Сумеречное состояние

Сумеречное состояние – «аварийный» метод выход из аффекта, состояние, характеризующееся выполнением человеком автоматических действий защитно-агрессивного характера. Как правило, сумеречное состояние (на сленге - «мандраж»)связано с эмоциональным перевозбуждением, алогичностью мышления, присутствием непоследовательных, нелогичных и бессмысленных агрессивных действий в сторону источника опасности. При сумеречном состоянии действует первый механизм возбуждения кровеносной системы, вследствие чего, конечности слабо контролируемы, но очень подвижны. При этом малый круг кровообращения блокируется, но, в отличие от действия механизма при ажитации, это вызывает более значительные изменения в работе мозга – от потери контроля до провалов памяти.

Биологически, сумеречное состояние как «аварийный» сценарий выхода из аффекта оправдан так называемой «обезьяньей реакцией»: «Вижу чужого – боюсь чужого – убиваю чужого». При сумеречном состоянии страх, как правило, не позволяет бессвязанной агрессии перерасти в полномасштабную выраженную атаку, состояние лишь имитирует крайнюю агрессию со всеми соответствующими атрибутами – криком, мимикой, жестами – и имеет целью испуг противника. Реально же опасными в сумеречном состоянии являются только тренированные на бой люди.

Разрыв сердца

Ещё одна форма выхода из аффекта, к сожаленью, является фатальной, Это – «разрыв сердца» как механизм самозащиты. Его характеризует крайне сильный приток крови к внутренним органам, в т.ч., к сердцу. Разрыв сердца происходит у людей ослабленных физически (больная кровеносная система) или психически (состояние крайнего утомления). Биологически, этот механизм оправдан жизнью в животном мире и его законами, поскольку не всякое хищное животное, напавшее на человека, убивает достаточно милосердно, чтоб можно было попытаться оказать сопротивление.

 

Аффект возникает не только в крайне опасной для жизни ситуации, он может происходить в ответ на действия внешнего мира, носящие окраску бывшей когда-либо опасной для индивида ситуации – подобный механизм именуют «аффективными следами» (или комплексом аффекта). Присутствие в глубокой памяти прошедшего опыта аффекта, в ответ на встречаемые во внешнем мире проявления его элементов, автоматически выбирает метод «аварийного» выхода – либо действующий в прошлом и давшей положительный результат, либо пробуя новый вариант.


Методы самоконтроля при реагировании

 

Основным методом самоконтроля, нарабатываемом в боевых искусствах, является адаптация (тренированность на определённые негативные внешние ситуации). Адаптация к опасности достигается путём длительных тренировок на различных уровнях внутренней системы воина – тело, разум, дух. Несмотря на то, что все уровни системы «человек» равнозначны, тренинг на каждой из них протекает особенно, отлично от других, но имеет одной целью – подготовку бойца к неожиданным экстремальным ситуациям. Препятствием к этому являются эмоции (кратковременное переживание) и чувства (долговременное переживание) Страха. Страх, заложенный в человека в качестве пускового механизма систем самосохранения, имеет многоликую природу:

- Неуверенность

- Опасение

- Тревога

- Испуг шкала нормального состояния страха

- Паника

- Отчаянье

- Ужас

- Аффект

- Аффективные следы ненормальное состояние страха

- Фобии

Природой нормального страха является чувство неизбежности смерти. Нормальным страхом можно считать только тот страх, который реально основан на предчувствии возможной гибели.

Имеет смысл, в боевых искусствах говорить о нормальных состояниях страха как о положительных эмоциях человека, максимально оберегающих его от негативного влияния окружающей среды. Ненормальные состояния страха имеют глубинную патологическую природу и нуждаются в длительном лечении у специалистов. Но даже нормальное состояние страха, доходя до высоких уровней, становится фактором, мешающим проведению адекватных защитных мер под контролем спокойного сознания. Страх является ещё одним противником, а при наличии врагов внешних и внутренних оборона терпит поражение.

Для изживания страха как мешающего фактора применяют несколько общеизвестных практик:

- Логическое изыскание

· Принятие неизбежности смерти

· Определение реальности исходящей из источника опасности

· Принятие необходимости боя (духовные или физические приоритеты).

- Медитации и аутотренинг

· Достижение состояния расслабления тела и концентрации мыслей

· Снятие зависимости от чувства страха

- Техническийтренингдоавтоматизма

· Тренинг техники до уровня условной реакции

· Тренинг сознания и тела до уровня сложной реакции

- Самонаведение.

· Включение внутренней сущности боевого характера.

При любых методах тренинга реагирования важнейшим является снятие психологической зависимости от состояния страха как неприятие неизбежности умирания. В восточных традиционных боевых системах этому уделялось значительное внимание. Наивысшего уровня тренинг принятия смерти достиг в Японии и нашёл отражение в Кодексе

Чести Бусидо, ставшим правилом существования самураев. Японская аристократия довела тренинг до абсурда, подменив понятия «не - боязни смерти» на «поиск смерти» (примером служат традиции сэппуку и камикадзэ начала 20 века).

КАМАЭ

Ханми

Положения

 

Позиционно стойки в боевых искусствах разделяются по нескольким основным критериям: высоте, ширине шага, положению относительно противника, скрещиванию ног, положению рук и т. д. В западных боевых системах используются, как правило, стойки мало отличные от естественного положения человека. В восточных единоборствах предпочитают стойки, имеющие иные практические цели – не естественность, а максимальную практичность: закрытость зон поражения (горло, гениталии), возможность психологической атаки на противника, способность к быстрой смене позиции и неприметной подготовке ударов.

Стойки (положения) по критериям

 

Критерии Положения
Положение относительно противника Фронтальная стойка Боковая стойка
Киба – дачи, шизен-тай сихо – дачи, ханми, камаэ, Любая при положении в пространстве боком к противнику.
Способность задействовать мышцы спины, прямое видение противника Отсутствие прямого видения противника, высокая устойчивость, неожиданность, включение техник «работы со спины»
Ширина шага Узкая стойка Средняя стойка Широкая стойка
«Кошачий шаг», стойка «журавля» Шизен-тай Сихо – дачи
Высокая подвижность, малая опора, естественное положение тела. Средняя мобильность и устойчивость, естественное положение тела Малая подвижность, неожиданность, высокая устойчивость
Положение ног Прямая позиция Скрещенная позиция
Киба – дачи, ханми «позиция змеи», зашаг, «песочные часы», «свёрнутые» стойки
Естественная позиция, устойчивость и равновесие Высокая мобильность, высокая подвижность корпуса, закрытие органов гениталий от воздействий.
Высота положения Низкая стойка Средняя стойка Высокая стойка
«кошачий шаг», киба - дачи Камаэ, ханми Шизен-тай, стойка «журавля»
Устойчивость и неожиданность Естественность положения подвижность, естественность
Положение рук Низкая позиция рук Средняя позиция Высокая позиция
Шизен-тай, дзенкутсу-дачи Ханми Камаэ, стойка «журавля»
Способность к защите гениталий, органов брюшной полости, провокация на воздействие в голову Защита органов брюшной полости и грудной клетки, провокация воздействий в голову и пах Защита головы, шеи и органов грудной клетки, провокация воздействий в живот и пах.

 

Стойки айкидо

 

В айкидо принято несколько основных положений, используемых исходя из требования момента.

o Шизен – тай – естественная позиция тела, характеризуется высоким положением корпуса, фронтальным расположением относительно противника, опущенными вниз руками и состоянием сознания Дзансин.

o Ханми – стойка, характеризуемая средним уровнем позиции, разворотом корпуса к противнику, естественным, шаговым, расположением ног, положением рук возле центра в имитации обхвата меча.

o Камаэ / низкая ханми - низкая боковая стойка, характеризуемая развёрнутым положением ног и высокой позицией рук.

o Сихо-дачи – широкая низкая стойка, имитирующая позицию всадника, отличается от неё разворотом стоп.

o «Кошачий шаг» - переходное положение при движении аюми-аси в ханми, характеризуется узкой опорой (малым шагом) и низкой позицией корпуса.

o «Свёрнутая ханми» - переходная позиция ханми или камаэ, характеризующаяся сильным разворотом корпуса в любую сторону относительно обычного расположения.

o Сувари вадза ханми – стойка ханми, выполняемая в позиции сувари вадза, характеризующаяся положением на коленях.

 

Принципы Камаэ в айкидо

Принципы положений

 

Фактически все камаэ в айкидо не претендуют на наименование стойка, поскольку не имеют очень четко регламентирующих исполнение условий. Как правило, камаэ в айкидо называют положением или позициейготовности. Выделяют четыре наиболее значимых принципа положений в айкидо.

1-й. Принцип положений в айкидо Естественность позиции
2-й. Принцип положений в айкидо Адекватность позиции
3-й. Принцип положений в айкидо Централизация позиции
4-й. Принцип положений в айкидо Готовность к действию /внутренняя/

 

Естественность и адекватность

 

Для айкидо характерно отношение к Камаэ как к положению тела, естественно расслабленному и адекватному внешней ситуации. Поэтому большинство позиций в айкидо, исходя из основного принципа, оказывается просто в изучении и исполнении. Позиция Шизен-тай – естественное положение наблюдателя. Позиция Ханми – фактически естественный шаг.

Соблюдение принципа естественности позволяет не концентрироваться на исполнении стойки, а также действовать практически из любого положения тела. Также принцип естественности приближает к поведенческому идеалу воина айкидосозерцательная концентрация сознания на внешних и внутренних проявлениях плюс максимальная расслабленности мускулатуры и психологическая готовность к взрывным действиям вовне.

Принцип адекватности позиции внешним обстоятельствам оказывается важен в экстремальных ситуациях, связанных с необходимостью принятия нестандартных решений. Заранее воспитанное чувство соответствия позиции готовности к внешним обстоятельствам позволяет без возможного аффекта действовать последовательно и эффективно. Адекватность позволяет приспособиться к изменениям внешней среды с максимально большой скоростью и минимальными физическими и психическими нагрузками.


Центр и централизация

 

Принципцентрализациипозиции обусловлен явлением возможной ограниченности функциональности координационных возможностей человека.

Биомеханика человека предполагает наличие единого центра, определяющего разрешения анатомической системы. Этот центр расположен внутри брюшной полости на пересечении централи (оси горизонтального вращения, разделяющей человека на левую и правую части) и горизонтали (оси вертикального вращения, проходящей по линии верхних тазовых костей). Центр координационных возможностей (вращение, повороты, наклоны туловища, а также, в системе анатомии, основание позвоночника) является опорой механической действенности человека, а также его центром тяжести. В японских боевых искусствах он именуется Тан-деном и определяется как нижний центр сосредоточения энергии. Для айкидо понимание центра и работа с ним чрезвычайно важны. Особое внимание уделяется связям «периферия – центр» и работе с исходящей из центра энергией.

 

Для стойки айкидо понятие централизации определяется действенностью координационных способностей, напрямую зависящих от высоко эффективного сознательного контроля центра, такие как:

Ø Равновесие

Ø Подвижность

Ø Согласованность действий

Ø Включение центра (т.е. всей массы, всего тела) в действия периферии.

 

В деятельности координационного центра важное место занимают задействованные в постоянной работе координационные оси движения. Это:

· Централь Проходит через макушку головы, центр и копчик. Является осью горизонтального вращения тела. · Горизонталь бёдер (А) Проходит через верхние тазовые кости и центр. Является осью вертикального вращения (наклонов туловища, подъема ног вперёд - назад.) · Горизонталь центра (В) Проходит через центр в центральной плоскости. Является осью вертикального вращения (наклоны туловища, подъёмы ног в стороны) · Диагональ Проходит через центр, сустав плеча и противоположный тазобедренный сустав. Является осью диагонального вращения.

Объединения двух из осей организуют плоскости.

Как правило, ведут речь о горизонтальной плоскости (образованной горизонталями А и В) и о вертикальной плоскости, образованной горизонталью Б и вертикалью.


Дзансин

 

Дзансинопределяется в айкидо каксостояние готовности.








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 974;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.