СОЗНАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА 5 страница

Гегель полагал, что животным несвойственно самочувствие. С этим нельзя согласиться. У животных нет осознания своего состояния, но у них есть самочувствие как самоощущение, как ощущение своего состояния.

О ЕДИНСТВЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО «Я»

«Я» раннего детства не то, что в период, когда мальчик превращается в юношу, а девочка — в девушку. «Я» зрелого возраста существенно отличается от «Я» полной надежд мятежной юности, а также от «Я» глубокой старости, обремененной недугами и сознанием неотвратимо приближающейся смерти как своего последнего и неизбежного удела. В здоровом теле «Я» может быть не совсем тем, что в больном. В минуты особого вдохновения и озарения разума «Я» отличается от состояния утомленности и тупости. В трезвом состоянии «Я» может не иметь ничего общего с «Я» «во хмелю».

Человеческое «Я» меняется вместе с изменением условий его жизни. Тем не менее в развивающемся самосознании есть какое-то общее, инвариантное основание, которое подобно нити тянется через всю нашу сознательную жизнь, сохраняя нашу личность, наше «Я» в целом относительно устойчивым. Без этого основания наше «Я» распалось бы на отдельные, разорванные акты сознания.

«Я» невозможно вне конкретных ощущений, мыслей, чувств и побуждений, установок и ценностных ориентации. Но ощущения, мысли и чувства постоянно меняются, переходя из одной качественной определенности в другую. Они могут быть и запрограммированными, например при перевоплощении актера. Если бы «Я» сводилось к этим отдельным актам сознания, то оно менялось бы вместе с ними и не было бы никакого единства во всем многообразии постоянно меняющихся состояний.

В основе того, что «Я» в течение всей жизни человека остается относительно устойчивым и может сопротивляться чуждому влиянию, лежит память — способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Даже свои детские проделки, которые едва вспоминаются, человек считает своими, хотя это

делалось и иным телом и иным (детским) разумам. По словам одного психолога, между нашим «Я» сегодня и нашим «Я» вчера лежит ночь, заполненная сном, торжеством бессознательного, где обрывается обычная связь мыслей и чувств. Между этими «Я» не было бы никакой преемственности, если бы через эти черные провалы не перекидывался мост, который называется памятью.

Пластичность и изменчивость нашего «Я» проявляется прежде всего в его функциональном, ролевом перевоплощении: на работе в качестве руководителя человек иной, чем, например, в роли отца по отношению к своей дочери. Не все, что человек позволяет себе в домашнем кругу за чашкой чая, он может себе позволить в официальной обстановке. Говорят, что каждый человек, переступая «порог» в своем жизненном движении, видоизменяет свое «Я»: порог учреждения, дома, вагона или самолета, порог театра, больницы, санатория и пр. Мы всю свою жизнь движемся от порога к порогу. И каждый из них как бы деформирует наше «Я». Чтобы адекватно вести себя, оно должно считаться с тем, что стоит за каждым порогом бытия. Но несмотря на удивительную Пластичность человеческого «Я», оно, как уже говорилось, обладает внутренней собранностью, цельностью и относительной устойчивостью.

Через всю нашу жизнь, сквозь все перевоплощения и состояния мы проносим устойчивое ядро своего «Я», обусловленное и единством телесной организации, в частности нервной системой, и каким-то прочным каркасом характера, темперамента, манерой чувствовать, мыслить и действовать. Убеждения и принципы — наиболее устойчивый костяк «Я», хотя в этом отношении существуют немалые индивидуальные вариации.

Вспоминая любой отрезок пройденного пути, каждую уступку своим моральным принципам и вкусам, человек в определенной мере отождествляет свое актуальное «Я» с прошлым, свое детство и юность со зрелым возрастом. Не все в нас безвозвратно уплывает в реку забвения.

Таким образом, человеческое «Я», существенно меняясь под влиянием социальных условий, вместе с ростом знаний, культуры чувств и воспитанием воли,яа также с изменением физического состояния, самочувствия и пр., тем не менее сохраняет внутреннюю цель-

ность и относительное постоянство. Благодаря наличию некоторых существенных инвариантных характеристик структуры духовного мира человек «остается самим собой». Мы движемся от одного жизненного пункта к другому, неся с собой весь багаж наших духовных приобретений, и меняемся по пути вместе с наращением этого богатства, со сдвигами в нашей природной организации.

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

Существует точка зрения, что в развитии личности сознание себя в его зачаточных формах предшествует возникновению предметного сознания. По В. М. Бехтереву, простейшей формой сознания, без всякого сомнения, следует признавать то состояние, когда еще не выработано ни одного более или менее ясного представления, когда лишь существует неясное безотносительное чувствование собственного существования. Более сложным является сознание, в котором уже присутствуют те или иные представления. Но и в этом случае наиболее элементарной формой сознания следует признавать ту, при которой в сознании присутствует главным образом одна группа представлений о «Я» как субъекте в отличие от «не-Я» или объекта и из которой вырабатывается так называемое самосознание, иначе говоря, то состояние сознания, когда в нем присутствует или (что все равно) каждую минуту может быть вызван ряд представлений о положении собственного тела, о движении его членов и пр. Лишь после этого возникают те формы сознания, которые основываются на пространственных и временных представлениях (предметное сознание), и, наконец, как синтез первичного предметного сознания — те наиболее высокие и сложные его формы, которые составляют «интимное ядро личности» и при которых человек, с одной стороны, обладает способностью по произволу вводить в сферу сознания те или иные из бывших прежде в его сознании представлений, а с другой — может отдавать себе отчет о происходящих в его сознании явлениях, о смене одних представлений другими, иначе говоря, может анализировать происходящие в нем самом психические процессы1.

1 См. «Проблемы сознания». М., 1966.

В доказательство последовательности развития сознания в указанном направлении ссылаются на восстановление сознания после сна или глубокого обморока. Физиолог А. А. Герцен интересно описал состояния, которые он неоднократно испытывал после обморока. Сначала он испытывал смутное сознание своего существования, затем хаотическое осознание представлений без дифференциации «Я» и «не-Я», потом осознается «Я» в его противоположности миру, и, наконец, осмысливаются отношения вещей, причинные и иные связи.

При прогрессирующем ослаблении умственной сферы происходят, по мнению Бехтерева, те же самые изменения сознания, только в обратном направлении. В патологических случаях первоначально утрачивается способность самопознания, затем расстраиваются те ряды представлений, совокупность которых служит нравственной характеристикой данного лица; с течением временп у такого рода больных утрачивается уже и сознание времени, а затем и сознание места, тогда как самосознание и сознание о «Я» как субъекте остаются большей частью ненарушенными даже и при значительной степени слабоумия.

Для этой точки зрения характерно утверждение, что познание ребенком самого себя на первых этапах развития протекает в отрыве от познания им окружающего мира и даже в отрыве от собственной деятельности. Оно поддерживается исключительно за счет тех органических ощущений и чувствований, которые даны ребенку от рождения. Эти ощущения и чувства перестают, таким образом, быть предпосылками в развитии самосознания; они становятся его источником и движущей силой. Подобная позиция ставит развитие самосознания в исключительную зависимость от психофизиологического созревания.

Существует и иная точка зрения, утверждающая как раз обратное, что «сознание себя» характеризует более высокий уровень психической жизни, чем предметное сознание, и поэтому в процессе развития личности оно возникает значительно позже. Так, ребенок не сразу осознает себя. В течение первых лет жизни он обычно называет себя так, как называют его окружающие. Он сначала для самого себя существует скорее как объект

для других людей, чем как субъект по отношению к ним. Осознание себя является результатом развитие деятельности и общения. Оно является довольно поздним продуктом развития сознания и в качестве своей основы предполагает реальное становление ребенка практическим субъектом, выделяющим себя из окружения. Формирование самосознания связано с процессом индивидуализации, с процессом роста сил и целостности личности1. Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она реально становится самостоятельным субъектом2.

Видные русские психологи А. Галич, А. Потебня, И. М. Сеченов и др. рассматривали развитие сознания и самосознания в неразрывном единстве субъекта и объекта, считая, что осознание человеком своей ближайшей среды и осознание им самого себя осуществляется в одно и то же время, т. е. человек сразу выступает и как «Я» и как «не-Я». В своем учении о развитии психики ребенка А. Галич исходил из того, что это развитие начинается с чувства собственного существования, в котором нет еще ни осознания себя, ни осознания внешнего мира, потому что в нем нет еще противопоставления между внутренним деятельным началом и внешним ощущением. Первый способ знакомиться с самим собой и разыскивать себя в хаосе окружающих предметов основывается не только на внутреннем чувстве, но и на впечатлениях, получаемых из внешнего мира. Преобразование этих нерасчлененных психических состояний в осознанные совершается в результате возникновения способности к отделению тех состояний, которые относятся к себе, от тех, которые относятся к внешнему миру, в результате их различения и противопоставления.

Такого же взгляда придерживался и А. Потебня. Он считал, что развитие психики начинается со смутных, слитных, безотносительных переживаний, в которых сначала нет разделения на «Я» и «не-Я». На первых

1 См. Л. И. Вожович. Особенности самосознания у подростков. «Вопросы психологии», 1955, №1.

2 См. М. С. Неймарк. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении. «Вопросы психологии», 1968, № 5.

порах для ребенка еще все — свое, еще все — его «Я». Или наоборот: поскольку он не знает еще различия внутреннего и внешнего, можно сказать, что для него вовсе нет своего «Я». Иными словами, исходное состояние сознания есть полное безразличие «Я» и «не-Я». По мере того как известные сочетания восприятий отделяются от этого «темного грунта», слагаясь в образы предметов, образуется и самое «Я», состав которого зависит от того, насколько оно выделило из себя и объективировало «не-Я» или, наоборот, насколько само выделилось из мира.

Исходя из рефлекторной теории природы психики, И. М. Сеченов сформулировал свою концепцию самосознания. Он считал, что человек беспрерывно получает впечатления от собственного тела. Одни из них воспринимаются обычными путями (собственный голос — слухом, форма тела — глазом и осязанием), а другие идут как бы изнутри тела и являются в сознании в виде очень неопределенных темных чувствований. Ощущения последнего рода суть спутники процессов, совершающихся в главных анатомических системах тела (голод, жажда), они справедливо называются системными чувствами. У человека, замечает Сеченов, не может быть собственно никакого предметного ощущения, к которому не примешивалось бы системное чувство в той или иной форме. В этой смеси или ассоциации для той половины, которая дана деятельностью высших органов чувств, существует как эквивалент предмет внешнего мира, а для другой — никакого внешнего эквивалента нет. Первая половина чувствования имеет объективный характер, а вторая — чисто субъективный; первой соответствуют предметы внешнего мира, второй — чувственные состояния собственного тела, «самоощущения».

Таким образом, и Галич, и Потебня, и Сеченов, рассматривая субъект и объект в единстве, утверждают, что сознание возникло сразу в своих двух формах — в форме предметного сознания и самосознания. Уже маленькие дети, действуя с предметами и наблюдая за изменениями во внешнем мире, возникающими в результате этой их деятельности, познают не только те предметы, с которыми действуют, но и самих себя. В этом процессе они постепенно приходят к осознанию

как своих действий с предметами, так и того, что причиной этих действий являются они сами 1.

Образование представления о себе является актом сознания, который невозможен без речи. Наши душевные состояния, по Потебне, уясняются нами лишь по мере того, как мы их обнаруживаем, даем им как бы самостоятельное существование, находя их, например, в других или выражая в слове. Темными остаются для нас те особенности нашей душевной жизни, которые мы не выразим никакими средствами и которые не увидим ни в ком, кроме себя. Психологическими исследованиями показано, что уже на уровне сенсорного развития речь способствует развитию самосознания, помогает детям различать и осознавать отдельные части своего тела 2.

САМОСОЗНАНИЕ КАК САМООТНЕСЕННОСТЬ «Я» С САМИМ СОБОЙ

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Результатом самопознания является знание субъектом себя. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, то самосознание есть ориентировка его в собственной личности.

Способность к самосознанию и самопознанию — исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает самого себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Только в этой форме и может существовать самосознание, основная особенность которого, в отличие от сознания, состоит в том, что оно ориентировано на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Если сознание есть знание о другом, то самосознание — знание человека о самом

1 См. П. Р. Чамата. К вопросу о генезисе самосознания личности. «Проблемы сознания». М., 1968, стр. 230—235.

2 См. П. Р. Чамата. Вопросы самосознания в советской психологии. «Психологическая наука в СССР», т. 2. М., 1960.

еебе, это своего рода духовный «свет, обнаруживанием и себя и другое» 1.

В картине самосознания дано двойное изображение: и внешнего объекта, и самого субъекта. Как объект самосознания личность — это человек, каким он ощущает, наблюдает, чувствует себя, каким он известен себе и каким он мыслится, с его точки зрения, другими. Самосознание предполагает познание и знание прежде всего своего физического облика, состояния, а потом уже внутреннего духовного мира, своих возможностей. Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существующим не только для других, но и для себя. Самосознание связано со способностью взглянуть на себя «со стороны». Самосознание дает «человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т. е. отделять все свое внутреннее от всего приходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним,— словом, изучать акт собственного сознания» 2.

История, труд и общение выработали в мозгу человека физиологические и психические механизмы, при помощи которых и осуществляется осознание и описание человеком себя. Нельзя отказать животным в том, что они что-то знают, т. е. обладают элементарной информацией об окружающих событиях. Но животные не знают, а человек знает о своем знании: он знает и то, что он знает, и то, что знает он, и то, что именно он знает. Далее, человек осознает не только то, что нечто знает, но и то, что он далеко не все знает, что за пределами его знаний простирается великий океан неведомого.

Существенная черта в характеристике самосознания — это способность мыслящего человека не только отделить себя от остального мира, но и противопоставить себя ему. Вместе с тем в самосознании происходит осознание самого себя не как чего-то абсолютно обособленного от этого мира, а в многообразном отношении с ним. Самосознание не есть монолог сознания с самим собой. Это скорее диалог личности со своим опытом.

1 Гегель. Соч., т. III,стр. 201.

2 И. М. Сеченов. Избр. философ, и психология, произв., стр. 504.

Слово «самосознание» обозначает различные, хотя итесно связанные между собой явления: самоконтролирующую функцию сознания, ориентированного на вне его лежащие вещи, и сознание, основным объектом которого является человеческое «Я», т. е. самопознание, самоисследование. В первом своем значении самосознание (как самоконтролирующее сознание) ориентировано на реализацию призыва: познай мир, а во втором — па реализацию призыва: познай самого себя. Термин «самосознание» иногда употребляется и в смысле сознания собственного достоинства, высокой оценки самого себя или даже высокомерия. Основным же значением самосознания следует считать просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего «Я» 1.

В предложении: «Я вижу березу» при смысловом ударении на слове береза внимание смещено на внешний объект; при ударении на слове вижу — на сам процесс видения; при ударении же на слове я — на субъект. В этих примерах видна мера фокусировки сознания от объекта к субъекту, т. е. от сознания к самосознанию. Осознавая вне его лежащую внешнюю реальность, человек отражает и реальность самого себя, он знает, что осознает ее. Он ощущает, воспринимает и мыслит и вместе с тем знает себя как ощущающее, воспринимающее и мыслящее существо. Соотносясь с предметом, сознание вместе с тем характеризуется самоотношением. Самосознание, по Гегелю, как понятие духа является поворотным пунктом сознания, посредством которого оно из красочной видимости чувственного постороннего мира и из пустой тьмы сверхчувственного выступает в духовный день настоящего. Человек не может разумно действовать без хотя бы минимального знания самого себя. Развитие самосознания проявляется как изменение определений собственной личности, как совершенствование его регулирующей роли.

Уровень самосознания может быть весьма различным. Известно, что исключительно одаренные люди воспринимают свое «Я» с особой остротой и проникновенностью, начиная с раннего детства. Познание своего «Я» переживается ими как своего рода внутреннее от-

1 См. Е. Бобров. О самосознании. Казань, 1898, стр. 5.

кровение. Такая острота особенно характерна для самосознания гениальных людей, что связано с пониманием ими своего особого исторического назначения или признания своей ответственности и общественной значимости.

Уровень самосознания в каждой данной ситуации неодинаков. Бывают моменты, когда самосознание очень остро. Когда же человек предельно поглощен каким-либо посторонним сюжетом, самосознание его почти полностью может отсутствовать. Так, Архимед, углубившись в свои математические расчеты, не заметил взятия Сиракуз, которые он защищал. Это результат чрезвычайно фокусированного сознания. В большинстве случаев люди находятся где-то между этими крайностями.

Самосознание осуществляется не только в личностном плане, но и на уровне общественного сознания, когда знания, научное и художественное творчество становятся специальным предметом теоретического исследования. Все так называемые метатеории — это формы самосознания соответствующих теорий. Высшим уровнем общественного самосознания является философия, представляющая собой жизненно важный созидательный этап в формировании универсального видения человека.

Сознание человеком самого себя, своего «Я», не носит непосредственного характера. Оно опосредствовано отражением внешнего мира и других людей. Самосознание есть полагание сознания и вместе с тем предполагание природного и социального мира.

Первоначально человек осознает предметы, свою деятельность с ними, поведение и качества других людей, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях, свои чувства, побуждения. Он осознает себя как личность, осознает свой духовный мир, создавая свое «представление» о себе. Не случайно в языках мира слово «представление» означает «ставить образ перед собой».

Пока человек не относится к себе как к объекту восприятия и со своей стороны и со стороны других людей, он не может осуществлять самоконтроль. В способности осуществлять самоконтроль наблюдаются существенные индивидуальные различия. Одни сохраняют самоконтроль в очень напряженных и даже трагических ситуа-

цпях, а другие выходят из себя при малейших неприятностях. Некоторые в условиях опасности действуют эффективнее, чем в обычной обстановке. Наибольшим самосознанием обладает тот человек, который постоянно контролирует себя и проявляет меньше импульсивности в своих поступках.

Проблема самопознания не сводится к самосознанию, к рефлексии. Можно осознавать себя, рефлектировать, но не знать существа своего «Я». Последнее достигается опытом всей жизни.

Погружаясь как можно дальше в глубину своего «Я», мы наталкиваемся всегда только на отдельные акты сознания: ощущения, представления, мысли, чувствования и пр. При выполнении как внешних предметных действий, так и мыслительной деятельности необходимо своеобразное «раздвоение» личности: она все время должна как бы гоняться за «двумя зайцами» — думать о внешних предметах и о том, что она о них думает. Это явление наиболее полно выражено в состоянии сценического переживания. В сознании актеров на сцене всплывают яркие, наполненные глубокими чувствами, страстями образы, вызванные по заранее намеченной программе, продиктованные содержанием авторского текста, и вместе с тем происходит процесс хладнокровного наблюдения как бы «со стороны» за своей игрой.

В каждом акте осознания мира неизбежно участвует контролирующая и управляющая власть самосознания, от которой человек не свободен даже тогда, когда он глубоко погружен в исследование реального объекта. Акт сознания существует лишь вместе с «Я». Нельзя мыслить, не осознавая этого. Никакое самое самозабвенное погружение в мир внешней реальности, никакое состояние объективной обращенности сознания не означает абсолютной самоотрешенности. Состояние полной самоотрешенности, потери самоконтроля и управления психическими процессами случается крайне редко, прежде всего в патологических случаях. Правилом же, нормой является осуществление человеком постоянного и неусыпного самоконтроля, хотя бы в самом общем плане. Самосознание является необходимым условием формирования самостоятельности и гибкости мысли, объективности суждений. Вместе с тем нельзя абсолютизировать неразрывность сознания и самосознания,

нельзя сказать, что знание о чем-либо невозможно без знания о себе.

Степень самосознания может быть разной — от самого общего, мимолетного контроля над потоком мысли, обращенной к внешним объектам, до углубленных размышлений над самим собой, когда «Я» оказывается не только субъектом, но и основным объектом сознания, когда упор делается на внутреннюю жизнь человека.

Фиксация нашего активного внимания на нашем «Я» имеет свою разумную меру, диктуемую жизненной необходимостью. Чрезмерная фиксация, внимания на «Я» Может явиться причиной, затрудняющей ориентировку в окружающей обстановке и осложняющей продуктивность практических и умственных действий. Она может выродяться «в самодовольное няньчанье индивидуума со своими ему одному дорогими особенностями» 1. Такой изнеженно-интеллигентный эгоцентризм, мнительное созерцание своего собственного «Я» следует отличать от самопознания, ориентированного на раскрытие смысла своей деятельности, своего жизненного пути. Рефлексия мнительности тормозит живой процесс деятельности, ведет к гамлетовской нерешительности. В гипертрофированном виде она являемся симптомом душевного расстройства. Глубокое же самопознание, напротив, проясняет смысл деятельности, повышая ее результативность. По словам Гегеля, познай самого себя — эта абсолютная заповедь ни сама по себе, ни там, где она была высказана исторически, не имеет значения только такого самопознания, которое направлялось бы на отдельные способности, характер, склонности и слабости индивида, но она представляет собой познание подлинного в человеке, постижение его сущности. Человек поднимается до понимания того, что он несет в себе смысл всей исторической жизни.

Самосознание является мощным фактором не только самоконтроля, но и самокритики, самосовершенствования и самовоспитания. Самосознание соотнесено с сознательностью, когда познавательные процессы, волевые усилия и действия осознаются человеком. Сознательность — это нравственно-психологическая характеристик ка действий личности, которая основывается на осозна-

1 Гегель. Соч., т. III, стр. 26.

нии и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей. Сознательность определяет наше отношение к реальности; она предполагает осмысление вещей, событий соответственно их объективному значению.

Что значит сознательный поступок? Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть выражение умысла, намерения, цели, предвосхищающей результат действия. Нет абсолютной меры сознательности. Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.

Сознательность — неотъемлемое свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко сужена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевно больных, подчас совершающих действия, поражающие своей нелепостью, а порой ведущие к трагическим последствиям и для самой личности больного и для окружающих. Больной психике недоступно благоразумие; полная обдуманность действий зиждется только на ясном сознании.

Ведущее место в самосознании занимает осознание требований общества к личности, своего общественного долга и смысла жизни, ответственности за порученное дело перед коллективом, классом, нацией, родиной и, наконец, перед всем человечеством.

Единство сознания и самосознания носит внутренне дифференцированный характер. Оно предполагает их специфическое качественное различие и взаимодействие. Ослабление или усиление сознания снижает или повышает уровень осознания человеком себя. Это явственно видно в клинических проявлениях расстройства самосознания. Как отмечают психиатры, в начальных периодах развития шизофрении чувство измененности своего «Я» нередко диффузно, аморфно, трудно форму-

лируется, сопряжено со страхом, тревогой, боязнью чего-то неотвратимого. При этом больной пытается бо-роться с наступающими чуждыми его личности изменениями, меняя место работы, избегая общения, уединяясь. На более поздних этапах течения болезни нарушение самосознания все меньше контролируется больным и толкуется бредовым образом. Больные, не усматривая в этом противоречия, считают себя за другого человека, присваивают себе имена, звания известных людей, богов. Нередки случаи, когда один больной считает себя носителем многих имен и свойств многих личностей, например, Наполеона, бога, известного генерала и пр.

Некоторые ученые считают, что при многих заболеваниях психики, сопровождающихся болезненным изменением содержания сознания (при деперсонализации, психостении, неврозе навязчивости, фобиях, истерии, неврастении, ипохондрическом синдроме и т. д.), самосознание, ориентировка больного в собственной личности, сознание собственной болезни могут в той или иной мере сохраняться. Согласиться с этим трудно: ведь ориентация в некоторых тонкостях своей болезни еще не есть самосознание в подлинном и полном смысле этого слова. Под влиянием мучительного чувства навязчивого страха больной не в состоянии именно в данный момент отдать себе полный отчет в необоснованности, неадекватности и нелепости этого чувства. Иллюзорные ситуации, искаженно понятый смысл чьих-то слов властвуют над душой человека, и он до поры до времени не может вырваться из-под их мучительного ига. Тогда как при полном контроле самосознания воображение сдерживалось бы и не рисовало бы кошмаров ада. Ведь жизненный смысл самосознания заключается не в пассивном и безучастном наблюдении «со стороны», а в управлении психическими процессами и поведением.

Осознаваемость у человека затрагивает не только определенную сферу познавательных процессов, но и часть эмоциональных явлений. Таким образом, самосознание является существенным моментом сознания в целом. Оно выражает сознание в его актуальной данности субъекту.

Итак, самосознание — это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств,

морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание — конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней. Оно свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своих общих интересов и идеалов и борются за их достижение.








Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 618;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.