Лекция 8. Философия и педагогика каникул 3 страница
В 70–80-е годы, несмотря на возрастающую тенденцию к «одомашниванию» досуга (во многом через телевизор, да и художественное творчество стало обретать характер «хобби», проявляясь в кругу родных и друзей), широкое развитие получила неорганизованная самодеятельность, особенно в молодежной среде. Появились уличные подростково-молодежные компании, молодежные вечеринки, подпольные рок-группы (российский андеграунд). Набирали силу молодежные неформальные объединения: хиппи, панки, рокеры, брейкеры, фанаты и другие.
Интенсивно развивается туризм. Это связано с увеличением количества транспортных средств, находящихся во владении граждан. Параллельно огромную популярность приобретают барды и КСП. Туристические походы и экскурсии все большее значимы как формы семейного досуга.
Появились новые общественно-организованные формы культурной деятельности – фонды и центры молодежной инициативы, молодежные культурные центры в крупных городах (учредители – местные молодежные организации), впоследствии они были реорганизованы в Молодежные центры досуга.
С середины 70-х начало развиваться самодеятельное фольклорное движение в городах и сельской местности (фольклорные ансамбли, любительские фольклорные объединения).
Продолжает формироваться в районах сеть КДУ, в том числе передвижных. На селе начали создаваться ЦКС, в которых сельские Дома культуры наделялись руководящими функциями по отношению к клубам и красным уголкам на территории сельсоветов, хозяйств. С 1975 года в селах возникают КК, объединявшие на добровольной основе культурно-воспитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные и иногда бытовые учреждения. Они именовались сельскими или городскими социально-культурными, социально-педагогическими, культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами. Их смысл состоял в совместной организации КДД, исключении дублирования культурных акций, установлении тесных контактов между работниками сферы досуга. Одновременно происходила централизация библиотек – в масштабе района, области или края создавались централизованные системы с единым книжным фондом, справочно-библиографическим материалом и штатом работников. С 1974 года начался процесс централизации музеев (музейные объединения).
Структурные изменения в системе КДУ привели к оживлению КДД, увеличению объема проводимых мероприятий, росту числа любительских объединений. К 80-м годам, однако, в культурно-досуговой сфере наступил кризис, связано это было с сосредоточением очагов культуры в больших городах и обделенностью культурой периферии. Клубные, библиотечные и музейные объединения отличала текучесть кадров. Снизился уровень зарплаты работников культуры. К 90-м годам уменьшилось количество бесплатных мероприятий.
Вопросы для самоконтроля
1. Можно ли утверждать, что в различные исторические периоды развития нашего государства изменялся аксеологический смысл форм, методов и средств организации досуговой деятельности? Прокомментируйте, аргументируйте свою точку зрения.
2. Что в содержании данного теоретического материала вы считаете ценным для формирования вашего индивидуального профессионального сознания?
3. Какой фрагмент материала вызвал у вас эмоциональный отклик?
4. Докажите, что социальные факторы оказывают непосредственное и опосредованное влияние на содержание культурно-досуговой деятельности.
Список используемой литературы
& Социально-досуговая деятельность как общественная система
G Сущность понятия «социально-культурный институт»
Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни. К социально-культурным институтам относятся многочисленные учреждения и организации, с помощью которых осуществляется накопление и передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение культурологических знаний.
Термином «социально-культурный институт» обозначаются:
- семья;
- государственные и муниципальные структуры;
- производственные объединения и предприятия;
- негосударственные общественные организации;
- системы народного образования;
- средства массовой информации;
- специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, библиотеки и т.д.
Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.
Существует сеть культурно-досуговых учреждений.Под сетью понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов…), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.
Территориальный признакучитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края и т.д.
Ведомственный признакучитывает численность учреждений по их подчиненности, финансированию:
- государственные;
- муниципальные (местный бюджет);
- общественные (профсоюзные, различных обществ);
- коммерческие;
- частные (ЧП и др.);
- ведомственные (Дом учителя, ДОРА и т.д.).
G Музей как социально-культурный институт
Музей –научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым за несколько веков до этого возникли национальные государства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и распространителями информации, его сформированной. Они должны были обслуживать государственную политику и проводить ее на местах. В ответ на это государство направляло в учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории.
Музейный фонд –совокупность памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, находящихся в ведении музеев, постоянно действующих выставок, научных учреждений и учебных заведений. В музейный фонд также входят коллекции и отдельные предметы, собираемые различными экспедициями и имеющие музейную ценность.
Существуют следующие типы музеев – научно-просветительские, исследовательские, учебные.
Профили музеев: исторический, технический, сельскохозяйственный, естественно-научный, искусствоведческий, литературный, мемориальный, комплексный, краеведческий и др.
Музеи бывают исторические (экспозиции посвящены историческим событиям), краеведческие(рассказ о родном крае и населяющих его людях), зоологические(в экспозицию входят чучела животных и др.),музеи предприятий, музеи, посвященные определенным видам деятельности, в настоящее время даже во многих школах открыты «Комнаты Славы» – небольшие музеи с экспозицией о наиболее выдающихся выпускниках. Наибольшую славу снискали музеи живописи(«Третьяковская галерея», «Эрмитаж», «Музей изобразительных искусств»), а также музеи, посвященные историческим личностям («Музей Пушкина», «Музей Ленина», «Музей-усадьба Толстого» и др.).
Очень популярны в наше время так называемые «кунсткамеры» – музеи восковых фигур, экспозиции которых пытаются наиболее достоверно воспроизвести известных личностей или других людей (выставка «Двор императрицы Екатерины», «Аномалии человеческого тела» и т.д.). Музей может быть посвящен какому-либо одному событию(«Малая земля», музей-панорама в Новороссийске). Экспозиции музея могут располагаться на своем историческом месте («Курская дуга» – музей под открытым небом).
Музеи оказались совершенно не готовыми к рынку, тем более что зарождающейся в России рыночной экономике тоже было не до них. Единственным способом выжить виделось выбивание денег от властей, иностранных благотворителей или меценатство. Совпадение основополагающей функции музейного дела – культурного просветительства – и интересы музейного бизнеса, которые требуют открытости, увлекательности, познавательности, то есть того же культурного просветительства, привело к тому, что появились особые формы музея – виртуальные музеи.
Интернет, в том числе сайт www.muzeum.ru, дает возможность доступа к экспонатам музея потенциально самому широкому кругу пользователей сети, позволяет музею заявить о себе и предоставляет возможности, которых не имеет реальный музей, тем самым расширяет круг посетителей.
Использование современных технологий для удобства посетителей – гиды на кассетах, электронные каталоги и т.п. – весьма разнообразили посещение музеев.
G История возникновения клубов
Клуб –общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения.
Клубные учреждения –массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.
Деятельность клубов в дореволюционный период. Еще с конца 18 века стали возникать клубные формы времяпрепровождения дворян – Английские клубы в Москве и Петербурге для потомственных дворян. Своей задачей они ставили организацию отдыха, общения и развлечений представителей дворянских кругов. Начало XIX века – время развития салонов, кружков, обществ различной направленности (музыкальных, литературных, спортивных). Предреволюционные процессы изменили коллективные формы дворянского досуга. С целью изыскания средств в дворянские клубы стали допускать представителей других сословий, что помогало поддерживать в них былой блеск и великолепие. Начались поиски более камерных форм досугового времяпрепровождения, получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и прочие. Стали популярны виды спортивных занятий, нуждающихся в больших затратах и специально оборудованных площадках, что, в свою очередь, требовало объединения средств: большой теннис, конный спорт. Активно развивались клубы в офицерской среде (напр., гостиная офицеров Измайловского полка, увлекающихся литературой).
К началу ХХ века в организационном и финансовом отношении активно участвует в столичных клубах купечество, породив такую новую форму досуга, как совместные обеды в дорогих ресторанах. Начало возрастать число людей в либерально настроенных дворянских кругах, посвящавших свой досуг общественной работе и развитию народного образования. Самым многочисленным сословием стало мещанство (ремесленники, мелкие торговцы, мелкие домовладельцы, «работные» люди). В их среде наблюдалась тесная связь работы с домашним бытом и досугом, так как большинство работали на дому, и в производстве принимала участие вся семья. Способы времяпрепровождения у мещан были весьма разнообразны. Это и многолюдные «вечеринки» для завязывания знакомств с играми, сопровождавшимися поцелуями, фантами, танцами и другим. Данью крестьянским традициям были девичьи «капустницы», которые чаще всего устраивали семьи, где были невесты, так как на обязательную после рубки капусты «вечерку» приглашали холостых парней.
В зажиточных мещанских семьях для молодежи устраивали домашние вечера. Нередко молодые люди проводили время в офицерских или в приказчичьих клубах, когда в них проводились публичные мероприятия. Большим успехом пользовались вечера в Купеческом собрании. Наиболее просвещенная молодежь нередко устраивала домашние спектакли, совместные чтения.
Самым распространенным видом досуга женщин-мещанок было рукоделие, нередко оно сочеталась с беседой – так называемые «работные посиделки». Зажиточные же мужчины проводили время в клубах, трактирах, чайных, посвящая его игре в карты, бильярду, лото, и даже нелегальным петушиным боям. Популярностью всех пользовался кинематограф, в зрительном зале можно было увидеть студентов и жандармов, офицеров и курсисток, интеллигентов и рабочих, приказчиков, торговцев, дам света, модисток, чиновников. Балаганы сменились стационарными кинотеатрами. Кино входило в повседневный быт.
Начало ХХ века было отмечено расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга (воскресные и вечерние школы, образовательные курсы и кружки, народные университеты), которые могли посещать мещане и рабочие фабрик и заводов. В этой среде стали появляться самодеятельные «общества самообразования рабочих» и первые Народные дома, где силами интеллигенции велась культурно-просветительная работа: проводились лекции, устраивались спектакли, экскурсии, создавались творческие драматические и хоровые коллективы. Также с нарастанием революционного движения велись беседы на политические темы, под видом гуляний проводились маевки и митинги, что послужило причиной их закрытия после разгрома революции 1906–1907 года. Выжили лишь «общества самообразования рабочих», где больше внимания уделялось вопросам образования и духовного развития.
Клубные учреждения в советское время. После революции театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства были переданы государству. Важное значение стало придаваться просвещению и образованию людей. Внешкольный отдел при Наркомпросе и местные органы народного образования оказывали содействие в налаживании культурно-досуговой работы. Большая роль отводилась учреждениям культуры в деле обучения людей, не получивших начального образования. Создавались пункты «ликбез». В целях расширения политической пропаганды в клубах стали проводиться митинги, митинги-концерты, лекции, доклады, вечера вопросов и ответов и другое. При клубах создавались политкружки. В 20-е годы стала активно развиваться художественная самодеятельность, кружки создавались в воинских частях, клубах, народных домах.
После неурожая 1921 года, явившегося следствием гражданской войны, культурно-досуговые учреждения перевели на местный бюджет, что привело к сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности. Лишь с продолжением финансирования в конце началось восстановление сети и ее развитие. В конце 20-х годов были открыты первые Дома культуры, в начале 30-х – Дворцы культуры, а в сельской местности – колхозные и совхозные клубы и библиотеки. В 30-е годы КПУ стали проводниками идей индустриализации и коллективизации, выполнения пятилетних планов, социалистических соревнований. В клубах, Домах и Дворцах культуры проводились вечера «обмена опытом», «рабочей смекалки». Стали регулярно проходить смотры народного творчества.
Со второй половины 30-х годов в жизнь вошли новые типы КПУ – передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, передвижные выставки, агитповозки, агитмашины, которые обслуживали населенные пункты, не имеющие учреждений культуры, а также крестьян. Произошли изменения в системе управления культурно-просветительной работой: на смену Главполитпросвету в наркомпроссах были созданы сектора массовой политико-просветительной работы. Сфера досуга этого времени отмечена возросшей посещаемостью клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, кинотеатров, театров. Стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.
С началом Великой Отечественной войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, наполовину по сравнению с предвоенным периодом уменьшилась их сеть. Основным содержанием работы Домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма. Стали проводиться встречи с фронтовиками, небольшие концерты. Были созданы передвижные учреждения культуры – походные клубы, агитэскадрильи, библиотеки-передвижки, агитпоезда и другое. Использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны. Культработники шли в цеха, в поле, на фермы, разъясняя людям смысл военных событий. Порой, рискуя жизнью, работники культуры спасали культурные ценности, исторические, художественные и литературные памятники. На фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной армии, в частях имелись дивизионные клубы, клубы частей, полков, руководили которыми призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов.
Война нанесла огромный ущерб учреждениям культуры, количество клубов сократилось с 1 миллиона 18 тысяч до 9,500 тысяч. По мере освобождения территории восстанавливались и учреждения культуры. Была поставлена задача: при каждом сельсовете – клуб, в каждом районном центре – Дом культуры.
В послевоенный период возросли затраты на осуществление культурно-досуговой деятельности, расширилась сеть таких учреждений. В восстановлении и строительстве их государство опиралось на безвозмездную помощь населения. Ремонтировались разрушенные здания, приводились в порядок пустующие помещения, в которых открывались клубы, читальни, красные уголки. В 1965 году было положено начало преобразованию сельских клубов в Дома культуры. В пределах районного центра создавался комплекс учреждений культуры (районный Дом культуры, широкоэкранный кинотеатр, музей, районная библиотека, народная филармония, парк культуры и отдыха, художественно-оформительская мастерская). В 70-х годах в среде молодежи началось движение за создание молодежных клубов, развивалось любительское движение (клубы по интересам).
Современные учреждения клубного типа.Все действующие в России КДУ подразделяются на несколько типов, каждый из которых включает группу однородных учреждений, обладающих характерными признаками.
Библиотеки(подразделяются по назначению и характеру работы, составу книжных фондов, масштабам деятельности), музеи, клубные учреждения, санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные и туристско-экскурсионные Центры(с находящимися на их базе библиотеками, музеями, клубами и пр.), социально-культурные комплексы и центры, зрелищные учреждения искусств(мюзик-холлы, театры, цирки, филармонии и пр.), учреждения лекционной пропаганды(лектории, планетарии), выставки и выставочные залы(возрождаются также ВДНХ), учреждения для детей и подростков(Дома детского творчества, Центры эстетического воспитания и др.). Большое распространение получают в наши дни виртуальные учреждения культуры(Интернет-салоны, Интернет-клубы).
За последние 10 лет произошли огромные изменения в системе КДУ. В наши дни гражданам предоставлен большой выбор, появились КДУ, рассчитанные на определенные слои населения по опыту работы на Западе (клубы бизнесменов, клубы лидер-леди). Отрицательно то, что сократилась сеть сельских КДУ (клубов, ДК, библиотек), т.к. государство не в состоянии содержать ее.
G Парк как социально-культурный институт
В 1928 году в Москве был заложен центральный парк культуры и отдыха, таким образом, было положено начало созданию новых учреждений культуры – парков культуры и отдыха. После войны парки культуры и отдыха, как и другие учреждения культуры, значительно расширили сферу своей деятельности, все чаще включаясь в проведение массовых праздников.
Парк как учреждение культуры представляет собой участок земли с естественной или посаженной растительностью, аллеями, водоемами и другим, предназначенный для прогулок, развлечения, проведения массовых праздников для населения, а также работы различных аттракционов. Парк культуры и отдыха – учреждение сезонное, работающее лишь в теплое время года – с конца весны до начала осени.
Основные направления деятельности парка:
1. Проведение традиционных (и национальных) праздников совместно с городскими центрами культуры (в т.ч. национальными).
2. Организация музыкальных и песенных фестивалей.
3. Творческие встречи с деятелями искусств.
4. Проведение спектаклей и концертов с участием творческих коллективов города.
5. Организация театрализованных праздников, народных гуляний, ярмарок (Масленица, День города, День Нептуна и др. с привлечением творческих, торговых организаций).
6. Проведение семейных дней отдыха.
7. Проведение познавательно-игровых и музыкальных программ для детей младшего и среднего школьного возраста, молодежных дискотек.
8. Организация мероприятий для людей среднего и старшего возраста с учетом их творческих интересов (любительские объединения, вечера «Для тех, кому за…»).
9. Оказание платных услуг населению (аттракционы, прокат костюмов, фонограммы, услуги художника-оформителя).
G Библиотека как социально-культурный институт
Библиотека –учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование производимой печати.
История библиотек Руси берет свое начало в XI -XII веков из Киевской Руси. К XIV - XV векам увеличилось количество переписываемых книг в Москве, Твери, Нижнем Новгороде и других городах. Этот процесс был ускорен появлением в XIV веке бумаги, заменившей древние пергаменты. Во второй половине XV века в Москве уже имелась книжная торговля. Главным стимулятором развития книжности явилось введенное на Руси по указу Ивана Грозного и митрополита Макария книгопечатание. В 1564 году вышла первая печатная книга «Апостол», выпущенная построенным в Москве на казенные деньги печатным двором. Возросло количество написанных русскими авторами книг. Зародилась традиция «учительной литературы» (первые учебники поднимали вопросы просвещения, нравственности, семейных взаимоотношений и другие). Тексты всевозможных «Слов» и «Поучений» помещались в сборниках под названием «Измарагд», «Златая цепь» и другие и адресовались духовенству (как вспомогательный материал для проповедей) и мирянам. В середине XVI века вышел в свет «Домострой» – свод правил и советов по ведению домашнего хозяйства. В XVII веке в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями иностранных сочинений.
Создание в России вольных типографий в соответствии с императорским указом 1783 года способствовало увеличению количества книг и развитию периодической печати, возрастанию интереса образованных дворян к чтению. В XVIII веке при Академии Наук и Московском университете были открыты первые светские библиотеки, первая была открыта в Петербурге в 1814 году.
После Октябрьской революции все библиотеки стали открытыми, их количество резко возросло (это было связано с тенденцией просвещения рабочего класса). Увеличивалось количество библиотек и в сельской местности. Росли темпы книгоиздательства (в том числе учебной литературы). Функционировали передвижные библиотеки, объезжавшие отдаленные населенные пункты и крестьянские хозяйства. В 1930 году был открыт Московский библиотечный институт. Библиотечные работники получали также квалификацию в библиотечных техникумах и на библиотечных отделениях в педучилищах.
В период Великой Отечественной войны библиотеки не прекращали своей работы на местах и в передвижном режиме, взяв на себя часть агитационной и разъяснительной работы с населением. Книжные фонды библиотек пострадали в войну, только в массовых библиотеках страны было расхищено и уничтожено 100 миллионов книг (известны случаи, когда книги использовались просто для растопки).
После войны сеть библиотек, как и других КДУ, активно восстанавливалась. К началу 60-х годов относится возникновение общественных библиотек и библиотек-читален. В 1964 году библиотечные институты были переименованы в институты культуры. К 1979 году в СССР насчитывалось 350 тысяч библиотек.
Современные библиотекиразличаются по направленности:
Массовые библиотеки – с книжным фондом различного содержания, рассчитанные на читателя любого возраста и профессии (городские, районные, областные библиотеки).
Научные библиотеки (универсальные, отраслевые и научно-технические),собирающие печатные издания соответственно направлению (библиотека Академии Наук, библиотека иностранной литературы, медицинская библиотека и т.д.).
Современное библиотековедение изучает историю библиотечного дела, библиотечные фонды и каталоги, читательский спрос. Имеются специализированные библиотеки для инвалидов (библиотека для слепых в Москве).
Новым витком в развитии библиотечного дела в России стало открытие виртуальных библиотек в сети Интернет. На специализированных сайтах (www.lib.ru и др.) пользователи сети могут найти практически любую книгу, в том числе и редкую, скачать ее себе в компьютер и прочитать.
G Социально-культурные комплексы и Центры досуга
Социально-культурные центры (СКЦ) и Центры досуга (ЦД)–это государственные учреждения культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы. Основными задачами СКЦ и ЦД являются:
- создание условий для активного отдыха населения;
- предоставление возможностей творческой самореализации личности или коллектива художественной самодеятельности;
- оказание услуг населению (в т.ч. платных) ;
- методическая помощь организаторам КДД школ, клубов, других организаций;
- игровая и концертная деятельность.
СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции:
1. Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы).
2. Физкультурно-оздоровительные –организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом.
3. Образовательные –организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности.
4. Стимулирование творческой активности –проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ.
5. Досуговое общение –проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов.
6. Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, детсадам, клубам, предприятиям и организациям.
СКЦ и ЦД также осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.
Выполняя свои творческие задачи, СКЦ и ЦД ставят перед собой главную цель в работе: создание единой концепции, определяющей качественную сторону культурно-массовой работы города, внедрение новых прогрессивных форм работы, сохранение, совершенствование и развитие самодеятельных коллективов. Основные направления деятельности Социально-культурного центра: развитие культурной жизни города, создание благоприятной культурной среды, поддержка различных форм социально-культурной деятельности населения города, удовлетворение общественных потребностей в культурно-досуговой деятельности, развитие народного творчества. Основная задача Центров досуга – предоставление платных услуг населению и создание условий для активного отдыха.
СКЦ и ЦД имеют свой устав, руководит ими директор, но в обсуждении всех проектов принимают участие представители всех объединений СКЦ и ЦД. Художественный совет контролирует работу директора.
На базе СКЦ и ЦД могут действовать следующие кружки, объединения и коллективы художественной самодеятельности:
1. Хоры и капеллы.
2. Хореографические коллективы.
3. Ансамбли песни и пляски.
4. Самодеятельные театральные коллективы.
5. Вокальные группы.
6. Эстрадные студии.
7. Студии и театры моды.
8. Кружки по интересам для взрослых и детей.
9. Цирковые труппы.
Методический отдел СКЦ и ЦД занимается разработкой сценариев, подготовкой и организацией досуговых, концертных и иных программ. В обязанности материально-технического и административно-хозяйственного отделов входит обеспечение КДД необходимыми материалами. При СКЦ и ЦД необходимы художник-оформитель (разработка и изготовление декораций), заведующий музыкальным оформлением (запись музыкальных фонограмм, подбор музыки к сценариям, музыкальное оформление концертов, спектаклей, игровых программ, утренников, вечеров отдыха).
G Санаторно-курортные и туристско-экскурсионные учреждения
Санатории и курорты –лечебно-профилактические учреждения для лечения природными и физио-терапевтическими средствами и активного отдыха граждан. КДД в таких учреждениях предполагает проведение конкурсных программ из расчета на возраст отдыхающих групп, эстафет, массовых праздников (День Нептуна) и танцевальных вечеров. Нередки в санаторно-курортных, особенно детских, учреждениях (лагеря «Артек», «Океан») так называемые «творческие заезды», когда группы отдыхающих набираются исходя из их творческих пристрастий (исполнители эстрадной песни, «юные художники», активисты самодеятельности). Широко развита в курортной сети самодеятельность отдыхающих (знаменитые конкурсы «Алло, мы ищем таланты»).
Спортивно-оздоровительные учреждения.К ним в настоящее время относятся физкультурно-оздоровительные комплексы, деятельность которых направлена на организацию населения всех возрастов в спортивные клубы по интересам, проведение соревнований и спартакиад.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 1250;