Общее понятие о сонатной форме
В VI классе учащиеся должны получить общее представление о сонатной форме. Не следует употреблять термины "соната" и "сонатная форма" как равнозначные. Соната - инструментальное циклическое произведение, т.е. состоящее из нескольких контрастных частей. Далеко не каждая из этих частей написана в сонатной форме. Сонатная форма - это термин, определяющий композиционную структуру одной из частей (чаще всего - первой) крупного инструментального произведения, в основе которого лежит сопоставление двух контрастных тем. Развитие, столкновение этих тем и связанных с ними образов составляют сущность сонатной формы. Используется сонатная форма в различных произведениях; композиторы обращаются к ней при сочинении музыки для фортепиано, скрипки, оркестра и небольших камерных ансамблей. Многие арии, целые оперные сцены, даже оратории также написаны в этой форме. Возникновение и формирование классической сонатной формы связаны с именами И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена. Как правило, произведение, написанное в этой форме, характеризуется быстрым темпом - allegro. Вот почему сама сонатная форма часто называется сонатным allegro. Она имеет три больших раздела: экспозицию, разработку и репризу.
Экспозиция. В этой части происходит изложение, сопоставление двух контрастных тем, основных носителей содержания произведения. Одна из тем носит название "главная", другая - "побочная". Главная тема, содержащая ведущую музыкальную мысль, обычно активного, действенного характера. Вторая (побочная) тема, следующая вслед за первой, ярко с ней контрастирует; характер темы лирический, мягкий. В сопоставлении этих двух начал - энергичного и пассивного - заключена основа экспозиции.
Разработка. Крупный раздел сонатной формы, в котором происходит развитие материала, изложенного в экспозиции. Главная и побочная темы сталкиваются, противоборствуют, нередко даже звучат по-новому, раскрывая то одну, то другую грань музыкального образа. Разработка обычно наиболее рельефно выявляет развитие тематического материала, становится кульминацией всего произведения.
Реприза. В репризе происходит возвращение к музыкальным образам экспозиции, чаще всего с некоторыми видоизменениями. После репризы нередко проходит небольшая заключительная часть - кода, где может быть дано еще одно утверждение главной темы, главной мысли произведения. Форма сонатного allegro обладает широкими возможностями для воплощения самых сложных философских идей. Вот почему к ней обращаются многие авторы больших музыкальных полотен, изыскивая все новые и новые средства передачи своих творческих замыслов. Программа
дает учителю достаточное количество произведений для осознания особенностей и возможностей сонатной формы. Это имеющиеся практически во всех современных школьных программах по музыке Симфония соль минор В.А. Моцарта, Пятая симфония, увертюра "Эгмонт" и Патетическая соната Л. Бетховена.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1531;