Работа корпуса и дыхание
В различных боевых искусствах приняты разные системы движения тела: скользящие, прерывистые, прямолинейные, круговые и т.д., но наиболее ёмкой характеристикой движения является тип работы корпуса. Именно по движению корпуса при том или ином перемещении можно определить затрачиваемые усилия и «слабые звенья» действия.
Тип работы корпуса влияет на моторные характеристики и дыхание.
Всеготипов работы корпусадва:
1. Неподвижный корпус, при котором преобладает диафрагменное изолированное дыхание, не включённое в действия тела. При этом типе работы корпуса создаётся неподвижная вертикальная ось, несущая силу включения всего тела целиком в любое его действие. При неподвижном корпусе, как правило, применяются односторонние действия тела (в айкидо это заметно по основному требованию к позиции учеников – «передняя рука – передняя нога!»).
2. Подвижный корпус, при котором используется скелетное, включённое дыхание, напрямую зависящее от движения. При подвижном корпусе преобладают действия тела на скручивание, повороты, наклоны и т.д., исполнение которых осуществляется в две дыхательные фазы: фазу вдоха (при прямом корпусе) и фазу выдоха (при движении корпуса). При подвижном корпусе принята так называемая «европейская система передвижения» - выдвижение противоположных рук и ног (как при естественном шаге).
Первый тип работы корпуса принят, в основном в восточных (чаще – японских) боевых искусствах, а второй – в западных, славянских, некоторых китайских. Предполагается, что это связанно с техникой работы с мечоми типа преобладающих техник: секущих или режущих.
В айкидо на первых этапах обучения культивируется тип неподвижного корпуса, но, с переходом на техники Кокю – наги, более важным становится синтез обоих типов работы корпуса.
Движения корпуса
В айкидо, также как и в других искусствах, существует система передачи движения корпуса от центра к периферии и/или дальше – на периферию и центр противника. Эта система предполагает уже совершаемое воздействие, зависящее от правильного перемещения плюс работа корпуса. Выделяют несколько основных форм работы корпуса:
· Волна[4]
Способ передачи импульса по централи: от периферии через центр на периферию. Значимый пример – подача движения при исполнении майе-гери или удара коленом вперёд.
· Скрут[5]
Способ передачи импульса в горизонтальной плоскости, или в диагональной плоскости, но – по линии бёдер. Показательный пример – передача движения от бедра при исполнении классического цки.[6]
· Челнок
Передача импульса в диагональной плоскости, при которой происходит «сворачивание» тела. Это «свёрнутая» стойка и соответствующие действия (например, тоби-майе-укэми)
· Маятник[7]
Передача импульса по горизонтали из стороны в сторону. Один из примеров – работа бёдер при исполнении сокумэн.
Положение рук в стойке
В боевых системах, особенно традиционных, принято вводить для полного описания камаэ определения «положение рук» и «пассы».
Положением рук называют их взаиморасположения в пространстве и/или положение относительно корпуса. Для описания положения рук пользуются понятия «угроза», «уровень», «окно» и «тайник/камуфляж».
Пассами называют все целевые взаимные перемещение рук в пространстве и/или относительно корпуса, при которых происходит смена их ролей или смена общей цели передвижения и взаиморасположения.Пассы в традиционных построениях, как правило, отличаются плавным, строго регламентируемым рисунком (например, «восьмёркой»).
Уровневое построение
Уровневое построение основано на повышении плотности обороны определённой области тела за счёт перевода туда обеих рук.
Используемая система уровней положения рук:
ü Гэдан – положение обоих рук на нижнем уровне корпуса (Гэдан-но-камаэ)
/осуществление защиты гениталий и органов брюшной полости/
ü Чудан – положение обоих рук на среднем уровне корпуса (Чудан-но-камаэ)
/осуществление защиты органов брюшной полости и грудной клетки/
ü Дзёдан – положение обоих рук на верхнем уровне корпуса (Дзёдан-но-камаэ)
/осуществление защиты органов грудной клетки, шеи и головы/
Кроме определения уровня рук, определяют их взаимонахождение в боевом пространстве.
Угроза
Под понятием«угроза»понимают взаиморасположение рук в пространстве, при котором они разделены функционально по использованию на определённый момент боя:
ü Открытая угроза - «угроза»
ü Скрытая угроза - «камуфляж», «тайник»
Рука, определённая как угроза, находится в более выдвинутом к противнику положении и выполняет задачи:
§ Привлечение, сковывание внимания противника
§ Привлечение деятельности противника
§ Пресечение на дистанции зоны контроля действий противника
§ Выключение из зоны прямого непосредственного обзора противника оружия, руки, выполняющей функцию «скрытой угрозы», или части корпуса.
Рука, определённая как скрытая угроза, «тайник», находится возле корпуса или за ним (например, в фехтовании на ножах оружие часто скрывают за бедром) и выполняет задачи:
§ Пресечение деятельности противника вблизи от корпуса
§ Выполнение скрытых подготовленных атак
Достаточно важным является тот факт, что руки постоянно меняются по исполнению основной функции, создавая сложный рисунок пассов, имеющий целью «закамуфлирование» возможных активных действий нападения из неожиданного положения. Постоянство угрозы, сохраняющееся на протяжении всего рисунка, не позволяет противнику перенаправить «скованное» внимание. Данное позиционное построение работы рук в зоне контроля используется преимущественно в традиционных школах, поскольку требует равного развития действенности рук и единообразия в исполнении техник на обе стороны.
Процесс смены функционального значения рук в айкидо именуют Хэнтэ (атакующая рука становится защищающей и наоборот).
Система «окон»
Находясь в положении Камаэ, воин использует расположение рук не только для непосредственной работы во взаимодействии с противником, но и программирует его на определённый тип действий. Для этого используется система «окон». Суть системы «окон» состоит в провоцировании действий противника в определённой последовательности, в заданные открытые для воздействий области тела. Например, вся работа одноуровневого построения положения рук основана на том, что, при плотном (т. е. двумя руками) закрытии одного уровня, остальные уровни оказываются сознательно открыты для воздействия. Более филигранной технически и изящной тактически является система «окон» основанная на разноуровневом построении боевого пространства. При использовании этой системы, воин располагает руки в сложном порядке, при котором противнику не подаётся явная провокация, как в случаи одноуровневого построения, а предлагается отыскать имеющуюся «брешь» в обороне. Данная «брешь» и является «окном» в построении системы защиты. При одноуровневом построении предполагается, что противник свободен в выборе техник для исполнения их в открытом для воздействий пространстве, а в разноуровневом - противник может использовать лишь конкретную, заранее программируемую, технику для произведения атаки в «брешь».
Система «окон» позволяет решать следующие задачи:
ü Проведение провокации на определённый тип воздействия
ü Выполнение сложного рисунка защитного свойства
ü Частичное формирование действий противника
ü Проведение психологического воздействия (угроза, тревога, непостоянство)
Рисунок «пассов», выполняемый при смене местоположения «окон» в боевом пространстве, складывается из вхолостую произведённых форм нейтральных (не выходящих за пределы зоны контроля или зоны силы) блоков/ударов, исполняемых с расчётом на возможные предполагаемые действия противника. Если противник произвел спровоцированные действия, то, выполняемое в ходе смены «окон», движение блока/удара позволит войти в действенный контакт с его атакующими конечностями. Если противник не произвёл ожидаемых действий, то форма смены «окна» получает иной смысловой оттенок – «пасс» становится действием психологического воздействия постоянной угрозы. После смены «окна» действия провокации продолжаются. Рисунок «пассов», сообразно цели, должен подбираться исходя из требований:
ü Не больше одного провоцирующего «окна»
ü Положение рук на разных уровнях
ü Действия блок/удар не выходят за рамки зоны силы (кокю)
ü Смена положений рук происходит по короткой плавной дуге
Система «окон» нашла наибольшее применение в традиционных китайских стилях боевых искусств (например, в стиле Вин Чун на системе «окон» построена работа основной технической формы «Липкие руки», где, кроме провокации, важной частью системы становится вхождение в мягкий «прилипающий» контакт с руками противника).
Наиболее часто хорошим примером произведения пассов «подачи окон» считают исполнение «восьмёрки» как одного из базовых форм формирования тактической защиты боевого пространства воина. «Восьмёрка» состоит из выполняемых последовательно по широкой плавной дуге техник блоков «бон-сао», «лап-сао» и «тан-сао». В каждый момент времени открытой оказывается лишь одно конкретное «окно».
В японских боевых искусствах существует определительная терминология, определяющая простые перемещения и положения рук:
Ни-дан-но-камаэ – разноуровневое положение рук, при котором -
u Маэ-тэ – передняя рука в боевом положении
u Ко-тэ – задняя рука в боевом положении.
«Предложение к атаке» в айкидо
В айкидо система «окон» является важной составляющей техническо-тактического раздела. Наиболее часто применяется одноуровневое построение боевого пространства, но это характерно лишь для работы на невысоких степенях или на дистанции То Ма или Чика Ма (с непосредственной длинной атакой). Т.к. каноническая стойка айкидо требует точного взаиморасположения рук в пространстве, то система «окон» в айкидо наиболее наглядно демонстрируется через формы «предложения к атаке», действующей в качестве корректора деятельности укэ в сфере классических ката. Предложение к атаке в айкидо является смешения двух традиционных систем восточных боевых искусств – работы с «окнами» и канонических форм Жестов. Жесты являются на Востоке не только невербальным средством общения, но и самостоятельной информационной структурой, включающей в себя работу с энергией (например, мудры), с мыслеобразом (в айкидо – тэ-катана), с сознанием противника (психическое воздействие). Во всём мире жестам приписывается магическая сила и возможность влиять на происходящие события. Жесты предложения к атаке являются собирательной формой, действующей на различных уровнях.
В айкидо под «предложением к атаке» понимается несколько принципиально отличных форм конструкционного построения боевого пространства. Условно их можно разделить на:
ü Одноуровневое положение рук (классическая стойка)
Отставленная рука Û Единообразное положение рук
ü Разноуровневое положение рук (вариации стойки)
ü Жест/предложение к атаке
При различном положении рук возможно два типа поведения Укэ – нападение в том же уровнеилинападение в открытом пространстве. При единообразном положении рук укэ вынуждается к атаке в открытое пространство, т.к. уровень, перекрытый руками, оказывается плотно защищенным (например, в шизен-тай опущенные руки полностью перекрывают уровень чудан). Отставленная вперёд рука, являясь «угрозой» и прикрывая вторую руку в «тайнике», может вызвать три типа действий – попытку её обхода по одноимённому уровню(например, при классическом положении рук в позиции дзёдан укэ выгодно произвести атаку ёокомэн учи), атаку по иному уровню(в той же позиции – атака укэ майе-гери) или атаковать саму конечность (там же – атака коса-дори или моротэ-дори). Разноуровневое положение рук предполагает вариации классической стойки. При разноуровневом положении рук действует система «окон» в айкидо, основанная на «восьмёрке» как основном пассе традиционных восточных внутренних стилей. Вертикальная «восьмёрка» айкидо является базовым элементом, основным составляющим которого считается шомэн учи как принцип движения кокю-хо. При разноуровневом положение рук предполагается действия противника лишь в одном «окне». Жесты в айкидо особо применимы при исполнении укэ атак на конечности (захватах). Как правило, выделяют несколько основных Жестов, связанных с положением ладони:
Положение | Описание | Провоцируемая техника | Смысл Жеста |
Небо | Ладонь направлена внутренней частью вверх | Чудан цки, майе гери, маваси гери | Устремление вверх, заполненость пустотой «Ян» |
Земля | Ладонь направлена внутренней частью вниз | Шомэн учи, дзёдан цки, реотэ-дори | Устремление вниз, заполненость полнотой «Инь» |
Меч | Внешнее ребро ладони от себя вертикально | Моротэ-дори, ёокомэн учи, | Демонстрация боевого настроя |
Обратный меч | Внешнее ребро ладони вверх, пальцы - вниз | Моротэ-дори, ката-дори | Готовность к сопровождению агрессивной силы |
Открытое запястье | В позиции меча пальцы направлены во внешнюю зону | Коса-дори | Открытая позиция принятия атаки во внутреннюю зону |
Открытая пясть | В позиции меча пальцы направлены во внешнюю зону | Кататэ-дори | Открытая позиция принятия атаки во внешнюю зону |
Тай
Биомеханика структуры
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 968;