Строение мажорной гаммы
Учитель пишет на доске до-мажорную гамму, а дети подписывают: тон, тон, полутон и т.д. Получается такой порядок следования звуков: два тона, полутон, три тона, полутон. Желательно показать крупным планом изображение клавиатуры для того, чтобы формула мажорной гаммы получилась нагляднее и лучше запомнилась. Можно использовать учебники или таблицы с изображением клавиатуры. Необходимо напомнить детям о том, что в гамме есть три устойчивых звука: I, III и V ступени, которые образуют тоническое трезвучие. Остальные ступени неустойчивые. Самый устойчивый звук - I ступень, или тоника. (Дети поют трезвучие сверху вниз и снизу вверх.) Мажорную гамму можно построить от любого звука, на любой высоте, и она будет звучать всегда одинаково, но только выше или ниже. Это получается потому, что порядок следования тонов и полутонов в мажорной гамме не изменяется. Если построить гамму от ноты фа,то для того, чтобы получилось два тона и полутон, надо понизить IV ступень, т.е. звук си, иначе получится не два тона и полутон, а подряд три тона, таким образом, нарушится формула строения мажорной гаммы. Для того чтобы гамма фа мажор прозвучала правильно, надо каждый раз играть или петь не си, а си пониженное на полтона, т.е. си бемоль. Знак понижения - бемоль - ставится обычно при ключе, на высоте звука, которому он соответствует.
Если на третьей линейке возле ключа стоит бемоль, он будет относиться ко всем нотам си, встречающимся в записи. Тоническое трезвучие в фа мажоре состоит из звуков фа, ля, до. Тоникой (I ступень) будет нота фа. Если построить мажорную гамму от звука соль, то окажется, что надо повысить последнюю, VII ступень на полтона, т.е. поставить перед нотой фа знак повышения на полтона - диез. Это значит, что всюду, где в гамме встретится нота фа, ее нужно повышать на полтона. При ключе диез ставится на пятой линейке - там, где расположено верхнее фа.
Тональность
Одну и ту же песню можно спеть выше или ниже, т.е. в разных тональностях. Тональность определяется тоникой и ладом. Если произведение написано в тональности фа мажор, это значит, что лад его мажорный и тоника у него - фа. Строение гаммы, понятие тональности дети усваивают обычно не сразу, и с этим не следует торопиться. Полученные представления нужно закреплять из урока в урок. Для этого полезно задавать детям, например, такие вопросы: в каком порядке расположены тоны и полутоны в мажорной гамме? Какие звуки будут устойчивыми в гамме соль мажор, какой звук - тоника? В какой мажорной гамме стоит при ключе знак бемоль? На какой линейке он пишется? На каких ступенях строится тоническое трезвучие? И т.д. Учитель должен рассказывать учащимся, какое значение в музыке имеют тональности и как их используют композиторы. Тональность композитор подбирает очень тщательно, учитывая объем голосов. Например, детскую песню он пишет в такой тональности, в которой нет слишком высоких и слишком низких звуков, в пределах, доступных голосу данного возраста. Но не только в этом дело: тональность придает окраску звучанию. Так, веселая, бодрая песня прозвучит ярче в высокой тональности, а суровая или торжественная - в более низкой. Тональность тесно связана с ладовой системой. Дети уже в предыдущих классах получают общее представление о мажорном и минорном ладах, поют ладотональную настройку (тоническое трезвучие). В VI классе на основе пройденного эти знания углубляются и уточняются. Шестиклассники вспоминают, что жизнерадостная, светлая музыка звучит чаще всего в мажорном ладу, а печальная или суровая - в минорном. Учитель играет два трезвучия - мажорное и минорное - и просит учащихся сказать, какое из них звучит более мягко, печально. Выразительное значение лада можно показать на примере песни Л. Бетховена "Павшие братья".
Чтобы активизировать внимание учащихся, преподаватель может предложить им самим определить лад музыкальных произведений,
которые они слушают или поют, и спеть их тонические трезвучия. Для того чтобы твердо усвоить лады, надо не только уметь различать их на слух, но и понимать, в чем заключается разница. Внимание учащихся следует обратить на понижение III ступени, которое меняет характер трезвучия. Учитель пишет мажорное трезвучие на доске и предлагает превратить его в минорное (и наоборот). Такие задания заставляют детей думать, оживляют занятия.
Пение по нотам
Иногда с шестиклассниками целесообразно самостоятельно сольфеджировать мелодию не только в знакомых тональностях, но и в незнакомых. Знаки альтерации ставятся в таких случаях не при ключе, а перед каждой нотой. Учитель дает настройку, т.е. играет или поет тоническое трезвучие, и предлагает детям спеть написанный на доске отрывок. В таких случаях им помогает опора на ладовое чувство. В трудных местах преподаватель может тихо подпевать. Такой метод позволяет несравненно шире пользоваться пением по нотам, ребята быстрее начинают практически усваивать нотную запись, привыкать к ней. Не все знакомые песни следует обязательно петь на уроке по нотам, это отнимает много времени, да и при одном часе занятий в неделю это нецелесообразно. Однако на каждом уроке необходимо исполнять хотя бы одну песню или ее отрывок, следя за тем, чтобы у учащихся постепенно накапливался опыт сольфеджирования. Полезно давать ученикам задания, активизирующие их внимание, например узнать мелодию знакомой песни, записанной на доске без слов. Дети мысленно пропевают мелодию, представляют в уме и наконец узнают. Для начала задание можно упростить: по записи на доске узнать одну из трех названных песен. Такие задания развивают внутренний слух, укрепляют связь между слухом и зрением, способствуют приобщению детей к чтению нот.
Итак, к концу VI класса учащиеся добились значительных успехов в своем музыкальном развитии. Они тверже стали владеть певческими навыками, в том числе и навыками двухголосия. Расширился их песенный репертуар: он стал разнообразнее; наряду с плавными, протяжными появилось больше героических, шуточных, маршевых песен. Теперь дети уже имеют представление о строении мажорной гаммы, о тональностях, умеют сольфеджировать нотные примеры и доступные отрывки песен. Шестиклассники больше думают, тоньше анализируют, сравнивают. Все это поможет им в VII классе лучше воспринимать музыку русских, отечественных и зарубежных композиторов и выразительнее исполнять указанные в программе произведения.
Пример 1
Пес Гривей
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 3344;