Организация систематического каталога.

Принятая в данном каталоге классификационная система отражается с помощью карточек-разде­лителей, на выступах которых пишутся индексы и названия отделов, подотделов и рубрикот общих понятий к частным в порядке детализа­ции того или иного раздела классификации.На поле карточки-разделителя пишется перечень де­лений, раскрывающих содержание данного ин­декса.

Внутри каждой рубрики карточки могут быть расставлены либо по алфавиту фамилий авторов, либо по году издания книги. В последнем случае обычно применяется обратнохронологическая рас­становка, при которой впередистоят книги, вы­шедшие в более поздние сроки.

Справочный аппарат систематического ка­талога включает в себя ссылочные, отсылочные и справочные карточки и алфавитно-предметный ука­затель. Ссылочные карточки указывают на то, где еще находится литература по близкому или смежному вопросу. Обозначаются они словами «см. также» и пишутся на разделителе того ин­декса, к которому относятся. Отсылочные карточки («см.») указывают, в каком отделе находит­ся литература по искомому вопросу.

Предметный каталог. Задачей этого каталога, так же как и систематического, является группи­ровка литературы по ее содержанию. Однако в отличие от систематического каталога литература по тому или иному вопросу в нем объединена едиными рубриками вне зависимости от того, с каких позиций они изложены. Поэтому в пред­метном каталоге в одном месте находятся мате­риалы, которые в систематическом каталоге были бы разбросаны по различным ящикам. Рубрика­ция предметных каталогов производится в соот­ветствии с «рубрикаторами», имеющимися по всем отраслям знаний.

Каждый вопрос, выделенный в виде рубрики, в предметном каталоге получает словесную фор­мулировку, составленную таким образом, чтобы основное понятие определялось первым словом. Степень детализации рубрик зависит от количе­ства литературы по данному вопросу и ее значи­мости. Если в пределах рубрики собирается большое количество работ, то для удобства поль­зования каталогом вводятся новые подрубрики, разбивающие литературу по дополнительным признакам.

Рубрики предметного каталога расставлены, как правило, в порядке алфавита первых слов, поэтому в одном алфавитном ряду оказываются предметы, логически между собой не связанные.

Вследствие этого в предметном каталоге особое значение приобретает ссылочно-справочный ап­парат. Он состоит здесь из тех же элементов, что и справочный аппарат систематического катало­га: ссылочных, отсылочных и справочных карто­чек.

Вспомогательные каталоги и картотеки. Ихструктура, как документальных, так и фактичес­ких, может быть самой различной. Никаких еди­ных требований по поводу того, как они должны быть построены, не существует. Это следует учи­тывать, приступая к работе с ними.

Библиографические указатели

Рост научной и технической литературы дела­ет очень важной проблему «ключа» к ней. Таким ключом служат библиографические указатели — перечни литературы, составленные по тому или иному принципу. Библиография растет сейчас такими же быстрыми темпами, как и объем пе­чатной продукции. Только в нашей стране еже­годно выпускаются тысячи названий различных библиографий и ряд специальных периодических изданий библиографического характера.

Подготовкой различного рода библиографи­ческих изданий занимаются многие организации: книжная палата, крупные библиотеки, институты научно-технической информации, многие научные учреждения и учебные заведения. Помимо тех библиографических указателей, которые вы­пускаются в виде отдельных изданий, библиогра­фия в той или иной форме присутствует в боль­шинстве книг и статей. Все это определяет ис­ключительное многообразие библиографических указателей. Они могут быть самыми различными по своим задачам, содержанию и форме.

Многообразие библиографических источни­ков делает обязательным для любого специалиста иметь представление о всех их видах, как специ­альных (отраслевых), так и общих. Здесь приво­дится характеристика только некоторых основ­ных изданий текущей библиографии.

Следить за всем тем, что выходит в стране, позволяет прежде всего комплекс «Летописей», издаваемых Книжной палатой.

Сведения о книгах и брошюрах по всем отрас­лям знаний содержит «Книжная летопись». В ос­новном ее выпуске, выходящем еженедельно, при­водятся данные о научной, научно-популярной, производственной и художественной литерату­ре, а также о продолжающихся изданиях типа «Трудов» и «Ученых записок». В дополнительном выпуске (издается раз в месяц) описываются ве­домственные, инструктивно-производственные, нормативные, учебно-методические и информа­ционные издания, книги, вышедшие без цены и бесплатно. Авторефераты диссертаций выходят отдельным выпуском.

Нарядусо специальными библиографически­ми изданиями, основным содержанием которых являются сведения о различных произведениях печати, информацию о литературе дают многие книги и периодические издания. Эта информа­ция составляет их библиографический аппарат, именуемыйприкнижной (пристатейной) библио­графией. Она рассматривается как составная часть библиографии определенной области или научной дисциплины.

Как форма распространения библиографи­ческих сведений прикнижная и пристатейная библиография имеет ряд недостатков в связи с тем, что она обычно невелика по своему объему, а содержание ее ограничено темой книги или ста­тьи. При всем этом книга или журнал, содержа­щие сведения о произведениях печати, являются носителями информации, которая приходит к читателю вместе с ними. А поскольку тиражи книг в большинстве случаев превышают тиражи от­дельно издаваемых библиографических указате­лей, это способствует широкому распростране­нию библиографических сведений.

Приведенный обзор касался главным обра­зом общих и универсальных текущих показате­лей. В дополнение к ним каждый специалист не­пременно должен иметь подробный перечень всех библиографических изданий своей отрасли зна­ний, своей специальности и по всем проблемам, которыми он непосредственно занимается. Ориентироваться в них надо настолько свободно, чтобы безошибочно обращаться к тем из них, где наиболее целесообразно искать материалы по ин­тересующему вопросу.

Последовательность поиска документальных источников информации

При описании каталогов, картотек, библио­графических указателей и информационных из­даний все время подчеркивалось, насколько важ­но иметь исчерпывающее представление о всех их видах и стараться использовать их как можно полнее. Однако нельзя понимать это как универ­сальный совет и по любому случаю обращаться ко всем библиографическим источникам одно­временно. При их большом количестве и много­образии дело это совершенно нереальное.

Во всех руководствах поэтому рекомендуется выбрать те из них, которые в наибольшей степе­ни соответствовали бы конкретным задачам по­иска. Такая рекомендация совершенно правиль­на, но сам термин «выбрать» нуждается в некото­ром уточнении. О выборе чаще всего говорят, когда дело идет о многообразии чего-то, в основ­ном однородного.

В отношении библиографических источников все обстоит значительно сложнее. Здесь можно видеть не простое многообразие, но наличие определенной иерархии по степени их полноты, сложности. Кроме того, все они определенным образом взаимосвязаны друг с другом. Не случайно поэтому говорится о системе библиотечных каталогов и библиографических указателей. Здесь термином «система» как раз и подчеркивается их взаимосвязь.

Естественно поэтому предположить, что и ис­пользование их также должно быть подчинено какой-то системе. Значит, правильнее говорить не о выборе библиографических пособий, а о той последовательности, в которой должен идти поиск документальных источников информации. На этом основании допустимо считать, что заве­домо неверным является поиск, ведущийся путем «сплошного» просмотра всех имеющихся библи­ографических материалов. Практика полностью это подтверждает.

Бессистемный поиск всегда отнимает непо­мерно много времени и одновременно не дает га­рантии его полноты. Между тем, как это ни стран­но, даже опытные специалисты редко задумыва­ются над тем, насколько рационален их путь в поисках нужной информации.

Цели и условия поиска документальных ис­точников информации настолько различны, что никакой единой схемы быть не может. Необходи­мость своей особой схемы поиска наглядна уже при одном перечислении тех целей, которые при этом могут преследоваться: в одном случае требуется установить полный перечень литературы по определенной теме, в другом — только наиболее современные или главнейшие публикации по той или иной проблеме; для одних работ требуется добраться до первичных источников информа­ции, для других достаточно информации, содер­жащейся во вторичных документах, и т. д.

Подход к поиску литературы может зависеть и от того, в какой последовательности ее предпола­гается изучать: в хронологической, когда литера­турные источники рассматриваются в их прямой хронологической связи, или обратнохронологи-ческой, когда знакомятся сначала с новейшими изданиями, а затем уже переходят к более старым по времени публикациям. Совершенно очевидно, что в каждом случае будут совсем различными и сам перечень библиографических материалов, и последовательность обращения к ним.

Хорошо ориентируясь в библиотечных ката­логах и библиографических указателях, можно без особого труда составить схему поиска доку­ментальных источников информации примени­тельно к его конкретным целям.

Работа с книгой

Умение работать с книгой — это умение пра­вильно оценить произведение, быстро разобрать­ся в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным.

Работа с книгой — процесс сложный. Обу­словлено это прежде всего тем, что чтение науч­но-литературных произведений всегда связано с необходимостью усвоения каких-то новых поня­тий. Сложно это и потому, что практически каж­дая книга оригинальна по своей композиции и требуются определенные усилия, чтобы понять ход мысли автора.

Умением работать с литературой обладают да­леко не все. Наиболее частые ошибки — отсутст­вие должной целенаправленности в чтении, недо­статочное использование справочного аппарата, нерациональная форма записи прочитанного. Все это снижает эффективность умственного труда, приводит к непроизводительным тратам времени.

Техника чтения

Одной из особенностей чтения специальной литературы является то, что оно протекает в оп­ределенной последовательности: сначала предва­рительное ознакомление с книгой и только после этого ее тщательная проработка.

Предварительное ознакомление с книгой. Цен­ность каждого научного произведения колеблет­ся в весьма широких пределах. Далеко не любую книгу следует читать полностью, в ряде случаев могут быть нужны лишь отдельные ее части.

Поэтому для экономии времени и с тем, что­бы определить цели и подходы к чтению книги, рекомендуется начинать с предварительного оз­накомления с ней в целях общего представления о произведении и его структуре, организации спра-вочно-библиографического аппарата. При этом необходимо принять во внимание все те элемен­ты книги, которые дают возможность оценить ее должным образом. Делать это лучше всего в сле­дующей последовательности:

• заглавие;

• автор;

• издательство (или учреждение, выпустив­шее книгу);

• время издания;

• аннотация;

• оглавление;

• авторское или издательское предисловие;

• справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения, перечень сокращений и т. п.).

Предварительное ознакомление призвано дать четкий ответ на вопрос о целесообразности дальнейшего чтения книги, в каких отношениях она представляет интерес и какими должны быть способы ее проработки, включая сюда наиболее подходящую для данного случая форму записей.

Чтение книги. Существуют два подхода к чте­нию научно-литературного произведения: бег­лый просмотр его содержания и тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей.

Беглый просмотр содержания книги необхо­дим в тех случаях, когда предварительное озна­комление с ней не дает возможности определить, насколько она представляет интерес, и для того, чтобы быть в курсе имеющейся литературы по интересующему вопросу. Бывает и так, что ста­новится ясно — в работе содержатся нужные ма­териалы, и требуется ее полный просмотр, чтобы их найти. Беглый просмотр книги — по существу «поисковое» чтение.

Тщательная проработка текста (иногда его на­зывают «сплошным чтением») — это усвоение его в такой степени, в какой необходимо по ха­рактеру выполняемой работы. Следует отметить, что прочитать текст — еще не значит усвоить его. Текст надо обязательно понять, расшифровать, осмыслить.

Вопрос об усвоении содержания книги часто понимают не совсем правильно. Многие счита­ют, что главное — запомнить содержание прочи­танного. Между тем усвоение и запоминание — совершенно разные понятия. Усвоить прочитан­ное — значит понять все так глубоко и продумать так серьезно, чтобы мысли автора, объединяясь с собственными мыслями, превратились бы в еди­ную систему знаний по данному вопросу.

Само собой разумеется, что цель эта тем легче достигается, чем выше уровень подготовки специалиста и чем больше он знаком стематикой изучаемой литературы. Нужно, однако,помнить и о другом: чтение специальной литературыэто и есть процесс накопления и расширения знаний. Значит, вопрос стоит не о том, какой уровень знаний требуется, чтобы приступить к чтению, а каким образом можно преодолеть те трудности, с которыми приходится сталкиваться в процессе чтения.

Рекомендации обычно сводятся к тому, что читать нужно «помедленнее» и «повниматель­нее». Сами по себе они бесспорно правильны,но это далеко не основной ключ к тем материалам, в усвоении которых могут встречаться затрудне­ния. Следует попытаться представить возможные причины этих затруднений.

Как показывает практика, чаще всего они возникают, если в процессе чтения не всегда уда­ется разобраться в логической структуре материа­ла книги. Это не просто, так как она бывает раз­личной не только в каждой из книг, но может ме­няться от главы к главе и от страницы к странице в одной и той же работе.

Основные мысли любого сочинения можно понять и усвоить лишь в том случае, если в пол­ной мере уяснена схема его построения. Необхо­димо проследить последовательность хода мыс­лей автора, логику его доказательств, установить связи между отдельными положениями, выделить то главное,что приводится для их обоснова­ния, отделить основные положения от иллюстра­ций и примеров. Это уже не просто чтение, а глу­бокий и детальный анализ текста. И именно при таком подходе становится возможным понятьего и по-настоящему усвоить.

Проведение такого анализа значительно об­легчается, если все это попытаться изобразить на бумаге в текстовой форме, выписывая главные положения, или в форме графической схемы, на которой можно наиболее наглядно представить всю картину логических связей изучаемого явле­ния. Усвоению тех или иных построений автора способствует также система подчеркиваний и вы­делений в тексте книги и нумерации отдельных положений. В данном случае речь идет о книгах только из личной библиотеки.

При работе с однотипными текстами усвое­нию способствует использование заранее состав­ленных перечней, содержащих вопросы, которые следует уяснить в процессе чтения. Очень часто «смысловой тупик» обусловлен не структурой текста произведения, а его терминологическими особенностями.

В процессе чтения могут попадаться непонят­ные слова, многие термины используются в раз­личных контекстах неоднозначно, не всегда ясны различного рода сокращения. Все это затрудняет чтение, может приводить к искажению смысла текста. Необходимо приучить себя к обязатель­ному уточнению всех тех терминов и понятий, по поводу которых возникают хоть какие-либо со­мнения. Очень важно для этого всегда иметь под рукой необходимые справочники и словари.

Часто говорят о необходимости критического и творческого восприятия литературных данных. Думается, что ни то ни другое не может рассмат­риваться в качестве практических рекомендаций. Это должно прийти само по себе по мере накоп­ления опыта. На определенном профессиональ­ном уровне могут возникнуть те или иные несо­гласия со взглядами отдельных авторов, появятся аргументированные доводы против каких-то их положений и возможность сопоставления со сво­ими взглядами.

Тем более это относится и к творческому под­ходу. Конечно же, чтение — это стимуляция идей. Внимательное ознакомление с любым текстом должно вызвать какие-то мысли, соображения, даже гипотезы, отвечающие собственным взгля­дам на вещи. Но все эти вопросы находятся вне того, что касается техники чтения.

Записи при чтении

Чтение научной и специальной литературы, как правило, должно сопровождаться ведением записей. Это непременное условие, а не вопрос вкуса или привычки. Необходимость ведения за­писей в процессе чтения неотделима от самого существа использования книги в работе, будьто наука или практика.

Не случайно всегда говорится о необходимос­ти чтения «с карандашом в руке». Ведение запи­сей способствует лучшему усвоению прочитанно­го, дает возможность сохранить нужные материа­лы в удобном для использования виде, помогает закрепить их в памяти, позволяет сократить время на поиск при повторном обращении к дан­ному источнику.

Облегчает работу не каждая запись. Нередко можно наблюдать, как выписывание тех или иных данных из книг превращается в совершен­но бессмысленное занятие, отнимающее время. Рациональными записи могут быть лишь в том случае, если соблюдены некоторые общие тре­бования к их ведению и правильно выбрана их форма.

В качестве первого требования следует повто­рить то, что уже было сказано в отношении обя­зательности их ведения. Иногда считают, что за­писями сопровождается чтение книг, только наи­более важных для работы. Это неверно. Нужно взять за правило вести записи при чтении любой специальной литературы.

Ведение записей — обязательный элемент ра­боты над книгой, неотделимый от процесса чте­ния, и поэтому их нельзя откладывать «на потом».

Следует вырабатывать в себе умение читать и вести записи в любых условиях. Особенно важно быть дисциплинированным в отношении немед­ленной и обязательной записи оригинальных мыслей, появляющихся в процессе чтения. Надо помнить, что они являются результатом ассоциа­ций, которые в других условиях не возникнут.

Записи должны быть предельно полными. Это, как правило, занимает гораздо меньше времени, чем повторное обращение к книге. Необходимо предвидеть и будущую потребность в материале, имеющемся в книге, и в пределах разумного взять из нее все, что только возможно.

Существует ряд практических приемов, на­правленных на то, чтобы записи в процессе чте­ния занимали бы как можно меньше времени, и на то, чтобы ими в дальнейшем можно было легко пользоваться.

Для этого преждевсего нужно стремиться к лаконизму в изложении и к использованию вся­кого рода сокращений. Большую экономию вре­мени дает также применение условных знаков-символов (например, математических: равно, больше, меньше и т. д.). Можно здесь вводить и любые свои знаки.

Стремление к лаконизму должно, разумеется, иметь определенную меру. Нужно помнить, что всякого рода крючки и закорючки, равно как и «телеграфный язык», становятся со временем столь же трудно читаемыми;как письменность майя. Иногда бывает легче второй раз прочесть книгу, чем разобраться в небрежных записях.

Важными требованиями являются также на­глядность и обозримость записей и такое их рас­положение, которое бы помогало уяснить логи­ческие связи и иерархию понятий. Сделать это возможно с помощью системы заголовков, под­заголовков и ключевых слов, а также путем рас­членения текста за счет абзацных отступов, под­черкиваний, нумерации отдельных понятий и т. д.

К общим моментам техники записей относит­ся также вопрос о форме. Выбор здесь идет между так называемой «книжной» формой (использова­нием материалов в сброшюрованном виде) и «кар­точной» формой. Подчас можно услышать, что это дело вкуса. В действительности это совсем не так. Несомненные преимущества имеет карточ­ная форма как лучший способ систематизации любых материалов.

Практическая рекомендация — вести записи только на одной стороне листа. При этом ускоря­ется их поиск и систематизация, становится воз­можным производить любые вставки в текст, ис­пользовать записи при работе над докладами и рукописями научно-литературных произведений. В последнем случае целесообразно бывает все за­писи иметь в двух экземплярах: один остается для хранения, а второй идет на «разрез» для подго­товки статей, брошюр, книг и т. д.

Постоянный вопрос, встающий в разговореозаписях при чтении, — когда их делать. Единого ответа здесь быть не может: все зависит от вида записей.

Насколько различны цели и условия чтения научной, учебной и специальной литературы, на­столько могут быть различными и виды тех запи­сей, которыми это чтение сопровождается.

Каждый из перечисленных видов записей в значительной степени отличается один от другого и по своему содержанию, и по сложности: одни содержат «сжатую» информацию, в других она дается в развернутом виде — или лишь «ключ» для ее поиска; в одних — те или иные сведения в том самом виде, в котором они были в книге, в других — результат их аналитической переработ­ки и т. д. Далеко не безразлично поэтому, какой вид записи будет использован в каждом конкрет­ном случае. Надо стараться сделать так, чтобыон в полной мере соответствовал характеру работы с книгой.

В отношении каждого отдельного вида запи­сей имеется ряд правил и практических приемов их ведения, направленных на то, чтобы они воз­можно полнее отвечали своему назначению.

Прежде всего о группе записей, не связан­ных с необходимостью аналитичес­кой переработки текста.

Выписки. По своему характеру они настолько разнообразны, что, казалось бы, между ними ни­чего не может быть общего. Тем не менее и в отношении их следует сказать об определенных требованиях. Прежде всего — особая тщатель­ность записей. Любая небрежность в выписке данных из книги обычно оборачивается значи­тельными потерями времени на их уточнение или повторный поиск.

Иногда пытаются давать рекомендации по по­воду того, сколько их надо делать, и предостере­гают против большого количества. Выписывают все те данные, которые представляют интерес для работы. Судить о том, сколько их нужно, может только сам специалист, и нелепо придумывать какие-то искусственные ограничения.

Исключение составляют лишь текстовые вы­писки-цитаты. Здесь, действительно, уместно предостеречь от излишнего стремления выписы­вать все дословно. Часто бывает, что та или иная мысль без всякого ущерба может быть передана своими словами. Дословно выписывать следует лишь то, что обязательно должно быть передано именно в той форме, в какой это было у автора книги.

В некоторых случаях бывает целесообразным использование так называемыхформализованных выписок. Листы или карточки для выписок долж­ны быть заранее разграфлены, и все данные вы­писываются на отведенные для них места (строки, графы). Использование таких заранее подготов­ленных форм ускоряет выборку из книги нужных данных.

Имея в перспективе ту или иную форму ко­пирования прочитанного материала — фотогра­фирование, микрофильмирование, ксерокопиро­вание и т. д., следует сразу же по ходу чтения го­товить перечень страниц (фрагментов текста), подлежащих копированию.

Примером, облегчающим работу с книгой, яв­ляетсяиспользование закладок с надписями. В про­цессе чтения они позволяют быстро находить нуж­ные разделы — оглавление, всякого рода указате­ли, перечни сокращений, карты, таблицы и т. д. Кроме того, закладками могут быть обозначены все те места в книге, которые понадобятся в даль­нейшем.

При чтении научной, учебной и специальной литературы довольно распространенапрактика всякого рода пометок и выделений в книгах. Дела­ются они на полях или прямо в тексте, выделяя то главное, на что надо обратить внимание или вернуться еще раз; те или иные непонятные мес­та, положения, с которыми нельзя согласиться; удачные или малоудачные выражения, цитаты, подлежащие выписке или копированию.

Систему эту следует всячески рекомендовать, так как использование пометок и выделений по­зволяет значительно сократить время работы с книгой, облегчая ориентировку в ней и усвоение ее содержания. Какими эти пометки и выделения должны быть по форме, каждый решает сам. Ис­пользовать для этогоможно различные линии, символы, цифры. Главное, чтобы избранная сис­тема была достаточно стройной и стабильной. Выделения в книге могут касаться не только текста, но и графики.Раскрашивание схем и ри­сунков, особенно сложных и труднопонимаемых, во многих случаях делает их более наглядными и значительно удобными.

В тех случаях, когда в книге нужно выделить какие-то части текста, а пометки в ней делать нельзя, целесообразно пользоваться так называе­мой «системой чистых листов»: между страница­ми вкладываются чистые листы бумаги, на кото­рых делаются пометки на уровне интересуемого текста.

При необходимости возле этих пометок могут быть краткие пояснения. Листы с пометками нумеруются в соответствии со страницами кни­ги. В дальнейшем, приложив такой лист к тексту, можно сразу же найти нужные места.

Результатом проработки книги может быть еще и такой вид записи, какперечень страниц, со­держащих материалы по определенным вопросам.В дополнение к номерам страниц в нем целесо­образно также указывать, в каких абзацах нахо­дятся нужные материалы или расстояние до них от верха или низа страницы в сантиметрах. Вто­рая группа записей — аналитическая.

Простейшими из них являютсяоценочные за­писи на библиографических карточках личной кар­тотеки. Этим фиксируется факт, что данная книга была просмотрена или проработана и о ней сло­жилось определенное мнение в двух-трех словах, из которых станет ясно, следует ли еще раз обра­щаться к данной книге и что в ней можно найти.

Более сложный вид записи — составление плана книги, отражающего ее содержание и струк­туру. По существу планом любой книги является ее оглавление, но как форма записи при чтении он должен быть несколько подробнее оглавле­ния. Кроме общего плана книги, могут быть еще планы отдельных ее частей, показывающие ход мыслей автора, логику его доказательств и обо­снований. Пользуясь планом, можно легко вос­становить в памяти содержание любого произве­дения. Составление плана может рассматривать­ся также в качестве предварительного этапа работы перед тем, как перейти к более сложным видам записей — тезисам и конспекту.

 

2.4. Фиксирование информации

Тезис — это доказываемое или опровергаемое положение. В отличие от выписок, могущих содержатьтолько иллюстративный или фактичес­кий материал, тезисы должны всегда иметь дока­зательства рассуждением; другими словами, идеи тезисов могут быть защищены.

Что ставит тезисы на особое место среди дру­гих видов записей?

1. Тезисы, как никакая другая формы записи, позволяют обобщить материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрывающих все про­изведение.

Конспект, как и план, заставляет читателя следовать за автором книги, нередко этим сковы­вая творческую инициативу. Тезисы, напротив, дают возможность раскрыть содержание книги, активно разобраться в нем, невзирая ни на его последовательность, ни даже на отдельные его положения.

2. Процесс тематического тезирования позво­ляет глубоко разобраться в вопросе, всесторонне продумать его, объяв с помощью тезисов содер­жание нескольких книг и статей.

3. Ни одна запись так хорошо не помогает со­ставить доклад, дать основное содержание мате­риала для просмотра оппоненту, как тезис.

4. Тезисы ценны, а часто совершенно необхо­димы для критического анализа книги, статьи или доклада. Суть вопроса ими особенно акцен­тируется, заостряется. Тезисы крайне облегчают возможность противопоставить свои мысли мыс­лям и убеждениям других. Обратите внимание —именно убеждениям. Ведь порою автор может не­заметно, четко не формулируя, проводить опре­деленную мысль.

Цель исследователя — выявить ошибочные суждения и сделать нужные выводы, хотя бы они явно и не были сформулированы автором. Эту особенность тезисов неоднократно использовали многие ученые.

Умение правильно тезировать материал гово­рит об уровне подготовленности читателя, пони­мании темы, степени овладения материалом и ме­тодами самостоятельной работы над книгой.

Из этого ясно, что хотя тезисы и представля­ют довольно сложный вид записи, но они часто целесообразнее конспектов, созданных из про­стых, а тем более текстуальных выписок.

Вопрос о выборе типа записи, в частности те­зисов, разрешается в каждом отдельном случае и каждым читателем самостоятельно, с учетом кон­кретных возможностей (наличие навыка, време­ни и т. д.) и особенностей материала.

Основные тезисы это принципиально важ­ные, главные положения, обобщающие содержа­ние источника, иногда в своей совокупности но­сящие характер главных выводов.

Из основных тезисов составляют отдельную самостоятельную запись, отображающую содер­жание всего материала, иногда, правда, под тем илииным углом зрения (тематическая запись).

Интересно, что основные тезисы, носящие характер «главных выводов», взятые из любой части произведения, могут так или иначе опреде­лять дальнейшее содержание повествования, мо­гут, таким образом, связывать его части. Заклю­чительные основные тезисы должны обобщать содержание предыдущих, а не быть оторванными от них.

Простые тезисы это главные мысли, входя­щие иногда составной частью в конспект, рефе­рат и не имеющие многих специфических осо­бенностей основных тезисов. Поясним эти поня­тия в их сравнении.

Простых тезисов содержится много в любом произведении, в любой его части, тогда как основных можно насчитать лишь несколько. Там могут быть обоснования, примеры, аргументы и доказательства, постепен­но подводящие читателя к главному выводу в самом конце книги, иногда только в выводах к ней.

Простые тезисы удается выделить из всех час­тей произведения вне зависимости от его общей направленности, причем даже при первоначаль­ном ознакомлении с ним. В противоположность этому основные тезисы можно успешно соста­вить лишь после уяснения сути всего произведе­ния в целом. Известный совет делать записи толь­ко после ознакомления со всем произведением особенно относится именно к такому виду за­писи.

К каждому основному тезису может быть со­ставлено несколько (иногда — много) простых, разъясняющих и раскрывающих основной тезис.

Если тезисы составляются к пунктам сложно­го плана, то главным пунктам такого плана могут соответствовать основные тезисы, подпунктам — простые.

Так мы подошли к определению третьего типа тезисов. Записи, включающие два вида тезисов (простые и основные), называютсясложными те­зисами.

Как в сложном плане за основными пунктами следуют подпункты, так и в сложных тезисах за основными тезисами будут следовать простые.

Это очень полезный и достаточно совершен­ный вид фиксации прочитанного. Хорошо напи­санные сложные тезисы в сочетании с планом и выписками (иллюстрирующими, раскрывающи­ми детали тезисов), как мы увидим, могут соста­вить прекрасный конспект или реферат.

Формулировка тезисов должна быть четкой и краткой. В самих тезисах не приводят обосновы­вающих фактов, примеров. Если, имея тезисы (на­пример, используя не вами составленные тезисы или же читая при работе над книгой одни выво­ды), вы не знаете их обоснований, доказательств, наконец, не имеете хотя бы примеров к ним, то одних выводов окажется недостаточно для подлинного знания. Доказательства остаются в тези­руемой книге или статье; к обоснованиям и дока­зательствам полезно отсылать в записи.

Тезисы-цитаты.Часть тезисов может быть записана в виде цитат. Этот метод применяют при написании ре­цензий и аннотаций для сравнения разных точек зрения, а также в тех случаях, когда необходима особая осторожность в выводах.

Но тезисы-цитаты иной раз могут быть очень длинными. Поэтому полезно составлять к ним пункты плана.

Для ускорения записи тезисов-цитат иногда удобно пользоваться вкладными листками или шифрами. Такие тезисы-цитаты могут быть при­влечены для сравнения положений, взятых из ряда источников: нетрудно будет открыть нуж­ные места, например, в двух книгах и читать, срав­нивая положения, отобранные с помощью шиф­ров-цитат или вкладных листков.

В противоположность простым тезисам, ко­торые в большинстве случаев могут быть состав­лены из цитат, основные тезисы чаще всего фор­мулируют самостоятельно. Тезисы составляют так.

После предварительного ознакомления книж­ный текст читают вторично. При этом разбивают текст с помощью плана или без него — отчеркиванием и подчеркиванием, вехами на ряд отрыв­ков.

Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто от­мечают это главное в самом тексте книги. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и будут тезисы.

Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Один из тезисов (первый, открываю­щий запись, или завершающий ее, последний) — наиболее общий и в той или иной мере определя­ет содержание остальных или подытоживает все предыдущие.

Не исключено, что ряд положений потребует­ся объединить не в порядке их следования в кни­ге, а в их логической связи, важной для записы­вающего.

Чтобы не осложнять при этом поиск по запи­си нужных мест в книге, полезно связывать от­дельные тезисы с текстом подлинника с помо­щью ссылочных страниц, шифров или вкладных листков, отсылающих к источнику (даже к нуж­ному абзацу, а то и к отдельной его строке).

План, черновик и тезисы

Предварительно составленный план оказыва­ет существенную помощь в написании тезисов, в частности, в совершенствовании формулировок. Он выступает в роли черновика при написании тезисов. Его делают не очень подробным. Если подробный план уже есть, его предельно сокра­щают, объединяя мелкие, но важные пункты и выбрасывая второстепенные. Легко догадаться, что при работе над тезисами такими второстепен­ными пунктами подробного плана будут пункты, отражающие отдельные факты, примеры и т. д.

Для написания тезисов целесообразно исполь­зовать сложный план. При этом главное внима­ние обращают, конечно, на основные его пунк­ты. Подпункты сложного плана помогут, если понадобится, расшифровать главные пункты плана и тем самым избежать пропуска ценных мыслей.

Но не следует думать, что план — лишь вспо­могательное орудие при составлении тезисов. Его полезно прилагать к тезисам (хотя бы в черновом виде). Такой план оказывается нужным пособием в дальнейшей работе над тезисами и с их помо­щью. Его используют и для раскрытия тезисов. Те самые «вспомогательные» пункты плана, ко­торые при составлении тезисов не были приняты во внимание, теперь обоснуют и проиллюстриру­ют их. А это важно, скажем, в случае выступле­ния по тезисам на занятиях, а также тогда, когда на основе тезисов читатель составляет конспект, реферат.

Тезисы, составленные вчерне (возможны отчеркивания на вкладных листках или использо­вание шифров), нелишне тщательно сверить с содержанием источника и лишь после этого пере­писывать начисто. Сверять тезисы с источником помогает подробный его план. При этом важно, чтобы план был связан с текстом источника ссы­лочными страницами, вкладными листками.

В окончательном, чистовом виде тезисы ну­меруют по порядку; он заранее тщательно разрабатывается. Рациональная последовательность позволяет сделать тезисы наиболее краткими, из­бежать повторений. Все это, как правило, ведет к коренной переработке всей записи, к ее совер­шенствованию, другими словами, к улучшению восприятия материала, к его глубокому позна­нию, анализу.

Конспекты

Попросите тех, кто пишет конспекты, дать определение этой формы записи. Мало кто сфор­мулирует верно.

Систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов записи, — вот что такоеконспект. Следовательно, одновремен­но он должен содержать:

— планы;

— тезисы и выписки;

— или планы и тезисы;

— или тезисы и выписки;

— или планы и выписки.

Прочтем еще раз определение конспекта и подчеркнем в нем часть фразы —систематичес­кая, логически связная запись. Это — одно из ос­новных требований, предъявляемых к конспекту по существу. Так, выписки с отдельными пункта­ми плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, — это не конспект.

В силу такой особенности он в большей сте­пени, чем другие виды записей, объективен. Дру­гими словами, конспектом, написанным одним читателем, могут пользоваться другие — он более универсален, чем иные виды записей. Тут мень­ше риска заблудиться в чужих мыслях, чем при работе с чужими записями других типов (с вы­писками, планами и даже тезисами, не говоря уже о набросках для себя).

По этой же причине к конспектам можно с успехом обращаться через несколько (или много) лет после их написания. Например, конспекты работ по философии составляют на первом курсе вуза, но они могут быть использованы и через пять лет — для подготовки к государственным экзаме­нам и в период сдачи экзаменов кандидатского минимума. Конечно же, конспекты при этом до­полняют новыми материалами, совершенствуют, уточняют.

Связующим звеном при составлении кон­спекта должна быть внутренняя логика изложе­ния. Составляя конспект, нельзя путать связность логическую и связность языковую. Стремиться к форме связного пересказа можно, но не в ущерб другим, более важным качествам конспекта — ясности и краткости.

В отличие от тезисов, содержащих только основные положения, и выписок, которые отобра­жают материал в любых соотношениях главного и второстепенного, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положе­ния и выводы, но факты и доказательства, при­меры и иллюстрации.

Действительно, то, что вначале кажется вто­ростепенным, может со временем оказаться цен­ным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не бу­дет убедительным и трудно запоминается.

Поэтому при составлении конспекта записы­вают не одни лишь основные положения. Даже не всегда нужно избегать повторения, еслионохоть немного по-иному подводит к вопросу или по-другому, метко и более выразительно, осве­щает его. Это тот «аромат стиля», который помо­гает глубже разобраться в материале и лучше его запомнить.

На страницах конспекта может быть отраже­но отношение самого конспектирующего к тому материалу, над которым он работает. Но надо так организовать текст, чтобы при использовании своей записи легко можно было разобраться, где авторское, а где личное, читательское понимание вопроса.

Вообще важно различать два возможных эта­па работы: над составлением конспекта и по кон­спекту, с самим конспектом.

Не следует забывать, что иногда даже ценное дополнение, внесенное в текст записи, при не­вдумчивом отношении к нему или при неудачной форме его подачи, может привести к недоразуме­нию.

Типы конспектов

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа:

• плановые,

• текстуальные,

• свободные,

• тематические.

Тут важно запомнить не названия типов кон­спектов (их можно называть по-разному).Важно понять суть каждого из них и их специфику.

Плановый конспект легко получить с помо­щью предварительно сделанного плана произве­дения. При этом план или специально составля­ется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и корот­кого плана-конспекта.

Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, этот конспект — один из наиболее ценных, по­могает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Содержание книги закрепляется в памяти уже при создании конспекта. Он учит пос­ледовательно и четко излагать свои мысли, рабо­тать над книгой, обобщая содержание ее в фор­мулировках плана. Если книгу читали с помощью вкладных листков, то их можно взять за костяк будущего конспекта.

При наличии навыка конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его неза­менимым пособием при быстрой подготовке до­клада, выступления.

Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти со­держание источника. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книге, сделанные при ее чтении. По этой причи­не вкладные листки, на основе которых создается конспект, сохраняют.

Самым простым плановым конспектом явля­ется вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.

В процессе разработки, а иногда и при после­дующей переделке, плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т. е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательностьизло­жения оригинала.

Текстуальный конспектэто конспект, со­зданный в основном из отрывков подлинника — цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Текстуальный конспект — прекрасный источ­ник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Такой конспект научной статьи (книги) поможет определить ложность по­ложений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по переска­зу — свободному конспекту. В последнем случае все равно потребовалось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материа­лов для сравнительного анализа положений, вы­сказанных рядом авторов.

Легко догадаться, что текстуальный конспект в большинстве случаев — пособие, используемое длительное время. Иногда, правда, такой кон­спект составляется и как временное пособие для ускоренной проработки произведений. Хотя при создании текстуального конспекта и требуется определенное умение быстро и правильно выби­рать основные цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта не является трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его.

Существенный недостаток текстуального кон­спекта в том, что он не активизирует резко вни­мание и память (если, конечно, он заранее не был призван стать пособием для сравнения раз­ных точек зрения). Этот недостаток особенно мо­жет проявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше.

Бывает так, что исследователь написал кон­спект, а материала глубоко не проанализировал, не запомнил содержания произведения, не ус­воил его. Ему помешало автоматическое пере­писывание цитат, которым он занимался в про­цессе первоначального чтения материала. Чита­телю могут помешать и выписки, сделанные давно, если он перед переработкой выписок в конспект вновь не обратился к книге. А сделать это было бы несложно, если бы он вовремя привлек в по­мощь себе ссылочные страницы, вкладные лист­ки и др.

Иногда текстуальный конспект при после­дующей разработке его или даже в процессе со­здания переходит в свободный конспект.

Свободный конспект сочетает выписки, цита­ты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

Свободный конспект требует умения само­стоятельно четко и кратко формулировать основ­ные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный за­пас слов. Само составление этого вида конспек­та прекрасно развивает указанные выше качества.

Можно сказать, что свободный конспект, по­жалуй, наиболее полноценный вид конспекта, если учесть ту пользу, которую извлекают хотя бы уже из самого процесса его составления. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Здесь читатель на деле демон­стрирует свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна — понять, осмыслить, записать четко, логично.

Над свободным конспектом приходится мно­го работать — его не так-то легко составить.

Тематическийконспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный во­прос-тему. Поэтому он и получил название тема­тического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду ис­точников, он может не отображать сколько-ни­будь полно содержания каждого из используемых произведений.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.

Таким образом, этот конспект облегчает ра­боту над темой при условии использования не­скольких источников.

Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюде­ния, рыться в памяти, вспоминая событие, факт, мысль, теорию, наконец, книгу, в которой вы встретили то или иное нужное вам положение. Так вы постепенно приучаете себя мобилизовывать свои знания. Ваш рабочий каталог, картоте­ки, наконец, ваши же конспекты и другие записи должны помочь этому.

Можно использовать так называемый обзор­ный тематический конспект. В этом случае со­ставляется тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще несколь­ких источников.

К обзорному тематическому конспекту мож­но отнести и хронологический конспект. Как гово­рит само название, вся запись подчинена хроно­логической последовательности событий.

Хронологический конспект, в отличие от об­зорного, значительно более краткий.

Реферат -- «реферат» в переводе с латинского бук­вально означает «пусть он доложит».

При индивидуальной работе с литера­турой представляет собойкраткую «обогащенную» запись идей, содержащихся в одном или несколь­ких источниках. Зачастую рефераты готовят для того, чтобы передать эти идеи аудитории.

Реферат творческого работника иногда пи­шется на основе созданных им статей и книг. Особое место занимают в этом ряду авторефера­ты для обсуждения научной общественностью произведений, в том числе диссертаций.

Иногда за базу создаваемых трудов ученый берет ранее защищенные рефераты.

Рассмотрим частный случай реферата, пред­назначенного для защиты его идей перед аудито­рией.

Такой реферат требует глубокого изучения первоисточников, цепкой памяти, умения связы­вать теоретические положения с условиями со­временности, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дис­куссии.

Для их творческого делового проведения надо иметь свое собственное твердое мнение об опре­деленной теме, т. е. требуется не только хорошо знать материал, но и быть готовым вразумитель­но передать его содержание.

При подготовке и защите рефератов особенно важно определить четкое предназначение рабо­ты, установить задания самому себе. Если можно мириться с неясными местами в конспекте, то в реферате этого допускать нельзя. В случае если неясные места все же остаются, то их преднамеренно выносят на обсуждение. Реферат зачас­тую — плод коллективного творчества, потому что его идеи в конечном итоге нередко формули­руются не только автором, но и зоркой аудито­рией.

Поэтому полезно, чтобы коллектив слушате­лей и оппоненты были бы заранее подготовлен­ными. Другими словами, к реферату должен го­товиться не только референт, но и аудитория, и, что особенно важно, готовиться в контакте друг с другом.

Итак, повторим, реферат пишут для себя, чтобы иметь возможность с его помощью осмыс­лить и передать идеи, мысли, обобщения другим, совместно их обсудить. Реферат может стать по­собием для устного выступления с элементами импровизации илиже будет дословно зачитан вслух.

В последнем случае особое внимание следует обращать на стиль изложения (недаром хорошие рефераты иногда рекомендуют тиражировать, на­столько их содержание ясно и понятно). Одна из главных задач реферата — это доложить, донести идеи до аудитории, мобилизовать ее знания. Для совершенствования этого умения в помощь ^при­влекается обширная литература о лекторском мастерстве и ораторском искусстве.

Написать хороший реферат, а тем более эф­фективно выступить с ним может лишь тот, кто овладел азбукой работы с книгой. Мы надеемся, что изучение соответствующих разделов нашей книги вооружит читателей необходимыми при­емами.

Проще организовать подготовку, когда на тему реферата имеется всего один-два источника. Сложнее работать с большим количеством книг и статей. Во всех случаях дело облегчит рациональ­но организованный предварительный просмотр литературы. Во время просмотра нужное фикси­руют на карточках своего рабочего каталога, де­лают отдельные выписки — текстовые или же лишь со ссылкой на источник. При подготовке реферата удобно воспользоваться своими указа­телями содержания и картотеками выписок. Не обязательно делать выписки, чтобы ввести их в реферат. Нужные отрывки отмечают закладками (более точно — вкладными листками) и приносят эти книги или журналы на защиту реферата.

В тексте реферата или в плане своего выступ­ления указывают, в какой момент и к каким имен­но страницам источника следует обратиться. При использовании источников вкладные листки могут нести не только поисковые признаки (отчеркивания), но также давать текстовые дополне­ния, обозначать логические связки. В результате во время выступления можно будет зачитывать тексты из книг, не обращаясь к реферату.

При работе с многочисленными источниками (хотя бы и в процессе быстрого поискового чте­ния)их необходимо регистрировать в собственном рабочем каталоге. Тогда из каталога легко можно будет почерпнуть нужные сведения. Уже сами рубрики каталога помогут организовать бу­дущий реферат. Переходя от одних карточек и рубрик к другим, вы будете уточнять и расширять содержание реферата. Если тема вас интересует постоянно, то следует перед составлением рефе­рата заглянуть в личный архив. Особенно помо­гают в этой работе конспекты. При рациональ­ном ведении архива поиску помогут регистрато­ры и поисковые алфавитные картотеки.

Определенную помощь в ускорении сбора ма­териалов может оказать диктофон.

Когда вы подберете накопленные извлечения из книг и газет, то полезно для полноты картины обратиться к самим первоисточникам. При со­ставлении реферата желательно просматривать новые книги и брошюры, свежие номера журна­лов и газет, чтобы учесть последние публикации по интересующей теме. Мы уже знаем, как орга­низовать процесс рационального поиска, уметь читать заголовки, бегло знакомиться с отдельны­ми публикациями.

Для облегчения поиска газетных и журналь­ных публикаций можно воспользоваться услуга­ми специальных служб, которые подбирают вы­резки по различным темам из газет и журналов, причем при подготовке рефератов полезно обра­щаться к хранилищам вырезок, которые организованы учреждениями, организациями и отдель­ными лицами.

Особую роль могут сыграть различные справочно-информационные центры.

Конечно же, начинать тренироваться лучше с выписок, затем учиться составлять планы, тезисы и уже потом переходить к конспектам и рефера­там. Но не нужно думать, что составление кон­спектов и рефератов — этих синтетических запи­сей — возможно только при условии последова­тельного овладения методикой составления их частей: выписок, планов и тезисов. Жизнь дает и особые установки: студенты, скажем, на первом курсе неплохо составляют конспекты, докладчи­ки с успехом выступают с рефератами, не прохо­дя последовательно всей цепочки.

И тут есть своя логика. Если читатель, не имея навыка, составляет плохой план или плохие тези­сы, а затем пытается ими заменить серьезную книгу — это кончается, как правило, конфузом. Но если к такой книге сразу же составляется кон­спект, на его основе создается реферат, то в боль­шинстве случаев по этим записям можно будет восстановить содержание источника. И тут нет ничего особенного: план, как известно, дает не­кий ключ к раскрытию содержания выписок; те­зисы с цитатами, поясняющими их положения, уже доказательны и т. п.

Наконец, даже хорошо тренированный чита­тель не всегда сразу правильно выбирает для работы с конкретным источником именно ту за­пись, которая окажется полезнее других; выбрав же конспект, реферат, он поневоле применит в работе в нужном объеме те записи, которые ока­жутся наиболее плодотворными, подходящими для данного случая (не только для конкретного источника, но и для данной, временной ситуа­ции).

Текст записей

Недаром говорят: порядок в записи — поря­док в голове. Кроме очевидного влияния на логи­ку изложения, организация текста влияет и на содержание записи и на удобство пользования ею. И все это в конечном счете отражается на уровне знаний.

В тексте важное место занимает система все­возможных выделений, подзаголовков, система сокращений и некоторая символика. В каждом деле есть свои правила.

Основные советы.

Записи должны быть убористыми, компакт­ными, т. е. на странице нужно размещать как мож­но больше текста. Это улучшит его емкость и обозреваемость: глаз сразу «схватит» больше строк текста.

• Записи (их части, связи между ними) полез­но расчленять разными средствами. Рациональная неоднородность записей — важное их досто­инство.

• Интервалы между строками надо выдержи­вать достаточными для вписывания нового (даже ошибки в записях исправляют, перечеркивая не­верное и надписывая сверху правильное).

• Текст следует записывать только чернилами или шариковой ручкой. Карандашами пользуют­ся лишь для отметок, для выделений при после­дующей работе.

• Записи полезно датировать.

Выделение записей

Все существенное в записи, а также взаимо­связь положений и частей как внутри записи, так между нею и книгой — все это надо выделять всеми возможными средствами.

Отсутствие выделений и разграничений в тексте затрудняет просмотр записи, а при ее чте­нии — замедляет восприятие логических связей. Во время написания конспекта они осознаются, но впоследствии могут ускользнуть от читателя, а это заставит снова и снова обращаться к источ­нику.

Выделения и разграничения можно и нужно делать на всех этапах работы с записью: и во время создания записи как самостоятельного по­собия, заменяющего впоследствии книгу или ряд книг, и во время любого очередного обращения к книгам и к записям. В результате нового прочтения источника нередко изменяется и структура прежней записи.

Какие же существуют приемы выделений и разграничений текста, кроме заголовков, подза­головков и пунктов плана? Они хорошо знакомы, хотя читатели об этих своих союзниках часто за­бывают. Это — абзацные отступы, пробельные строки между отрывками текста; это — подчер­кивания и отчеркивания, ключевые слова, вехи, рамки.

Абзацные отступы сигнализируют о переходе к новой микротеме.

Пробельные строки, подобные тем, что отби­вают заголовки в книгах, формулы от основного текста, расчленяя его, повышают удобочитае­мость и организуют страницу записи.

Номера. Тезисы, формулы полезно нумеро­вать. Иногда делают сквозную нумерацию, про­должая ее в ряде тетрадок. Сквозная нумерация облегчает ссылки, избавляет от возможных недо­разумений. Номера, как и пункты плана, в от­дельных случаях выносят на поля.

Подчеркивания и отчеркивания. Первые упот­ребляются в тексте, вторые — на полях сбоку текста (вертикальной чертой, фигурной скобкой и т. п.). Правильно подчеркнуть — значит найти в тексте главное, полезное. Умение подчеркивать не приходит само, без длительной тренировки.

Подчеркивают лишь то, что действительно требует выделения. Иначе может получиться так, что подчеркнутым окажется весь текст, все его строки. Это в лучшем случае равносильно отсут­ствию какого бы то ни было подчеркивания.

Ключевые слова. Это слова, которые выносят на поля или подчеркивают цветом, отличным от цвета чернил, которыми написан основной текст, привлекая этим к ним внимание. Подчеркнутые таким образом ключевые слова будут отличаться от «рядовых» подчеркнутых слов. Иногда при записывании ключевые слова выносят в начало предложения.

Вехи. Полезно кроме абзацного членения текс­та и отчеркиваний проставлять на полях горизон­тальные черточки — вехи, разделяющие части текста по смыслу.

Чтобы избежать неопределенности, им необ­ходимо давать направления.

Рамки. В рамки обычно заключают символи­ческие выражения, формулы, зависимости, зако­ны, правила.

Многоцветье пометок.

Мир не случайно полон цвета, цвет необхо­дим, и очень жаль, что мы, свыкаемся с черно-белой однотонностью книг и собственных запи­сей, забывая о том, что цвет можно наполнить большим содержанием.

Подчеркивания, отчеркивания, рамки, вехи могут быть сделаны не одним цветом, а разными. Другим цветом, например, отделяют главное от зависимого или второстепенного.

В пределах одной записи, скажем, конспекта, цветным выделениям иногда придают временное условное значение. Так же поступают, например, при просмотре выписок: некоторые из них выде­ляют красным, синим, зеленым для последующе­го использования в докладе, для отбора выписок при создании тематической записи.

Назначение цветных выделений полезно ого­ворить на заглавном листе записи, чтобы со вре­менем они не потеряли своего первоначального смысла.

Выделения цветом — это последующий этап проработки записи. Тогда цветные выделения сразу укажут, что сделаны они под влиянием од­ной лишь записи, без оригинала. Иногда это су­щественно, так как, работая непосредственно над записью без привлечения оригинала, вы можете так сильно оторваться от источника, что станете утверждать, основываясь на собственных форму­лировках, неумело внесенных когда-то в запись, то, о чем и речи не было у автора, но при этом упорно будете ссылаться на него.

Очевидно, что все перечисленные способы расчленения текста могут применяться совмест­но, комбинированно. Любое из выделений в каж­дом отдельном случае можно усилить другим выделением. Например, заголовок написать про­писными буквами и подчеркнуть, формулы за­ключить в цветные рамки и пронумеровать.

Но использовать любые выделения, особенно цветные, надо разумно, не превращая записи в пестрые картинки. Рамки, краски, стрелки не должны отвлекать внимания.От записи не долж­но рябить в глазах.

Где вести записи?

Хотя преимущества карточной системы ве­дения записей огромны и неоспоримы, тетради все же не отжили свой век, особенно если иметь в виду тетради, состоящие из отдельных опера­тивно скрепляемых листов, что позволяет, если нужно, вставлять листки в любое место и выни­мать их.

Где же вести записи — на отдельных листках (карточках) или в тетрадях? Этот вопрос читатель решит сам в каждом конкретном случае. Не всег­да разумно, например, составлять на карточках конспект большого классического произведения. Неудивительно, что такого рода конспекты ведут в тетрадях. Записей, не имеющих прямого отно­шения к конспекту, в этих тетрадях делать не сле­дует.

Случается, что конспектирование большого произведения затягивается, а в данное время нуж­но срочно законспектировать другой источник. Нельзя наперед угадать, сколько страниц тетради понадобится для окончания начатого конспекта. Тут могут быть предложены два выхода: исполь­зовать не сшитую тетрадь или вести одновремен­но несколько тетрадей, причем в последнем слу­чае новую запись начинают в другой тетради, оставив на время тетрадь с незаконченным конспек­том.

Заглавный лист

Заглавие тематического конспекта или назва­ние отдельного конспектируемого произведения пишут на специальном листе тетради (на нем не должно быть строк текста конспектируемого про­изведения). На заглавном листе или на следую­щей странице записи отмечают (помимо полного названия) ссылочные сведения о конспектируемом произведении: место и год издания, номера тома, начальной и конечной страниц, если прорабаты­вается не вся книга, а часть ее, и ряд других дан­ных.

На заглавный лист выносят и записи, которые уточняют источник или авторов.

На заглавном листе можно оговорить и харак­тер принятых условных обозначений, отчеркиваний, подчеркиваний.

Полезно указать и вид применяемой запи­си (тезисы, выписки, план, реферат, тип кон­спекта).

При работе в библиотеках иногда на заглав­ном листе записи указывают библиотечный шифр и сведения о том, в каких библиотеках имеется книга.

При создании тематических записей заглав­ный лист используется также для подробного перечисления всех тех произведений, с которыми читатель работал, создавая тематическую подборку. Отмечают, конечно, и части произведений, которые были проработаны.

На обороте заглавного листа илина специаль­но отведенной следующей странице приводят от­зывы авторитетных лиц о произведении (нелиш­не указать и источники отзывов). Отзывы помо­гают лучше понять идеи книги, активизируют внимание, акцентируют его на главном. Иногда подобные записи носят характер эпиграфа.

Наконец, на этих первых страницах читатель записывает и свое личное впечатление от изучае­мой книги или статьи.

Вообще в начале и в конце тетради лучше ос­тавлять свободными несколько страниц. Они пригодятся для новых замечаний, для своеобраз­ных тетрадочных «лоций» — оглавления, темати­ческого указателя и т. п.

Поля . Это ценный и необходимый рабочий элемент тетради с записью. Назначение полей, а следовательно, и их ширина могут быть различ­ными. Поля оставляют не только сбоку, но и снизу и сверху страницы. Верхние и нижние поля придают записи опрятный вид, лучше сохраняют запись. Поля внизу страниц используются для подстрочных примечаний. Верхние поля дают возможность со временем дополнить страницу указателем ее содержания.

Боковые поля рационально делать по прин­ципу «справа или слева от текста». Глаз и рука привыкают к определенному положению плана и других заметок, помещаемых на полях, и это об­легчает работу.

Поля удобно отделятьот текста цветной чер­той, например красной. Иногда их вовсе не от­черкивают, если читатель выносит на поля части строчек или даже абзацы основного текста, желая этим выделить их.








Дата добавления: 2016-03-05; просмотров: 1037;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.148 сек.