СОЗНАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА 3 страница

Определения рассудка и разума в домарксистской философии, особенно в различных системах идеализма, как правило, ограничивались их имманентным рассмотрением, не учитывая или ограниченно трактуя их как форму сознания, отражения действительности. Внервые глубокое определение разума дал К. Маркс, охарактеризовав его как универсальную «независимость мысли, которая относится ко всякой вещи так,как того требует сущность самой вещи»2.

В марксистско-философской и психологической литературе до последних лет понятия рассудка и разума специально не анализировались, употреблялись не категориально, а как понятия, пожалуй, синонимичные мышлению, интеллекту. И лишь за последнее время понятия «рассудок» и «разум» стали интенсивно исследоваться. Появилось немало работ на эту тему, в которых утверждается что рассудок — низшая ступень логического понимания. Это скорее житейское, расчетливое мышление, отличающееся чувственной конкретностью и ориентированное на практическую пользу. Большинство представлений, понятий, лежащих в основе повседневной жизни, состоит из того, что именуется рассудком или здравым смыслом.

1 Гегель. Соч., т. V. М., 1937, стр. 482.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 7.

Разум — высшая ступень логического понимания, теоретическое, рефлектирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Мышление на уровне разума освобождается от застывших рассудочных форм и становится осознанно свободным1. На уровне разума субъективное достигает максимального единства с объективным в смысле полноты и всесторонности отражения, а также в смысле единства теоретического и практического мышления. На этом уровне знания носят наиболее глубинный и обобщенный характер. Разумное сознание — глубоко диалектический процесс.

Эффективность мышления зависит от прошлого опыта, реалистичности оценки и умственных способностей человека, что в свою очередь предполагает способность оптимальной организации мышления, чувств и поведения человека. Чем совершеннее такая организация, тем совершеннее ум. Умный — значит, хорошо мыслящий. Мышление — это процесс, а ум свособность. Умен и мудр тот, кто обладает способностью разобраться и найтись в сложной, запутанной, темной обстановке. И недаром сова Минервы, осуществляющая свой полет в сумерках, символизирует собой мудрость — высшую степень ума. Глупым же называют человека, мышление которого примитивно, сумбурно. Его суждения непродуманны, беспорядочны, непоследовательны. В таких случаях говорят: «концы с концами не сведены».

Мера человеческого ума и его эффективность определяются степенью адекватности логике вещей, событий и целесообразности их преобразования. По Демокриту, «от мудрости получаются следующие три плода: [дар] хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать»2. Умный человек — не просто много знающий. Еще Гераклит подметил, что многознание не научает уму» Можно даже очень много знать и не быть мудрым. Помните слова Фауста:

1 В. Е. Никитин. Категория «рассудок» и «разум». Автореферат, 1968.

2 А. О. Маковельский. Древйегреческие атомисты. Баку, 1946, стр. 314.

Я богословьем овладел, Над философией корпел, Юриспруденцию долбил и медицину изучил. Однако я при этом всем был и остался дураком1.

Мудрость — это личностная характеристика совершенного знания, предполагающая способность мастерски применять эти знания в жизни и вести себя благоразумно, с достоинством и предусмотрительно, а также способность схватывать общее и существенное в вещах, с наименьшими затратами средств достигать максимальных результатов, решать возникающие в настоящем проблемы на основании прошлого опыта, реалистической оценки ситуации и логических приемов с точки зрения возможных будущих последствий. Мудрость «может оыть понята как обобщение многообразного знания и опыта человечества, обобщение, формулируемое в качестве принципов познания, оценки, поведения, действия» 2.

Мудрость нередко сводят к осторожности, осмотрительности, умению держать «нос по ветру». Если бы в обществе все оказались такими «мудрецами», то его прогресс резко замедлился бы. Тогда бы не было революционеров, чьи благородные сердца горят желанием преобразования жизни в интересах человечества, народа, передовых сил общества. Как правило, достигается это ценой страданий или даже самой жизни. Мудрость, конечно, предполагает не только знание, но и разумный образ жизни, который, однако, никак нельзя отождествлять с умеренностью, смирением и приспособленчеством. Это презренная «мудрость» салтыковских пескарей, мимо которых и вопреки которым течет великая река жизни. «Себялюбивая мудрость гнусна во всех видах своих. Это мудрость крыс, покидающих дом, которому суждено завалиться; мудрость лисы, выгоняющей барсука из вырытой им норы; мудрость крокодила, проливающего слезы перед тем, как пожрать свою жертву» 3.

1 Гете. Фауст. М., 1953, стр. 53.

2 Т. И. Ойзерман. Проблемы историко-философской наука. М., 1969, стр. 49.

3 Ф. Бэкон. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические, изд. 2. М., 1962, стр. 82.

Подлинно разумный, мудрый тот, кто обладает обобщенными знаниями существенного в жизни и поступает адекватно ситуации, объективным тенденциям ее развития. Мудрость связана с интеллектуальной культурой и умением использовать ее в жизни. Школа мудрости — общественная практика, весь неисчерпаемый социальный опыт, к которому человек постоянно приобщается в течение всей своей жизни.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ В СОЗНАНИИ

Знание как ядро сознания проникнуто сложной тканью эмоциональных переживаний, целевой устремленности, намерений и интересов.

Человек познает мир и воздействует на него, испытывая в свою очередь его обратное воздействие на себя, не с холодным равнодушием логического автомата, а с чувством удовольствия, ненависти или сострадания, восхищения или негодования и пр. Он переживает то, что отражает. Он эмоционально переполнен тем делом, которое делает, теми целями и идеалами, за которые борется. Человек переживает эмоциональные бури, страсти, потрясающие его организм, мобилизующие или сдерживающие его духовные силы. Человек всегда что-то чувствует: любит или ненавидит, восхищается или возмущается. Его сердце бьется в страдании или ликовании. Он цепенеет в трагическом отчаянии или плачет слезами радости, испытывает страх перед болью, перед моральным осуждением, перед насмешкой, перед смертью, перед неизвестностью, боится потерять то, что имеет.

Эмоции органически включены в структуру сознания. Человечество не могло довольствоваться лишь рациональным мышлением даже в сфере науки, а тем более в художественном сознании, где существенны такие компоненты, как эмоциональное постижение истины, ее многоплановость, принципиальный антисхематизм, особая роль интуиции, воображения и гипотезы, прежде всего в жанре фантастики. Познание и творчество — это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины. «...Без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет

и быть не может человеческого искания истины» 1. Чувства — неотъемлемый атрибут и житейского сознания, полного треволнений быта. Помните слова А. Франса: имейте сильные страсти, дайте им развиться и растите вместе с ними, и если впоследствии человек сделается их неумолимым хозяином, то их сила будет его силой, а их величие — его красотой.

Чувства — самое интимное духовное достояние человека. Каждая эмоция носит глубоко личностный характер. Люди различаются не только по тому, что они чувствуют, но и как они проявляют свои чувства. Люди, отличающиеся сильной эмоциональностью, тонко чувствующие вообще, являются «эмоциональными типами».

Сильные эмоциональные переживания могут вызвать психосоматические симптомы — головную боль, заикание, язвы, мышечные боли, кожные болезни, различные аллергии и пр. Объект, который мы воспринимаем как омерзительный, может вызвать такую психосоматическую реакцию, как рвота. Существует сравнительно немного объектов, которые, как правило, эмоционально нейтральны. Объективированные и осознаваемые чувства теряют свою силу: слезы облегчают горе, а страх, ставший объектом мысли, теряет свою власть.

Особую группу душевных волнений составляют эстетические и нравственные чувства, оплодотворенные опытом жизни, работой разума.

В эмоциональной сфере сознания различают элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда, усталость и др.), чувства (любовь,ненависть, горе, радость и др.), аффекты (ярость, ужас, отчаяние и др.), страсти и эмоциональное самочувствие, или настроение (веселое, подавленное и др.) Кроме того, особо выделяют состояния эмоциональной напряженности, именуемой стрессом.

Чувство — это исторически выработанное отражение объекта в форме переживания, душевного волнения и оценочного отношения к тому, с чем человек имеет дело. В чувствах предметы отражаются не в виде образа, не понятийно, не сами по себе, а в отношении к человеку, обществу, их потребностям, интересам и идеалам. Так, смеясь над тем, что смешно, человек

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 25, стр. 112.

выражает определенное отношение к смешному. Но смешное можно анализировать и чисто рассудочно, не смеясь над ним. Нельзя отношение противопоставлять отражению, но нельзя и сводить одно к другому. Эмоциональное отношение не сводится полностью к отражению, хотя и неотторжимо от него. Отражение может быть одинаковым, а отношение разным. Если назначение познавательной деятельности сознания — как можно более верное понимание объекта, то чувства, отражая мир в виде переживания, оценивают его, выражают отношение человека к имеющимся или предполагаемым обстоятельствам, к своей деятельности и ее результатам, к другим людям, к тому, что удовлетворяет или не удовлетворяет его запросы, соответствует или не соответствует его интересам, представлениям и понятиям. Субъект осознает не только сами по себе вещи, их свойства и отношения, но и их значимость для себя, общества, что и создает условие для актуализации механизмов, которые обеспечивают развертывание действий. Все, что окружает нас и с чем мы имеем дело, полно определенного значения, зависящего и от нашего опыта, и от свойств самих вещей. Значения зависят от того, что мы делаем с вещами и людьми и что вещи и люди делают с нами. Например, в каждой культуре имеются свои символы, обладающие особым значением.

Чувства — сложная динамическая система, состоящая из множества изменяющихся элементов. Если человек испытывает, например, чувство любви, то он переживает нежность, страх, тревогу, гнев, печаль, радость и пр. Чувства всегда предметно ориентированы — организуются вокруг определенных объектов, предметных областей, сфер деятельности и лиц. Человек особенно чувствителен к тем явлениям, которые для него иди очень дороги, или очень опасны.

Применимы ли к чувствам критерии истинности? Могут ли быть наши чувства адекватными действительности или нет? Уже у Платона говорится об объективной основе переживаний наслаждения и страдания в явлениях гармонии и дисгармонии организма. По Декарту, предметы, затрагивающие чувства, вызывают у нас разные страсти не из-за различий, имеющихся в вещах, а в зависимости от значения для нас. Значение это, с его точки зрения, состоит только в том, что етра-

«1

сти располагают душу желать вещей, полезность которых подсказана природой, и настаивать на этом желании. Любовь и ненависть, например, Декарт считал видами знания, которое может быть истинным, когда вещи, которые оно побуждает любить, действительно хороши, а вещи, возбуждающие ненависть, действительно дурны. Известно, что у чувств нет однозначных раздражителей: един и тот же человек может служить объектом и любви, и ненависти, и даже презрения со стороны не только разных, но даже одного и того же человека в разное время и в разном состоянии.

В каждом субъективном переживании есть объективное содержание, определяющее это переживание. В зависимости от степени объективности содержания чувств они могут быть умными и глупыми. Умное чувство верно отражает объективные ценности в форме переживания, отношения. Глупое чувство — это, как правило, неадекватное отношение к вещам.

На высших уровнях сознания отношение к отражаемым объектам выявляется в мировоззренческой позиции человека, в убеждениях, которые не есть просто знание, а и активное к ним отношение, приятие или неприятие их как руководящих принципов поведения. Отношение выражается в эмоционально-волевой сфере, которая характеризуется избирательной активностью личности. Не всегда свойства предмета приобретают ценность для человека. Оценка вещей относительна. Она в значительной мере зависит от заинтересованности личности в данном предмете. Но если чувства человека расходятся с познавательным содержанием, когда «ум и сердце оказываются не в ладу», то возникает порой острый внутренний конфликт, который иногда может кончиться трагическим исходом, вплоть до серьезного душевного расстройства.

Когда человек осознает ситуацию, последовательно и проницательно мыслит, осуществляет верные иостроумные выводы, он испытывает интеллектуальное наслаждение. Спутанность мысли или ее тупость, наоборот, сопровождается мучительным чувством угнетения.

Итак, ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Без кипения страстей жизнь была бы про-сто неинтересной. Но их присутствие делает ее психоло-

гически конфликтной. Благоразумие и страсть — это коллизия, проходящая через всю историю человечества. Трезвое начало в сфере интеллекта, наиболее полно выраженное в науке, в своем чистом виде не может полностью удовлетворить ни человека, ни общество. Умственный тип готов наложить цепи разума на все живое и стянуть ему шею веревкой рассудочных доводов. Это, разумеется, грубые крайности, но и они случаются. Горький писал, что развитие «человека с некоторой поры идет криво — развивается ум наш и игнорируются чувства. Думаю, что это вредно для нас. Нужно, чтобы интеллект и инстинкт слились в гармонии стройной, и тогда, мне кажется, все мы и всe, что окружает нас, будем ярче, светлее, радостнее. Верю, что это возможно. Людей умных, но не умеющих чувствовать, не люблю. Они все — злые, и злые низко» 1. Воображение и страсть находят свое проявление прежде всего в играх, в празднествах, в искусстве, в религии, в философии. Вместе с тем без жара страсти, без интереса, энтузиазма и пафоса невозможна никакая сколько-либо значимая деятельность, в том числе и научная. Без страсти никогда не было и не может быть совершено ничего великого (Гегель), страстям науки и искусства обязаны открытиями (Гельвеций), большого напряжения и великой страсти требует наука от человека (Павлов). Даже для полнокровного суждения о факте необходимо чувство его достоверности. Слияние мысли и страсти образует тот сплав, острие которого значительно быстрее, глубже и полнее проникает в суть дела. «Орлиный взор страстей проникает в туманную пропасть будущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения» 2. Именно сочетание силы интеллекта и страсти сделало многих людей великими.Умственные процессы оказывают могучее влияние на чувства (чувство страха, скажем, наступает в связи с сознанием опасности). В свою очередь чувства не менее активно влияют на разум, но не всегда просветляют его. Под влиянием чувств человек может порой прийти к результатам страстно желанным, но далеким от действительности. Недаром люди так склонны желаемое выдавать за действительное. Где мысль подчиняется жела-

1 М. Горький. Собр. соч., в тридцати томах, т. 28. М., 1954, стр. 101.

2 К. Гельвеций. Об уме. М., 1938, стр. 178.

емому, там, писал Фейербах, законы логики более недействительны. Замечена любопытная деталь: в рассуждении, выводы которого соответствуют желанию человека, он часто не замечает грубые логические ошибки, а в рассуждении, противоречащем его интересам, сравнительно легко обнаруживает даже менее очевидную нелогичность1. «Иллюзия — непременное следствие страстей, глубина которых измеряется степенью ослепления, в которое они нас погружают»2.

Сильные чувства туманят разум, как нар зеркальную поверхность. В испуге мы иногда делаем нелепые вещи, в гневе не осознаем своих действий и слов; ревность ослепляет рассудок. Страсти дезорганизуют процесс рефлективного мышления и действия (страх парализует, а гнев — ослепляет, он бессилен), в то время как умеренное волнение может способствовать им. Для успешной деятельности необходимо самообладание.

Эмоции могут изменять уровень деятельности, повышать или понижать его. Именно это изменение имеется в виду, когда говорят о хорошем или плохом, повышенном или пониженном настроении, о том, что человек в подавленном состоянии (депрессии), что он вяло работает или, наоборот, что он работает «с подъемом». Иногда в приподнятом состоянии человек может достичь наиболее высокого уровня работоспособности.

Эмоции оказывают влияние и на направление деятельности, поскольку все, связанное с положительными эмоциями, привлекает, а с отрицательными — отталкивает. 3. Фрейд выдвигал принцип наслаждения как верховный регулятор поведения человека. При этом отправным пунктом, по Фрейду, всегда является стремление преодолеть страдание, связанное с напряжением, и достигнуть удовлетворения; когда удовлетворение, на которое направлена деятельность, достигнуто, деятельность прекращается. Легко заметить, что такая модель перенесена из сферы сексуальных отношений на деятельность вообще. Из этого следует, что положительная эмоция якобы всегда обусловлена покоем. Однако хорошо известно даже на житейском уровне, что чувство радости, например, далеко не обязательно связано с

1 См. А. И. Уемов. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить. М., 1958, стр. 15.

2 К. Гельвеций. Об уме, стр. 11.

окончанием деятельности. В творчестве сам процесс деятельности заключает в себе огромную эмоциональную разрядку. Так, момент радостного чувства в деятельности ученого или художника связан с замыслом, рождением интересной идеи.

Существуют концепции, согласно которым прогресс человечества связан только с развитием интеллекта и в перспективе человеческая жизнь лишится всякой эмоциональной насыщенности, человек превратится в логически функционирующую машину. Между тем процесс формирования чувства неразрывен со всем процессом развития личности. Чувства — это яркое выражение «природы, ставшей человеком», и с этим связано то волнующее обаяние, которое исходит от всякого настоящего чувства.

Чувства всегда опосредствованы познавательными моментами. Многие чувства возможны лишь на сравнительно высоком уровне умственного развития. Таково, например, удивление, о котором Платон говорил, что оно — начало философии. Удивление предполагает осознание необычности явления, иногда даже его необъяснимости на основе того, что человек знает. Чувства тесно связаны с сознанием. Нарушение сознания начинается с расстройства именно эмоциональной сферы, лотом нарушается мышление, затем самосознание, и дальше уже идет процесс более глубинного распада сознания. Если человек не осознает, например, опасности, то он и не испытывает страха. Он не переживает гнева, если не сознает нанесенного оскорблений. Горячая краска стыда может залить лицо человека, если в фокус его сознания из глубин памяти всплывает образ постыдного поступка. Осознание неотвратимой утраты близкого человека может вызвать горе или отчаяние. Сожаление возникает от понимания собственной оплошности в удовлетворении намерения. Угрызение совести предполагает осознание своей вины и раскаяние. Когда мы испытываем чувство ожидания предстоящего удовольствия, исполнения желаний, мы говорим о предвкушении, которое нередко бывает приятнее самого исполнения желания. Когда мы осознаем и высоко оцениваем достоинства какого-либо человека, мы испытываем кнему чувство уважения. Чувства человека не просто эмоционально окрашивают определенные познавательные про-

цессы, не просто сопутствуют им как окрашенная тень. Имея объективное содержание и осмысленный характер, они становятся могучей динамической силой в жизни человека и общества.

Что доминирует у данного конкретного человека — чувства или разум,— определяет тип его личности. Ничего, или почти ничего, нельзя понять в природе человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Не случайно ученые уделяют немало внимания анализу физиологических основ эмоций. Именно психофизиология призвана объяснить, почему, например, определенные чувства выражаются в слезах, изменении голоса, речи, в смехе, вздохах, учащенном биении сердца и пр.

Играя огромную роль в познавательной деятельности, чувства тем не менее не могут служить опорой в аргументации. Если человек в споре ссылается не на факты и не на логические доводы, а на свое чувство, «то ничего другого не остается, как предоставить его самому себе, ибо вследствие этого он отказывается от общения на основе разумности и замыкается в свою субъективность — в круг своих частных интересов» 1. Положительную роль в обуздании чувств играет не только культура, но и то, какими целями руководствуется человек: объективными или субъективными, сугубо личными. От этого зависит истинность и объективность чувств 2.

Чувства человека — социально-историческое явление. Их характер зависит от характера социальных установок личности, а структура эмоциональной жизни сменяется в соответствии со сменой общественно-экономических формаций. В развитии эмоциональной жизни имеется известная преемственность. Вместе с тем переход от чувств одного периода к чувствам последующего связан с общим развитием личности. Каждая новая предметная область, которая создается в общественной практике и отражается в человеческом сознании, по-

1 Гегель. Соч., т. III, стр. 245.

2 См. П. М. Якобсон. Психология чувств. М., 1956; П. В. Симонов. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970; С. Раппопорт. Искусство и эмоции. М., 1968; Ю. А. Макаренко. Мудрость чувства. М., 1970; Г. X. Шингаров. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971; Э. Гелъгорн, Дж. Луфборроу. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966; Л. П. Лебедев. Проблема эмоций в свете марксистско-ленинской теории отражения. М., 1954, автореферат.

рождает новые чувства, и в новых чувствах устанавливается новое отношение человека к миру. К. Маркс отмечал, что не только обычные пять чувств, но и так называемые духовные чувства, практические чувства (любовь, воля и т. д.), одним словом, человеческие чувства, человечность органов чувств возникают только благодаря бытию их предмета, благодаря очеловеченной природе 1. Участие в общественной жизни формирует общественные, нравственные чувства, способствует гармоническому развитию эмоциональной сферы человека.

РАЗУМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Основной формой проявления жизни человека является деятельность — чувственно-предметная, практическая, и духовная, теоретическая. Практическая деятельность человека, преобразование действительности и есть завершающий этап движения сознания. Человек живет в материальном мире и в сфере духовной культуры. Он — активно действующее существо, а не пассивный зритель на «пиру» жизни. Все, что он воспринимает своими органами чувств,— не музейные экспонаты, к которым не велено прикасаться. Человек активно воздействует на окружающие его вещи, процессы. Он преобразует их, придает им форму и свойства, необходимые для удовлетворения его потребностей. Таким образом, активность выражает проекцию личности в будущее и обозначается понятиями потребность, цель, план.

Человек связан с природой и событиями общественной жизни бесконечными нитями материального и духовного порядка. В этом постоянном взаимодействии человека и мира и заключается смысл, именуемый емким понятием жизнь.

Как форма проявления сознательной человеческой активности, ориентированной на изменение и преобразование объекта в целях удовлетворения потребностей человека и общества, деятельность определяется прежде

1 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 593—594.

всего характером ситуации и потребностей. Однако действия детерминируются не просто объективной реальностью как таковой, а определенным ее пониманием, в том числе и всевозможными вымыслами и домыслами, догадками и версиями о том, что правдоподобно, что возможно и реально.

Деятельность обладает определенной структурой, элементами которой являются потребности, мотивы, цели, средства ее достижения, отдельные акты и объект, на который она направлена. Иногда можно столкнуться с альтернативой: является ли предметная деятельность определяющим фактором и условием формирования сознания или она входит в структуру самого сознания. Практическая деятельность не есть нечто слепое, бессмысленное, неосознанное. Это не просто движение органов. Она вооружена мыслью, носит одухотворенный характер. Реальному процессу деятельности в каждом отдельном случае предшествует идеальный процесс формулирования цели этой деятельности.

В отличие от поведения животного, человеческая деятельность реализует не столько заложенную видовым опытом программу, определяемую чисто биологическими потребностями. Она предполагает прежде всего выработку и формулирование самой программы как путем свободного выбора одного из ориентиров из всей иерархии возможных направлений и мотивов, так и путем выдвижения новых целей и задач. Этот процесс носит у человека осознанный характер. Конечная причина деятельности лежит не в самом по себе субъекте и его воле. Реальной основой воли, выступающей как единство мысли и чувства, является потребность. Когда личность отдает предпочтение удовлетворению одной из потребностей в ряду других, она осуществляет выбор. Тем самым воля выступает не как простое влечение животного организма, не как чистое хотение, а как осознанное стремление, определяемое ценностью именно данной потребности в общей совокупности человеческих мотивов. Принимая определенное решение и беря на себя ответственность за результаты своей деятельности и за используемые при этом средства, человек исходит из своего опыта, знаний. Объективная ценность его планов определяется мерой их соответствия объективной логике вещей.

Чтобы стать фактором, детерминирующим деятельность, потребность должна трансформироваться в цель, представляющую собой идеальную модель желаемого будущего. Таким образом, каждый поступок предполагает как предусмотрение будущего, вытекающего из познания соответствующих связей и отношений вещей, так и программирование действия, которое должно привести к реализации поставленной цели.

В процессе реализации цени сознание направляет соответствующие физиологические процессы таким образом, чтобы вызвать действия тела, ведущие к достижению положенной цели. Цель задает способ изменения вещи в предметной деятельности. Подчеркивая отличие трудовой деятельности человека от поведения животных, Маркс отмечал, что человек не только изменяет форму того, что дано природой; но в том, что дано природой, он «осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю» 1. Следовательно, условием любого сознательного поступка является целеполагание. Именно в обеспечении целеполагающей творческой деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, состоит основной жизненный смысл и историческая необходимость возникновения и развития сознания, которое дает человеку способность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством практической деятельности «творить» мир.

Источником активности, движущей «пружиной» действий и осуществления актов сознания является потребность — предметно определенная зависимость человека от внешнего миpat субъективные запросы личности, к объективному миру, ее нужда в таких предметах и условиях, которые необходимы для ее нормальной жизнедеятельности, самоутверждения и развития.

Потребности человека субъективно переживаются в виде желаний и влечений. Влечение — психофизиологический феномен. В своем влечении человек тянется к чему-то другому, для себя внешнему, и тем самым оказывается в зависимости от него. Когда потребность на-

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 189.

ходит свой предмет, то влечение переходит в желание, хотение. «...Желание есть влечение с сознанием его» 1.

Потребность непосредственно вытекает из сущности самой жизни. Живой организм не может не ощущать недостатка в постоянном воспроизведении себя как живого существа. Человек постоянно испытывает неудовлетворенность, ему всегда «чего-то не хватает», он постоянно «чего-то хочет», к чему-то стремится: переживает состояние напряжения, беспокойства, тревоги, желания, порыва. От потребностей невозможно «спастись бегством»: они требуют удовлетворения, которое может быть достигнуто лишь направленной на это удовлетворение деятельностью. В атом смысле именно потребности являются истинными двигателями прогресса.








Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 870;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.021 сек.