Биомеханика боевых искусств – сфера теоретических знаний о состояниях человеческого тела в движении и покое, о взаимодействиях тел и влиянии на них физических сил.
На человеческое тело, как на любое другое, действуют физические силы, влияющие на производимые им действия, в том числе и в сфере боевых искусств:
o Сила земного притяжения
o Сила реакции опоры
o Внешние силы
o Сила внутреннего напряжения.
Действие данных сил приводит к определённым двигательным действиям человеческого тела, знание о которых позволяет прогнозировать возможные реакции на заданное воздействие. Но реагирование на воздействие зависит от того, в каком состоянии находилась сложная система человеческого тела. Для описания чаще всего используют два состояния, определяемых как крайние: статика и динамика.
Статическое состояние тела (статика) - состояние относительного покоя, при котором движение отсутствует. Учитывая то, что в реальном мире полное отсутствие движения невозможно, под отсутствием движения мы понимаем невозможность различить его глазом.
Динамическое состояние тела (динамика) – состояние, при котором существует четко различимое движение и тело начинает испытывать действие сил инерции.
Основой понимания сложной системы взаимодействия человеческого тела с действующими силами является понятие «структуры человеческого тела». Структурность человека заданна анатомическими возможностями и механическими факторами.
Для удобства обращения человеческое тело (Тай) представляется в биомеханике боевых искусств в виде геометрических фигур – как правило, пирамиды и шара. Данное разделение связанно с идеей представленного движения. Рассматривая механику человеческого тела, предполагают двойственную природу движения – в статическихпроявлениях структуры, как правило, присутствуют более прямолинейные, ломаные действия, а динамическим проявлениям присущи круговые, плавные.
При статике человек настроен на сохранение неподвижности (или частичной неподвижности) и равновесия, при динамике – на самосохранение. Высокая (скоростная) динамика (падение, столкновение, быстрое сложное координационное перемещение) – явление для человеческого тела, несомненно, негативное, поскольку предполагает возможное нанесение увечий. Сохранение равновесия в физиологическом плане достигается за счёт уподобления тела пирамиде (как правило, речь идёт о четырёхгранной пирамиде с прямоугольником в основании), а сохранение анатомической целостности при динамическом движении за счёт уподобления тела шару или сфере.
В айкидо, построенном на одних динамических взаимодействиях, в обучении молодого состава серьёзно относятся к изучению реакции тела в состоянии статики, так как это состояние определяется как начальное или промежуточное во время воздействия. Последовательная техника айкидо, на многих этапах изучаемая путём разложения на элементы, наглядно демонстрирует присутствие в динамике моментов относительной статики (к которой применимы те же формы воздействий, что и к статическому состоянию тела, но движение в ней выражено).
Санкакутай
Тело как треугольник
Санкаку-тай – «тело как треугольник», принцип стабильности, равновесия и согласованности относительно горизонтали.
Идея представления человеческого тела как треугольника в восточной философии занимает одно из ключевых позиций – это принцип направленности воли и стремления души и разума к основополагающим стихиям – Земле и Небу. С точки зрения духовности треугольник – фигура строго ориентированная к одному из начал и равновесно укоренившаяся на другом.
В восточной философии земля геометрически представлена квадратом, небо – кругом, а человек - треугольником.При этом направленность к земле предполагает соответствующие духовные качества – качества неба, а направленность к небу – качества земли. В этом заключается принцип согласованности человеческого внутреннего мира: имея в своём основании одни качества, человек устремляется к познанию своей противоположности.
Путь духовного развития человека также определяется равновесным треугольником: основанием являются фундаментальные качества личности, вершина – это конечная фаза достижений духа (или конечная цель существования), а стороны представляют суть диаметрально противоположных выборов, которые происходят в жизни человека. Поскольку дух, разум и тело связанны в единый системный комплекс, то, в связи с сознательной устремлённостью человека, его тело также представлено треугольником.
Физиологически человеческое тело представляется, исходя из принципа санкаку-тай, равносторонним треугольником в зависимости от свойств анатомического каркаса, развития мускулатуры и внутреннего устремления человека. При этом, если анатомическое сложение человека наиболее подходит под европейский тип: развитая грудная клетка, широкие плечи и узкая талия, особо сильное развитие плечевого пояса, - то его треугольник, скорее всего, направлен вниз. Соответственно, его проявления относительно горизонтали близки к слабой устойчивости, подвижности и завышенному местонахождению центра тяжести. Если анатомическое строение человека близко к восточному типу сложению: сильно развитые бёдра, узкая грудная клетка, широкая талия (или склонность к полноте), - то ему соответствуют – повышенная устойчивость, слабая подвижность и заниженное местонахождение центра тяжести. Данная методика рассмотрения человеческого тела в виде треугольника действительна для обоих полов, любого возраста или других параметров. Но, опираясь лишь на анатомическое строение, невозможно с точностью определить положение треугольника развития духовности, хотя, как правило, они совпадают.
В боевых искусствах существует строгое разделение на типы единоборств, исходя из физиологического строения тела. Айкидо предполагается для людей восточного типа сложения, так как в нём главную роль играют возможность занижения центра тяжести и высокая вертикальная устойчивость при исполнении техник высокой динамики.
Тело как пирамида
Стереометрически человеческое тело представляют в виде пирамиды с основанием – правильным четырёхугольником. При этом, два угла основания заданы местоположением стоп, а два других именуются «несуществующими точками опоры» (в других источниках – «3-я точка опоры») и определяются в зависимости от высоты пирамиды и направленности центра тяжести. Вершина пирамиды совпадает с макушкой головы (или иной наиболее высокой точкой тела), а вертикаль проходит через центр тяжести человека.
Для данной конструкции разработаны соответствующие правила сохранения целостности структуры:
- Равновесие
- Подвижность
- Координирование
Равновесие и подвижность
Равновесие, являясь основным качеством пирамидального представления структуры человека, определяется в системе физических способностей как одна из категорий ловкости, задаваемая параметрами возможностей конкретной ЦНС к управлению двигательными реакциями и осознанию местоположения в пространстве и положения (позиции) тела.
Для пирамиды наиболее важен один из аспектов равновесия – устойчивость, определяемый в биомеханике боевых искусств через понятия опоры и центра тяжести.
Правила Устойчивости:
1. Чем больше опора и ниже центр тяжести, тем более устойчива пирамида.
1.1 Чем меньше опора и выше центр тяжести, тем менее устойчива пирамида.
2. При малой опоре и низком центре пирамида наименее подвижна.
2.1 При малой опоре и высоком центре пирамида наиболее подвижна.
3. Наибольшая устойчивость в пирамиде достигается при положении, в котором централь, проходящая через центр тяжести, совпадает с вертикалью человека.
4. Малая устойчивость предполагает высокую подвижность, и, наоборот, при высокой устойчивости хорошая подвижность достигается с трудом.
5. Правило 3-й точки опоры: Если проекция центра тяжести смещается в сторону одной из несуществующих опор, человек теряет равновесие, а пирамида – устойчивость, принуждаясь к подвижности или разрушению структуры (падению).
6. Вообще, если проекция центра смещается за пределы площади опоры, то человек теряет равновесие, а пирамида – устойчивость, принуждаясь к подвижности или разрушению структуры (падению).
Именно на этих правилах построено наибольшее количество техник опрокидывания (отоси) в айкидо и других боевых искусствах.
Подвижность, напрямую зависящая от равновесия и связанная с ней критериями устойчивости, основана на координационных способностях человека:
o Дифференцировании параметров движения
o Реагировании
o Согласовании
o Ориентировании в пространстве и других.
Координирование
Координирование, как основное качество среди физиологических способностей человека, основано на согласованных действиях ЦНС и сети нервных клеток и опорно-двигательного аппарата.
Анатомическая картина действия основана на возбуждении периферийных нервных клеток, посредством сохранения и передачи в ЦНС информационного импульса, обработки полученной информации в головном мозге на сознательном или бессознательном уровне и возбуждении нервных волокон, передающих импульс для активизации определённых групп мышц в опорно-двигательную систему.
Нервный импульс, отвечающий требованиям момента, зарождается в особых периферийных нервных клетках – рецепторах, имеющих строгое разделение на виды – каждый рецептор воспринимает только те сигналы, к которым он приспособлен. В рецепторах, реагирующих на действительность окружающей или внутренней среды, происходит генерирование сигнала в виде электрического импульса. В дальнейшем, рецептор передаёт этот сигнал по сложной конструкции нервных клеток в сенсорную структуру головного мозга или вегетативную нервную (симпатическую[8]) систему, где сигнал подвергается декодированию для произведения соответствующих действий. В координировании участвуют все пять видов рецепторов.
Рецепторы | Реагируют на |
Механорецепторы | Прикосновение, давление, звуковые волны. |
Терморецепторы | Изменение температуры |
Фоторецепторы | Световые волны |
Хеморецепторы | Изменение уровня глюкозы в крови, концентрации газов |
Болевые рецепторы | Повреждение тканей |
Для координирования существуют постоянно действующие рецепторы – проприорецепторы (к которым относится часть вышеперечисленных), которые отвечают за определение местоположения в пространстве и положении тела, передавая сигналы раздражения от суставов, сухожилий и мышц.
Передаваемый по нейронам импульс является, кроме всего прочего, основой рефлекса – ответной реакции организма на внешние или внутренние раздражители, осуществляемой под постоянным контролем ЦНС. Рефлексы подразделяются на условные (вырабатываемые путём опыта) и безусловные (врождённые). И для тех, и для других характерен один пятиступенчатый путь разрешения, который также имеет место и при других видах реагирования.
Системная единица | Действие |
Рецептор | Возникновение сигнала на мембране |
Чувствительный путь | Передача сигнала по нейронной связи (синапс) |
ЦНС | Декодирование сигнала в сенсорной системе и принятие решения |
Двигательный путь | Передача сигнала действия от ЦНС к периферии нервной системы |
Рабочий орган | Возбуждение конкретного органа нервным импульсом |
Так нервная система реагирует на происходящее и передаёт соответствующие сигналы к действию в опорно-двигательную систему, где происходят дальнейшие действия по изменению или сохранению положения.
Система координат
Координирование как специфическое качество комплекса подготовки в боевых искусствах напрямую связанно с ориентированием в пространстве.Оно же напрямую зависит от выстроенной системы координат.
В линейных боевых системах, там, где предпочтение отдаётся дискретным, возвратно-поступательным действиям (например, каратэ-до, бокс, тайквондо и др.), систему координат организуют на плоскости горизонтального движения.
Проекция центра тяжести в этом случае является центром системы координат, а проекции плоскостей возможного движения – направлениями координатной плоскости. При введении данной системы координат в пространстве используют девять направлений движения: четыре на плоскости как основные, четыре как второстепенные (или созданные объединением) и одну вертикаль.
В боевых искусствах кругового боя, там, где более часто задействуются сферические действия с вращением корпуса, чаще центром системы координат задают центр тяжести.[9]
В этом случае подразумевается не лучевая, а плоскостная система отчёта (т.е. введение дополнительных координатных плоскостей), где вводятся для координирования семь плоскостей: две основные вертикальные, одна горизонтальная и четыре дополнительных диагональных. В этой же системе действует и айкидо.
Существует небольшая прослойка в системе боевых искусств единоборств, где используются альтернативные методы организации централизации ориентирования в пространстве. Например, одна из систем предполагает наличие связанных в единую сеть разрозненных центров, совпадающих по местоположению с суставами действующих в данный момент времени конечностей. Другая форма моделирует виртуальный центр координационной сетки, как «плавающее» в структуре человека сосредоточение энергии, имеющее возможность менять своё местонахождение в зависимости от того, к чему направленно внимание сознания или куда идёт посыл импульса движения.
Центр тяжести, исходя из представлений о централизации, в естественном состоянии совпадает с координационным центром и центром силы (Нижний Дань-тянь). Таким образом, в данной сетке координации объединяется несколько представлений, создавая новую универсальную форму координирования, в которой элементы могут действовать как разрозненные друг от друга или организованно как единое целое – Центр Танден.
Центр силы Танден, представляя собой сосредоточение энергии, не является неподвижной точкой, стационарно закреплённой за центр тяжести, напротив, движение или мысль, принуждающие его к смене местоположения, могут отклонить его относительно основных осей (вертикали и горизонталь) на незначительное (до 1,5 – 2 см) расстояние. Поскольку подобные отклонения действуют на физическом плане (изменения массы тела или его положения), то они культивируются и нарабатываются в айкидо с помощью мыслеобразов сосредоточения мысли в низу живота. Для айкидо наиболее ценны «занижения центра силы», а с ним и центра тяжести, для исполнения более высококоординационных действий с наибольшей площадью опоры и связью с землёй. «Завышения центра силы» исключение, применяемое для техник скоростного перемещения.
Сферы воина
Человек как шар
Адепты круговых систем боя, как правило, подразумевают строение человека в виде шара, с центром, находящемся в Тандене, и сферой, ограниченной периферийными точками действующих конечностей.
Рассматривая человека как сферу, предполагают его динамическое движение. Сфера является формой сохранения целостности структуры при большой разрушительной динамике движения. Например, при падении с горы максимально сохраняемой целостность физического тела формой является шар, для получения которого человек поджимает ноги, приводит руки к корпусу и несколько «горбатит» спину для достижения эффекта покатости туловища – подобная конструкция является оптимальной для динамики вращательного падения. Ещё одним примером вращательного движения, сохранение в котором основано на применении конструкции сферы, можно указать гимнастические (акробатические) упражнения: сальто, «колесо», фляг и т.д.
Для конструкции«Человек как шар»важными понятиями являются:
o Центр и централизация[10]
o Зоны внимания и взаимодействия[11]
o Направление вращения/Сферы воина
o Связь «Центр – периферия»
Данные качества отражают основное свойство структуры «Человек как шар» — Сферичность.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 4573;