Сущность и структура общения в сфере свободного времени

Каким бы высоким ни оказался культурогенный потенциал рассмотренных выше видов досуговой деятельности человека, он в принципе не может быть реализован, если эта деятельность не обес­печивается и не подкрепляется прямым или косвенным общением. Вызываемые потребностями в совместной деятельности коммуника­ции, понимаемые нами как многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, непременно включают в себя выработку единой стратегии и тактики взаимодействия, обмен ра­циональной и эмоциональной информацией, непосредственно внесе­ние определенных изменений в систему личностно-смысловых обра­зований контактирующих партнеров. Не будет преувеличением сказать, что человек становится личностью только в результате ак­тивного взаимодействия с другими людьми. Культурообразующий и социопедагогический смысл общения состоит в его уникальных и богатейших возможностях выступать в качестве важнейшего сред­ства массовой трансляции накопленного социального опыта.

Развивающиеся в сфере досуга коммуникации имеют большое значение для общего культурного развития личности, ее социально­го формирования, успешного адаптирования в социуме, творческой самореализации человека. Однако наилучшим образом все это про­исходит не само собой, а при условии хорошо продуманного педаго­гического регулирования межличностных отношений.

В самом широком плане общение можно определить как вза­имодействие на основе взаимного психического отражения. В таком понимании оно представляет собой частный случай коммуникации, под которой понимается любой вид информации. Процесс общения - это выражение тенденции к организации, заложенной в самой природе социальной практики человека.

Потребность в общении проявляется у ребенка уже на первом году жизни. По мере взросления она превращается в одну из основных социальных потребностей индивида, во многом определяющую его духовный облик и практическое поведение. Исходя из современ­ных научных представлений об общении, мы рассматриваем эту потребность как такое состояние личности, которое характеризует­ся ее стремлением к вступлению в контакты с другими людьми. Нормально развивающийся человек всегда стремится к общению и испытывает потребность в общении.

Обычно стремление к общению возникает там, где человек ис­пытывает определенное затруднение: налицо потребность и сформи­ровавшиеся мотивы к действию, но достичь желаемой цели в одиноч­ку, без участия других людей, он не в состоянии. Живя в обществе, люди не могут не координировать свои намерения с намерениями окружающих. Даже самое простое дело, когда в него вовлечено не­сколько человек, требует согласования усилий. Благодаря общению люди получают возможность перенимать друг у друга то, что они еще не знают и не умеют сами.

Социальная психология рассматривает в качестве основного условия и главной предпосылки процесса общения реально существу­ющие различия между людьми. Психологи считают, что именно природная разновидность индивидов подталкивает их к постоянно­му социальному взаимодействию друг с другом. И действительно: если предположить, что сознание, опыт, способности, знания, возмож­ности людей станут абсолютно одинаковыми, непонятно, зачем им тогда вступать во взаимодействие? В этом случае людям просто нечего было бы сказать и передать друг другу.

Коммуникативная ситуация всегда является проблемной. Воз­никает коммуникативная интенция, т.е. стремление вступить с кем-то в контакт, наладить связь и взаимодействие.

Трудно согласиться с отдельными авторами, которые утверж­дают, что общение в сфере свободного времени может выступать только в качестве социально-психологической характеристики той или иной формы практических занятий, особенно когда при этом категорически отвергается общение как вид досуговой активности, смысл и содержание которого исчерпывается им самим. На наш взгляд, столь решительное исключение общения из числа самостоя­тельных явлений противоречит реальной практике и является весь­ма уязвимым в теоретическом отношении. Важная особенность досугового общения состоит в том, что оно в целом ряде случаев становится самоцелью, а предметная деятельность в собственном смысле превращается в повод для коммуникации.

Не менее ошибочным является встречающееся в некоторых публикациях отнесение свободного общения к занятиям исключи­тельно развлекательного плана. Такая квалификация измельчает смысл и суть неорганизованных досуговых контактов, суживает их функционально-содержательный диапазон и ограничивает педагоги­ческие возможности.

Нельзя забывать, что элементы свободного межличностного общения пронизывают не только отдых в собственном смысле слова, но и все другие области досуга, не исключая познавательную и куль­турно-творческую. Кроме того, существует самостоятельная сово­купность занятий, основной смысл которых сводится к общению, причем эти занятия довольно часто не относятся к разряду развле­чений. Свободное общение выделяется в данном случае исходя из уровня внешней формализации совместной деятельности. В таком понимании ему противостоит регламентируемое общение, происхо­дящее в рамках целенаправленно подготовляемых и проводимых программ и занятий.

Еще один неплодотворный подход к трактовке свободного об­щения связан с фактическим игнорированием межличностных кон­тактов, происходящих вне организованной досуговой общности. В принципе, возможность таких контактов не отрицается, но они низ­водятся до уровня малозначимых и неперспективных явлений.

Сторонники этой точки зрения нередко рассматривают совре­менный досуг как систему самостоятельных объединений, внутри которых только и могут функционировать все коммуникативные процессы. Между тем организованными общностями охвачена лишь мизерная часть населения. Основным субъектом в работе социокуль­турных центров является не кружковец, а посетитель. Таким обра­зом, свободные взаимосвязи, в которые люди вступают в сфере сво­бодного времени, никак нельзя считать чем-то второстепенным и малозначимым.

Общение в социокультурных центрах долгое время шло по пути усиления так называемого регулятивного начала. В этом ска­зывалось влияние популярной тогда идеи о необходимости всемерно­го идеологического насыщения социально-психологических явлений, что проявлялось в чисто практическом стремлении не выпустить коммуникативные процессы из-под определенного контроля. Одна­ко внешнеорганизациошюе воздействие на область межличностного общения может быть полезным лишь в определенных пределах. И там, где оно их переступает, свободные коммуникации теряют свою самобытность и трансформируются в явления институционного порядка. Стоит заглянуть в недавнее прошлое, как мы отчетливо увидим, как это происходило. Речь идет о времени, когда оптималь­ный баланс между формализованными и неформализованными заня­тиями оказался явно нарушенным. Социокультурные центры понес­ли от этого несомненный урон и потеряли значительную массу сво­их потенциальных посетителей.

Многочисленные опросы последних лет с убедительностью свидетельствуют о возрастающей потребности людей в свободном повседневном общении. Нет никакого сомнения в том, что эта сфе­ра досуговой жизни вносит довольно существенный и ничем не заме­нимый вклад в дело удовлетворения реальных желаний и стремлений личности, а также в процесс развития человека. Она по самой своей природе противится втискиванию в рамки строгих институций и всячески противится формализации.

Будучи обусловленными социальными факторами, досуговые контакты представляют собой разновидность общения в его лично­стной модификации. С точки зрения способа контактирования - это живое, непосредственное взаимодействие без каких-либо опосред­ствующих средств связи. Здесь имеет место максимальное сближе-ние дистанции между субъектами, а также возникает двухсторон­няя связь - вступающие в контакты, как правило, меняются ролями (интенсивность этого перехода детерминирована в каждом случае субъективными факторами).

В социально-психологическом плане досуговое общение явля­ется формой неофициальных и нормативно нерегламентируемых взаимодействий. Тут человек встречается с другим человеком не как с членом той или иной организации, а как с личностью. Отсюда еще одна особенность общения -высокий уровень эмоциональности, го­раздо более высокий, чем в сфере делового общения.

Благодаря полной свободе и добровольности досугового обще­ния человек вступает в сеть образующихся взаимосвязей в наиболее благоприятной для него роли, и это создает хорошие условия для ин­дивидуального самопроявления и самореализации. Современные исследователи справедливо отмечают, что в условиях досуга создает­ся наилучшая обстановка для спокойных, объективных и всесторон­них обсуждений взаимоинтересных вопросов. Качественной особен­ностью складывающейся коммуникации является ее непринужден­ность и непристрастность по сравнению, допустим, с атмосферой в такой области, как деловое взаимодействие.

В сфере досуга деятельность в ее практическом смысле доволь­но часто служит лишь поводом для общения, а само общение, пони­маемое прежде всего как речевое взаимодействие, превращается в де­ятельность. На этой основе базируется большая и перспективная область свободных досуговых коммуникаций, где общение становит­ся не фоновым и сопутствующим, а основным видом человеческой активности.

В рамках досуговых занятий, представляющих органическое единство двух относительно самостоятельных компонентов - прак­тической деятельности и общения между ее участниками, соотноше­ние и удельный вес этих компонентов может быть различным. Преж­де всего оно зависит от вида занятий. В одних занятиях для людей важен в первую очередь результат их деятельности. Так, например, в просветительно-образовательной работе человека привлекает та информация, которую он получает. В занятиях другого вида резуль­тат и процесс деятельности имеют примерно одинаковую значи­мость. К таким занятиям можно отнести большинство культурно-творческих занятий. Для третьего вида досуговых занятий харак­терным является то, что итоговый результат не представляет для участвующих в них людей какой-либо самостоятельной ценности. В данном случае важен и привлекателен сам процесс деятельности. К занятиям такого вида относятся, прежде всего, рекреационно-развлекательные формы досуга. Нетрудно заметить, что с увеличением значимости «процессуальной стороны» увеличивается и удельный вес общения между людьми, вовлеченными в то или иное занятие.

Все это имеет особенно большое значение, когда мы рассмат­риваем понятие «деятельность» и «общение» в аспекте процессов со­циализации. С этих позиций можно смело утверждать, что в любой ситуации на ум и сердце человека влияет не только и не столько какое-то практическое занятие - оно может оказаться в культурном плане и нейтральным, а прежде всего связи, которые складываются между контактирующими людьми.

Деятельность вообще формирует личность, потому что явля­ется прежде всего совместной деятельностью, т.е. совокупностью че­ловеческих отношений. При всей близости деятельность и общение в данном случае не могут и не должны идентифицироваться. И сколь широко мы ни трактовали бы предметно-практическую сторону досуговых занятий, она никогда не покроет другой - социально-психо­логической стороны. Более того, игнорирование межличностного аспекта приводит к искаженному пониманию практической дея­тельности. Не вполне понятным становится, в частности, процесс восприятия и усвоения рациональной и эмоциональной информации. Основными парадигмами взаимодействия в сфере свободного времени могут быть кооперация, состязание и диалог. Характерис­тиками общения, базирующегося на кооперации, можно назвать стремление к достижению общей цели, сходство позиций и взаимо­понимание. Люди стараются в данном случае всячески обходить вопросы, способные вызывать острые разногласия.

Особенность взаимодействия в форме состязания связана с же­ланием каждого из общающихся или группы общающихся добиться собственной цели и помешать в достижении целей другим. Эта раз­новидность общения отличается большей напряженностью отноше­ний, чем контакт, основанный на кооперации.

Что касается парадигмы диалога, то здесь субъекты общения, несмотря на определенные расхождения, с самого начала отчетливо видят возможности достижения согласия. Они готовы внимательно выслушивать друг друга и могут пойти в необходимых случаях на взаимный компромисс. Расхождения в позициях в данном случае не означают их несовместимости.

Досуговое общение можно рассматривать как процесс, вклю­чающий в себя накопление, обработку и выдачу информации. Он имеет ярко выраженную осведомительную направленность. Любому человеку в любой момент жизни необходимо знать, что происходит в окружающем мире. Оптимальный уровень информированности обеспечивает нормальное самочувствие и дает возможность пра­вильно и вовремя корректировать линию практического поведения. Досуговые контакты развертываются в той части временного бюджета, когда человек свободен от забот по удовлетворению своих основных потребностей. Это накладывает определенный отпечаток на их содержание: одни виды информации выходят на первый план, другие - на второй или вовсе вытесняются. И тем не менее общий объем проходящей информации остается довольно широким.

Основные особенности содержания досугового общения мож­но определить как свежесть информации (говорят чаще всего о том, что произошло недавно), преобладание событийной информации (велик удельный вес своего, местного), экспрессивность и эмоцио­нальность (в информации силен оценочный элемент). Взаимодей­ствие в сфере свободного времени, с присущими ему взаимообменом информацией, ее осмыслением и оценкой, помогает людям лучше и правильнее ориентироваться в событиях и тенденциях меняющейся жизни. Это важный способ проверки истинности личностных пред­ставлений, их переосмысления и корректировки. Человек через досу­говые контакты получает нередко дополнительные сведения, кото­рые не могут быть почерпнуты ни из каких других источников. Эта информация существенно увеличивает возможности знакомства с ранее неизвестными сторонами жизни.

Досуговое общение доставляет людям удовлетворение преж­де всего путем снятия личностных напряжений. Оно помогает ус­транить неопределенность: человек получает ответ на интересую­щие его вопросы (информационно-познавательный эффект); а так­же получает возможность утвердиться или разувериться в истин­ности какого-то мнения, оценки, суждения (ценностно-позицион­ный эффект), удовлетворить свои аффективные потребности, прежде всего потребность в эмоциональном сопереживании (эмоци­ональный эффект), снять коммуникативную дискомфортность, компенсировать дефицит, изменить круг и структуру общения (коммуникативный эффект), удовлетворить потребность в дис­функциональных личностно-избирательных контактах (гедоничес­кий эффект), включиться в сферу коллективного отдыха и развле­чений (рекреационный эффект).

Как информационный процесс досуговое общение включает в себя не только передачу рациональной информации, но и обмен пе­реживаниями. Потребность в таком обмене - один из важных моти­вов, толкающих людей к постоянным контактам со знакомыми и не­знакомыми, с приятелями и друзьями. Многие исследователи спра­ведливо рассматривают эту потребность как инстинктивно-биологический фундамент человеческой общительности. Жажда поде­литься своими радостями и печалями, излить то, чем наполнена душа, - вполне естественное желание человека. И, наоборот, душев­ная черствость и сознательное сдерживание эмоциональных реакций заметно ограничивает возможности вступления в контакт, мешает достижению психологической близости, обедняет глубину общения. Все это, в итоге, может стать серьезным тормозом на пути развития человека как субъекта общения.

Досуговое общение вносит очень важный и практически ничем не заменимый вклад в процесс индивидуальной рекреации. Само ощущение того, что у тебя есть настоящие друзья, у которых всегда можно найти поддержку и взаимопонимание, порождает чувство уверенности и оптимизма. Благодаря комфортности ближайшего окружения личность утверждается в своей нужности и значимости. Периодически повторяющиеся встречи становятся в этой ситуации благотворным фактором, способным снимать или, во всяком случае, уменьшать эмоциональное напряжение. Человек получает удовольствие от самого процесса взаимодействия. Людей привлекает воз­можность строить свое поведение как свободное, стимулируемое только личными желаниями, лишенное строгой регламентации и стандартизации.

Не будет преувеличением сказать, что продуктивное общение предполагает параллельно идущее с ним и не менее продуктивное (если оно правильно организовано) уединение. Вот почему эти про­цессы, несмотря на кажущуюся противоположность, очень тесно взаимосвязаны и развитие одного из них тотчас сказывается на раз­витии другого.

Уединение помогает готовиться к выходу на люди, совершен­ствоваться в качестве партнера по общению. Без этого едва ли воз­можно сохранить и развить себя как индивидуальность. Быть инте­ресной в общении личностью, значит быть человеком, имеющим свое лицо. Это не происходит само собой. Самобытность всегда резуль­тат долгой и упорной работы, размышлений, анализа, накопления знаний. Как тут не вспомнить один из известных афоризмов: если ты непременно хочешь иметь свое лицо, не забудь предварительно обза­вестись собственной головой, все попытки обойти это правило конча­лись неудачей.

Мы уже говорили, что при очень интенсивном общении, кото­рое забирает чуть ли не все свободное время, человек практически пе­рестает работать над самим собой. Конечно, общение, особенно в ин­тересной, хорошей компании, в какой-то мере способствует разви­тию личности. Однако без подкрепления этого плодотворного в сво­ей основе процесса систематическим саморазвитием, а оно проходит чаще всего в индивидуальных формах, общение не может дать мно­гого. Вот так и возникает необходимость пойти на сознательное ограничение своих повседневных встреч. Нельзя не отметить, что сделать это бывает довольно трудно. Привычные формы досуга по-своему затягивают - отказаться от них ничуть не легче, чем навсег­да забыть сигареты для заядлого, с многолетним опытом куриль­щика. Ответить отказом на приглашение, сказать обидное «нет» старому другу способен далеко не каждый, но делать это все-таки приходится.

Прикладной культурологией обычно выделяются четыре воз­можных в реальной практике организации досуга содержательных вида межличностного общения: общение в процессе отдыха и развле­чений; общение в ходе потребления духовных ценностей; общение на основе созидания духовных ценностей; общение, связанное с деятель­ностью по распространению духовных ценностей.

По признаку организации можно выделить два самостоятель­ных вида досугового общения. Первый из них возникает и функци­онирует в рамках стихийно образующихся диффузных групп и представляет собой наиболее распространенную форму повседневно­го свободного контактирования. Второй вид общения - это межлич­ностное взаимодействие и взаимосвязи, развивающиеся внутри ста­бильных досуговых объединений. Здесь контакты отличаются боль­шей устойчивостью, регулярностью, организованностью. Субъекты общения связаны единой, регулярно повторяющейся деятельностью. Взаимоотношения в данном случае строятся более осознанно. По­скольку люди хорошо знают друг друга и находятся в рамках общ­ности со своими дополнительными нормами поведения, уменьшается действие случайных факторов. Не будет преувеличением сказать, что этот вид досуговых контактов обладает особенно мощным соци­окультурным потенциалом.

Будучи тесно связанным с деятельностью, общение имеет ана­логичную с нею структуру. Однако структурные элементы этого процесса обладают и целым рядом особенностей.

В любом коммуникативном акте действует субъект общения. Объектом, на который направлена его активность, является другой человек. Поскольку он тоже находится в активной позиции, есть все основания говорить о наличии не одного, а двух или нескольких субъектах. Таким образом, в общении мы сталкиваемся с субъектно-субъектной связью и отношениями.

Как и любое проявление личностной активности, общение име­ет в своей основе определенные побудители. Они могут быть внутрен­ними и внешними. Внутренние побудители - это наши личностные потребности. Они осознаются и, как осознанные потребности, стано­вятся мотивами практического поведения. Потребности и мотивы отражают стремление личности вступить в контакт с другими людь­ми с тем, чтобы удовлетворить какие-то духовные нужды: обме­няться информацией, выбрать единую линию поведения, включиться в групповую деятельность и т.д.

К внешним побудителям относятся те воздействия извне, ко­торые способны актуализировать наши потребности, привести в деятельностное состояние соответствующие мотивы и дать толчок к практическому вступлению людей в контакты.

Применительно к досуговому взаимодействию можно выде­лить несколько групп стимулов, побуждающих человека к общению. К первой группе относятся стимулы, обусловленные потребностью в новых знаниях и текущей событийной осведомленности (необходи­мо, используя групповую информированность, восполнить свои ин­формационные пробелы; есть сведения, которые можно получить только здесь; благодаря повседневному общению будешь в курсе всех местных дел).

Вторую группу составляют стимулы, обусловленные жизнен­но-практической значимостью совместного досуга (общаясь, расши­ришь и укрепишь свои дружеские связи; контакт с другими людьми дает возможность более правильно ориентироваться в обстановке).

Группа третья включает стимулы, имеющие своей основой об­щественное мнение (неприятие нелюдимости, замкнутости, обще­ственное одобрение коллективистической настроенности и направ­ленности личности, высокий общественный престиж групповых форм свободного времяпрепровождения).

Четвертая группа - стимулы, связанные со свойствами само­сознания личности (в общении можно показать себя; общаясь, полу­чаешь возможность проверить себя в сравнении с другими людьми; через досуговые контакты можно укрепить свое ролевое положение в микросреде).

К пятой группе следует отнести стимулы, связанные с экспрес­сивно-эмоциональными ценностями, прежде всего с потребностью в совместных переживаниях.

И, наконец, в шестую группу входят стимулы, связанные со стремлением к культурно-творческому развитию (в досуговой груп­пе собираются знающие, интересные люди и, общаясь с ними, мож­но многому научится; интересующий вид любительства возможен только при объединении и т.д.).

Ключевой характеристикой любого акта общения и его кон­ституирующим ядром является предмет совместных действий. Ре­ально проявить свою коммуникативную активность человек спосо­бен только по какому-то конкретному поводу - не бывает ни бес­предметного общения, ни беспредметной деятельности.

Предметы общения являются своеобразными «посредниками» между взаимодействующими субъектами. В условиях досуга пред­метом общения чаще всего являются различные выражения научных знаний и концентрированного человеческого опыта; результаты ценностно-ориентационной деятельности в определенных знаковых си­стемах - мнения, суждения, оценки, идеи; процессы и продукты творческой деятельности; коллективные занятия, самоценные процес­суально (система рекреации, игра и другие развлечения).

В сфере досуга предмет деятельности и предмет общения мо­гут совпадать. Однако в ряде случаев дело обстоит иначе. Каждый раз, когда общение абстрагируется от предметных занятий и превра­щается в самостоятельную деятельность, его основным предметом становится передача той или иной информации. Причем она выпол­няет уже не подсобную, а основную роль и обретает вполне автоном­ную ценность и значимость.

Как процесс взаимодействия, содержанием которого является обмен информацией для установления определенных взаимоотноше­ний, общение имеет свою систему средств. Первостепенную роль здесь играет язык. Он является важнейшим средством человеческо­го общения, осуществляет свои функции через звучащую речь.

В процессе досугового общения велик удельный вес диалогичес­ких форм речи. Характерная черта их - чередование высказываний одного человека с высказываниями другого. Вступление в разговор происходит или в порядке естественной смены высказываний (выс­лушал - отвечай), или в порядке прерывания, когда собеседник на­чинает говорить, не дослушав партнера до конца. Общение базируется на единстве прямой и обратной связи, то есть предполагает восприятие ответной реакции сразу после передачи первичной ин­формации. Обязательное условие нормально развивающегося диало­га - взаимовнимание. Собеседники должны слушать друг друга. При этом подготовка к очередному высказыванию происходит па­раллельно с восприятием. В бытовом диалоге нет возможности де­лать слишком большие паузы для обдумывания. Разговор идет прак­тически без перерывов.

В непосредственном общении слово всегда дополняется зри­тельным восприятием. Мимика и пантомимика наглядно отражают реакцию собеседника на услышанное (согласие, несогласие, внимание, отключение и т.д.). Кроме того, зрительно воспринимаемые компо­ненты общения могут выполнять и роль недвусмысленного ответа собеседнику.

Живое слово в процессе общения опирается на переживаемые людьми чувства и эмоции. Для выражения их человек прибегает к использованию целого ряда дополнительных сигналов, из совокупно­сти которых складывается эмоциональный компонент общения.

Посколькудосуговое общение в конечном счете представляет собой своеобразную систему взаимных воздействий, сто итоговой ре­зультат следует искать в тех изменениях, которые происходят в облике контактирующих субъектов. Изменяться в данном случае может сознание и поведение личности. Практически здесь возмож­ны три варианта. Первый (назовем его положительным результатом общения) - это случай, когда вызванные взаимодействием измене­ния соответствуют первоначальным целям контактирующих субъектов. Например: смысл сообщений понят, выявлены и сформи­рованы одинаковые установки, установки могут реализоваться И реализуются в действиях и поведении субъектов.

Следующий вариант - отрицательный результат общения: изменения достигнуты, но они прямо противоположны тем, которые

Предполагались. Если в первом случае люди приходили в процессе взаимодействия к согласованию, то во втором мы сталкиваемся с ясно выраженным рассогласованием.

И, наконец, третий вариант результативности - это так назы­ваемый «нуль-эффект», означающий полное отсутствие каких-либо изменений в сознании и поведении субъектов общения.

Если выразить изменения, происходящие в сознании и поведе­нии контактирующих субъектов в психологических терминах, то первые проявляются в различных мыслях, суждениях, представлени­ях, взглядах, убеждениях, оценках, установках и стремлениях, а вто­рые - в действиях, поступках, поведении. Те же самые результаты общения языком социально-психологических понятий можно обозна­чить как взаимопонимание, согласование, взаимоуподобление, взаи­мопомощь, сотрудничество или, наоборот, взаимоигнорирование, взаимообособление и разъединение.

Разобравшись в том, что представляет собой досуговое обще­ние по своей природе, сути и структуре, мы можем теперь выстро­ить систему его основных функций.

Прежде всего здесь следует вычленить перцепциально-гностическую функцию. Только в процессе общения люди взаимно позна­ют друг друга, осмысливают информацию и программируют в соот­ветствии с ней линию своего практического поведения. Именно ком­муникации являются для человека важнейшим источником знаний об объектах общения, а без этих знаний невозможны ни взаимопони­мание, ни взаимодействия, ни взаимоотношения.

Ведущее место в системе присущих общению функций при­надлежит информационной функции. Основным содержанием ком­муникативного взаимодействия является обмен определенными цен­ностями, прежде всего осведомительной, эмоциональной и регуля­тивной информацией. Человек получает в общении с другими людь­ми новые знания и необходимую событийную информацию. Идет интенсивный обмен мнениями, оценками, идеями, передается накоп­ленный опыт, формируются нравственные качества, расширяются культурные интересы.

Общение выполняет интегративную функцию. Каждый раз, когда люди не могут реализовать свои цели индивидуально, общение способствует объединению усилий и придает деятельности совместную форму. В результате общения возникает развернутая система связей, основанных на продуманном распределении ролей. Действу­ющая группа превращается в коллективно-творческий субъект, ко­торый обретает ряд существенных преимуществ по сравнению с индивидуально действующими субъектами.

Общение обладает ярко выраженной регулятивной функцией. В процессе его всегда происходит взаимная регуляция и коррекция поведения. Включаясь в ту или иную общность, человек подчиняет свое поведение установленным правилам и требованиям. Взаимодей­ствие с другими людьми становится для него решающим источни­ком мотивов и способов практического поведения.

В условиях досуга общение имеет еще одну специфическую функцию - рекреационную. Как особая форма рекреации, оно ком­пенсирует то, что человек недополучает в других сферах своей жиз­недеятельности, способствует восстановлению его сил, нормального самоощущения и самочувствия. В основном это происходит за счет способности досугового общения снимать некоторые из личностных напряжений, устранять неосведомленность, четко ориентировать на удовлетворение потребности в эмоциональном сопереживании, пре­доставлять возможность самоутверждения, ликвидировать комму­никативный дефицит и т.д.








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 692;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.