Педагогические проблемы повышения коммуникативной культуры личности

То обстоятельство, что общение относится к разряду относи­тельно автономных и спонтанно развивающихся явлений, отнюдь не означает, будто оно не может стать объектом социокультурного ре­гулирования. Основное искусство менеджера досуга как раз и заклю­чается в умении правильно использовать объективные процессы и ситуации, незаметно придавая им наиболее целесообразную направ­ленность. Но для этого необходимо найти оптимальные условия вза­имодействия внешних влияний с общими закономерностями поведе­ния человека в сфере коммуникаций.

В общении мы чаще всего не имеем возможности прямо фор­мировать складывающиеся межличностные и групповые отношения. Это в значительной мере стихийный социально-психологический процесс, трудно поддающийся прямой регуляции. Однако знать и учитывать объективные закономерности функционирования кон­тактов нам совершенно необходимо. Только это дает возможность находить благоприятные с точки зрения культуросообразности фак­торы, усиливать их при помощи специального воздействия, нейтра­лизовать то, что является нежелательным.

Процесс вторжения в сферу свободного времени связан с пре­одолением очень серьезных трудностей. Все более усиливающаяся регламентация производственной жизни заставляет людей особенно дорожить возможностью по-своему распорядиться нерабочим вре­менем. Неформальный досуг действительно дает много для «встряс­ки», расслабления, релаксации. Человеку нужен отдых, а суть его состоит в отключении от привычных ритмов, дел и обязанностей. Вот почему сознательно, а чаще всего бессознательно, люди стремят­ся на досуге преодолеть сдерживающие механизмы, сломать «приев­шиеся» стереотипы, получить после долгих ограничений и самоогра­ничений известную свободу действий. На этом пути человеку дей­ствительно претит любая прямая регламентация, и, может быть, именно в непонимании или в недооценке данного обстоятельства таится корень неудач некоторых чрезмерно заорганизованных ме-неджментных технологий.

Взрослый человек в системе общения относится к самым слож­ным объектам регулирования. Личность всегда выражает свое отно­шение к внешним воздействиям. Что касается непосредственно кон­тактирующих людей, то здесь процесс отражения становится осо­бенно активным. Общение способно как усиливать, так и ослаблять внешние влияния. Через призму общения преломляется получаемая людьми информация. Непосредственные контакты во многом опре­деляют систему ценностных установок и других внутренних пози­ций личности. Общение - стимулятор нравственных поступков и поведения человека в целом.

Регулирование сферы общения строится на творческом ис­пользовании основных закономерностей, выявленных общей теори­ей менеджмента. Здесь применимы многие из принципиальных положений, относящихся к регуляции сложных динамических систем. Однако реализация этих положений в столь специфической области, какой является досуг, не может быть эффективной без учета приро­ды, функций и особенностей свободного времени.

Как социально-психологический процесс межличностное обще­ние обладает большими возможностями саморегуляции. В принци­пе, при нормальных внешних и внутренних условиях оно, как синергетическое явление, способно правильно развиваться и без специаль­ной корректировки. К сожалению, на практике столь идеальное по­ложение встречается редко. Если к тому же учесть, что, функциони­руя, стихийное общение никогда не реализует себя полностью в ка­честве культурогенного фактора, необходимость внешнего воздей­ствия на этот процесс становится совершенно очевидной.

Эффективность во многом зависит от того, в каком соотно­шении находится внешнее регулирование и саморегулирование про­цесса. Управляющий субъект, подстраиваясь к управляемому объекту, всегда искусственно сокращает его разнообразие, но регу­лирует не все. а наиболее важные компоненты и связи. Примени­тельно к общению это происходит потому, что отдельные его со­ставляющие принципиально не поддаются внешней регуляции. К тому же чрезмерно жестокое влияние в данном случае вообще не может считаться рациональным. В сфере свободного времени и сво­бодного поведения человека действуют свои объективные законо­мерности, игнорирование которых всегда приводит к отрицатель­ным последствиям. В рассматриваемых условиях особенно важно то, что называют «золотой серединой». Излишне робкое вмеша­тельство в процесс общения увеличивает в нем долю стихийного. Слишком энергичные воздействия ограничивают возможности са­морегуляции межличностных коммуникаций.

Неоптимальная регуляция характеризуется прежде всего тем, что при ней стихийные факторы оказывают на течение коммуника­тивных процессов большее влияние, чем целенаправленные факторы. Аналогичное положение складывается, когда регулирование плохо приспособлено к объекту, не учитывает его особенности и в резуль­тате вступаете противоречие с внутренними движущими силами.

Иначе обстоит дело при оптимальном уровне менеджмента. В данном случае целенаправленные влияния равномерно регулируют действие стихийных факторов, усиливая, нейтрализуя или ослаб­ляя их. Корригирование здесь лучше приспособлено к внутренним особенностям объекта. Знание и учет этих особенностей позволя­ют придать процессу саморегуляции наиболее целесообразную на­правленность.

В предельно схематичном виде суть регулирующих воздей­ствий на общение можно представить как перевод функционирую­щих коммуникаций из одного состояния в другое. При этом наибо­лее важным объектом воздействия являются содержание лежащей в основе коммуникации деятельности, организационная структура группы, внутри которой развертывается общение, и структура само­го общения.

Организационная структура досуговой группы, внутри кото­рой протекает общение, может иметь следующие формы:

- группа-конгломерат (ранее незнакомые люди впервые со­брались или собраны, между ними еще нет никаких устойчивых вза­имосвязей, группа не оформлена организационно);

- группа-кооперация (группа уже действует и оформилась организационно, но отношения в ней носят сугубо деловой характер, по существу, она имеет только формальную структуру);

- группа-корпорация (у группы есть четко сформулирован­ные общие цели, она успешно функционирует, крепко спаяна орга­низационно, но ее деятельность и общение замкнуты на самой себе, все подчинено только удовлетворению личных потребностей и инте­ресов, внешние связи не имеют должного развития);

- группа-коллектив (группа имеет все основные признаки коллектива - единство целей, общую деятельность, устойчивое орга­низационное оформление, гармоничное развитие внешних и внут­ренних связей).

Структура самого общения также характеризуется по ряду параметров. К ним относятся взаимосвязь формальных и неформаль­ных подсистем, круг непосредственного общения и степень психоло­гической близости возникающих межличностных отношений.

Целенаправленное использование общения в целях культурно­го развития человека невозможно без досконального понимания со­циальной ситуации формирования личности. В данном случае речь идет не просто о воздействии окружающей среды, а о взаимодействии индивида со средой, о сочетании внешних и внутренних усло­вий развития.

Как бы ни влияло общение на личность, система этих влияний ничего не изменит до тех пор, пока они не будут приняты человеком, не войдут в ее внутреннюю потребностно-мотивационную сферу. Только после этого установки, ориентации и требования среды смо­гут действовать в качестве факторов, определяющих поведение лич­ности. Из такого понимания социальной ситуации вытекает основ­ной практический вывод: здесь очень важно обеспечить сочетание внешних воздействий с внутренним самодвижением личности. Од­нако тогда возникают новые вопросы: а можно ли путем регуляции общения добиться этого и, что самое главное, как добиться. Обра­тимся в поисках ответа к той системе, которую мы обозначили ра­нее понятием «внутренняя позиция» личности. В предельно общей обрисовке - это отношение человека к окружающему миру, исходя из того объективного положения, какое он занимает среди других людей и хотел бы занимать. И вот тут уже ясно просматривается основной психологический рычаг, с помощью которого можно дос­тичь поставленных целей.

Досуговое общение - исключительно подвижный процесс. Это объясняется рядом обстоятельств. Начнем с того, что здесь очень ча­сто меняется состав взаимодействующих лиц. Постоянной транс­формации подвержена лежащая в основе общения деятельность: обо­гащаются ее содержание, состав, движущие силы. В любительских группах весьма интенсивно действует саморегуляция, влияние кото­рой пронизывает все стороны работы и отношений.

Главное здесь - перевести внешние требования на уровень лич­ностных значений, ибо только на этом уровне они начнут действо­вать в качестве факторов, обуславливающих формирование сознания и организацию поведения людей. При этом добиться такого перево­да можно одним путем - надо, чтобы выполнение внешних предпи­саний обеспечивало человеку то положение в системе межличностных отношений, к какому он стремится.

Совокупность используемых методов может быть представле­на следующим образом.

1. Метод формирования и совершенствования деятельной ос­новы общения. Используя этот метод, менеджеры организуют занятия так, чтобы они побуждали людей вступать во взаимодействие определенного культуросообразного типа.

2. Метод переключения из одного круга общения в другой Суть его заключается в том или ином торможении нежелательных взаимосвязей, а также в практической помощи человеку в измене­нии структуры его контактов.

3. Метод стимулирования общественного мнения. Через обще­ственное мнение, которое является важным регулятором отношений личности с явлениями, процессами и объектами окружающего мира, можно эффективно влиять на самое главное в системе этих отноше­ний - отношение человека к человеку.

4. Метод направленной работы с лидерами досуга. Педаго­гическая эффективность этого метода основана на подражатель­ной способности человека и формирующем влиянии людей друг на друга.

5. Метод непосредственной корректировки межличностных отношений (показ ущербных сторон сложившейся системы общения и организация совместных усилий по ее совершенствованию, участие в урегулировании конфликтных ситуаций, помощь в изменении ста­туса отдельных членов группы).

Основным в методике влияния на процессы общения является методика стимулирования. И это вполне закономерно. Во-первых, ре­гуляция столь специфического объекта связана, прежде всего, с ис­пользованием косвенных педагогических воздействий. Во-вторых, здесь мы имеем дело с динамической саморегулирующейся системой! которую можно только побуждать, но не принуждать. И, в-третьих! человек, будучи основным действующим лицом, выступает в данном случае в роли активного субъекта, строящего свое поведение в соот­ветствии с собственными потребностями, интересами и мотивами.

Взаимодействие в сфере свободного времени, как и любое дру­гое взаимодействие, невозможно без сформировавшейся внутренней установки и определенного уровня практической активности. У любого человека существует объективная потребность в общении, которая так или иначе реализуется. Однако это отнюдь не означает, что все происходит само собой. Практика подтверждает необходи­мость целенаправленного побуждения людей к контактам опреде­ленного типа. Сделать это можно только через направленное формирование системы внутренних побудителей, способствующих осозна­нию и реализации коммуникативной потребности. Посредством стимулирования и его организационного подкрепления обеспечивается выбор людьми наиболее ценных в личностном и социальном пла­не видов досугового общения. По их внутренней сути применяемые в данном случае стимулы представляют собой специфическое про­буждение личностных интересов.

Действенность процесса стимулирования в значительной сте­пени определяется тем, насколько организаторы общения принима­ют в расчет социальную природу человека. С этой точки зрения можно выделить несколько групп стимулов, могущих побудить людей к совместной досуговой деятельности.

К первой группе относятся стимулы, обусловленные потребно­стью в новых знаниях и текущей событийной осведомленности (не­обходимо, используя групповую информированность, восполнить свои информационные пробелы; есть сведения, которые можно полу­чить только здесь; благодаря повседневному общению будешь в курсе всех местных дел).

Вторую группу стимулов составляют стимулы, обусловлен­ные жизненно-практической значимостью коллективного досуга (общаясь, расширишь и укрепишь свои дружеские связи; контакт с другими людьми дает возможность более правильно ориентировать­ся в текущих событиях).

Группа третья включает стимулы, имеющие своей основой об­щественное мнение (осуждение нелюдимости, замкнутости; обще­ственное одобрение коллективистической настроенности и направ­ленности личности; высокий общественный престиж коллективных форм времяпрепровождения).

Четвертая группа - стимулы, связанные со свойствами само­сознания личности (в общении можно показать себя; общаясь, полу­чаешь возможность проверить себя в сравнении с другими людьми; через досуговые контакты можно укрепить свое ролевое положение в микросреде).

К пятой группе следует отнести стимулы, связанные с экспрес­сивно эмоциональными ценностями, прежде всего с потребностью в совместных переживаниях.

И, наконец, в шестую группу входят стимулы, связанные со стремлением к культурно-творческому развитию (в группе собира­ются знающие, интересные люди, и, общаясь с ними, можно многому научиться; интересующий вид любительства возможен только в объединении и т.п.).

Внешнее воздействие на развитие досуговых коммуникаций становится успешным при соблюдении определенных условий и тре­бований. Прежде всего организаторам общения необходимо обеспе­чить систематичность контактов. Взаимосвязи функционируют нормально, если поддерживается необходимый уровень их интенсив­ности, что прямо связано с частотой взаимодействия. Нарушение систематичности может привести к затуханию потребности в обще­нии, охлаждению отношений и даже полному их разрушению.

Регулирующее влияние на процессы общения базируется на постоянном учете единства организации и самоорганизации. Оно становится эффективным лишь при условии, если внешние органи­зующие воздействия осуществляются со знанием и опорой на внут­ренние закономерности общения как динамичную саморазвивающу­юся систему.

Очень важно помочь каждому из вовлеченных в орбиту досу­гового общения обрести активную самостоятельную позицию. Здесь не должно быть ни пассивности, ни второстепенных ролей. Общение становится формирующим фактором, когда участники его четко осознают свою значимость в общем деле, лично заинтересованы в достижении поставленных целей и имеют реальную возможность для самоутверждения и реализации своих потребностей и способно­стей.

Межличностное общение должно иметь независимые от дея­тельности привлекательные стороны. Важно, чтобы оно вызывало у людей положительные эмоции, доставляло им удовлетворение, удо­вольствие, наслаждение. По-настоящему крепким и сплоченным яв­ляется лишь то объединение, члены которого воспринимают каждую очередную встречу как большое радостное событие.

Работа по регулированию процессов общения имеет собствен­ную систему методов. По своему характеру они являются организа­ционно-педагогическими методами. В теоретическом осмыслении и использовании этих методов мы должны исходить из природы и об­щественной сути человека, из единства воспитания и практическо­го поведения людей.

Основное назначение методов регулирования досуговых ком­муникаций заключается в формировании у людей потребностей и стремлений к обогащающим личность досуговым контактам и в практической организации этих форм поведения. По существу, здесь речь идет о внедрении в жизнь лучших образов накопленного и обоб­щенного опыта общественных отношений. Что касается воспитатель­ной цели, то она может быть сформулирована как превращение межличностного общения в инструмент полноценной социализации личности.

Система методов регуляции общения имеет целью обеспечить воздействие на него на всех основных уровнях и этапах коммуника­ции. Соответственно и функции рассматриваемых методов можно выразить как функции совершенствования процессов межличност­ной перцепции, практической организации взаимодействия и педа­гогической корректировки межличностных отношений.

Регулирующее воздействие на сферу общения может осуще­ствляться прежде всего путем организационно-педагогического вли­яния на его содержание. Перед организаторами досуга стоит задача - планомерно и систематически расширять и обогащать традицион­ную тематику общения. Это тем более важно, что содержание таких коммуникаций нередко еще остается однообразным, поверхностным, мелкотемным. Формирование потребности в насыщенных, обогаща­ющих личность контактах является делом большой воспитательной важности. Но это довольно трудный процесс, связанный зачастую с ломкой сложившихся стереотипов и с осознанием недостатков тра­диционного опыта свободного времяпровождения.

Не менее важную роль играет влияние на общение через целе­направленную корректировку его структуры. Поскольку контакты в сфере свободного времени складываются в большинстве случаев стихийно, они далеко не всегда удовлетворяют самих людей и еще чаще не являются оптимальными с культурогенной точки зрения. При умелом подходе работа по организации досугового общения объективно способствует завязыванию новых знакомств и возникно­вению новых приятельских связей. Предлагая и организуя различные виды культурной деятельности, менеджеры досуга не только созна­тельно формируют предметную основу контактов, но и влияют на структуру непосредственного общения. Многообразный набор досуговых занятий уже сам по себе является хорошей основой для безбо­лезненного обновления отношений в тех случаях, когда в этом возни­кает необходимость.

Целенаправленное формирование структуры общения пред­полагает тщательное продумывание его с самых различных позиций. Для того чтобы обеспечить эффективную культурную диффузию, надо предусмотреть оптимальное контактирование людей с разно­образным социальным опытом. Особые воспитательные резервы реализуются при наличии разновозрастной аудитории. Большую практическую значимость имеет вопрос о целесообразных вариан­тах контактирования представителей одной, смежных и разных профессий.

Если менеджер досуга хочет стать настоящим организатором общения, ему необходимо знать и учитывать реально существую­щие межличностные взаимосвязи, и в том числе те, которые сложи­лись помимо социокультурного центра. Продуманное их использо­вание облегчает решение многих организационных задач. Общеизве­стно, что тяготеющие друг к другу люди быстрее включаются в коллективную жизнь центра, легче превращаются из посетителей в завсегдатаев. Чем лучше используются традиционно сложившиеся досуговые взаимосвязи, тем больше возможностей добиться самого главного: превратить центр в любимое место отдыха.

На современном этапе особенно важной задачей социокуль­турного менеджмента становится проблема ввода в орбиту культур­ного общения многочисленных сообществ, возникающих по месту жительства, учебы или работы. Целесообразность такого ввода дик­туется целым рядом обстоятельств. Прежде всего здесь полнее реша­ется задача общего совершенствования структуры досуга. Центр распространяет сферу своего влияния на те слои населения, которые особенно нуждаются в целенаправленном совершенствовании путей использования свободного времени. Досуговому общению придается более полезное содержательное накопление.

Однако сам процесс ввода уже возникших групп в сферу соци­окультурных центров и объединений является довольно сложным. Групповые взаимосвязи, имеющие сугубо интимную природу, тща­тельно оберегаются от любого вмешательства. Если по характеру своему досуговые контакты более или менее удовлетворяют людей, входящих в товарищеские группы, то люди не особенно охотно идут на расширение своих отношений. И тем не менее пути решения этой проблемы реально существуют и найти их можно.

Для менеджеров досуга очень важно видеть, понимать и уме­ло использовать те объективно заложенные в общении свойства, ко­торые делают его одним из важнейших средств социокультурного развития личности. Общение - очень мощный по своей силе фактор пробуждения и формирования личностных потребностей. Наблюдая деятельность других, знакомясь с ними как с партнерами по досугу, включаясь в совместные занятия, человек неизменно переживает определенные состояния, проявляющиеся в форме желаний, влечений, стремлений, интересов. Нередко здесь мы постигаем такие ценности жизни и культуры, с которыми ранее не сталкивались.

Особенно ярко побуждающая роль общения проявляется в си­туациях выбора, когда человек решает, какому виду деятельности как объекту удовлетворения своих потребностей отдать предпочте­ние. Реально существует постоянная ориентация личности на рефе­рентную группу в читательских и зрительских пристрастиях, в мо­дах на одежду и другие предметы потребления, в нормах и манере взаимоотношений, в досуговых увлечениях и т.д.

В процессе общения человек удовлетворяет одну из важней­ших потребностей - потребность в самоутверждении, и это, при оп­ределенных условиях, может стать решающим фактором саморазви­тия и самовоспитания личности. Как явление и процесс самоутвер­ждение базируется на самовыражении. Человек выражает себя во всем - в словах, действиях, поступках, в поведении. И это практичес­ки нельзя сделать, будучи изолированным от своего окружения. Для того чтобы мы могли выразить обуревающие нас мысли, чувства, переживания, нам нужны другие люди, которые, выслушав, почув­ствовав, откликнувшись, дают нам возможность проявить самих себя. Короче говоря, самовыражение и самоутверждение, как и само­познание, обязательно предполагают для своей реализации межлич­ностное взаимодействие. При этом особенностью досугового занятия является то, что в процессе их человек получает уникальную возмож­ность выступить в наиболее благоприятной для себя роли.

Будучи освобожденным от жестокого функционализма, досуговое общение выявляет истинные и глубинные свойства, способности и задатки личности. Порой на этом пути человек как бы заново открывает себя. Любительские занятия почти всегда имеют твор­ческую направленность, а в этой деятельности предъявляются особые требования к интеллектуальным, эмоциональным и волевым каче­ствам субъекта. Человек имеет возможность практически познать уровень развития своего воображения, гибкости ума, наблюдатель­ности, сообразительности. В совместной работе рельефно проявля­ются степень общительности, чуткости и внимательности по отно­шению к другим, умение включаться в общее дело, устанавливать нормальные взаимосвязи и т.д.

Досуговое общение с присущим ему взаимообменом актуаль­ной информацией, ее осмыслением и оценкой помогает людям лучше и правильнее ориентироваться в событиях и тенденциях повседнев­ной жизни. Это важный способ проверки истинности личностных представлений, их переосмысления и корректировки.

Широкое взаимодействие позволяет более критично проана­лизировать сложившиеся суждения, лучше соотнести их с установ­ками других и с объективной социальной практикой. Выработанное мнение - не простая сумма мнений, а нечто новое. В результате вза­имопополнения нередко возникают такие оценки и выводы, к кото­рым ни один из субъектов общения не смог бы прийти, будучи в относительном одиночестве.

Как информационный и ценностно-ориентационный процесс, общение включает в себя не только передачу рациональной инфор­мации, но и обмен переживаниями. Потребность в таком обмене -один из важных мотивов, толкающих человека к постоянным меж­личностным контактам. Очень часто люди не просто сочувствуют друг другу, а стараются, сообща и опираясь на свой опыт, найти наиболее верный вариант решения той или иной трудной задачи. Мы не говорим уже о тех нередких случаях, когда человек человеку ока­зывает, наряду с моральной, и прямую практическую помощь.

Реальные взаимосвязи и место, занимаемое человеком в систе­ме межличностных отношений, играют весьма важную роль. Одна­ко сами по себе они еще не обеспечивают полноценного формирова­ния личности. Второй момент, без которого невозможны сдвиги в сознании и поведении человека, - его внутренняя позиция. Именно она показывает, как индивид относится к своему коммуникативному статусу, доволен ли им, и если нет, то каковы его желания, стрем­ления и реальные действия. Это, вне всякого сомнения, ключевой момент инкультурационного процесса. Непосредственное окруже­ние может сколько угодно влиять на личность, но действенными подобные влияния станут только тогда, когда войдут в личностную потребностно-мотивационную сферу. Между тем это происходит лучше всего, если согласие с требованиями микросреды дает челове­ку возможность упрочить и занять желаемое положение среди окру­жающих и таким образом удовлетворить свою внутреннюю потреб­ность. Мы сталкиваемся здесь со сложным переплетением объектив­ных и субъективных факторов, и задача заключается в том, чтобы сделать их педагогически регулируемыми.

Любая духовная ценность, прежде чем она будет принята лич­ностью, обязательно соотносится с ее потребностями, идеалами и ус­тремлениями. При этом последние могут иметь не только личност­ный, но и групповой характер. У людей, постоянно живущих и рабо­тающих рядом друг с другом, всегда есть много общего в потребностно-мотивационных образованиях. Отсюда их доверие к группово­му началу и высокая оценка того, что им порождается и санкциони­руется. Применительно к процессу формирования мировоззренчес­ких и нравственных ориентации это выражается в интенсивном переводе общих значений на уровень личностного смысла. Никогда нельзя забывать, что большие идеи не существуют для человека в аб­страктно-отвлеченном виде. Они имеют четкую заземленность и ре­альное воплощение в делах и поступках совершенно конкретных лиц, действиях конкретных групп и организаций.

Досуговое общение как культурогенный процесс имеет двусто­ронний характер: человек не только получает, но и передает инфор­мацию другим людям. Последнее становится также важной потреб­ностью, удовлетворение которой следует считать совершенно необ­ходимым делом. Опыт показывает, что индивидуальное саморазви­тие протекает наиболее успешно, если в ходе его оптимально пере­крещиваются функции объекта и субъекта. Отсюда совершенно конкретная задача, встающая перед менеджерами досуга как орга­низаторами культурного общения, - надо сделать так, чтобы каж­дый принес сюда все лучшее, что у него есть.

Создавая условия для полноценного общения, нельзя забывать об условиях подготовки к нему. Эти процессы тесно взаимосвязаны 0 игнорирование одного из них не замедлит отрицательно сказать­ся на развитии другого. Вот почему забота о возможности широко­го использования человеком индивидуальных источников духовно­го обогащения все более становится одной из важнейших задач совре­менных культурно-досуговых центров.

В этой работе очень важно учитывать и сознательно исполь­зовать объективный закон единства общения и обособления личнос­ти, видеть его конкретные проявления и умело учитывать их в соци-опедагогической деятельности. Мы уже говорили о том, что обособ­ление идет как в уединении, так и в общении и сводится к определе­нию личностной позиции, позволяющей человеку утвердить соб­ственную индивидуальность. Это своего рода отличие себя от дру­гих, выделение себя из общности. В культурогенном плане оно име­ет не меньшее значение, чем общение. Практически же обособление и общение является неразрывным и внутренне единым процессом: обособление формирует особенности личности, общение проявляет и развивает их.

Не будь обособления, любая досуговая общность потеряла бы все свои формирующие потенции и превратилась бы в однообразный, безликий, ничего не дающий для взаимного обогащения конгломерат. Чем богаче человек как личность, чем больше у него запас знаний и ярче собственное отношение к миру, тем ценнее он в качестве субъек­та межличностного общения.








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 634;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.