Примерные ориентиры музыкальной работы с семиклассниками
В ходе музыкальных занятий в VII классе у учащихся на основе приобретенного ими музыкально-эстетического опыта формируется представление об основных направлениях европейской и русской музыкальной культуры конца XIX - начала XX в. Ребята начинают отличать в контрастных сопоставлениях музыкальные произведения К. Дебюсси, М. Равеля, А. Шёнберга, А. Берга, А. Скрябина, С. Рахманинова, П. Хиндемита, Б. Бартока, Б. Бриттена, К. Орфа, И. Стравинского, Д. Гершвина.
Учащимся дается представление о джазе как роде современного музыкального искусства, тесно связанном с традициями негритянского фольклора; рассказывается о влиянии джаза на творчество композиторов.
Семиклассникам доступны такие формы музыкального самообразования и самовоспитания, которые связаны с использованием аудиотехники, с созданием домашней фонотеки; они усваивают правила содержания компакт-дисков и магнитофонных записей в своей фонотеке, составления предметного каталога к ней.
Желательно, чтобы в процессе хорового пения учащиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались "нейтрализовать"
негативные особенности звучания голоса в мутационный период. Петь они могут в следующих диапазонах: первые голоса - си малой октавы - ми второй октавы; вторые голоса - ля малой октавы - си первой октавы; юношеские голоса - ре малой октавы - до первой октавы.
Педагог разучивает с ребятами по нотам и с помощью нот основной певческий репертуар; учит их импровизировать: подголоски к мелодии; мелодии на стихотворные тексты.
В VII классе значительно расширяется круг интересов учащихся, усиливается деятельность их мышления, внимание становится более устойчивым. Голоса звучат сильнее, звонче, яснее, выявляются тембры. Диапазон голоса делается шире: сопрано поют в пределах до - ми2 (фа2), альты - в пределах симал - до2 (ре2). Однако в этом классе наблюдаются явления, затрудняющие хоровое пение: у отдельных мальчиков появляются признаки наступающей мутации, они начинают хрипеть, срываются на верхних звуках. Оберегая детские голоса, музыкальный руководитель по возможности должен стремиться сохранить легкое и высокое звучание всего класса.
Слушание музыки
Семиклассники должны отличать при прослушивании в контрастных сопоставлениях музыкальные произведения К. Дебюсси, М. Равеля, А. Шёнберга, А. Берга, А. Скрябина, С. Рахманинова, П. Хиндемита, Б. Бартока, Б. Бриттена, К. Орфа, И. Стравинского, Д. Гершвина.
Хоровое пение
К моменту окончания VII класса у учащихся пробуждается интерес к своему "новому" юношескому голосу. Этот интерес важно использовать для того, чтобы заложить основу верного пения уже взрослым (мужским или женским) голосом. Время учебы в современном VII классе падает на начало старшего подросткового возраста. В этот возрастной период физическое развитие организма продолжает протекать весьма неравномерно. У одних рост организма происходит быстро, у других - медленнее, у третьих наблюдается усиленное развитие отдельных его частей и систем. Весьма индивидуально происходит в этот период и развитие голоса подростка, процесс протекания мутации.
Такая неравномерность в развитии создает для учителя-хормейстера определенные трудности, которые заключаются в необходимости использовать все имеющиеся педагогические средства
для индивидуального учета голосовых изменений участников хора. Это, естественно, накладывает обязанность - знать индивидуальные голосовые особенности каждого из участников хора, своевременно советовать временно воздерживаться от пения, петь в щадящем режиме: не брать высоких звуков, осторожно использовать динамические оттенки в зоне forte, особо бережно относиться к своему голосу.
Как уже говорилось, в рассматриваемый возрастной период у мальчиков, а согласно исследованию Н.Д. Орловой и у девочек, наступает мутация. Заключая свою монографию "Развитие голоса девочек" Орлова пишет: "Вопрос о том - есть ли мутация у девочек - решается утвердительно... Слабая выраженность мутационных изменений в растущем голосовом аппарате у девочек (плавно проходящая мутация) не может служить для учителя поводом к игнорированию этих изменений при обучении пению"1.
Пение по нотам
В VII классе могут быть даны представления и о параллельных тональностях, об интервалах - кварте, квинте, октаве, о шестидольном размере. Продолжается знакомство с интервалами. Семиклассники повторяют знакомые по предыдущим классам интервалы - приму, секунду, терцию. Затем следует знакомство с квартой, квинтой и октавой, понятиями "квартет", "квинтет", "октет".
Как и раньше, понятия музыкальной и нотной грамоты всемерно связываются с активизацией музыкального и общехудожественного опыта семиклассников.
Импровизация
Семиклассники успешно импровизируют ритмические аккомпанементы к песням, мелодии на достаточно сложный стихотворный текст.
Специальный раздел ориентиров музыкального развития - "Движение под музыку" отсутствует по причине его неактуальности.
Пение
В VII классе довольно отчетливо выявляются тембры голосов (сопрано и альты), что следует использовать для укрепления навыков двухголосного пения. Работа над двухголосными песнями
обязательно должна сочетаться с пением специальных двухголосных попевок. Полезно останавливаться на отдельных созвучиях песни, "тянуть" их подольше, вслушиваться в звучание. В работе над двухголосием особенно важно продолжать воспитание навыков пения без сопровождения. Оно помогает развивать слуховое внимание семиклассников, певческую самостоятельность, учит их понимать и ценить красоту хорового звучания. Двухголосные песни без сопровождения петь интереснее, чем одноголосные (хотя и намного труднее), и учителю следует их широко использовать в работе.
Распевание
Как и в предыдущие годы, в VII классе серьезное внимание следует уделять вокально-хоровым упражнениям (распеваниям). Это - пение звукоряда в разных тональностях, его отрывков сверху вниз и в восходящем движении. Можно включать и новые упражнения. Так, для распевания рекомендуется использовать арпеджио.
В хорошо подготовленных классах программа предлагает пение простых трехголосных аккордов. Это эффективный прием развития слуха вообще и гармонического слуха в частности. При этом средние по высоте голоса делятся на две группы: одна из них поет нижний голос, другая (к которой присоединяются и несколько высоких голосов) - средний. Поскольку партия среднего голоса самая трудная, следует позаботиться о том, чтобы она была укомплектована учащимися, поющими чисто и уверенно. Учитель играет трезвучие и предлагает каждой партии найти свой звук, затем последовательно (по партиям) спеть нижний, средний и верхний голоса, вслушаться в получившийся аккорд и "тянуть" его до тех пор, пока не будет дан знак к окончанию пения. Аккорды можно петь на гласную или с закрытым ртом. Упражнение можно варьировать, усложнять, используя, например, хроматизм. Программа VII класса предлагает знакомить школьников с явлением хроматизма. Пение в качестве упражнения хроматической гаммы (или ее отрезков) полезно тем, что делает слух учащихся более тонким, а голос - гибким. Прежде чем ребята приступят к пению упражнения с хроматическими ходами, учитель должен объяснить, что есть такой звукоряд (гамма), в котором расстояние между соседними звуками одинаковое - полтона. Петь этот звукоряд трудно, потому что интервалы между двумя звуками очень малы. Чтобы облегчить пение хроматической гаммы, преподаватель может использовать образное сравнение. "Представим себе, - говорит он, - что мы спускаемся с крутой и скользкой горы. Нам надо идти очень осторожно, медленно, мелкими шагами". На доску записывается нисходящая хроматическая гамма (от до2), и
учащиеся медленно поют сначала небольшие ее отрезки (4 - 5 звуков), а потом и всю гамму. Вначале рекомендуется поддерживать семиклассников голосом или игрой на инструменте. После того как ребята справятся с этой задачей, можно предложить им "подняться в гору" (спеть хроматическую гамму от до1 вверх).
В распевание полезно включать и отрывки из новых песен. Такие упражнения полезны для развития активного дыхания, артикуляции, для выработки навыка ясного и твердого произношения согласных. Петь отрывок надо в виде секвенции - сверху вниз.
Желательно вводить в распевание темы из вокальных и инструментальных произведений, рекомендуемых программой для слушания музыки. Это полезно как распевание, и, кроме того (что еще важнее), многократное повторение тем из художественных произведений расширяет музыкальный кругозор детей. Очень хороша, например, в качестве распевания главная тема романса С. Рахманинова "Сирень". Простая, пентатоническая, изящная мелодия нравится семиклассникам, а сочетание в ней legato и поп legato очень полезно для певческого развития.
При распевании учителю следует заботиться о развитии и укреплении вокальных навыков, а также о том, чтобы семиклассники пели красивым, естественным звуком, негромко, равномерно расходовали дыхание до конца фразы, четко произносили согласные и т.д. Кроме того, все темы нужно петь не только чисто и точно, но и выразительно, в характере того произведения, из которого они взяты. Желательно повторять также темы, выученные в VI классе.
Разучивание песни
Для разучивания учителю следует выбирать песни по тому же принципу, что и в других классах: они должны быть художественно ценными и разнообразными, отвечать воспитательным задачам. Разучивание каждой новой песни требует большой кропотливой работы и от учителя и от учащихся. Важно, чтобы ребята привыкали тщательно отделывать детали в песне, понимали, что преодоление трудностей открывает путь к выразительному исполнению песни в целом. Активность подростков в разборе песни и оценке качества исполнения является показателем их музыкально-эстетического развития.
Остановимся на примерах разучивания разных по характеру песен: кантиленных (напевных), подвижных и маршеобразных (героических).
"Весна"- слова А. Винье, русский текст М. Слонова, музыка Э. Грига (см. пример 1). Это сочинение в его хоровом варианте впервые было исполнено детским хором Института художественного воспитания под управлением В. Соколова. Для настоящего
пособия произведение транспонировано в тональность до мажор, удобную для исполнения школьниками-подростками. Работа над сочинением особых трудностей не вызывает. Однако кантилена как важнейший навык слитного, льющегося пения на примере разучивания песни "Весна" получает заметное развитие. В свою очередь, кантиленного пения можно добиться, не переставая напоминать семиклассникам о необходимости петь плавно, протяжно, быстро произнося согласные и длительно останавливаясь на гласных звуках.
В необходимых случаях (пение в хоре класса) можно исполнить лишь один первый куплет.
"Наш пастух"- двухголосное произведение, сочиненное для хора a capella венгерским композитором З. Кодаем (см. пример 2). Обе хоровые партии настолько мелодически самостоятельны, что одновременное их разучивание на уроке не представляет особых трудностей. Трудно другое - вечно подсмеивающиеся надо всем подростки с большой долей скепсиса относятся к тексту песни про пастуха. Такой текст, с позиции подростков, не является примером высокой поэзии. Можно сказать им перед разучиванием, что всем понятно - текст песни никак не рассчитан на исполнение такими взрослыми, умными и красивыми учащимися. Однако музыкальная основа произведения настолько интересна и талантлива, что вы решились предложить песню "Наш пастух" вниманию учеников своего любимого VII класса, так как желаете, чтобы они сделали еще один шаг к преодолению трудностей двухголосного пения, ибо формирование гармонического слуха - основная задача, стоящая перед учениками при исполнении этой песни. После подобной преамбулы смешки по поводу текста чаще всего сводятся к минимуму. Вместе с тем, когда песня хорошо зазвучит в двухголосии и учащиеся почувствуют красоту и соразмерность звучания обоих голосов, произведение получит все основания для того, чтобы стать для ребят одним из любимых.
"Островок"- слова К. Бальмонта (из Шелли), музыка С. Рахманинова (см. пример 3). Произведение хорошо принимается продвинутыми в певческом отношении учениками седьмых классов. Первую часть романса чаще всего исполняет группа высоких голосов, вторую - обладатели низкого певческого голоса, окончание - весь класс. Практика показывает, что это сочинение в случае его использования в работе с обычным классом необходимо транспонировать на два тона ниже, как это и было сделано для настоящего пособия.
Каноны
"Солнышко вставало"- литовская песня, обработанная в виде канона С. Шимкусом (см. пример 4). Взаимоотношения голосов в
ней удивительно гармоничны и соразмерны. Однако определенную трудность представляет своевременное вступление второго голоса во втором и третьем куплетах. Некоторую помощь в ее преодолении может оказать фонограмма аккомпанемента, где вступление каждого голоса представлено с достаточной яркостью.
"Звук"- слова В. Портнова, музыка Ф. Гавеса (см. пример 5). Это двухголосный, выразительный в мелодическом отношении канон. Его украшает поэтический текст современного автора Владимира Портнова. Исполнительскую трудность представляют: а) звуковысотные скачки на слог "как" (с до1 на до2) и на слоги "да" и "та" (в словосочетании "вода, та"), б) необходимость петь на предельно низких звуках певческого диапазона. Первая трудность преодолевается медленным пропеванием скачков, допустимо даже использование штриха ad libitum (свободно, по желанию), при котором семиклассники по знаку учителя останавливаются на каждом из звуков, образующих скачок. Трудность, связанная с необходимостью пения на нижнем отрезке диапазона, может быть преодолена тихим и легким (ни в коем случае не форсированным!) исполнением этих звуков. Подобный прием укрепляет навык пения низких звуков.
"Элегия"(см. пример 6) - пятиголосный канон, учить который бояться не следует, так как принципиальная разница исполнения монодии и многоголосия заключается лишь в переходе от одноголосия к двухголосию. Именно в двухголосном хоровом пении видится основная трудность, Но она кроется вовсе не в пении (здесь ничего сложного нет!), а в слышании, когда необходимо петь одно, а прислушиваться к другому, в этом распределенном внимании между пением и слышанием как раз и заключается принцип многоголосного пения. А будет ли в каноне два голоса или пять - это принципиального значения не имеет.
Хоровой вокализ
Автор мелодии - французский композитор Ж. Косма (см. пример 7). Исполняется либо одноголосно (партия нижнего голоса), либо с подголоском, который поют высокие голоса.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1137;