, так и структура досугового общения. Проблема расширения знакомств для семейных людей менее злободневна, чем для молодежи, однако сбрасывать ее со счетов не следует. Являясь организатором культурного общения, центр может сделать много полезного в деле образования новых досугово-бытовых взаимосвязей.

На определенном этапе своего развития свободное общение, не меняя качественной сути, приобретает ряд дополнительных харак­теристик. Контакты становятся более регулярными. Намечается оп­ределенная периодичность встреч. Состав тех, кто вовлечен в сферу свободного общения, претерпевает определенную дифференциацию, в результате которой образуются так называемые группы по инте-ресам.Соответственно, иначе строится и организация общения. Менеджеры досуга получают возможность более действенно влиять на содержание свободных контактов. Теперь уже дело не ограничи­вается созданием элементарных условий для общения в комнатах отдыха, гостиных или кафе. Каждую очередную встречу приходит­ся тщательно готовить и проводить по всем правилам социокультур­ных технологий. Свободное общение на этом этапе делает первый шаг по направлению к обособлению и определенной стабильной общ­ности. Но пока еще оно остается именно свободным, со всеми прису­щими ему качествами.

Обособляясь и достигая определенной зрелости, группы обще­ния могут стать ядром для полустабильных аудиторий цикловых программ, а затем и для стабильных самодеятельных объединений. Вместе с тем первое здесь не заменяет второе и сам процесс перера­стания не должен форсироваться искусственно. Этим совершенно различным уровням досуговой деятельности и общения целесообраз­нее всего функционировать параллельно, взаимоподкрепляя, питая друг друга. Только тогда они станут в полной мере отвечать самым различным устремлениям, желаниям, потребностям посетителей и будут учитывать реальную подготовленность людей к определен­ным видам культурного взаимодействия.

Особого внимания здесь заслуживают снова возродившиеся у нас салоны. Эти собрания людей, объединенных общими интересами, отличаются рядом характерных признаков. Прежде всего они пред­ставляют общности, не имеющие четкой внутренней организации. Своеобразна и возникающая в этих общностях деятельность. Она в значительной мере основана на спонтанной активности аудитории, в ней нет сколько-нибудь определенного деления на выступающих и слушателей, а развертывающиеся контакты отличаются практичес­ки полным отсутствием формализации.

В соответствии с реальным многообразием любительских ин­тересов общение в салонах может иметь самое различное содержание. Однако чаще всего оно ограничивается рамками искусства. На прак­тике это выражается в возникновении литературных, музыкальных, театральных салонов, салонов, в которых собираются люди, интере­сующиеся этими видами художественной культуры.

Со временем содержание этой перспективной формы свобод­ного общения будет, видимо, обогащаться. Уже сегодня имеются примеры того, как плодотворно могут функционировать салоны болельщиков, коллекционеров, тех, кто увлекается рыбалкой, охо­той, садоводством и т.д., причем именно салоны, а не любительские объединения.

На современном этапе в системе организации повседневного общения самым затейливым образом переплелись победы и неудачи, достижения и просчеты, плюсы и минусы. В целом расширение глас­ности, утверждение социально-политических свобод и развитие де­мократических основ общественной жизни способствовали заметно­му оживлению коммуникативных процессов. Со снятием цензуры прочно утвердилась свобода печати. Газеты, журналы, радио и теле­видение стали, по сравнению с прежними временами, намного инте­реснее. В них появилась масса новых тем, проблем и сюжетов.

Все это самым положительным образом повлияло на содер­жание и структуру повседневного общения. Люди перестали боять­ся и обыденные разговоры сразу же приобрели большую откровен­ность, открытость, смелость. Не будет преувеличением сказать, что в этом отношении мы ничуть не отстаем от других демократичес­ких стран.

Развитие рынка и новых общественных отношений, без сомне­ния, обострило у людей интерес к проблемам повышения своей ком­муникативной квалификации. По этой тематике появилось много книг. Вопросы общения активно обсуждаются на страницах перио­дической печати. Соответствующие учебные курсы все более и более утверждаются в школах, колледжах и вузах. Завидной популярно­стью пользуются центры, студии и другие объединения, в которых желающие могут получить знания по психологии личностных ком­муникаций и освоить необходимые умения и навыки.

Вместе с тем рыночная реформа серьезно ударила по утвер­дившейся в прежние времена системе организации досугового обще­ния. Очень большие трудности переживает в настоящее время наша клубная сеть. Начнем с того, что она заметно сократилась. Многие дома и дворцы культуры живут сегодня за счет сдачи своих помеще­ний в аренду. Неизмеримо увеличился удельный вес платных услуг, ставших для большинства людей «не по карману». В совершенно жалком состоянии оказалась система массового кинопроката и кино­обслуживания. О доступности для рядового зрителя театров вообще говорить не приходится. Финансовый кризис закрыл для многих двери кафе и ресторанов.

Очень печально об этом говорить, но организацию свободного времени мы находимся сегодня зачастую в худшем состоянии, чем прежде. Причем дело здесь далеко не всегда сводится к ограничен­ным материально-техническим ресурсам. Гораздо чаще просто не хватает внимания, заботы, инициативы.

Анализируя современное состояние досуговых контактов, мы можем с полным основанием говорить о повышении у людей общи­тельности и стремления к общению. Однако жизнь противоречива. Наряду с усиленной интеграцией мы замечаем и процессы иного свойства. Возьмем тот же самый рост городского населения. На пер­вый взгляд, казалось бы, все это должно не затруднять, а наоборот, облегчать взаимодействие человека с человеком. Между тем дело обстоит гораздо сложнее.

Современный дом, квартал, микрорайон. Как связаны между собой живущие здесь люди? Есть ли у них возможность встречать­ся и место, где это можно сделать? И что нужно предпринять орга­низаторам досуга?

На протяжении нескольких последних десятилетий эти вопро­сы буквально не сходили со страниц нашей периодической печати. Выдвигались разнообразные предложения и рекомендации. Такое же оживленное обсуждение велось на многочисленных конференциях, со­вещаниях, симпозиумах. И все-таки в практическом отношении уда­лось добиться весьма немного.

Сегодня, пережив серьезный кризис, обретает новые силы жи­лищное строительство. Успешно расселяются «коммуналки». Это очень радостное явление. Но оно имеет и одну существенную горчин­ку. Очень часто с переездом рвутся старые, годами безотказно дей­ствовавшие связи, а новые завязываются не всегда или не так, как бы хотелось.

Массу проблем несет с собой все более усиливающаяся мигра­ция населения. Человек, впервые попавший в город, сталкивается здесь с иными законами и масштабами общения. В городских усло­виях происходит ослабление родственных и соседских связей. Скла­дывается совершенно иная система контроля над поведением.

С расширением урбанизации усиливается анонимный харак­тер общения. Люди могут прожить несколько лет в одном доме и не знать друг друга. Опрос жителей в одном из микрорайонов совре­менной Москвы показал, что примерно половина из них не имеет ни­каких контактов со своими непосредственными соседями. В то же время s проанкетированных хотели бы изменить столь ненормальное положение. Они горячо одобряют идею соседских взаимосвязей и товарищеской взаимопомощи.

Парадоксальность положения заключается в том, что, с одной стороны, мы видим несомненное увеличение тяги к общению, а с другой - наблюдается явная диспропорция в соотношении между индивидуальными и совместными формами использования свобод­ного времени.

Сущностной особенностью общения людей является то, что оно требует определенного постоянства, регулярности, систематичнос­ти. И если ради концерта, спектакля человек способен преодолеть какое-то расстояние, повседневные встречи предполагают, чтобы место их проведения находилось, как говорят, «под боком».

Предложения и высказывания людей на страницах печати по­казывают, что на современном этапе наиболее удобны и, самое глав­ное, реальны культурные контакты по месту жительства. Однако сразу же возникает вопрос: а где же это должно происходить? Ведь только наличной сетью досуговых центров здесь не обойдешься - их пока просто-напросто не хватает.

В процессе дискуссионного обсуждения проблемы культурного общения было высказано много разнообразных предложений. Вот не­которые из них, взятые нами со страниц периодической печати.

Предложение первое. «Как бы было хорошо, если бы были та­кие места типа дискотек. Это очень интересная форма досуга молодых. И тут же рядом - комната для детей с воспитателем. Такие небольшие дискотеки или комнаты отдыха можно организовать буквально в каждом микрорайоне. Ведь есть же при ЖЭКах клубы для детей. Так почему бы вечерами эти же помещения не отдавать взрослым? Намного интереснее стала бы жизнь семьи. И было бы у нас больше друзей».

Предложение второе. «Я мечтаю о том, чтобы по вечерам школа превращалась в клуб (сейчас занятия проходят, как правило, в одну смену). Здесь можно было бы принять участие в спортивных соревнованиях - к нашим услугам спортзал - и потанцевать в акто­вом зале, и обсудить новинки литературных журналов... А музы­кальные школы? Где, как не там бы могли собираться любители музыки. А добровольные общества? Они очень оживили бы свою работу, если бы создали при своих организациях подобие клубов».

Предложение третье - находить помещение и открывать ми­ниатюрные, но удобные для посещения жителями микрорайона, ули­цы или квартала клубы, которые как раз и стали бы центрами досугового общения по месту жительства. Дворцы и дома культуры, считают сторонники этой точки зрения, предназначены для прове­дения торжеств, зрелищ и других массовых мероприятий. Наряду с такими большими культурными центрами нужна сеть малых клу­бов, где собирались бы люди, объединенные общими интересами, возрастом, соседством и т.д.

Четвертое предложение касается создания более благоприят­ных условий для так называемого околодомашнего общения. Этот вид общения особенно популярен у всех возрастных категорий насе­ления в летний период года. Речь идет о том, чтобы каждый город­ской дом или квартал имели зеленые уголки отдыха со скамейками, игровыми столиками, детскими и игровыми площадками, простей­шими аттракционами. Короче говоря, возле дома должно найтись место занятий всем - от малышей до ветеранов.

Эффективная организация общения сегодня возможна лишь в том случае, если удается наладить деятельность досуговых центров на трех взаимосвязанных уровнях: первичном, среднем и высшем. Несмотря на то, что реально такая система в какой-то мере суще­ствует, четкости в ее построении до сих пор нет. Родившись как об­щественное начинание, она складывалась в различных местах по-разному и до сих пор не имеет ни юридического статуса, ни единого руководства, ни четкого материально-технического обеспечения. И тем не менее накопленный опыт служит хорошей порукой тому, что мы находимся на единственно верном пути решения задачи, над которой бьемся уже много лет.

Как уже говорилось, повседневное общение легче всего разви­вается там, где досуговый центр находится рядом. В этом смысле первичные ячейки, несмотря на свои скромные материально-техни­ческие возможности, вполне способны конкурировать даже с самы­ми могучими дворцами культуры. В конечном счете для обычного общения не так уж много и надо. Обитая на «завалинке», дворовом пятачке, лавочке, просто на улице, оно давно закалилось и не претен­дует на особый уют - было бы, где собраться. Конечно, крыша над головой здесь все-таки нужна, ну а все остальное приложится.

Современный человек, не выходя из своей квартиры, может получить очень многое из того, зачем совсем недавно ему надо было идти в клуб, библиотеку, кинотеатр, концертный зал. Пожалуй, толь­ко одно не в состоянии заменить даже самые современные телевизо­ры, видеомагнитофоны, компьютеры - непосредственное живое об­щение. Как показывают наблюдения и специальные исследования, тяга к нему не только не спадает, а даже увеличивается.

На страницах наших газет и журналов практически никогда не умолкает разговор о соседях, соседстве, общении, досуге, отдыхе по месту жительства. Выступающие с огорчением и тревогой гово­рят, что многоэтажный дом делает человека замкнутее. Расселив­шись по отдельным квартирам, люди как бы отгораживаются друг от друга. Даже члены вполне благополучных семей жалуются на то, что сидеть все время только в собственной квартире скучно. Хочет­ся встретиться с другими семьями, соседями. А где? Конечно, мож­но у себя дома. И здесь, наряду с традиционным хождением в гости, уже родились новые формы, о которых пойдет речь. Но, видимо, этого недостаточно - встает вопрос о более масштабном решении проблемы общения по месту жительства. Здесь нужна продуманная, научно обоснованная организация микросреды, в которой интенсив­но формировались бы добрососедские отношения и возникали новые человеческие взаимосвязи.

В современных условиях следует шире распространять опыт оборудования под холлы цокольных этажей многоэтажных домов. Интересной является новая серия зданий, чердаки которых перекрываются специальными оболочками, в результате чего образуются широкие просторные помещения, вполне пригодные под комнаты для кружковой работы и детские клубы.

В летнее время отличным местом общения и отдыха может стать двор. Но, разумеется, при условии, если он соответствующим образом оборудован. Речь идет о дворовых уголках отдыха, обуст­раиваются которые с минимальной затратой материальных средств.

В контексте нашего разговора нельзя обойти вниманием и проблему организации культурного досуга сельских жителей, особен­но там, где нет стационарных учреждений культуры. В маленьких селах и деревнях давно уже назрела острая необходимость в неболь­ших культурных центрах, которые могли бы стать общедоступным местом досугового общения на каждый день. Совместный просмотр телепередач, видеофильмов, житейские разговоры, беседа, обсужде­ние новостей - вот наиболее характерные из возможных здесь форм культурно-досуговой деятельности. На первый взгляд, эти формы весьма незамысловаты. Однако на поверку оказалось, что маленькие клубы при правильной организации их работы таят в себе очень большие социокультурные возможности. Даже в социальном плане при такой постановке дела в жизни людей появляется что-то новое. Традиционно-соседские отношения видоизменяются и укрепляются за счет общедоступного для всех совместного досуга, сплачивающе­го людей в более прочную, чем прежде, соседскую общность.

Мы не случайно так много говорим об околодомашних формах общения. Именно они представляют собой пока наиболее слабое зве­но в общей системе организации культурного досуга, звено, на кото­рое до сих пор не обращалось должного внимания.

Новые возможности в организации досугового общения по месту жительства появились сегодня в связи с развитием жилищных кондоминиумов. Здесь общественность получила не только большие права в деле использования нежилых помещений внутри домов и комплексов, но и стала непосредственным распорядителем опреде­ленных хозрасчетных средств, часть из которых предназначается на культурно-досуговую деятельность. Существенно расширились и соответствующие полномочия жилищных кооперативов. Все это вселяет определенную надежду на то, что проблемы, связанные с организацией детских комнат отдыха, подростковых клубов, зон отдыха во дворах, домовых клубов для взрослых, небольших спорт-

залов, подвальных и чердачных мастерских, будут так или иначе решаться.

На этапе интенсивного развития рыночных отношений суще­ственные изменения произошли в сфере общественного питания. К сожалению, они выразились не только в определенных достижениях, но и печальных утратах. Главная из них заключается в том, что мно­гочисленные рестораны и кафе новой волны оказались для преиму­щественной части населения абсолютно недоступными в качестве центров культурного досуга.

Создать в наших городах общедоступную среду для открыто­го, свободного общения - нужное и благородное дело. Вполне понят­но, что сегодня оно натыкается на серьезные материально-техничес­кие трудности. Тяжело рассчитывать на новое большое строитель­ство и капитальные перестройки. Но выход во многих городах все-таки находят.

Массу интереснейших идей дали проведенные в последнее вре­мя конкурсы «Культурно-оздоровительные центры нового типа». Среди них дворовые зоны отдыха с использованием типовых быто­вок, культурно-досуговое пространство в секционных жилых домах на основе общей продольной лестницы, миниатюрные сооружения во дворах с использованием легких элементов, отсеки для малых клубов в цокольных этажах и чердачных помещениях и т.д. Заслуживают внимания инновационные предложения по внедрению программ длительной тематической рекреации в городских парках культуры и отдыха.

Несколько лет назад родилась интересная инициатива по со­зданию благоприятных условий для городского общения улично-площадного типа. Все началось с оборудования пешеходной зоны на московском Арбате. Теперь с уверенностью можно сказать, что эк­сперимент себя полностью оправдал. Появилась уникальная возмож­ность реального нарушения давно устаревшего правила: никогда и ни с кем на улице не знакомиться. Пешеходная часть зоны стала отличным местом всевозможных молодежных встреч и местом сво­бодного общения для людей старшего возраста.

Столичный пример оказался заразительным. В России сегод­ня трудно найти город без пешеходных досуговых зон. Повсюду их оснащают маленькими кафе, ресторанчиками, бистро, погребками. Особенно живописный вид обретают такие улицы в летнюю пору, когда столики под тентами выдвигаются прямо на тротуар. Если к этому добавить неугомонных фотографов, художников, уличных музыкантов, лотошников, организаторов игровых развлечений, то мы получаем веселый и яркий клуб под открытым небом.

Одной из важных задач работы по организации досугового общения является сегодня оказание людям помощи в преодолении не столь уж редкого в нашей жизни состояния одиночества. В словарях русского языка слово «одиночество» чаще всего определяется через психологическое понятие «состояние». В.И. Даль и СИ. Ожегов рас­сматривали одиночество как состояние одинокого человека. В слова­ре «Психология» под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского мы читаем: «Одиночество - один из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося в измененных (непривычных) условиях изоляции от других людей».

Проблему одиночества едва ли можно считать, как это иног­да делают, порождением нашего века. Она является вечной и харак­терной для всех времен и народов. Исключительно большой интерес к этой проблеме всегда проявляла великая русская литература. До­статочно вспомнить Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лер­монтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова с их при­стальным вниманием к маленькому одинокому человеку.

Ничуть не меньше великолепных книг, посвященных теме одиночества, мы можем найти и в зарубежной литературе. В этом ряду «Одиночество бегуна на дальние дистанции» Аллана Силлитоу, «Одиночество на площади» Иосиэ Хотта, «Одиночество в Вавило­не» Иозефа Рединга, «Забавное одиночество» Филиппа Соллерса и многие другие романы и повести.

Талантливое раскрытие тема человеческого одиночества получила в кинематографе, особенно в лентах Ингмара Бергмана, Микеланжело Антониони, Андрея Тарковского.

В целом нельзя не отметить, что чуткое к человеческим бедам искусство сделало в познании такого социопсихологического феноме­на, как одиночество, значительно больше, чем наука. Научные изыс­кания по этой проблеме даже сегодня можно перечесть по пальцам. Что касается нашей страны, то их в сталинский период не было во­обще: здесь привыкли заносчиво провозглашать оптимистический лозунг: «У нас одиноких нет!»

Анализируя отношение людей к проблеме общения и одиночества, мы отчетливо видим, что некоторые из них отнюдь не считают одиночество трагедией или несчастьем. Более того, как полагают эти люди, пребывание в состоянии одиночества - это впол­не нормальное явление, по-своему формирующее и закаляющее лич­ность. Вот отрывок из одного напечатанного в журнале письма: «Одиночество - особая страна, планета, пребывание на ней требует мужества, независимости, духовной самостоятельности, наконец, че­стности. Здесь ты остаешься наедине с самым строгим и неподкуп­ным судьей - своей совестью.

Убеждена, что не испытав одиночества, невозможно стать человеком. Оно закаляет ум и выковывает характер.

Предвижу недоумение: "Разве есть что-нибудь желаннее человеческого тепла, участия, понимания? Разве общение не является высшей душевной роскошью?" Конечно, да. Не случайно же стре­мятся к ним все люди без исключения - сильные и слабые, интеллек­туалы и простаки. Но одиночество даст вам возможность оценить общение, дружбу, наслаждение беседой с единомышленниками еще более полно. Сделает вас незаменимым и желанным собеседником, советчиком, слушателем.

Одиночество - таинственный мир, который каждый должен открывать заново. Здесь нет проторенных маршрутов и компаса. Но, может быть, некоторые люди просто не доросли до него, как до состояния души? Кстати, не задумывались ли вы над тем, что все великие люди не мыслили свою жизнь без периодов одиночества, дорожили минутами, проведенными наедине с собой, своей обострен­ной душевной болью, сомнениями?

Яростно горевавший по поводу своего одинокого положения Гоголь больше всего на свете любил дорогу; скитаниям по городам и странам предпочитал благостное проживание в родном городе с близ­кими и друзьями. Разве не одиночеству мы обязаны итогами Болдинской осени, "Фаустом", мучительными в своей озаренности пор­третами Рембрандта?

Так почему же теперь мы считаем одиночество подлинным несчастьем, бичом своей жизни?»

Приведем еще одно такое же, по сути, суждение. Не отвергая существенных минусов одиночества в молодые годы, автор журнальной дискуссии пишет: «И все-таки, мне кажется, это даже очень хорошо, что юноши и девушки уже в шестнадцать лет познают оди­ночество, потому что, повзрослев, они будут дорожить своими дру­зьями, добрыми знакомыми, дружбой вообще, любовью. Кто не зна­ет цены одиночеству, тот не знает цены любви, дружбе, семьи. Надо пройти через одиночество, чтобы потом никогда не быть одиноким. Одиночество - это несчастье, но пережить его нужно гордо и достой­но. Вы еще будете счастливы, жизнь-то продолжается, а одиночество пройдет.

«Почему мы так отчаянно реагируем на одиночество?» - пи­шет психолог Н. И. Козлов. «Мне нравится быть с людьми, но я умею жить один - и праздную свое одиночество. Одиночество - это состо­яние, когда ушли все посторонние, и я остался наедине с самым близ­ким человеком - с самим собой. Кстати, мне остался еще целый мир, мир вокруг меня. О чем плакать?» /Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психо­логия на каждый день. - М.: Новая школа: ACT - Пресс, 1997. - С. 95./

Доля истины во всех этих оптимистических суждениях, навер­ное, есть. Однако нам представляется, что в данном случае люди начинают неосознанно путать два глубоко различных понятия оди­ночество и уединение. Между тем последнее отличается от первого очень важным признаком: на уединение человек идет сам и созна­тельно. Для него оно является или средством отдыха от чрезмерно насыщенных коммуникаций, или условием, позволяющим сосредото­читься над какой-нибудь важной и интересной работой (особенно творческой), или формой подзарядки для выхода на новый виток контактов в более совершенном виде. Во всех этих случаях уединяв­шийся на время индивид может свободно вернуться в систему нор­мальных межличностных отношений. Что касается одиночества, то тут дело сложнее. Одинокими, на наш взгляд, становятся не по собст­венному желанию, а в силу определенных обстоятельств, вынужден­но. И едва ли это может приносить кому-то радость.

В связи с этим, как нам кажется, что более других прав тот участник упоминавшейся дискуссии, который написал об одиноче­стве менее оптимистичные слова: «Одинокий человек не может быть счастливым, потому что всегда нужен рядом человек, ради которо­го ты готов отдать себя. Ведь сама природа создала нас для любви, а любовь ничем не заменишь. Можно жить ради высокой цели, забы­вать обо всем на работе, но когда вечером будешь возвращаться домой и вспоминать, что тебя там никто не ждет, здесь даже самый "счастливый" человек почувствует себя неполноценным. Поверьте, это трагедия».

Наиболее распространенным типом одиночества является дис­комфортное состояние, в которое попадает человек при болезненной социальной адаптации в связи с его пребыванием в условиях новой со­циальной среды. Такое нередко случается при определении ребенка в детский сад, школу и т. д. Нечто подобное может происходить и в ситуациях, когда молодой человек переходит из одной детсадовской или ученической группы в другую. Приспособительные реакции у людей бывают быстрыми и медленными. В последнем случае взаимо­связи индивида с новым социальным окружением складываются сложно, а иногда остаются вообще на уровне неполного и неустойчи­вого приспособления.

Подобные трудности в школьном возрасте очень хорошо описаны в ряде рассказов, а также в недавно вышедшей книге Ю. М. Нагибина «Тьма в конце туннеля». Приведем небольшой отрывок из его воспоминаний о когда-то происшедшем переходе из одной шко­лы в другую: «Никогда и нигде не чувствовал я себя таким потерян­ным и одиноким... Я был тут как на чужбине... Слабодушный Саша Черняев, обнаружив мою изолированность, бросил меня на произвол судьбы... И вот что любопытно: в школе я считался выдающимся художником, да и вообще ходил в способных и ловких, а здесь ока­зался дурак дураком. Карандаш и краски меня не слушались, на плакатах буквы сползали под откос, молоток бил только по пальцам, а гвозди гнулись. Даже на зарядке мне никак не удавалось попасть в общий ритм. Я чувствовал себя изгоем, и это вязало мою душу, движения, мысли... Чувство отчужденности все нарастало во мне. Я уверился в собственной ничтожности и прятался в него, как улитка в свой раковинный домик. Мне уже не хотелось сравниваться с дру­гими ребятами, доказать, что я чего-то стою».

Подчеркнем, что подобный вид одиночества и социальной дис-комфортности характерен не только для школьного возраста. Боль­шая часть взрослых тоже говорит об очень болезненных переживани­ях на новых местах и в новых коллективах, и тут ничего не подела­ешь - такова особенность человеческой психики. Не случайно современная социальная педагогика уделяет так много внимания пробле­мам адаптации и помощи трудно адаптирующимся людям.

В нашей жизни есть несколько периодов, когда возникает наи­большая вероятность оказаться в состоянии одиночества. И многие действительно не минуют этого. Прежде всего здесь надо назвать подростковый возраст, который вообще относится к числу крити­ческих периодов онтогенеза, связанных с кардинальными трансфор­мациями в сфере сознания, деятельности и межличностных отноше­ниях индивида. Характерной особенностью общения человека на этом этапе является выдвижение в нем на первый план эмоциональ­но-личностных смыслов. Нередко здесь распадаются старые меж­личностные связи и начинают формироваться новые, это время пер­вой любви с ее неизменными радостями и огорчениями, очаро­ваниями и разочарованиями. Тут, как и в жизни, человеческого сча­стья никогда не хватает на всех, и кто-то обязательно оказывается обойденным или считает себя обойденным.

Очень сложным и кризисным для многих становится период завершения трудовой деятельности и выхода на пенсию. Здесь так­же ломается накатанный и привычный строй жизни, особенно когда человек, что называется, всецело жил своей работой. Теперь ее не стало, как не стало рядом людей, с которыми шел рука об руку мно­гие годы.

Анализ опыта показывает, что в целом ряде случаев дискомфортное положение человека в системе общения, в частности рассматриваемое нами одиночество, бывает обусловлено сугубо лич­ными качествами этого человека. Здесь может мешать многое: врож­денная социофобия, завышенное представление о себе самом, откро­венный эгоизм, равнодушие к окружающим, гипертрофированная застенчивость, повышенная агрессивность и т. д.

Известный российский психолог Кан-Калик вполне справед­ливо утверждал, что главной причиной одиночества человека явля­ется его неумение общаться с окружающими. «Наше общение с людь­ми, - сетовал он, - становится однолинейным. Положа руку на сер­дце, признайтесь: мы очень часто организуем общение по жесткой схеме - получить необходимую информацию, вещь, решить какой-то вопрос. А ведь реальное общение очень разнообразно и "много­этажно". Здесь и функция информации, и познания другого челове­ка в процессе общения, и организация взаимоотношений. А мы пытаемся втиснуть весь этот огромный "репертуар" общения в прокрус­тово ложе только одной, скажем, информационной функции.

Чтобы уйти от одиночества, нужен прежде всего огромный интерес к другому человеку. Причем надо стремиться этот интерес в себе развивать, поддерживать. Это постепенно переведет вас на другой этаж - вашей внутренней психологической ситуации. Вы постепенно перейдете с этажа «Я» на этаж «ДРУГИЕ». А здесь лиф­том не поднимешься, здесь мало нажатия внутренней психологичес­кой кнопки, нужны огромные нравственные усилия.

Существует два способа общения людей - "от себя" и "от другого". Наша беда заключается в том, что чаще всего мы стремим­ся организовать общение "от себя": мне надо, я хочу добиться, мне необходимо - и в результате теряем из нашего "психологического поля" другого человека с его потребностями, чаяниями и интересами. Вот почему люди с ярко выраженным общением "от себя" чаще ока­зываются в одиночестве. А попытайтесь строить общение от парт­нера, исходить из его интересов, переживаний, и вы увидите, что "волшебная палочка" общения моментально заработает на вас».

Применительно к современной рыночной действительности нельзя не упомянуть еще одну причину и форму распространения отчуждения и отчужденности. Это чувство угнетающего одиноче­ства, которое возникает в силу ряда известных социально-экономи­ческих причин. Значительная часть российских людей в прошлом настолько привыкла к афоризму «государство нам поможет», что фактически провозглашенный в постсоветские времена девиз: «спа­сение утопающих - дело рук самих утопающих» произвел на них эффект внезапно разорвавшейся бомбы. Возникшее на этой основе чувство покинутости, потерянности, неуверенности в завтрашнем дне стало для многих стрессогенным фактором. Так родился бук­вально на наших глазах какой-то новый вид одиночества, связанный не просто с дефицитом общения, а носящий своего рода надкомму-кативный характер, и от того еще более страшный и тягостный.

Как уже отмечалось выше, процессы общения обладают определенной способностью к саморегуляции. В конце концов, здесь все, так или иначе, идет в определенной последовательности: люди знакомятся, дружат, выходят замуж, женятся. И, на первый взгляд, начинает казаться, что тут можно обойтись без всяких менеджеров, аниматоров, медиаторов и других посредников. Однако, если присмотреться к системе наших коммуникаций более внимательно, не­трудно заметить, что качественная сторона этой самоутряски ока­зывается нередко весьма ущербной.

В очень популярном у нас фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы» звучит превосходная песня Микаэла Таривердиева на сло­ва Евгения Евтушенко. Песня о том, как трудно осуществлять в повседневной человеческой практике «соединение близких душ»:

Со мною вот что происходит, Совсем не та ко мне приходит. Мне руки на плечи кладет. И у другой меня крадет.

Нельзя не согласиться, что авторы этой песни затронули в ней, может быть, одну из самых острых проблем нашей жизни: человек не находит то, что изначально ему предназначалось, и это безжалостно ломает не только его судьбу, но и судьбы окружающих. Разовый сбой порождает в дальнейшем бесконечную цепь иных нелепых подмен.

Если перевести обозначенную проблему из чисто художествен­ной в коммуникативно-аналитическую плоскость, то мы непременно выйдем на вторую взаимосвязанную проблему - проблему выбора.

На современном этапе в публикациях, посвященных пробле­мам предупреждения и преодоления одиночества, стало часто упот­ребляться понятие профилактика. У учителей, воспитателей, соци­альных педагогов, менеджеров досуга, аниматоров творческой само­деятельности и в самом деле есть немалые возможности помочь че­ловеку не стать и не быть одиноким. Здесь могут оказаться полезны­ми многие наши усилия: обучение искусству общения, развитие у людей общительности, оказание помощи в преодолении разнообраз­ных комплексов и социофобий, формирование во всех коллективах и группах добротного социально-психологического климата и т.д.

Рекомендуемая литература к главе VI

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.

2. Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. - М.: RISC, 1998.

3. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. - Рязань, 1994.

4. Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. - Л., 1989.

5. Добрович А.Б. Воспитатель о психологии и гигиене общения. -М.: Просвещение, 1987.

6. Жуков О.М. Диагностика и развитие компетентности в обще­нии. - М.: ИНФРА, 2002.

7. Егидес А.П. Лабиринты общения. - М.: Филинъ, 1999.

8. Ильева И.П. Культура общения. Опыт философско-методологи-ческого анализа. - Воронеж, 1989.

9. Искусство хороших манер. - СПб., 1995.

10. Каган М.С. Мир общения. - М., 1988.

11. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 1995.

12. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М., 1990.

13. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1997.

14. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М., 2001.

15. Мясищев В.Н. Психология отношения. - М.; Воронеж, 1995.

16. Опалев А.В. Умение общаться с людьми. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1996.

17. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

18. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2001.

19. Садовская B.C., Стрельцов Ю.А. Основы коммуникативной культуры. - М., 2001.

20. Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения. - М., 1999.

21. Сухарев В.А. Искусство распознавания людей. - М.: Сталкер, 1998.

22. Сухарев В.А. Магнетическая личность. - Ростов-на-Дону, 1997.

23. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. - М.: ФАИР, 1997.

24. Титаренко Н.А. Нравственные основы общения. - М., 1979.

25. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. - М.: ЮНИТИ, 1997.

Вопросы и задания к главе VI

1. Охарактеризуйте структуру межличностного общения и дайте характеристику его основным компонентам?

2. В каком отношении находятся досуговое общение и досуговая де­ятельность?

3. Назовите основные виды общения в сфере свободного времени.

4. В чем заключается педагогический потенциал межличностного общения в контексте досугового взаимодействия?

5. Охарактеризуйте процесс формирования культуры восприятия человека человеком.

6. В чем заключается сущность работы по направленному форми­рованию системы межличностных отношений?

7. Раскройте основные пути и средства предупреждения и снятия межличностных и межгрупповых конфликтов.

8. Раскройте сущность общения как информационного процесса.

9. Каковы основные пути влияния личности на личность в процес­се межличностной коммуникации?

10. Дайте краткое обоснование педагогическим принципам орга­низации общения в современных культурно-досуговых центрах.

11. Охарактеризуйте основные компоненты процесса формирова­ния коммуникативной культуры личности.

 

Заключение

Работа по подготовке к изданию настоящей книги с особой от­четливостью высветила перед нами тот факт, что проблемы просве­щения, воспитания и культурного развития личности в сфере свобод­ного времени не могут быть объектом внимания лишь одной педаго­гической науки. На современном этапе эти проблемы обретают уро­вень повышенной общественно-государственной важности. Следова­тельно, и полноценное рассмотрение поставленных в нашем учебном пособии вопросов предполагает непременный выход за рамки педа­гогики как таковой. Хотим мы этого или не хотим, но сама жизнь настойчиво заставляет нас искать опору в контексте смежных наук и технологий.

В общей системе педагогики досуга непосредственным обра­зом отражается все новое, что появляется сегодня в области развива­ющегося гуманитарного знания. Это прежде всего относится к та­ким научным дисциплинам, как антропология, социология, педагоги­ка, синергетика, андрагогика, акмеология, креациология, рекреалогия. Внимательное отношение к рождающимся здесь идеям являет­ся одним из очень важных ресурсов профессионального самосовер­шенствования менеджеров досуга, которым надо постоянно держать руку на пульсе быстроменяющейся жизни и по возможности шагать в ногу со временем.

Работая над учебным пособием, мы еще раз убедились в том, что осмысление опыта организации досуга приобретает особую зна­чимость на этапе энергичного становления в стране гражданского общества. В этих условиях как никогда важными становятся не только всемерная забота о повышении культуры и сознательности граждан, но и целенаправленная реализация культурогенного потен­циала социальной среды, особенно умелое использование сил обще­ственности по оказанию помощи человеку в его социализации и ин-культурации.

Завершая учебное пособие, нельзя не отметить, что некоторые из рассматриваемых в нем вопросов остаются пока еще слабо иссле­дованными. Это в полной мере относится к анализу деятельности по организации свободного времени как деятельности ярко выраженно­го анимационного характера. Несмотря на то, что подобный подход в определенной мере нами использовался, книга содержит лишь ча­стичное решение данной проблемы и, соответственно, основная рабо­та здесь впереди.

В заключение следует особо подчеркнуть, что при реализации принципов и правил, относящихся к педагогической деятельности, необходимо всячески остерегаться их шаблонного применения. На­учное знание как фундамент подготовки и повышения квалифика­ции менеджеров досуга реализует свои направляющие функции только в том случае, если оно разумно сопрягается с повседневным творчеством специалиста. Досуговая деятельность - это одновремен­но и наука, и искусство. Здесь нужно не просто усвоить и понять суть объективно существующих законов, но и уметь учитывать особенности их проявления и использования в конкретных условиях многообразной социокультурной действительности.

Настоящая книга рассчитана на то, что учебная подготовка будущих менеджеров досуга должна идти в тесной взаимосвязи с их формированием как исследователей, умеющих добывать новые зна­ния путем непосредственного и самостоятельного анализа жизнен­ных явлений и процессов. Предлагаемые в учебном пособии матери­алы прямо нацелены на оказание студентам непосредственной помо­щи в квалифицированном выполнении рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ. Нельзя забывать, что становление учебных дисциплин наиболее успешно реализуется на основе коллек­тивного творчества, в процесс которого активно вовлечены все, в том числе и учащаяся молодежь.

Наша книга не претендует на раскрытие всех социокультур­ных проблем сегодняшнего дня, поэтому и применять ее надо в орга­ническом сочетании с другими учебниками и учебными пособиями. В настоящее время в Российской Федерации нет ни одного вуза куль­туры и искусств, который не вносил бы свой полезный вклад в про­цесс научного фундирования профилирующего для этих вузов пред­мета - социально-досуговая деятельность. Нет никаких сомнений в том, что этот процесс коллективного творчества будет продолжаться и в дальнейшем.

 








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 1959;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.081 сек.