Лекция 8. Философия и педагогика каникул 6 страница

2.Социально-демографические (анкетные) ее характеристики (образование, пол, семейное положение и т.д.). Их можно только учитывать, они фон, при участии которого и разворачивается СДД. Представим список аудиторий по различным критериям.

1. По возрастному критерию: дети младшего возраста; подростки; юноши, девушки; молодежь; люди зрелого возраста; пенсионеры; долгожители; те, кому за 30 (25–60 …). 2. По образовательному критерию: дошкольники; учащиеся 1-3 классов (5-х, 7-х …); учащиеся ПТУ, техникумов; студенты вузов; аудитория с неполным средним образованием, со средним специальным образованием; заочники, вечерники; неучащаяся молодежь.
3. По критерию семейного положения полные семьи; неполные семьи; многодетные семьи; студенческие семьи; трудные семьи; брачные пары; родители; холостые, незамужние. 4. По критерию места жительства проживающие в общежитии; жители МЖК; жители микрорайона; жители дома, улицы; новоселы; ребята нашего двора; старожилы; дачники; сельские, городские жители.
5. По половому критерию мужчины; женщины; юноши; девушки; мальчики; девочки. 6. По критерию принадлежности к какой-либо организации член профорганизации; член общества «Знание»; член общества охотников и рыболовов; член общества книголюбов; член педагогического общества.
7. По производственному критерию профессиональные группы; трудового коллектива; руководители; служащие, рабочие, ИТР; ветераны труда; рационализаторы, изобретатели. 8. По критерию участия в событиях участники революции; участники войны; целинники; участники встречи на Эльбе; строители БАМа.
9. По критерию проведения свободного времени участники мероприятий; компании, группы; отдыхающие, туристы; члены клубных объединений; участники художественной самодеятельности; посетители кино, концертов, зрелищных мероприятий.

3. К социокультурным данным относят: количество свободного времени, структура досуговых занятий, потребности и интересы, уровень культурной активности.

4.Социально-психологическиепроблемы аудитории, образ жизни и факторы среды, в которой протекает ее жизнедеятельность. Количество свободного времени неодинаково у различных категорий трудящихся. Чаще ощущается его нехватка. Есть, однако, группы, у которых его избыток (подростки, неучащаяся молодежь, неработающие пенсионеры). Необходимо повышать досуговую квалификацию каждого человека. Количество свободного времени еще не говорит о рациональном его использовании, поэтому важно провести анализ его содержания.

5. Рассмотрение аудитории как определенной, изначально или специально организованной общности.

Общность в социальной психологии понимается как объединение людей, в котором существуют определенные социальные связи. Они организованы как бы изначально изнутри, хотя существуют и специально (извне) организованные общности. Главное, в них присутствуют и действуют социально-психологические механизмы, объединяющие членов группы. Например, социально-психологический феномен «Мы»: «мы – молодежь», «мы – ребята нашего двора», «мы – незамужние».

Дисперсная аудитория: Общности клубного типа(клубные объединения), регламентированные общности (производственные коллективы, бригады, учреждения, организации, семьи; нерегламентированные и досуговые общности (молодежные группы, компании, люди одной профессии, ребята нашего двора, жители дома микрорайона).

Рассеянная в пространстве аудитория: жизнедеятельность их участников в свободное время протекает в организованных рамках стабильных клубных объединений; отличает наличие формальной структуры должностных обязанностей, субординации (они функционируют, как правило, в сфере рабочего времени, быта; чаще всего регламентированные общности включаются в нестабильные (эпизодические) или полустабильные формы СДД); реально существуют и действуют в социуме, занимая промежуточное положение между общностями первого и второго типа.

Клубы-общности обычно подразделяют на следующие типы:

- «экспрессивные», «эпатажные» (тяготеют к рекреационно-ориентированному поведению),

- социально-ориентированные,

- культурно-ориентированные.

Рассмотрим эти типы более подробно.

«Экспрессивные», «эпатажные» клубы-общности.Главной ориентацией участников этих общностей является стремление как-то выразить себя, утвердить себя как творческую индивидуальность, на которую обращают внимание окружающие. Чаще всего их образуют подростки, молодежь, противопоставляющие себя «официальному» миру взрослых, где не всегда находится место для этой возрастной группы.

Различные «фэны», «рокеры», «панки» и другие возникают и как симптом недееспособности соответствующих воспитательных институтов (семьи, школы, общественных организаций).

Психологи считают, что не имея реальных средств воздействия на взрослых, подросток прибегает к средствам, магическим по сути: с помощью театрально-зримых знаков и символов он выстраивает особый ряд действий, который должен был бы (будь он не знаковый, а реальный) привести к исчезновению конфликта со взрослыми. Эти символы позволяют менять сознание подростка, создавать особый мир, где противоречия со взрослыми кажутся разрешенными. Так, символическая агрессия во внешнем облике металлиста аналогична древней магии воображению добрых богов со свирепыми ликами. Шаманы, используя крики и маски, изгоняли злых духов из тела человека. Делается предположение, что аналогично действуют «металлисты» и «панки», изгоняет таким способом образ осуждающего взрослого.

Отмечается, что складывается своеобразный неформальный «театр» подростков, стремящихся почувствовать себя социальными субъектами. Для этой цели многие подростки придумывают своеобразные «события – спектакли», наиболее характерными из которых являются следующие:

«1. Спектакль “блудного сына”. Подросток нарушает нормы, принятые в его семье. Семья “гневается” и “отлучает” его от дома, лишая при этом любви, вещей, иногда даже крова. 2. Спектакль “невинного страдальца”. Подросток живет естественно, повинуясь внутреннему голосу, а его за это забирают в милицию, кладут в психиатрическую больницу, избивают. 3. Спектакль “доверчивого освободителя”. Подросток пытается создать мир любящих (например, коммуну хиппи), тратит на это все свои силы и деньги, а неблагодарные хиппи рады поживиться за чужой счет».

Здесь возникает своеобразный парадокс «двойного» сознания. Стремясь отгородиться от лживой театральности и жестокости официального социума, подросток создает свой выдуманный мир, где он проходит свою школу страданий, испытаний и социального оправдания собственной жизни. Его сознание таким образом ориентировано на неожиданные приключения, «остальные художества», часто противоречащие бездушным усредненным общественным нормам.

«Экспрессивные» подростки строят свой мир, основанный на ценностях, резко отличающихся от общепринятых. Общение «экспрессивных» в группах позволяет молодежи корректировать и отрабатывать социальные нормы поведения, осознавать свое место в обществе. Они ищут возможности самовыражения и эмоциональной разрядки, и сам этот поиск порой перевешивает интерес к предмету увлечения. Для футбольных фанатов, например, демонстрация ликования в связи с победой любимой команды или драка с фанатами из другого лагеря важнее, чем интерес к матчу, к самой этой команде. Кстати, именно поэтому трудно «перетащить» фанатов, фэнов, рокеров в клубные учреждения или в какой-либо любительский клуб, где им предлагается более серьезно овладеть техникой, музыкой, спортом.

Ограниченные возможности самореализации в школе или на работе приводят к тому, что свободное время для молодого человека становится главным местом самореализации. Здесь они могут уйти от рутинной повседневности. Наиболее распространенной формой такого ухода долгие годы остается молодежная музыка. На ней сегодня строится бизнес музыкальной индустрии. Обилие материалов о подробностях жизни популярных эстрадных исполнителей на страницах газет, молодежных журналов, на телеэкранах дает возможность телевидению и печати держаться на плаву. Эти материалы активно востребуются молодежью, стремящейся проецировать свою жизнь на жизнь своих эстрадных кумиров.

Самым эффективным путем привлечения «экспрессивных» общностей в клубные учреждения стали сегодня дискотеки. В массовом варианте, а также – демонстрации своей «маски». Попытки «углубить» и облагородить содержание дискотек закончились полным крахом – у них свои правила игры, диктующие свой стиль поведения, жаргон, свободу от общепринятых норм взаимоотношений. Именно поэтому дискотеки оказались на редкость живучими.

Социально-ориентированные клубные объединения основаны, в первую очередь, на реализации интересов людей друг к другу (по какому-либо устойчивому признаку – полу, возрасту, вероисповеданию, социальному статусу, политическим убеждениям, национальности и т.д.). Наиболее широко эти объединения представлены в контексте политической активности. В годы перестройки на постоянных митингах формировался свой контингент, свой круг общения, по сути, своего рода политические клубы с весьма пестрыми программами: одни призывали к восстановлению монархии, другие – к уничтожении иноверцев, третьи критиковали существующие власти и существующий строй. На этих митингах зарождались и оформившиеся позднее политические партии, клубы, группы самых разных ориентаций.

Одновременно политизация общества периода перестройки вызвала рост объединений, которых пресса тогда называла не только «школой гласности», но и «школой социального творчества», «полигоном социальной инициативы». В большинстве своем они вышли из «неформалов».

Слово «неформалы» впервые появляется в нашем лексиконе в 70-е годы. Так называли людей, большей частью молодежь, объединявшихся в свои общественные структуры, нигде не зарегистрированные, ни к каким формальным государственным учреждениям не приписанные. Их «неформальность» была в том, что мир их увлечений не вписывался в формально разрешенный перечень. Если они изучали труды философов и экономистов, то тех, чьи имена были под запретом и чьи книги можно было прочитать только в «самиздате»; если увлекались музыкой, то «идеологически враждебным» роком; если научной фантастикой, то разрешали себе опасные экологические и политические прогнозы; если сочиняли песни, то наряду с туристской романтикой, их главной темой было непринятие существующей системы. В свое время государство сломало немало судеб «неформалов» – их исключали из комсомола, не брали на работу, а то и отправляли в места не столь отдаленные.

Наиболее широко социально-ориентированные клубы-общности представлены экологическим, историко-культурным и социально-политическим движениями.

Показательно, что и некоторые клубные учреждения на гребне волны всеобщего подъема инициативы активно включились в это движение. Они решаются теперь проводить в своих стенах политические дискуссии, не только пускают под свою крышу клубы социальной инициативы и «перестройки», но и начинают успешно сотрудничать с ними.

Выделение культурно-ориентированных клубов-общностей достаточно условно (и в других видах клубов-общностей распространено обращение к тем или иным культурным нормам, ценностям, образцам). Все же, однако, имеет смысл рассматривать эти клубы-общности отдельно, основываясь на такой их базовой характеристике, как процессы обучения и просвещения собственных членов в качестве главного вида деятельности.

По этому признаку к типу клубов-общностей тяготеют, например, многие коллективы художественной самодеятельности. Вообще, культурно-ориентированные клубы-общности являются попытками самого населения выработать собственные эталоны, ценности, образцы культурной деятельности или освоить культурные достижения, по тем или иным причинам «выпавшие» из «официальной» культуры. С позиций государства бессмысленно оценивать это явление в одном ряду с профессиональными культурными творческими образованиями (например, профессиональными труппами, коллективами), т.к. главной целыо культурно-ориентированных клубов-общностей является поиск культурной самоидентификации, своего места в культурной жизни и духовное развитие самих участников культурной деятельности. Для профессионалов же в той или иной сфере культурной деятельности главным является создание того или иного «продукта», выполненного по социальному, государственному или «рыночному» заказу (последний, к сожалению, не всегда способствует культурному процессу общества).

На переломе 70–80-х годов отмечалось бурное развитие клубов самодеятельной песни. Молодые люди находили применение своей социальной энергии и деловитости, тянулись сюда, объединенные идеей борьбы против многоликого зла. С исчезновением элемента «подполья» стала отрабатываться новая модель жизни КСП. Эта схема типична и для многих других видов и форм самодеятельного творчества. Проходят открытые фестивали авторской песни. Растет интерес к культуре своего народа, отечественной истории, к ее неизвестным страницам. В конце 80-х годов возникает множество объединений с целью сохранить культуру своего народа, его язык.

На основании представленной выше типологии досугового поведения и клубов-общностей можно предложитьтипологию развития клубной сети(таблица ниже).

Тип досугового поведения Тип клуба-общности Соответствующий тип клуба-учреждения
1. Рекреационно-ориентированное целевое поведение «Экспрессивный», «эпатажный» клуб-общность, частично культурно-ориентированный клуб-общность (чаще всего оздоровительные клубы) Клубное учреждение с доминированием одного вида или родственных видов рекреационных услуг (видеосалон, дискотека, оздоровительный комплекс и т.д.)
2. Рекреационно-ориентированное поисковое поведение Временный игровой коллектив, возникающий в процессе посещения рекреационной развлекательной программы (например, команды участников игры) Клубное учреждение с набором различных видов рекреационных услуг (например, клуб-кафе, развлекательный центр, кабаре и пр.)
3. Социально-ориентированное целевое поведение Социально-ориентированные клубы-общности, оформленные организационно (членство, программа, правовой статус). Клубное учреждение, направленное на однородный по какому-либо социально-демографическому признаку состав посетителей (по полу, возрасту, национальности, социальному положению, религиозному, конфессиональному признаку)
4. Социально-ориентированное поисковое поведение Социально-ориентированные клубы-общности, не оформленные организационно (объединенные, в основном по образу жизни и социальным проблемам. Например: «лимитчики» в городе) Клубное учреждение, направленное на взаимодействие разных социально-демографических групп для решения сообща общей социальной проблемы (например, клубы знакомств)
5. Культурно-ориентированное целевое поведение Коллектив самодеятельного творчества, поточная аудитория просветительных, учебных программ Клубное учреждение как система кружков, студий, курсов
6. Культурно-ориентированное поисковое поведение Дискуссионный клуб «клуб интересных встреч» Клуб как система гостиных, выставочных и концертных площадок, залов

Анализируя деятельность клубов, необходимо отметить, что в практике клубных учреждений наименее распространены поисковые досуговые программы. Между тем значительная часть населения ориентирована в первую очередь на них. Это обстоятельство необходимо учитывать в работе клубов, создавая многоступенчатую систему клубного обслуживания по двум основаниям: от рекреации через социальную к культурной активности и от поисковых к целевым формам досугового поведения. При этом вовсе не обязательно, чтобы каждый клубный посетитель прошел все этапы (для некоторых достаточно и разового участия в отдельных типах досуговых программ). Важно, чтобы все эти клубные возможности были представлены в том или ином городе, селе, регионе, обеспечивая сохранение демократических элементов в государственной культурной политике. Некоторые развитые любительские объединения предоставляют своим членам одновременно все виды досугового поведения, представленные в таблице; но, во-первых, они часто могут благополучно существовать и вне клубных учреждений и, во-вторых, являются достаточно уникальным явлением. Для основной же массы населения необходимо наличие разветвленной клубной сети, предполагающей специализацию входящих в нее учреждений исходя из от характера социокультурных ориентаций местных жителей. В зависимости от местных условий возможно и объединение различных типов клубов-учреждений в единые культурно-досуговые комплексы. Предложенная же типология не претендует на всеобщий норматив, она является скорее выражением некоторых общих тенденций клубной деятельности.

Таким образом,при комплексном подходе аудитория выступает как субъект, а не как аморфное образование.На основе возрастных интересов и отношения к СДД разработаны типы посетителей культурно-досуговых учреждений:

Эмоциональный тип (38%).Преобладают нравственно-эстетические запросы и интересы, их привлекают мероприятия, связанные с повышением культурного уровня, удовлетворением потребности в общении, нравственно-эстетической информации, развитии творческих способностей. Это самый распространенный тип, его посещает клуб 2–3 раза в неделю.

Интеллектуальный тип (32%).Характерно наличие общепознавательных интересов, мотивы посещения клуба – потребности в самообразовании, повышении обществено-политического и технического уровня, стремление к поисковым занятиям. Охотно занимаются в технических кружках, посещают фото-киностудии, увлекаются конструкторской деятельностью.

Разносторонний тип (11,8%).Характеризуется разносторонними интересами. Его представители посещают один раз в неделю и ценят глубину и содержательность проводимых мероприятий. Именно эту группу чаще всего не удовлетворяет деятельность клуба.

Деятельный тип (6,9%). Отличает практическая направленность интересов в труде и общественной деятельности. Выделяют 3 типа:

1. Общественно-активный. Интерес к деятельности преобладает интересами к теоретическим вопросам. Мотивы деятельности: самовоспитание, выработка организаторских навыков, участие в практических делах.

2. Хозяйственный. Входят в основном женщины. Он отличается семейной направленностью занятий, участием в клубах «Подружка», «Хозяюшка» и др.

3. Военно-спортивный. Данный подтип составляют люди, реализующие свои потребности в общении со сверстниками, в занятиях спортом и др.

Развлекательный тип (5,8%).Ценит весело проведенное время, предпочитая танцы, вечера отдыха, концерты и т.д.

Инертный тип (5,4%).Характеризуется общей пассивностью и неразвитостью интересов в проведении свободного времени.

Вывод.Без учета образа жизни, различных средовых факторов и социально-психологических проблем, переживаемых аудиторией, невозможно сколько-нибудь серьезно рассчитывать на успех в деле воспитания. Все заключается в том, что они не только оказывают влияние на организацию и проведение свободного времени, но и предполагают в большинстве своем разрешение многих жизненных проблем личности в этой сфере. К таким проблемам относятся: воспитание детей, организация досуга, сохранение здоровья, неформальное общение, поиски спутника жизни, творческая самореализация и т.д. Опытный организатор досуга строит деятельность таким образом, что она способствует решению этих проблем, тесно переплетаясь с ними. Жизненный процесс состоит из определенного ряда событий, содержащих в себе как жизненный, так и педагогический смысл. Событие всегда чему-то учит. Воспитательный процесс представляет собой последовательность специально организованных мероприятий, педагогическая соль которых должна быть усвоена объектом. Следовательно, целесообразность педагогической деятельности заключается в том, что она «заземляется» и переплетается с жизненными событиями личности, группы, коллектива (проводы на пенсию, в армию).

Список используемой литературы

& Теория и технология составления паспорта аудитории

Выявление структуры аудитории осуществляется с помощью социальных методов исследования (наблюдений, анкетирования, бесед и т.д.), устанавливающих уровень ее развития, воспитанности в том или ином отношении. Такое изучение аудитории называется диагностическим. Педагогический процесс начинается не из специально созданного «человеческого материала», а из реально существующего. Без знания уровня развития объекта невозможно определить ни цели, ни программы деятельности. Изучая население, посетителей, конкретные общности, субъект на основе собранной информации выстраивает логику будущего процесса взаимодействия. Изучив и узнав массу, он должен уметь «приспособиться» к ней, к ее действительному уровню, и неуклонно поднимать ее на уровень все более и более высокий.

Информация об аудитории фиксируется в паспорте, цель его разработки – адекватно отразить наиболее существенные признаки общности, необходимые для организации управления культурно-досуговой деятельностью.

Структура паспорта аудитории состоит из пяти разделов:

1) общие признаки аудитории (общности);

2) социально-демографичекие характеристики;

3) социокультурные показатели;

4) характеристики образа жизни и социально-психологические проблемы общности;

5) выводы и рекомендации для составления программ в организации управления деятельностью.

I раздел паспорта, в который входит название аудитории; количество членов; основной вид профессиональной деятельности.Свое название аудитория получает по основному наиболее существенному признаку, например: «старшеклассники», «механизаторы», «незамужние», «медицинские работники», «те, кому за 30» и т.д. В каждой из перечисленных аудиторий главенствует один из признаков – профессиональный или возрастной, социально-психологический или места жительства. Признаков у общества много, но при организации аудитории выделяется самый главный. Иногда в названии аудитории фиксируется несколько признаков – «несемейная аудитория до 30 лет». Здесь он указывает на семейное положение и возраст, а также подразумевает наличие социально-психологической проблемы поиска и выбора спутника или спутницы. В этом и заключается трудность организации аудитории. Ее название должно фиксировать не только главные признаки, но и основную педагогическую проблему, указывающую на направление работы с ней. Поэтому правильно сформулировать аудиторию не просто – это дело творческое, требующее усилий в определенных знаниях.

Количество членов аудитории определяется традиционно сложившимся в досуговедении делением ее на реальную и потенциальную. Критерием такого подхода является частота посещений мероприятий. Реальная аудитория состоит из активистов, отдающих свое свободное время активной досуговой деятельности: постоянных, участвующих в ней 2–3 раза в неделю (как правило, это участники самодеятельности) и эпизодически бывающих на мероприятиях не чаще одного-двух раз в месяц, а также потенциальных посетителей, которые по тем или иным причинам не принимают участие в мероприятиях.

Характеристика признаков организационной оформленности аудитории определяется по наличию в них формальной структуры. Здесь выделяются уже общности клубного типа, регламентированные общности, нерегламентированные и досуговые общности.

Использование сложившегося в них морально-психологического климата, формальной и неформальной структур и другого может быть плодотворно в организации культурно-досуговой деятельности.

Фиксация основного вида деятельности общности важна потому, что, во-первых, проведение свободного времени должно отличаться от труда, быть противоположным ему; во-вторых, трудовая деятельность не только определяет использование досуга, но зачастую накладывает отпечаток и на саму личность.

Мы знаем, например, что представители той или иной профессии выделяются определенными профессионально-специфическими чертами: учителя – сдержанностью; культработники и журналисты – общительностью; военных отличает точность и четкость. В-третьих, педагогу досуга необходимо знать, что изменения в психике происходят под влиянием ведущего вида деятельности, как в сфере труда, так и в сфере досуга. Отсюда становится понятным, что управление свободным временем человека не сводится к манипулированию им, а является управлением его самостоятельной деятельности в целях социокультурного развития личности.

Такой подход не противоречит также одному из основных положений современной психолого-педагогической науки – развитие психики индивида связано с развитием и усложнением его деятельности.

II раздел паспорта аудитории «Социально-демографические характеристики аудитории».Они являются «фоновыми», т.е. признаками, которые в культурно-досуговом процессе не изменяются, но обязательно должны учитываться, т.к. оказывают самое непосредственное влияние на его организацию и течение.

Заполнить этот раздел анкетными данными аудитории не составит большого труда, поэтому подробно на них останавливаться не будем.

В отличие от социально-демографических данных социокультурные характеристики аудитории (III раздел паспорта) педагог досуга должен не только знать, но и изменять.

Количество свободного времени не одинаково в группах и категориях посетителей. Молодые рабочие, проживающие в общежитии и пользующиеся как правило услугами сферы быта, в условиях ослабленного социального контроля и низкой досуговой культуры имеют избыток свободного времени. Зачастую оно тратится нерационально и является не благом, а в полном смысле злом, как для личности, так и для общества.

В то же время имеются группы трудящихся, у которых его большой дефицит – студенты-заочники, семьи, имеющие детей, работающие женщины и другие, у них все свободное время уходит на учебу, бытовые нужды, ведение хозяйства, уход за детьми и т.п. В конкретной аудитории могут быть представители различных групп по количеству свободного времени, поэтому целесообразно при заполнении паспорта их сгруппировать.

Отношение к культурно-массовой работе, частота посещений мероприятий клуба фиксируются в соответствии с послужными данными анкетного опроса, наблюдений и другим.

Структура досуговых занятий аудитории, устоявшиеся стереотипы использования свободного времени. Структуры бывают прогрессивные, средние, инволирующие. Воздействие на них, их изменение и развитие – задача клуба как социального института общества.

Предположим, что выделены 3 группы посетителей со следующими структурами занятий в свободное время.

1 группа:

1) смотрю телепередачи;

2) совершаю прогулки;

3) занимаюсь самообразованием;

4) посещаю вечера отдыха в клубе.

2 группа:

1) читаю;

2) слушаю музыку;

3) хожу в походы, занимаюсь спортом;

4) коллекционирую;

5) занимаюсь общественной работой;

6) участвую в художественной самодеятельности.

3 группа:

1) смотрю телевизор;

2) хожу в гости;

3) играю в карты, домино, лото и т.п.;

4) слушаю музыку;

5) отдыхаю без особых занятий.

Сравнивая структуры занятий в группах, можно сделать вывод, что в первых двух они прогрессивны; хотя и имеются различия, первая группа тяготеет к проведению занятий в индивидуальных формах, а вторая предпочитает ориентироваться на коллективные, групповые занятия. В третьей группе наряду с любительскими, творческими занятиями выделяются занятия пограничного и деструктивного характера.

Проанализировав таким образом структуру занятий посетителей, культработник без особого труда определит педагогические задачи и пути их решения.

Если по структуре занятий определяют реальные, то есть имеющиеся в наличии, удовлетворяемые в самостоятельной деятельности потребности и интересы, то по высказанным в анкете ответам выявляются потребности, развитие которых наиболее желательно для аудитории. Эти же потребности следует отличать от реально существующих, т.к. они нередко оказываются иллюзорными, мнимыми, а иногда попросту придуманными при заполнении опросника. Потребность претворяется в действительность тогда, когда появляется способ ее удовлетворения, когда определен предмет «желания», «хотения», а также пути и средства овладения ими, на это обращается внимание в следующем пункте паспорта.

Определить духовную потребность – значит правильно найти ее предмет и предложить личности путь овладения им. Развитая духовная потребность включает в себя следующие 4 модификации:

- потребность в овладении информацией об объекте;

- потребность в овладении способами действия (навыками, умениями);

- потребность в активной деятельности;

- потребность в создании новых ценностей.

Определение потребности, ее контактного предмета помогает подбору нужных методов и форм работы по ее реализации. Так, потребность в информации предполагает участие аудитории в устных журналах, беседах, встречах, народных университетах, лекциях, а для овладения навыками и умениями – в кружках, студиях, курсах, школах и т.п. Потребность в постоянной активной деятельности, создании нового реализуется в клубных объединениях.

IV раздел паспорта. Социально-психологические факторы, раскрывающие внутренние связи и единение аудитории. Под ними следует понимать прежде всего: 1) социально-психологические проблемы, переживаемые общностью; 2) факторы среды; 3) факторы образа жизни.

Социально-психологические проблемы общности зависят от многих факторов, но прежде всего от возраста. Так, например, к проблемам молодости, юности относится выбор профессии (кем быть?), поиск нравственного идеала, формирование мировоззрения (каким быть?) и другое. В свою очередь людей пенсионного возраста будут объединять проблемы передачи жизненного опыта, сохранения здоровья, а подростка – проблемы самоутверждения, активного усвоения взрослых ролей, рационального проведения свободного времени и т.п.

Факторы среды, в которой живет человек, влияют на него. Ученые делят их на положительные, отрицательные и нейтральные. К ним относятся: семья, производственный коллектив, друзья, компании, средства массовой информации, традиции, обычаи, религия. Положительные факторы способствуют развитию личности с точки зрения общественной полезности ее деятельности и поступков. Отрицательных – воспринимаются как определенное зло, разрушающее целостность и гармоничность личности. Нейтральные – это такие факторы, с которыми личность не вступила во взаимодействие или не поддается их воздействию. Умение учитывать многообразия фактора и вовремя стимулировать или ограничивать их действие – важный момент управления социокультурным процессом.

Образ жизни отражает сложившуюся, относительно устойчивую систему жизнедеятельности личности. Под ведущими творческий образ имеют в виду активных участников общественной жизни, которые первыми воспринимают идеи социально-экономического прогресса и развития. Они творчески включены в процесс жизнедеятельности, в процесс перестройки общественных отношений. Свободное время они используют как для восстановления потраченных сил, так и для продолжения развития своего творческого потенциала. Представители наиболее распространенного, воспроизводящего образа жизни, как правило, усваивают и накапливают социальный опыт, воспроизводят и передают его дальше. По мере развития и накопления знаний и опыта они переходят в первый тип. Третий тип – деструктивный – немногочисленный, но социально ощутимый. Он является отражением и причиной еще не до конца решенных социальных проблем – мещанства, пьянства, стяжательства коррупции и других.

Кроме трех основных типов образа жизни существуют представители промежуточных типов, т.к. «чистые» носители встречаются статистически не так часто. При описании образа жизни аудитории нужно соотносить его с основным видом профессиональной деятельности и полученной структурой досуговых занятий групп.








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 1738;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.037 сек.