Лекция 8. Философия и педагогика каникул 5 страница
- она опирается на принцип удовольствия, чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей;
- закон досуговой деятельности – сублимация, то есть процесс преобразования и переключения энергии эффективных (душевных, страстных, эмоциональных) влечений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Например, необходимо спокойно и терпеливо относиться к «первичным» страстям детей и постепенно переводить их в русло социально значимых. Детям свойственно все опробовать: собирательство, коллекционирование, спорт, мир музыки, книги, туризм, техническое творчество. Оценка того или иного досугового явления зависит у них от их системы ценностей. Каждый ребенок – субъект свободного времени, он «сам по себе», и этого не надо бояться. Досуговая практика – опыт самоценной личности. Нетерпимость к детским увлечениям делает их жизнь тоскливой. У многих из них нет способа заявить о своих предпочтениях;
- досуг – всегда самореализация и самореабилитация. Это его очень важные функции. Например, как пишет С. Шмаков, «дети часто проходят досуги, которые позднее сами себя исчерпывают. Здесь не нужна подгонка. Дети способны сами интерпретировать постигаемые виды и формы досуговой деятельности. В школе администрирование как бы правомерно, в клубе, творческом союзе – извините. Здесь дети имеют право на свои привилегии: стать незаменимым (а к этому стремятся все школьники), пробиться друг к другу, выявить лидеров, проявить импровизацию, сделать свой выбор» [Шмаков, 1992].
Конкретные виды деятельности, заполняющие свободное время, называют элементами досуга. Отдельные элементы отличаются от досуга как по «удельному» весу в общем фонде свободного времени, так и по своей культурной ценности.
Наука пока приблизительно называет более сорока главных структурных элементов досуга, таких, как спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и других. Разновидностей же этих элементов моделей и форм бессчетное количество. Сколько вариантов одной формы! Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры – 60 тысяч.
В качестве основания классификации досуговых занятий следует принять характер осуществляемой в свободное время деятельности, которую необходимо рассматривать с точки зрения того, как она влияет на развитие человеческой личности, на развитие тех или иных (физических, духовных, эмоциональных, интеллектуальных, коллективистских и других) ее сторон, задатков, способностей.
Досуг может быть следующим:
- пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностным);
- организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени);
- контролируемым и неконтролируемым;
- коллективным и индивидуальным;
- подражательным и творческим;
- опережающим (изыскательная перспективная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга);
- реальным (общественно полезным) и мнимым (асоциальным, личностно значимым).
Реальный досугникогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.
Мнимый досуг– это прежде всего насилие либо над собой, либо над обществом, и как результат – разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.
По содержанию досуг детей можно подразделить на ряд принципиальных групп:
1. Первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).
2. Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).
3. Третья группа предполагает развитие духовных сил и способностей, активную творческую деятельность (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).
4. Четвертая группа реализует потребность в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.).
5. Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п.).
С.А. Шмаков, рассматривая сущность детского досуга, выделяет элементы досуговой структуры и модели работы с ними [Шмаков, 1994]:
1.Игра. Роль детской игры неоценима. Это их первая и вечная суверенная деятельность. Стремление к игре у школьников неистребимо. Игра – сильнейшее средство развития ребенка. Это, пожалуй, одно из важнейших тренинговых средств развития чисто человеческих, психологических свойств и качеств: понимания, памяти, наблюдательности, терпения, воли и т.п. Игры воспитывают нравственные качества партнерства, совместимости, дружбы, сотрудничества.
В программу досуговой деятельности абсолютно правомерно включать все виды и «жанры» игр: спортивные и подвижные, двигательные забавы и аттракционы, дидактические и познавательные (предметные) игры, строительные, технические и трудовые игры, музыкальные и хороводные игры, игры-упражнения психологического характера, игры-тренинги, игры-развлечения, игры-шутки, ролевые, сюжетные, режиссерские игры, деловые и организационно-деятельностные игры.
По мнению С.А. Шмакова, особое внимание следует уделить народным, национальным играм. Комнатные, застольные, уличные игры, игры на местности, командные, коллективные и одиночные игры должны войти в личный опыт ребенка. Это не уступка возрасту детей, а их право.
Модель работы: военные и военизированные игры, комплексная военная спартакиада, конкурс военно-прикладных умений, турнир сигнальщиков, «рыцарский турнир», игра-путешествие, конкурсы смекалки, викторина, турниры, игровая сюита, праздник игры и игрушки, «фабрика» игры-игрушки, ярмарка забав и развлечений.
2.Танцы. Наверное, это наиболее стабильная и долговременная модель досуга молодежи. Танцы – искусство молодости. Танцуют практически все люди, все дети. По крайней мере, старшие школьники проводят на танцплощадках больше времени, чем в спортзалах. Танцы – один из самых радостных моментов нормальной жизни школьников, они их личные развлечения. Никогда не стоит ополчаться на танцы. Объявлять «войну» чарльстону или твисту, шейку или брейку, ламбаде или сиртаки – проявлять бескультурье.
К сожалению, дети с самого начала, с первых моментов интереса к танцам приобретают плохие навыки, изменить которые потом – задача нелегкая.
Учить ребят танцевать надо в школе и с первых классов, чтобы они поняли, какое это истинное наслаждение – попасть во власть ритма, пластики, музыки, не прибегая к алкогольному допингу. Пусть дети познакомятся с как можно большим количеством танцев, а через них с этикой танцевального общения, ведь когда-то танцы, как предмет, преподавались в гражданских и военных учебных заведениях хорошо подготовленными профессионалами. Тогда понимали, что танец вырабатывает хорошую осанку, легкость и свободу походки, грацию и изящество. Как свидетельство, индийская народная мудрость – танец приносит человеку здоровье.
Танец и музыка органически связаны. Музыку для бальных танцев писали такие композиторы, как Бетховен, Моцарт, Люлли, Штраус, Глинка, Чайковский, Рахманинов. Значит, танцы – это выход и на мир музыки.
Модель работы: вечер бального танца, танцевальная сюита, конкурс танцоров, конкурс спортивных танцев, танцев на льду, турнир танцевальных забав, танцевальный бар, танцевальный карнавал, русский перепляс, студия бальных танцев, школьный ансамбль песни и пляски, школьный театр танца, фестиваль танцевальных жанров и т.д.
3.Театр.Его посещение закладывает театральные привязанности и вкусы, формирует эстетическую культуру школьников, раскрывает особенности природы театра, его языка. Юный зритель должен научиться разбираться с помощью учителя в замыслах драматурга и режиссёра: что они защищают, пропагандируют. Театр – особый психологический феномен, смысл которого в очищении психики ребенка; в психологическом рисунке, роли и способах его воплощения: речевая и пластическая культура актера, способы оформления спектакля, роль музыки, принципы режиссёрской композиции. Младшим детям в отличие от старших лучше показывать знакомую драматургию. Следует практиковать обсуждение спектакля. Пусть дети пробуют писать сочинения, небольшие рецензии, делать рисунки. Нашим детям, всем без исключения, нужна личная театральная практика. Роль школьного самодеятельного театра в этом просто неоценима. Принимая на себя роли героев пьесы, дети понимают их положительные качества. Школьный театр – это культура речи, творческое самовыражение, «экзамен» на публичность, понимание духовного мира людей. Это радость перевоплощения.
Модель работы:смотр карнавальных мод, вечер театральных жанров, литературный карнавал, вечер поэтов-масок, кукольный театр, настольный театр, театр литературных импровизаций и др.
4.Туризм– «организованные посещения, совершаемые для отдыха и с познавательными целями, а также носящие спортивный характер». Туризм (походы, маршброски, слеты, турклубы) – самая комплексная модель детского досуга и самая любимая. Дети по натуре – «бродяги», следопыты, путешественники. Походы открывают мир, учат видеть и беречь землю, дают неоценимый опыт общения друг с другом и с природой. Человек – существо биосоциальное, значит, зависит не только от общества, но и в большей степени от природы, которую раньше покорял. Дети в походах раскрепощаются, преодолевают «зажим» и комплексы, вступают в новые отношения друг с другом и особенно с учителями. Каждый ребенок за свои школьные годы должен пройти пешие, водные, горные, велосипедные походы, как однодневные, так и многодневные.
Модель работы: поход выходного дня, ночной поход, туристическая полоса препятствий, вечер туристической песни и др.
В теории организации культурно-досуговой деятельности обычно выделяют следующую структуру деятельности в свободное время:
1. Активно развивающие способности:
1. Творческие – воспитание детей (беседы, прогулки, чтение, игры, обучение трудовым навыкам), рационализаторство, техническое творчество, изобретательство, литературное и художественное творчество, занятия прикладным искусством.
2. Репродуктивные с элементами творчества – учеба и самообразование (занятия в вузе, на курсах повышения квалификации, посещение лекций, докладов, чтение литературы по специальности, просмотр передач), общественная работа, любительские занятия (коллекционирование)
2. Удовлетворяющие культурные интересы и потребности:
А. Познавательные – чтение, прослушивание передач, посещение кино, театров, концертов, выставок, музеев, спортивных зрелищ, участие в тематических вечерах.
Б. Эмоционально-коммуникативно-развлекательные – прием и посещение гостей. Настольные игры, беседы с друзьями, вечера отдыха, танцы, праздники, гуляния, личная переписка.
В. Физически активные – физзарядка, туризм, охота, рыбная ловля, любительские занятия спортом в секциях, школах, участие в кроссах, отдых за городом.
3. Пограничные и деструктивные – бездеятельное времяпрепровождение, посещение ресторанов, баров, азартные игры и т.д.
Наиболее совершенные структуры деятельности личности характеризуются наличием занятий из всех трех групп. Плохо, когда доминирует лишь одна группа занятий (например ученый, занимающийся только творчеством, без эмоционально-коммуникативных и физических занятий).
Досуговая среда– это место, условия, где дети проводят свое свободное время. Как правило, это «обжитые» ими пространства. У всех детей страны есть свои избранные места. Их надо знать. Поскольку дети проходят через эти «точки» очень часто, эти территории должны быть окультурены, цивилизованны. Дети сами избирают места своего досуга. К сожалению, по нашей вине это часто подъезды, чуланы, подвалы, чердаки, площадки у клубов, магазинов, вокзалов, какие-то части улиц. Думать о досуговой среде, о ее наполнении – наша общая задача.
G Уровни развития досуга
Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворение одной потребности порождает обычно новую. Это приводит к перемене вида деятельности и к обогащению досуга. Поиски в сфере досуга направлены на то, чтобы осуществить переход от простых форм деятельности к все более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от удовлетворения элементарных потребностей к удовлетворению глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации – к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству и т.п.
Структура досуга, соответственно прогрессивному усложнению и развитию потребностей, представляется в виде «слоеёв», или уровней, отличных друг от друга по своей психологической и культурной значимости. При этом один уровень отличается от другого не столько конкретным содержанием деятельности, сколько степенью умственной и эмоциональной вовлеченности в нее, степенью духовной активности.
Пассивный отдых – наиболее простой, элементарный уровень досуга. Чем ты занят – не имеет особого значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от трудового напряжения. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Общение во время отдыха носит непринужденный характер. В делах и разговорах близкие друг другу люди получают эмоциональную поддержку. Достигается психологическое расслабление, при котором чувства и настроения непринужденно сменяют друг друга. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга и, тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной ступенью к более сложной, творческой деятельности.
Отдых – буквально это состояние покоя, отстранение от всех забот. Это такой род деятельности, который снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению «формы», работоспособности. Отдых – перерыв в занятиях. Переключение на иную деятельность, смена события. Он может быть в форме сна, купания, принятия оздоровительных процедур, например, на пляже, прогулки на воздухе, на природе. Школьная перемена – форма отдыха учащихся. Физзарядка, физкультминутка, игра на уроке – тоже часть отдыха. Создание в школах, иных детских учреждениях «реабилитационных комнат» со специальной музыкальной программой, массажем, озоновой подпиткой – элементы отдыха. У казацкого генерала Платова («Война и мир») была досужая кушетка – кушетка для отдыха и размышлений.
Отдых имеет функции релаксации (расслабления) – резкого снижения физиологического тонуса, вплоть до полного обездвижения, и психологического расслабления. Существует и рекреационный отдых, направленный на восстановление и развитие физических и духовных сил, израсходованных в процессе учения, труда, общественной деятельности. Во многих странах рекреационное обслуживание – крупная отрасль экономики. Между прочим, рекреации школьных занятий предназначены прежде всего для отдыха детей. Наконец, отдых компенсационен. Он компенсирует (возвращает) детям утраченное.
Пассивный отдых не может продолжаться бесконечно. Он переходит в более развитый уровень досуга, который можно назвать развлечением. К нему относятся прогулки, посещение кинотеатров и спортивных зрелищ. Если отдых восстанавливает физические и психические силы, то развлечение имеет более сложную задачу: дать работу тем мышцам и психическим функциям, которые не нашли применение в трудовом процессе. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Прекрасным развлечением являются игры на воздухе или в помещении, поскольку они обеспечивают возможность эмоциональной и физической разрядки. Игры легко можно подобрать в соответствии с возможностями и интересами людей любого возраста. Развлечение, в отличие от пассивного отдыха, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки.
В.А. Ковшаров считает: переход от развлечения к более высокому уровню досуга связан с активизацией духовных интересов, которые побуждают человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, в слушании лекций, в посещении музеев, художественных галерей, выставок, тематических вечеров. Такое общение может охватывать широкий круг лиц, объединенных сходными интересами, но не обязательно хорошо друг с другом знакомых. Такое общение включает в себя серьезную беседу, дискуссию, диспут. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, в нем проявляется интеллектуальная активность. Оно носит целенаправленный характер, это овладение целым комплексом культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира личности. С расширением культурного горизонта расширяются социальные связи и профессиональные интересы.
Подобно любой разновидности досуга, познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение, имеет самостоятельную ценность для человека. Вместе с тем в ней содержится возможность перерастания досуга в уровень творчества. Потребность в творчестве глубоко свойственна человеку. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся техническое изобретательство, научный поиск, участие в художественной самодеятельности и т.д. Творческое общение является наиболее активным, духовно насыщенным.
Кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении. Этот уровень досуга, по мнению В.А. Ковшарова, можно назвать созерцательным. Ему соответствует общение между близкими по духу людьми.
G Типы досугового поведения
Ряд авторитетных социологов разработали типологии форм поведения в досуге с расчетом на максимальное сближение досуговых запросов населения и учреждений.
Типы ориентации поведения с точки зрения самоценности предмета:
1. Рекреационно-ориентированное поведение – тип досугового поведения, ориентированного на восстановление биопсихических ресурсов личности, израсходованных в сфере непреложных обязанностей (на производстве, в быту и т.д.).
Здесь часто не столько важен достигаемый уровень владения той или иной деятельностью, а сугубо рекреационный, оздоровительный эффект, связанный со снятием утомления, получением ярких впечатлений, борьбой с гиподинамией, психофизиологическими перегрузками и т.д.
К занятиям, где чаще реализуется такое поведение, можно отнести прогулки на природе, оздоровительные программы, игры, развлечения и т.д. Это, однако, не означает, что данному типу досугового поведения (как и другим рассматриваемым ниже) можно всегда однозначно приписать жесткий набор занятий. Например, для человека с развитым музыкальным вкусом рекреационный эффект может быть получен и при восприятии классической музыки. Речь может идти скорее о некоторой преобладающей тенденции заполнения «рекреационных ниш» оздоровительными и развлекательными программами, традиционно относимыми к явлениям «массовой» культуры. Главная же характеристика рекреационно-ориентированного поведения все же не в этом.
Важна (независимо от состава занятий) сама ориентация на собственное здоровье, психологическое самочувствие, положительные эмоции. В сознании же человека эта ориентация ощущается как потребность в игровом, зрелищном оздоровительном досуге. Можно утверждать, что в силу социальных и экономических причин (социальная напряженность, психофизические перегрузки, неполная занятость части населения) роль досуговых программ, реализующих рекреационную ориентацию, будет возрастать.
2. Социально-ориентированное поведение – досуговое поведение, основу которого составляет интерес к другому человеку. Основная форма реализации этого интереса – неформальное общение, не зависящее от тех или иных «официальных» ролей в обществе (в первую очередь от производственных ролей, обязанностей). Именно эта ориентация является основным клубным «ферментом», обеспечивающим возникновение и самосохранение клубных общностей, объединяющих людей по самым различным признакам (полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.).
В этом случае те или иные досуговые занятия значимы в той мере, в какой они способствуют углублению и расширению межличностных контактов объединяющихся людей, их социально-культурной самоидентификации.
В организационном плане к таким объединениям тяготеют «салоны» гостиные, клубы с фиксированным социально-демографическим составом. Учитывая усиливающуюся социальную стратификацию общества значение этих объединений будет возрастать.
3. Культурно-ориентированное поведение – это досуговое поведение, в котором доминирует ориентация на приобретение знаний, умений и навыков в том или ином виде досуговой деятельности.
В этом случае для участников досуговой программы менее значимы рекреационные элементы и социальный состав участников. Главным остается процесс просвещения или обучения. Нельзя не отметить рост числа новых учебных образований в сфере досуга, явившихся «детищем перестройки»: курсов менеджеров, иностранных языков, программирования, бизнеса, стенографии и т.д.
Кроме того, снятие многих цензурных идеологических барьеров позволяет беспрепятственно изучать культурные и исторические традиции своего народа, философские и религиозные учения, различные политические идеологии и прочее.
Демократизация общественной жизни отразились и в усилении ориентации на самостоятельный выбор досуговых занятия, стремлении освоить новые технологии досуговой активности, свойственные «обществу потребления»: туризм, садоводство и огородничество, бытовой дизайн, ремонт жилья, автодело и т.д. Соответственно возрастает спрос на обучающие программ по повышению «досуговой и бытовой квалификации» в интересующих различные группы населения видах досуговой активности.
Кризис семейного воспитания и государственного гуманитарного образования вызвал к жизни различные альтернативные методики и учебные программы, компенсирующие несовершенство деятельности данных социальных институтов (семья, школа). Наиболее типичное воплощение этой тенденции представлено в детско-подростковой художественной самодеятельности, краеведении, фольклоре, центрах эстетического воспитания.
Кроме типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности предмета занятия в ней представлены формы ориентации поведения с точки зрения определенности предмета занятия.
Как правило, выделяются две такие формы: целевая и поисковая.
Целевая форма означает, что участник той или иной досуговой деятельности ясно осознает свой досуговый интерес в его вещественном, «материальном» воплощении (конкретная книга, аттракцион, другой человек, оздоровительная программа и т.д.).
При поисковой форме досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не связывает его с конкретным предметом досуговой активности.
Пересечение типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности выбранного занятия и форм ориентации с точки зрения предметадосуговой деятельности порождает следующие сочетания:
1. Рекреационно-ориентированное целевое поведение.Ориентация на заранее выбранный конкретный вид рекреации, развлечения.
2. Рекреационно-ориентированное поисковое поведение.Посещение объекта развлечений, отдыха без заранее намеченной программы.
3. Социально-ориентированное целевое поведение.Запланированный заранее социальный контакт с конкретной личностью, группой людей.
4. Социально-ориентированное поисковое поведение.Стремление завязать новые знакомства, расширить социальные контакты.
5. Культурно-ориентированное целевое поведение. Посещение заранее выбранной культурной программы.
6. Культурно-ориентированное поисковое поведение.Стремление расширить свой кругозор, знания, умения без запланированной ориентации на конкретный вид занятия.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите, чем похожи и чем отличаются такие понятия, как «досуг», «свободное время» и «отдых».
2. Анализируя подходы и высказывая свои критические суждения, составьте кластер понятия «досуг».
3. Какие этапы в изучении досуга и свободного времени в России вы можете выделить?
4. Какой тип досугового поведения вам показался наиболее привлекательным, какой из них вы хотели бы выработать у себя?
5. Как вы думаете, каждый ли человек способен «пройти» все уровни развития досуга?
6. Опишите свою собственную структуру деятельности в свободное время.
Список используемой литературы
& Аудитория досуговой деятельности
Одной из важнейших задач в организации социально-досуговой деятельности является анализ частоты посещения учреждений культуры с целью определения основных форм предложенных занятий предметной деятельностью и выяснения мотивов неучастия людей в СДД. Проведенные исследования такого рода показали следующее:
- с возрастом посещаемость учреждений культуры резко снижается;
- из тех, кто активно занимается СДД, 1/5 приходится на членов кружков художественной самодеятельности, 1/5 – членов правления и его актив;
- причины неучастия: нет времени – 34,9%, работа скучна, неинтересна – 22,4%, нет ни желания, ни времени – 19%, нет кружка, интересующего их – 17,1%, могли бы участвовать, но не вовлекаются – 5,9%;
- преобладающие мотивы посещения - пассивные формы, которые ставят посетителя в положение слушателя и зрителя кино, концерта и танца;
- формально организованное осуществление клубной деятельности (мероприятийный подход). При подготовке и проведении мероприятий культработник заботится не о развитии активности и самодеятельности посетителей, а о количестве проведенных, порой никому ненужных мероприятий, по которым и оценивается его работа. Все это привело к гипертрофии форм, моде на формы, рецептурной методике. «Дайте нам новые формы!». Дело же не формах. Необходимо разнообразно и правильно использовать имеющийся потенциал (их свыше 300) и творчески их применять. Новая форма возникает, как правило, один раз в 7–10 лет, да и то зачастую оказывается хорошо забытой старой, но осовремененной новым подходом (например, КВН, «А ну-ка девушки», сегодня «Что? Где? Когда?», конкурсы красоты).
Таким образом, учреждения культуры исходят не из характеристик и особенностей аудитории, а от проводимых форм. Свыше половины мероприятий адресованы так называемой «смешанной» аудитории, то есть аудитории вообще, без учета их характеристик. Частота обращения к той или иной аудитории – не более 3–4 раз в год.
Классификация аудитории:
- реальная и потенциальная. В зависимости от частоты посещения и участия в СДД, реальная аудитория дифференцируется на активистов, постоянных и эпизодических;
- возрастное деление аудитории на детей, школьников, молодежь и т.д. Этот подход дополняется социально-демографическими данными по профессиональному, образовательному, семейному и другим положениям. Эти данные можно только учитывать, но не изменять. Их можно взять в социальном паспорте любого населенного пункта;
- деление аудитории по социально-культурным характеристикам (интересы и склонности, уровень воспитанности, содержание досуга, активность и самостоятельность посетителей). Методы: интервью, сбор отзывов, предложений, картотеки интересных людей, неблагополучных семей, подростков, паспорт аудитории. Эту информацию надо добывать самому. 39,7% специалистов считают это ненужной тратой рабочего времени.
Для организации процесса социокультурной деятельности наиболее эффективным является комплексный, системный подход в рассмотрении аудитории. Он предполагает следующее:
1.Дифференциацию аудитории по возрастному принципу
Дети и подростки | Молодежь | Люди зрелого возраста | Люди пожилого возраста |
Дети младшего возраста 7–10лет | Юношеская 17–20 лет | Возраст ранней зрелости 30–40 лет | Возраст активной старости 61–70 (75) лет |
Подростки 11–14 лет | Молодежь среднего возраста 21–25лет | Возраст средней зрелости 41–50 (55) лет | Возраст «ухода от дел» 76–80 лет |
Отроческий возраст 15–16лет | Молодежь старшего возраста | Возраст поздней зрелости 50–55 (60) лет | Возраст старческого увядания, одряхления 81–90 лет Долгожители |
Эта дифференциация объясняется, с одной стороны, тем, что люди в сфере свободного времени чаще всего объединяются по возрасту, а с другой стороны, их объединяет общее переживание возрастных социально-психологических проблем.
Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 2529;