СОЗНАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА 2 страница
Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств; это элементарное, далее психологически неразложимое, не имеющее структуры познавательное явление. В ощущении отражается качество: «Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество...» 1. Это выражается и в речи: называя какое-либо ощущение, мы имеем в виду именно «качество», данное в ощущении (красное, голубое, сладкое и т. п.).
Известно, что ощущение есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Вместе с тем ощущения обладают разной степенью ясности осознания. Ощущение выступает как факт сознания не только в смысле его осознанности, но и в том смысле, что оно, как элемент психики, становится содержанием сознания. Все, что выступает в сознании, имеет своим источником ощущения. Они обеспечивают практическое различение между, например, сном и бодрствованием. При помощи ощущений человек как субъект отличает себя от объекта.
Органы чувств осуществляют познавательную функцию с помощью определенной системы двигательных актов, зависящих от объекта отражения. Так, осязающая рука воспроизводит очертания объекта, активно ощупывая его, а глаз, наподобие ощупывающей руки, на расстоянии скользит по предмету в разных направлениях, осматривая его 2.
На особенностях внешних воздействий, отражением которых являются ощущения, основано разделение ощу-
1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 301.
2 См. В. П. Зинчвнко. Восприятие как действие. «Вопросы психологии», 1967, № 1.
щений по видам модальности: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые и пр. Особый вид составляют ощущения процессов, происходящих во внутренней среде организма,— органические ощущения, а также ощущения движения и положения органов тела — так называемые кинестетические ощущения, ощущения равновесия или статические ощущения.
Ведущую роль в чувственном познании действительности занимают зрительные ощущения. Человеческий глаз — самый тонкий, универсальный и могучий орган чувств. Человек способен различать до 2000 цветов и оттенков. Говорят, что возвращенный к слуху боится звуков, а прозревший радуется великолепию видимого мира. По утверждению специалистов, количество информации, которая приобретается с помощью зрения, примерно в тридцать раз превосходит количество информации, передаваемой органом слуха. Информационная пропускная способность органов чувств человека распределена так: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние и органические ощущения.
Многообразие ощущений обусловлено качественным многообразием мира, который они отображают. Каждый вид ощущений через единичное отражает общее свойство данной формы движения материи и особенные проявления этого свойства в единичном предмете объективного мира.
Ощущения человека относительно верно отображают реальный мир, в том числе разнообразные свойства окружающих нас предметов: их твердость или мягкость, шероховатость или гладкость, их тяжесть, температуру, запах и вкус, окраску вещей и издаваемые ими звуки. Благодаря этому ощущения являются средством связи сознания с миром, причем в такой мере, что в конечном счете «иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем» 1.
Целостный чувственно-конкретный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств единичные предметы, их свойства и отношения, называется восприятием. Оно вырастает на основе ощущений,
1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 320.
которые предшествуют восприятию. Если мы просто слышим треск, это процесс ощущения. Но если мы к тому же отражаем этот треск в единстве с его источником, например с падающим деревом, то это — восприятие. Ощущение может существовать и до и вне восприятия, тогда как восприятие не может ни возникнуть, ни существовать вне ощущения. Восприятие — это уже структурированный образ, состоящий из комплекса ощущений. Так, осязательное восприятие состоит из таких разнородных ощущений: кожно-осязательных, температурных ощущений кожи, болевых ощущений кожи и мышечно-суставных ощущений. Глаз отражает одновременно ряд отдельных свойств, которые, будучи связаны друг с другом, дают в синтезе сложный комплекс — зрительный образ вещи. Этот определенным образом организованный синтез элементов чувственного образа и есть его структура1.
Восприятие есть уже более высокая ступень развития сознания и существенно отличается от ощущений. В живом конкретном восприятии происходит осознание предмета в его нерасчлененной целостности. В дальнейшем процессе осознания предмета мы уже «погружаемся» в частности, познаем отдельные свойства, связи, которые вычленяются путем аналитической мысли из целого. Затем сознание поднимается на более высокий понятийный уровень, отражая сущность предмета в целом, но при внутренней его дифференциации. Восприятие человека нельзя рассматривать как чистую копию того, что существует вне нас. На характер восприятия оказывает влияние социальный опыт, воздействие других людей. Восприятие не только избирательно, но и конструктивно. Стержневым условием формирования, скажем, осязательного образа является активное действие рукой. Как показали психологические опыты, именно движение, последовательный процесс взаимодействия руки и предмета формирует образ отдельных частей предмета. При этом не имеет существенного значения, движется ли предмет относительно руки или, наоборот, рука относительно предмета. Но целостное отражение
1 См. Г. К. Гуртовой и А. Г. Спиркин. Вопросы психофизиологии и ленинская теория отражения. «Философские запяски», т. V. М.— Л., 1950; Ф. И. Георгиев, В. И. Дубовской, А. М. Коршунов, И. Б. Михайлова. Чувственное познание. М., 1965.
вещи, отчленение ее от других вещей возможно лишь в процессе активного оперирования данной вещью.
Для ощущений и восприятий характерен момент обобщения. Восприятие у человека включает в себя осмысливание предметов, их свойств и отношений, основанное на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний. Восприятие — это уже мыслящее созерцание: мы глядим на вещи внешним, а видим внутренним взором. Глубина этой осмысленности зависит от уровня умственной культуры человека, социального опыта личности.
Жизнь, необходимость ориентировки организма в мире макроскопических, целостных вещей и процессов организовала наши органы чувств так, что мы воспринимаем вещи как бы суммарно. В известном смысле можно сказать, что ограниченность, например, зрительного или осязательного восприятия является практически целесообразной. Неспособность руки воспринимать микроструктуру, а глаза — видеть мельчайшие детали дает возможность лучше отражать макроструктуру. Если бы было иначе, то все сливалось бы в сплошное марево движущихся частиц, молекул, и человек не улавливал бы вещей и их границ. Вообразите, что было бы, если бы мы на все смотрели через мощный микроскоп!
Тот или иной предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время. Затем это воздействие прекращается. Но образ предмета не исчезает сразу же бесследно. Он запечатлевается и сохраняется в памяти. Память — это форма познавательной деятельности, направленная на запечатление, сохранение, воспроизведение и переработку поступающей в мозг информации. Память выступает как мощный аккумулятор всей духовной деятельности человека. Богатство памяти является как бы мерой того, насколько человек освоил мир материальной и духовной реальности. Данные памяти вовлекаются в активную деятельность разума, и она всегда связана с сознанием. Без памяти невозможно никакое узнавание. Человек, лишенный памяти, утрачивает всякую способность к сознательной деятельности. Используя хранящуюся в тайниках памяти информацию, сознание осуществляет целеполагание, предвидение будущего. В свою очередь сознание целеполагает, планирует и в этом смысле дисциплинирует па-
мять, делает ее осмысленной, избирательной. Генетически память предшествует сознанию. Память может быть осознанной и неосознанной. Включение сознания в работу памяти значительно повышает ее эффективность.
В результате восприятия внешних воздействий и сохранения их во времени памятью возникают представления. Представления — это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, а потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих предметов, а также образы, созданные усилиями продуктивного воображения.
Ощущения и восприятия являются началом возникновения сознательного отражения. Память закрепляет и сохраняет полученную информацию1. Представление — это такое психическое явление, в котором сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. В нем уже теряется непосредственная чувственная данность объекта сознания. Представление осуществляется в двух формах — в виде воспоминания и воображения.
Раз возникнув, представление может уже и без восприятия иметь самостоятельное значение в жизни человека. Если восприятие относится только к настоящему, то представление одновременно относится и к настоящему, и к прошлому: событие отошло в прошлое, но в сознании оно принадлежит настоящему, однако прошлое сохраняется в идеальной форме, в виде воспоминания. В представлениях долговечными делаются те события, которые достойны памяти. События, не имеющие значения в жизни человека, проходят без следа. Представление — это вспоминающее созерцание, спецификой которого является промежуточность между созерцающим и мыслящим сознанием. Без воспоминания было бы невозможно узнавание: «...так называемое воспоминание в собственном смысле слова есть отнесение образа к созерцанию и притом в качестве подведения непосредственного единичного созерцания под то, что по
1 См. А. С. Смирнов. Психология запоминания. М., 1948; М. С. Роговин. Философские проблемы памяти. М., 1966; Е. Н. Соколов. Механизмы памяти. М., 1969.
своей форме является общим, под представление, имеющее то же самое содержание» 1.
Психический процесс, ведущий к созданию представлений и мысленных ситуаций, непосредственно не воспринимавшихся в целом в действительности, составляет воображение. Воображение ориентировано на созидание образов желаемого, возможного будущего, а также образов того, что отсутствует в наличном опыте, но что может быть воссоздано по имеющимся элементам. Эти образы могут просто воспроизводить то, что есть или было, а могут и предвосхищать грядущее новое, направлять практические действия к его реальному созиданию. Чем реальнее отражение в воображении, тем продуктивнее его регулятивная и стимулирующая деятельность, обладающая большой силой образного обобщения, которое особенно ярко проявляется в художественном творчестве2. Материалом воображения служат представления, которые преобразуются в сознании, особенно когда речь идет о творческом воображении.
Восприятие и представление не есть независимые силы или способности сознания; их следует рассматривать в единстве, во взаимосвязи. Представление может быть и простым воспроизведением «следов» прошлых воздействий, оживлением восприятий. Однако чаще оно является синтезом многих чувственных впечатлений. Представление «есть умственная форма, несравненно более богатая содержанием, чем предшествующая ей ступень... синтетическая форма, в которой совмещается все, что человек знает о предмете» 3.
Представление стоит как бы на перепутье между чувственным и рациональным познанием: это нечто конкретное, наглядное, сохраняющее в себе еще «трепещущую» жизнь объекта в его реальных связях, но уже дальше отстоящее от действительности, чем непосредственное ее отражение в виде ощущений и восприятий.
В то же время представление дальше от действительности и по сравнению с мышлением в смысле неполноты своего содержания.
1 Гегель. Соч., т. III, стр. 257.
2 См. Ю. М. Бородай. Воображение и теория познания. М., 1966; О. И. Никифорова. К вопросу о воображении. «Вопросы психологии», 1972, № 2.
3 И. М. Сеченов. Избр. произв., стр. 295.
Процесс сознания предполагает деятельность внимания, играющего очень важную роль в познании и всей психической жизни человека. «Без внимания для духа ничего нет» 1. Внимание выступает как момент, когда сознание овладевает своим содержанием, постигает объект, осуществляет встречу и знакомство с ним, которое не является еще познанием этого объекта. Внимание, по Гегелю, противопоставляет себя содержанию ощущений, но в то же время признает его своим собственным состоянием, т. е. в одно а то же время отрицает и утверждает свое единство с предметом и, таким образом, овладевает содержанием ощущений.
Внимание — это сознание, направленное на объект, и потому оно представляет собой единство объекта и субъекта. Внимание связано с активным воздействием субъекта на объект, и тем самым оно тесно связано с волей, практическим действием. Внимание есть форма обнаружения воли, направленной на изменение вещей.
Быть внимательным нелегкое дело: это требует напряжения ума, умения отвлечься от всех других предметов, от тысячи вещей, мелькающих перед глазами, в голове, и даже от своей собственной личности. Внимание требует необходимого уровня культуры.
Чувственные формы отражения чаще всего становятся фактом сознания. Но всегда ли восприятия достигают уровня сознания? Нет, не всегда. В каждый данный момент, когда человек погружен в размышления, он не держит в фокусе своего сознания множество воздействующих на него вещей. Множество событий и звуков, которые мы видим и слышим, передвигаясь по улице, ориентируют нас в потоке уличного движения, хотя мы не фиксируем на них внимания; точнее говоря, паше внимание как бы скользит по ним и останавливается на чем-либо лишь в случае особого затруднения или необычности.
Ощущения и восприятия не достигают уровня сознания, не становятся фактом сознания и в том случае, когда человек, переживая то или иное воздействие, не соотносит свое переживание с вызвавшей их причиной. Однако в определенных условиях неосознанные ощущения могут превратиться в факт сознания.
1 Гегель. Соч., т. III, стр. 246,
мыслящее сознание
Начинаясь с чувственного отражения, в образах которого человеку непосредственно является мир вещей, их свойств и отношений, сознание поднимается до уровня мышления, в процессе которого обобщение осуществляется как осознание и выделение существенных связей вещей. Этот подъем осуществляется так, что за каждым удалением мысли от ощущений, восприятий и представлений происходит все новый и новый возврат к ним и обогащение их. Хотя мы имеем перед собой предмет и в непосредственном созерцании, лишь в мышлении мы возвращаемся к созерцанию так, что предмет предстает перед нами как внутри себя расчлененная целостная система. Мысль о вещи есть отражение вещи, но не просто отражение, а такое, которое, будучи обработано средствами абстрактного мышления, пройдя через чистилище опыта, вновь возвращается к этой вещи, но уже дает ее в расчлененном и обобщенном виде. Мыслящее созерцание есть осознание единичного в форме общего. Переход к мышлению, связанному с опосредствующей, обобщающей, абстрагирующей деятельностью и символикой, позволяет преодолеть ограниченность чувственного познания, раскрыть то, что находится под пестрой поверхностью видимого мира вещей и событий. Мышление соотносит показания органов чувств со всеми уже имеющимися знаниями индивида, более того — со всем совокупным опытом, знаниями человечества в той мере, в какой они стали достоянием данной конкретной личности.
Переход от чувственного к рациональному не означает, однако, движения от реальности в пустую тьму сверхчувственного. Понятийное мышление опирается на чувственный материал речи, прежде всего внутренней, на проникнутые символикой чувственные наглядные образы.
Мышление — это такая ступень сознания, которая заключается в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном отражении человеком существенных свойств и отношений вещей, в творческом созидании новых идей, в постановке проблем и их решении. Для мышления характерно четкое различение и противопоставление элементов объекта, их объединение в синтети-
ческое целое, обобщение данных чувственного опыта и установление закономерности. Решение проблемы — отличительная особенность мышления. При этом к собственно мыслительной деятельности относится и сама постановка проблемы: для постановки проблемы необходимо известное умение, иначе, как говорил Гегель, получишь ответ, что вопрос никуда не годится. Хотя процесс мышления как решение проблем может осуществляться и неосознанно (например, открытие и изобретение во сне), в целом движимое волевыми усилиями мышление — высшая форма сознания. Подтверждением тому факты патологии. У больных, находящихся в состоянии нарушенного сознания, наблюдается дезориентация в месте, времени, окружающей обстановке и собственной личности, а соответственно нарушается и способность ставить и решать проблемы, способность мыслить. Отдельные вещи, свойства, события воспринимаются верно, но они не связываются в единое осмысленное целое.
Мышление как высшая форма сознательного отражения действительности является привилегией человека, хотя, как отметил Дж. Локк, есть люди, которые большую часть жизни проводят без мышления.
Решение проблемы в процессе мышления осуществляется посредством операций образами, понятиями, символами. При этом мышление включает в себя сравнение, абстрагирование, обобщение, оценку и конечный выбор. Далеко не всегда решение проблемы осуществляется новыми методами и достигает оригинальных результатов типа открытия или изобретения. Мышление может протекать, как процесс решения задач, по строго определенным правилам, алгоритмам (алгоритмическое мышление) и может быть продуктивно-творческим, генерирующим новые идеи. Творческая активность и пытливость — существенный признак мыслящего разума. Понятие творческого мышления подчеркивает момент его продуктивности, оригинальности, способности постановки новых проблем и их уникального решения.
Мышление индивидуально, личностно, поскольку осуществляется в контексте опыта и способностей данного субъекта (другие не имеют прямого доступа к его мыслям), но оно в то же время социально и по своему содержанию, и по логической форме, и по своей симво-
лической основе. Логика мышления складывалась под влиянием логики действий и логики вещей. Происходил лроцесс интериоризации, т. е. превращения материальной внешней структуры предметной деятельности в идеальную внутреннюю логику мышления1. Но на нее огромное влияние оказывает и общение, необходимость влиять на других людей, убеждать и побуждать их к определенным действиям. Мышление не существует вне общества, вне накопленных им знаний и выработанных логических способов умственной деятельности. Человек не рождается, а становится субъектом мышления, овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт всей всемирной истории. И задачи, которые человек ставит перед своим мышлением, порождаются общественными условиями.
Мышление — это организованный поисковый процесс, требующий сосредоточенной направленности и собранности на одном предмете, на разрешаемой проблеме. Этот процесс существенным образом отличается от хаотической игры ассоциаций, вызывающей наплыв обрывков мыслей, которые тут же разбегаются в разные стороны. При утомлении человек часто дает своим мыслям блуждать и расплываться в случайных грезах. Это, по Гегелю, смутное брожение духа в самом себе. Однако и в таких грезах больше направленности, чем в простой игре ассоциаций.
Отличительная особенность мыслительного процесса состоит в том, что его течение определяется не внешними для него связями, а логикой его собственного содержания. Когда из определенных посылок делается логически обоснованный вывод, связь между мыслями принципиально отличается от ассоциативной связи. В этом случае связь вывода с посылками такова, что из этих посылок данный вывод вытекает формально, независимо от его содержания и содержания посылок.
Разумность, или осмысленность, интеллектуального процесса в том и заключается, что он адекватно отражает объективные отношения и, выходя при решении проблемы или достижения цели за их пределы, изменяя их, организуется сообразно с ними.
1 См. П. Я. Гальперин. Развитие исследования по формированию умственных действий. В кн. «Психологическая наука в СССР», т. I. M., 1959.
Будучи высшей формой психической деятельности человека, сознание не тождественно мышлению. Говоря о различии сознания, например, у буржуа и пролетария, мы имеем в виду не различия в их знаниях, логике мышления и понимании, а прежде всего в интересах, убеждениях, в ценностной ориентации и т. п.1
Мышление — не только теоретическая форма отражения действительности в форме понятий, гипотез, теорий. Мышлением постоянно решаются и практические задачи. В мышлении уже заключается практический момент, поскольку оно выражает общее как закон жизни единичных вещей. А практически ориентированное мышление как раз и есть применение общего к единичным событиям. Практические действия имеют своим идеальным аспектом одновременно мыслительные операции, поскольку, преобразуя действительность и осуществляя свою цель, человек сообразуется с объективными условиями. Практическая деятельность как реализация мышления — это и фило- и онтогенетически исходная форма мышления.
Раскрытие мыслью глубинных, существенных связей неизбежно выводит за пределы чувственной достоверности. В реальном мире есть содержание, которое нельзя наглядно представить и которое может быть адекватно осознано лишь в форме понятия. Мышление в понятиях имеет, таким образом, не только свою специфическую форму (понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории), но и свое специфическое содержание. При этом его форма неразрывно связана с его содержанием.
Мышление принимает на себя функции планирования. Оно поднимается на тот уровень, когда возможной становится теория, опережающая практику и служащая руководством к действию 2.
1 См. К. Р. Мегрелидзе. Основные проблемы социологии мышления. Тбилиси, 1965.
2 См. Л. И. Анциферова. Исследования проблемы мышления в современной зарубежной психологии. «Вопросы психологии», 1956, № 3; С. Л. Рубинштейн. О мышлении и путях его исследования. М., 1958; А. В. Брушлинский. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968; К. А. Славская. Мысль в действии. М., 1968; О. К. Тихомиров. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
Осуществляясь в различных операциях, мышление связано со всей структурой сознания и деятельности1. Вместе с тем, как уже отмечалось, можно обладать мышлением и на иметь сознания. Высшие животные обладают наглядным мышлением, а сознания у них нет. Они не в состоянии выделить себя из окружающей среды. Например, обезьяна не может воспринять свое отношение к внешней среде именно как отношение, не может противопоставить себя остальному миру и, следовательно, не имеет сознания. Сознание присуще только человеку, причем не каждому. Имбецил2 обладаем мышлением, тютя и чрезвычайно отсталым, примитивным, но сознания у него нет 3.
Человек спосббен не только к осознанному мышлению. Сложные процессы обработки поступившей информации, являясь мышлением, в определенные моменты могут не осознаваться, хотя протекают по тем же законам, что и осознанное мышление. Процесс мышления, даже ведущий к творческим результатам, иногда может осуществляться и бессознательно.
У интеллектуально развитого человека необходимым условием познания объекта является его осознание в качестве такового. Познавательная деятельность, особенно на уровне научного исследования, не может осуществляться в потемках, без лучей света сознания, хотя некоторые познавательные процессы могут происходить и без осознания того, что познается, и того, кто познает. Познание значительно шире сознания; оно включает в себя все богатства деятельности, содержащей множество неосознанных процессов.
РАССУДОК И РАЗУМ. УМ И МУДРОСТЬ
По способу умственной деятельности мыслящее сознание личности можно разделить на два основных типа: рассудок и разум. Первым из мыслителей,
1 См. А. И. Леонтьев. Мышление. «Философская энциклопедия», т. 3.
2 Имбецилъностъ (лат. imbecillus) — средняя степень врожденного слабоумия.
3 См. Б. В. Зейгарник. Патология мышления. М., 1962; Н. М. Соловьев. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М., 1966.
кто уловил разнотипность характера мышления, был Гераклит, который показал, что, мысля одним способом, менее совершенно, ограниченно, человек не поднимается до всеобщего. Мудрость же состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи. Сократ понимал под рассудком средний, общий многим уровень мышления, способность согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью. Платон считал, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности. Согласно Аристотелю, более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знанием в общей форме. Рассудок проявляет себя в частных науках, где он занимается какой-либо специальной областью. Его функция — составление суждений, формальное отношение к вещам. Разум же ориентирован на сущее; он рефлексивен. По Николаю Кузанскому, рассудок разрывают противоречия, противопоставляя противоположности друг другу. Существо рассудка — абстрактность. Разум мыслит и разрешает противоречия; он мыслит мир как процесс. Рассудок, утверждал Спиноза, абстрактен и действует по установленным, твердым правилам интеллекта, выводя на основе общих понятий заключения о явлениях мира. Спиноза высказал любопытную мысль, что действующий по определенным правилам рассудок представляется неким духовным автоматом 1.Разум же служит высшим регулятором общественной жизни и деятельности человека и направлен на всеобщее благо. Он находится в единстве с бытием, постигая вещи, как они существуют сами по себе.
Французские материалисты XVIII в. рассматривали рассудок лишь с негативной стороны, как деятельность, направленную на самосохранение и доставляющую только личные преимущества, не распространяющиеся на человечество. Гольбах, например, определял рассудок как вырабатываемое опытом и размышлением умение отличать полезное от вредного. Рассудок лишен творческого отношения к жизни, он нередко ведет к консерватизму. В бурные, переломные эпохи общественной
1 См. Б. Спиноза. Избр. произв. в двух томах, т. I. M., 1957, стр. 349.
жизни необходим прежде всего разум, который находит верное решение в самых сложных и противоречивых ситуациях.
Критическое отношение к рассудку складывается и у Канта, который считал, что мышление развивается от рассудка к разуму. Первой предпосылкой разума был не вполне осознавший себя рассудок — догматизм, когда философ, выявив ряд достаточно широких и, как он считал, непоколебимых принципов, был уверен, что человеческое мышление, опираясь на них, в состоянии познать все сущее. Кант определял рассудок как познавательную способность, дающую возможность постижения общего в предметах. Это ориентированная на достижение практических целей способность мыслить посредством понятий по определенным правилам. Затем наступает скептицизм, когда рассудок, осознав себя, подвергает критике свои догмы, правда пока еще с весьма ограниченных позиций. Скептицизм — это своего рода привал для человеческого разума, где он может критически обсуждать пройденный путь и намечать дальнейшее движение. Наконец, наступает третий, высший этап — собственно разум, который неизбежно сталкивается с вопросами, приводящими его к диалектике. Для разума характерна не только критичности но и самокритичность. «Возражения против уверенности и самомнения нашего... спекулятивного разума даны самой природой этого разума...» 1 Разум обладает большой самостоятельностью и благодаря постоянной самопроверке имеет тенденции к совершенствованию.
Фихте, критикуя рассудок за индивидуализм, трактует разум как высшее развитие человеческого, общественного начала в человеке. Разумная жизнь состоит в том, чтобы «личная жизнь посвящалась жизни рода, или в том, чтобы личность забывала себя в других...» 2.
По Гегелю, суть работы рассудка состоит в разложении целостных объектов на составные части. В этом акте проявляется основная мощь рассудка, способного разделить, разорвать, казалось бы неразрывное. Рассудок, кроме того, необходимый и существенный момент образования. Без опоры на твердые определения рассуд-
1 И. Кант. Соч., т. 3, стр. 620.
2 Фихте. Основные черты современной эпохи. Спб., 1906, стр. 32.
ка было бы невозможно договориться ни но одному вопросу. Рассудок и разум суть моменты единого, внутренне противоречивого развивающегося, восходящего процесса мышления. Рассудок, в отличие от разума, рассматривает сначала общее, а потом только различие. Он зачастую соединяет одно с другим чисто внешним образом. Рассудок полагает, что мышление «есть не более, как ткацкий станок, на котором основа — скажем, тождество — и уток — различие — внешним образом соединяются и переплетаются между собой»1. Рассудочное мышление говорит: «Разлука бережет любовь», но он же утверждает: «С глаз долой — из сердца вон». В отличие от рассудка, имеющего формальный, алгорит-мический характер, разум диалектичен, схватывает противоречия в их единстве, а его логической формой является идея— высшее рaзвитие пoнятия, несущее в себе диалектическое противоречие.
Дата добавления: 2016-03-04; просмотров: 1994;