Приобщение детей к музыкальной культуре
Для приобщения детей к музыкальной культуре нужны
особые условия. В детском учреждении и в каждой группе со-
здается музыкальная среда. Музыка органично включается в
различные виды деятельности (на физкультурных занятиях,
на занятиях изобразительной деятельностью, при проведе-
нии подвижных игр и пр.). При организации режимных мо-
ментов используется соответствующее музыкальное сопро-
вождение: веселая музыка при встрече детей, на прогулке,
при проведении зарядки, колыбельная перед сном. Одпако
следует соблюдать меру, так как постоянный .музыкальный
фон может утомить детей, притупить их восприимчивость к
музыке.
В детском учреждении должен быть зал, оснащенный му-
зыкальными инструментами (пианино или рояль, аккордеон
и др.). В групповом помещении оборудован музыкальный
уголок, в котором имеются детские музыкальные инструмен-
ты, такие как бубен, барабан, трещотки, ложки, колокольчи-
ки, дудочки, металлофон и музыкальные игрушки.
Экспериментируя с инструментами и другими звучащими
предметами, малыши учатся извлекать из них разнообраз-
ные звуки, сравнивать их по высоте, прислушиваться, подра-
жать, имитировать звучание разных инструментов (бара-
бан — «бум-бум», дудочка — «ду-ду-ду», колокольчик —
«динь-динь»).
Приобщая малыша к миру музыки, важно помнить, что
эмоциональная отзывчивость на образы, созданные звуковы-
ми красками,— это основа будущей музыкальности.
Для этого малышам нужпо петь песенки, ирослушивать
вместе с ними детские песенки, фрагменты классических му-
зыкальных произведений, произведений народной музыки и
песенного фольклора как в исполнении иедагоги, так и в ау-
диозаписи. При прослушивании музыки педагоги побуждают детей ритмически двигаться в соответствии с характером
музыки, пританцовывать, притопывать, прихлопывать в ла-
дошки, кружиться, подпевать. Педагог стремится разделить
любой эмоциональный отклик ребенка на музыку, подклю-
чается к действиям детей, хвалит их. Также он может побуж-
дать детей привлекать к танцам под музыку игрушки — ку-
кол, зайчиков, медвежат, игрушки, надевающиеся на руку и
пальчики.
Педагог предоставляет малышам возможность прослу-
шать звучание разнообразных инструментов, музыкальных
игрушек и исполняемых па них мелодий, акцентирует вни-
мание детей на характеристики их звучания: громкость, вы-
сота, темп и др. При этом взрослый использует различные
эпитеты, отражающие настроение, передаваемое музыкаль-
ными средствами (сердитый барабан, веселый бубен, звонкий
колокольчик, грустная дудочка, озорная погремушка и т.п.),
побуждает малышей ассоциировать характер музыки с теми
или иными образами (распускаются цветочки, прыгают зай-
чики, поют птички, пробирается сквозь чащу медведь и т.п.);
при прослушивании музыкальных фрагментов может пред-
ложить детям изобразить мимикой, движениями настрое-
ние, помогает назвать его.
Педагог поддерживает интерес и побуждает детей к пе-
нию, танцам, игре на детских музыкальных инструментах,
организуя соответствующие игры. Например, может раздать
малышам дудочки, свистульки, колокольчики, трещотки и
предложить всем вместе поиграть на них — получится «весе-
лый оркестр». Подражая взрослому и друг другу, малыши
овладевают простыми танцевальными движениями (ставить
ножку на носок, кружиться, приседать, размахивать платоч-
ком в такт музыке). Воспитатель побуждает малышей напеть
колыбельную куколке, сделать зарядку зайчикам под весе-
лую песенку.
Привлекая маленьких к занятиям и музыкальным играм,
следует учитывать их желание и интерес. Главное — чтобы
они испытывали удовольствие от предлагаемой им деятельно-
сти. Умение правильно интонировать или, хлопая-топая, по-
падать в ритм звучащей музыки не должпо быть самоцелью.
Музыкальному развитию способствует участие детей в
праздниках, которые организуются вместе с родителями и
старшими детьми. Малыши могут не только смотреть, как
поют и танцуют взрослые и старшие, по и сами участвовать в
выступлениях и общих мероприятиях (хороводах, танцах,
играх).
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 2614;