ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 1 страница
изиологический механизм психической деятельности человека. Научное понимание психологии личности возможно при объективном
ности, в основе которой лежат безусловный и условный рефлексы,
Благодаря безусловному рефлексу осуществляется приспособление человека к целому ряду внешних условий. И. П. Павлов утверждал, что наши инстинкты есть не что иное, как сложные безусловные рефлексы. На базе безусловных (врожденных) рефлексов образуются приобретенные или условные рефлексы, которые свидетельствуют о формировании в мозгу новых временных связей.
Для образования условных рефлексов важно деятельное состояние головного мозга. Приторможенное состояние, например, при утомлении человека либо затрудняет образование условных рефлексов, либо делает их непрочными.
Психическая деятельность человека, если говорить о ее физиологическом (природном) механизме, состоит из двух видов временных нервных связей. Одна временная связь (временная связь первого порядка) связывает человека с внешними условиями. Осуществляется она через органы ощущения (зрительные, слуховые и т. п.). Другая (временная связь второго порядка) основывается на результатах деятельности первой связи, которые качественно перерабатываются определенными центрами головного мозга. Если временная связь первого порядка как бы запускает в действие нервную систему человека и создает первоначальную информацию, то временная связь второго порядка обрабатывает эту информацию и придает действиям человека сознательный характер. Наглядно это выступает в его рече-письменных реакциях как на непосредственные, так и опосредствованные воздействия внешнего мира.
Темперамент. Головной мозг объединяет и регулирует внутреннюю и внешнюю деятельность нашего организма, его связи с окружающей средой. В работе головного мозга различных людей имеются индивидуальные отличия, которые выражаются в неодинаковых соотношениях между силой, уравновёшенностью и подвижностью основных нервных процессов. Это свойство может быть врожденным и приобретенным. Все эти отличия И. П. Павлов подразделил на четыре основных типа высшей нервной деятельности. Это и есть темпераменты людей, составляющие, по словам И. П. Павлова, основные черты индивидуальных особенностей их поведения. Их принято называть следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический темпераменты.
Иногда возникает вопрос: какой темперамент лучше? 1 акая постановка вопроса является неправомерной.
Нельзя утверждать, что какие-то темпераменты хороши, а какие-то плохи, и тем более, основываясь на этом, делать выводы о человеке, о его возможностях в трудовой и общественно-политической деятельности. Знать темпераменты людей необходимо для того, чтобы обеспечить индивидуальный подход к людям и, принимая во внимание особенности их нервных процессов, избрать наиболее подходящие формы общения с ними.
Приведем ниже краткую характеристику каждого темперамента, данную И. П. Павловым:
«Сангвиник — горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т. е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым...
Флегматик — спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик.
Холерический — это явно боевой, задорный, легко и скоро раздражающийся.
Меланхолический темперамент есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом,
раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное»1.
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы, стремится к власти. Ровен в поведении флегматик. Он сдержан, не отвлекается по мелочам, но трудно перестраивается с одного вида работы на другой, часто бывает инертен. Страстен и энергичен холерик, он может увлекать других своим энтузиазмом, но если у него что-то не получается, то он становится резким и вспыльчивым. Меланхолик излишне застенчив, часто теряется в новой обстановке и при встречах с незнакомыми людьми необщителен, склонен к продолжительным внутренним переживаниям. Как работник исполнителен и пунктуален.
Темперамент является природной основой для проявления психологических качеств личности. Он придает определенную окраску характеру человека. Однако руководитель должен помнить о том, что при любых сочетаниях свойств нервной системы можно сформировать сильный, целеустремленный, деятельный характер. Решающее значение в этом принадлежит социальным условиям жизни человека, его мировоззрению и самовоспитанию. «Образ поведения человека и животного, — говорил И. П. Павлов, — обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов»2.
’Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., Медгиз, 1951, с. 299—300.
2 Т а м же, с. 416.
Можно привести множество примеров, подтверждающих правоту этих слов. Известны факты, когда люди холерического темперамента не допускают резкости в обращении с товарищами, а застенчивый меланхолик в критической ситуации ведет себя достойнейшим образом. Конечно, холерику сдержанность дается труднее, чем флегматику, так же как сангвинику легче пойти на риск, чем его товарищу по работе — меланхолику. Здесь важную роль играет личная дисциплинированность и культура человека. Об этом хорошо сказал А. П. Чехов в письме к О. Л. Книппер-Чеховой: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч., но я привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает»[6].
Характер. Под характером понимается совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых индивидуально-психологических черт личности, типичных для нее и систематически проявляющихся в ее действиях я поступках[7].
С характером человек не рождается. Он складывается в процессе активной общественно полезной деятельности. Огромное значение на формирование характера оказывают семья и трудовой коллектив. Черты характера человека проявляются в его отношениях к общественным обязанностям и долгу, к людям, к .самому себе.
Отношение человека к общественным обязанностям и долгу. Здесь могут выявляться такие конкретные черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, а также противоположные им, такие, как леность, небрежность, пассивность, расточительство. Наличие тех или иных черт характера определяет
и различные типы поведения работника в трудовом коллективе, его отношение к общественной деятельности. Люди, обладающие положительными чертами характера, составляют категорию дисциплинированных и сознательно относящихся к труду работников. Люди с отрицательными чертами характера тяготеют к нарушению трудовой дисциплины, небрежно относятся к технике, неохотно включаются в социалистическое соревнование.
Отношение к людям. В отношении к людям проявляются такие черты характера, как общительность, тактичность, вежливость и пр. В противоположность этим качествам у некоторых людей выступают такие черты характера, как грубость, зависть, стремление переложить часть работы на других. Как правило, люди с такими чертами характера постоянно недовольны, противопоставляют себя коллективу, критикански настроены. Все это весьма негативно сказывается на морально-психологической атмосфере коллектива, на нравственном самочувствии работников. Вот почему в каждом коллективе нужна дифференцированная работа с людьми по воспитанию глубокого чувства коллективизма, искреннего уважения друг к другу.
Отношение к самому себе. Здесь речь идет о таких чертах характера человека, как чувство личного достоинства и трезвой самооценки. Каждый человек должен контролировать свои действия в соответствии с идейно-нравственными позициями нашего общества. Правильность оценок, серьезное отношение к мнениям товарищей и коллектива помогают работнику совершенствовать характер, вырабатывать такие важные черты, как скромность, принципиальность, самодисциплина.
Некоторые люди обладают повышенным самомнением, порождающим высокомерие, чванство, хвастовство. Человек с такими чертами характера обычно неуживчив в коллективе, нередко создает предконфликтные и кон-
фликтные ситуации. Однако нежелательна и другая крайность в характере человека — недооценка себя, робость высказывания своих позиций и взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с личным достоинством человека, основанном на сознании действительной полезности своей личности, на наличии успехов в труде на общее благо. Боевитость в отстаивании своих взглядов не противоречит человеческой скромности. Именно такие люди имеют нравственное основание смело выявлять недостатки в работе других и активно добиваться их устранения.
Воля. В определении общественной направленности характера и его силы существенна роль воли. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и побуждает его к каким-либо действиям.
Воля является способностью человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели. Она выступает в таких конкретных чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, упорство, мужество.
Подчеркивая значение воли как существенного компонента характера, необходимо пояснить, что сама по себе воля не является ни началом, ни «стержнем» личности, это лишь одно из ее выражений !. Ибо и целеустремленность, и решительность, и настойчивость, и мужество могут способствовать как достижению общественно полезных, так и антиобщественных целей. Здесь имеет значение мотив волевого поведения человека. «Храбрый поступок, мотив которого состоит в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладает, конечно, совершенно различными психологическими качествами»[8].
По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди с сильными характерами имеют устойчивые цели (целеустремленны), последовательны в своих убеждениях (самостоятельны), смело принимают решения (решительны), неуклонны в доведении до конца принятых решений (настойчивы), владеют собой (выдержка и самообладание), не боятся рисковать (мужественны и смелы).
Люди, в характере которых эти качества выражены слабо или совсем отсутствуют, относятся к категории слабых. Для них свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую им не удается добиться хороших результатов в работе, учебе, порой неудачно складывается и их личная жизнь. Многие искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать. Некоторые из них мирятся с этим и лишают себя перспективы жизненного роста, другие попадают под влияние более сильных по характеру людей.
Волевые качества можно воспитать в человеке. А. П. Павлов подчеркивал, что человек — это единственная система, которая способна регулировать сама себя в широких пределах, т. е. сама себя совершенствовать. Вот почему слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. Конечно, при этом надо принимать во внимание индивидуально-психические качества человека, такие, как темперамент. Так, у холерика легче вырабатывать активность и решительность, чем у меланхолика, а у флегматика выдержку и хладнокровие, чем у холерика.
Способности. Говоря о психических свойствах личности, необходимо особо выделить способности. Под способностями понимают такие качества человека, которые дают ему возможность успешно выполнять определенный вид деятельности. В современном производстве, которое характеризуется высоким научно-техническим уровнем, творческая активность работника, его человеческие способности имеют всевозрастающее значение.
Различают общие и специальные способности. К первым относят такие психические свойства человека, как внимание, наблюдательность, запоминание, творческое воображение, рассудительность. Ко вторым относят свойства, имеющие значение для определенных видов деятельности. Например, изобразительные способности (чувство пропорции, ритма), математические способности (абстрактность мышления, склонность к анализу и синтезу), организаторские способности и т. п. Общие и специальные способности взаимосвязаны, они элементы одной системы — психики личности. Специальные способности легче и быстрее развиваются при наличии общих способностей.
Для всякого творчества, по мнению В. М. Бехтерева, необходимы та или иная степень одаренности, соответственное воспитание, создающие навыки в работе. Это положение позволяет обратить внимание на тот факт, что способности не есть врожденные данное человека, автоматически обеспечивающие ему успех в каком-то виде общественной или личной деятельности. Они, скорее всего, те природные свойства человека, развитие которых приводит к формированию у него определенных физических и психических возможностей. Они (способности) —сплав исходных природных данных человека и результатов его деятельности.
Способности развиваются в процессе обучения и воспитания человека, в процессе его активной деятельности.
Природной предпосылкой способностей выступают задатки. Под задатками следует понимать врожденные анатомо-физиологические особенности человека, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга, а также гены.
Стремление человека к удовлетворению своих потребностей и интересов вызывает к жизни его определенные склонности. Это еще одно из качеств личности, проявление ее индивидуальности. Одни, например, увлекаются рисованием, другие рационализаторством, третьи сочинением стихов. Развитие склонностей тесно связано с общими и специальными способностями человека, его потребностями и интересами. Огромное значение в формировании склонностей человека имеет социальная среда — семья, трудовой коллектив, товарищеские компании.
Задатки, способности, склонности — это реальный личностный потенциал, которым обладает каждый работник. Выявление задатков, развитие способностей и формирование склонностей, осуществляемые под воздействием трудового коллектива, помогают работнику производительно трудиться, удовлетворять свои разносторонние потребности и интересы. Специалисты в области научного управления подчеркивают, что специализация производственных функций должна основываться на использовании специальных сил и способностей каждого человека.
В этой связи полезно знать, что при определении способностей человека необходимо принимать во внимание своеобразие взаимодействия его первой и второй сигнальных систем. И. П. Павлов, исходя из различного соотношения этих систем в жизнедеятельности людей, различал три основных типа людей: художественный, мыслительный и средний. Преобладание первой сигнальной системы вызывает к жизни художественный тип, второй — мыслительный. Относительная уравновешенность сигнальных систем дает средний тип людей.
Художественному типу свойственна яркость и непосредственность впечатлений, образность восприятия, богатство воображения. Люди этого типа, как правило, повышенно эмоциональны. Мыслительный тип характеризуется склонностью к анализу и синтезу, к абстрактному мышлению. Балансом соотношения ранее названных свойств характеризуется средний тип.
Соотнесение людей по названным типам не накладывает каких-либо ограничений на их личностное развитие. Как подчеркивают специалисты, проблема способностей— проблема индивидуальных различий. Это необходимо учитывать для научно обоснованного подбора желанной для человека профессии. Эта проблема сегодня успешно решается во многих трудовых коллективах, где по инициативе рабочих между ними были перераспределены производственные функции. Каждый занимается той операцией, которая наиболее соответствует личным способностям. Все большее признание получает выборность бригадиров и мастеров. Это помогает демократическим путем выявить руководителя первичного производственного коллектива из числа тех работников, которые имеют организаторские и педагогические способности.
Эмоции и чувства. Эмоции и чувства составляют необычайно сложную и своеобразную ткань человеческого сознания. Мышление как функцию мозга нельзя представить себе оторванным от чувственности. «...Без „человеческих эмоций”, — писал В. И. Ленин, — никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины»[9].
Человеку характерно стремление к достижению значимых для него целей. В жизни данный процесс протекает по-разному: у одних людей замыслы воплощаются в желаемые результаты, у других это достигается, но не в
полной мере, а у третьих ничего не получается. Все это не только рационально (логически) осмысливается людьми, но воспринимается ими эмоционально, как определенное переживание. Таким образом, эмоции придают мышлению человека собственно человеческую окраску. И многообразие жизненных ситуаций сопряжено с многообразием человеческих эмоций: положительных и отрицательных, глубоких и поверхностных и т. д.
На основе эмоций образуются чувства как результат определенного отношения человека к тому или иному явлению и как результат систематизации и обобщения конкретных переживаний. Их устойчивый характер связан с удовлетворением человеком определенных потребностей и интересов. Эмоции и чувства — это тот особый человеческий механизм, который углубляет и обогащает наши контакты с внешним миром, расширяет возможности нашего совершенствования.
В литературе много интересных примеров, убедительно иллюстрирующих значение эмоций и чувств для человека. Об этом впечатляюще говорится, например, в одном из писем композитора С. И. Танеева по поводу его слушания игры известного пианиста: «Я испытываю нечто такое, чего при других обстоятельствах мне никогда не случается испытывать: какое-то жгучее чувство красоты, если так можно выразиться, красоты, которая не успокаивает, а скорее раздражает: я чувствую, как одна нота за другой точно меня насквозь прожигает: наслаждение так глубоко, так интенсивно, что оно как бы переходит в страдание». Мы видим, каким противоречивым и в то же время необыкновенно богатым может быть чувственное состояние человека. Оно многообразно по формам проявления. Это может быть аффект, страсть. Аффект — очень сильное, кратковременное переживание с утратой волевого контроля. В подобном состоянии человек малоуправляем, его внимание сосредоточено на источнике раздражения, он может совершить необдуманные поступки, не присущие его обычному поведению. Страсть — сильно выраженное чувство, выражающее увлеченность человека чем-то.
В психологии выделяют группу высших человеческих чувств: нравственные, интеллектуальные, эстетические.
В основе нравственных чувств лежит восприятие человеком своих поступков и действий других людей в соответствии с моральными нормами. Например, чувство общественного долга, чести, патриотизма. В овладении высшими моральными ценностями — нормами коммунистической нравственности — велика роль воспитания этих чувств у личности.
Интеллектуальные чувства связаны с удовлетворением творчееко-познавательных потребностей и интересов личности. Эти чувства чаще всего выступают как оценочные переживания. Радость новатора, нашедшего оригинальное техническое решение, или разочарование в итогах эксперимента ученого — все это проявление интеллектуальных чувств в конкретных жизненных ситуациях. Интеллектуальные чувства аккумулируют умственную энергию человека, усиливают проявление способностей, вдохновляют на преодоление трудностей.
Одним из богатств психического склада личности являются эстетические чувства. Они выражают ее способность к переживанию чего-то прекрасного. Способность личности радоваться жизни, природе, достижениям страны, успехам товарищей влияет на нравственные мотивы поведения человека. Эстетические чувства тесно связаны с моральными и интеллектуальными.
Необходимо проводить кропотливую работу с людьми по воспитанию эмоций и чувств, соответствующих социалистическому образу жизни. Здоровые эмоции и чувства — естественные стимуляторы нервной системы, они мобилизуют резервы организма, активизируют умствен-
гч
ную и физическую деятельность. Гигиенист В. А. Левицкий писал в свое время, что обычно хочется прыгать от радости, но никогда никто не скажет, что прыгал от горя. Это и понятно. В горе опускаются руки, останавливается мысль. Отрицательные эмоции угнетают работу сер- дечно-сосудистой системы, органов пищеварения, дыхания и т. д.
Социалистическое общество создало все необходимые условия для жизнерадостного настроя трудящихся. Оптимизм — характерная черта морально-психологического состояния советских людей. В каждом первичном производственном коллективе можно создать обстановку трудового подъема, творчества и радости.
Духовный облик человека. Внутренняя зрелость выступает в ее конкретных поступках и действиях. Поведение человека раскрывает его духовный облик. Струсил ли человек или проявил мужество в минуту опасности, что его больше радует — личное благополучие или общественное достижение, легко ли он поддается искушениям или умеет сдерживать себя, скромен и самокритичен или высокомерен и прочее — ответы на эти вопросы помогут узнать истинное внутреннее содержание человека как личности, а своеобразие поведения в таких ситуациях выявить его индивидуальность.
Чтобы понять, почему в той или иной ситуации человек поступил определенным образом, нельзя исходить только из факта поведения. Важно выявить, какое значение для него имеют данные события, вдохновляют или подавляют они его, насколько отвечают его потребностям и интересам. Раскрытие личностного смысла того или иного поступка человека в конкретной жизненной обстановке может дать истинное понимание самого человека. Философ Спиноза гроворил: «Обдумывая человеческие поступки, я всегда начинал не с того, чтобы смеяться, скорбеть или порицать, а с того, чтобы понять».
Так что же нас побуждает на поступки, что активизирует нашу психическую деятельность? Ответы на эти вопросы даны классиками марксизма-ленинизма. В сложном механизме формирования духовного облика личности лежат потребности и интересы. «...Меня определяют и насилуют мои собственные потребности, — писал К. Маркс, — насилие надо мной совершает не нечто чуждое, а лишь моя собственная природа, являющаяся совокупностью потребностей и влечений...»[10]. Смысловая направленность удовлетворения потребностей выступает в виде интересов людей.
По Канту: «Интерес есть то, благодаря чему разум становится практическим, то есть становится причиной, определяющей волю».
Многообразны потребности человека. Условно их можно подразделить на три группы: биологические, социальные и духовно-познавательные. Биологические потребности связаны с проявлением природных функций человека (например, движение, сон, питание и т. п.). Социальные потребности — совместная трудовая деятельность, коллективное поддержание порядка, общественное признание и т. п. Духовно-познавательные потребности — это потребности в получении образования, в культурном обогащении, в проявлении творчества.
Круг потребностей человека постоянно расширяется, изменяется их структура. На примере нашего общества особенно заметна тенденция возрастания роли социальных и духовно-познавательных потребностей. Многообразие потребностей объясняет и разносторонность человеческих интересов.
Интересы бывают различными по содержанию: материальные, профессионально-трудовые, познавательные, коллективистские и др. Их делят на активные и пассивные. Активный интерес сопряжен с целенаправленной настойчивостью в овладении чем-то. Пассивный характеризуется слабым проявлением воли и устремленности к определенным целям. Интересы могут быть здоровыми и нездоровыми. В основе такого подразделения лежат моральные принципы, которыми руководствуется человек, стремясь к достижению интереса. Поэтому одни и те же интересы могут иметь различную нравственную окраску. Так, материальный и познавательный интересы могут быть и здоровыми, и нездоровыми.
Потребности и интересы определяют общественное поведение, образ жизни личности. А. С. Макаренко говорил, что воспитание личности — это направленный отбор и формирование ее ведущих потребностей и интересов.
На формирование потребностей и интересов решающее воздействие оказывают экономические и социальные условия общества, воспитание и трудовая деятельность человека. В этой связи важно подчеркнуть, что социалистическое производство, его трудовой коллектив есть сфера активного формирования потребностей и интересов советских людей. В этом процессе чрезвычайно ответственна роль мастеров и бригадиров.
Духовный облик личности характеризует также и мировоззрение. Мировоззрение — это система взглядов и понятий об окружающем мире в целом. Оно определяет отношение людей к нему, придает их действиям социально направленный характер. Основное ядро мировоззрения составляют философские и социально-политические взгляды. Мировоззрение, являясь высшей формой духовной направленности, оказывает влияние на формирование идейно-нравственных мотивов, соответствующих разнообразным интересам и потребностям личности.
Формирование мировоззрения — сложный и многоплановый процесс взаимодействия личности с экономическими, социально-политическими и духовными условиями жизни.
В борьбе за утверждение в сознании каждого работника коммунистического мировоззрения нужна, как подчеркивалось на XXV съезде КПСС, высокая политическая бдительность, активная, оперативная и убедительная пропагандистская работа, своевременный отпор враждебным идеологическим диверсиям.
В этой связи особое внимание следует обратить на то, насколько сложна технология преломления в сознании человека знаний и жизненного опыта. Мировоззрение человека, если исходить из психологического механизма его образования, есть результат его обыденного и теоретического сознания. Обыденное сознание выступает как совокупность впечатлений и представлений, жизненных обобщений. Оно — один из уровней качественно своеобразных слоев общественного сознания. Теоретическое сознание — верхний слой общественного сознания. На этом уровне сознания оценка теоретических положений и социальных фактов дается с позиций науки и идеологии
Оба эти уровня сознания диалектически взаимосвязаны. Поэтому, чтобы направленно формировать мировоззрение человека, необходимо учитывать технологию образования как обыденного, так и теоретического сознания. Как показывают исследования, многие воспитатели рабочих коллективов имеют слабое представление об обыденном сознании работников и о тех факторах, которые определяют характер его развития. Этим и объясняется недостаточная психологическая продуманность идейновоспитательной работы в коллективе. В итоге по существу верные идеологические мероприятия и педагогические меры оказываются малоэффективными.
Обыденное сознание наиболее ярко выступает в точках зрения человека на то или иное событие, явление и пр. Следует отметить, что эти точки зрения не всегда адекватны научному и идеологическому пониманию данных событий или явлений. В основе обыденного познания лежат эмпирические знания. Люди на уровне обыденного познания, как в свое время подметил Гегель, меньше всего беспокоятся об истинности своих знаний, более того, наличие собственной точки зрения часто становится барьером, отделяющим их от попытки объективного подтверждения этой точки зрения. Обыденному сознанию, подчеркивал Ф. Энгельс, свойственен метафизический, а не диалектический способ мышления.
Руководителю необходимо знать точки зрения людей, их взгляды. Только в этом случае можно правильно организовать идейно-воспитательную работу в коллективе. Эта работа должна формировать у людей высокую сознательность, готовность, волю и умение бороться за идеалы коммунизма. В идейно-психологическом плане это связано с формированием убеждений.
Убеждения — основные принципы мировоззрения, под углом которых личность определяет свое отношение к людям, к труду, к обществу. Ясные и устойчивые убеждения помогают человеку быть целеустремленным, последовательным. Однобокость убеждений, преобладание в них обыденного ведут к сужению общественных контактов личности, к замораживанию ее способностей. «Современное производство требует, — говорил Л. И. Брежнев,— чтобы каждый работник ясно представлял себе свое место в трудовом процессе, знал, что и зачем он делает, что от него зависит, чувствовал, что его труд — необходимая часть общей работы»[11].
1 Брежнев Л. И. Речь на встрече с рабочими Автозавода имени Лихачева 30 апреля 1976 г. М., Политиздат, 1976, с. 7,
2—365
Глава 3
ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выбор профессии. В Программе КПСС гово- Г рится, что центром всей воспитательной рабо- р ты в социалистическом обществе является ІІИІІІ формирование у людей коммунистического отношения к труду. Огромную роль в этом процессе играет производственный коллектив, в котором закрепляются образование и воспитание, полученные людьми в школе и специальных учебных заведениях, в семье. Он является лабораторией, где совершенствуется личность.
Одним из условий, с которого начинается трудовое воспитание на производстве, является выбор профессии. Современные профессии предъявляют к работникам все большие специальные требования. Профессия, соответствующая психическим и физическим свойствам и личным интересам человека, позволяет ему ХУ*йпе Проявлять свои способности, знания, увлеченность, добиваться высокой производительности труда и, что очень важно, сберегать при этом здоровье. Поэтому сегодня заостряется значение таких проблем, как профессиональная ориентация и подбор.
Дата добавления: 2016-02-24; просмотров: 777;