Знакомство с индивидуальным стилем композиторов-классиков
Один из этапов "стилевого направления" в музыкальном образовании современных подростков-шестиклассников заключается в их знакомстве с индивидуальными, стилистически определенными и как бы "фирменными" средствами музыкальной выразительности, присущими определенному композитору-классику.
В искусствознании отдельные стороны индивидуального стиля часто обозначаются термином "манера". Это - совокупность
наиболее поверхностных, разрозненных, но характерных для данного художника индивидуальных приемов письма, круга образов.
Усвоение подростками манеры композитора начинается со слухового знакомства с его музыкой. Вначале задания по определению индивидуального стиля заключаются в следующем. Учащиеся прослушивают произведение, характерное для данного композитора. Внимательно вслушиваясь в особенности мелодии, гармонии, метроритма и т.д., они должны затем обнаружить среди трех-четырех незнакомых им музыкальных примеров тот, который принадлежит "искомому" автору. Такие задания даются на ярком, контрастном материале и вызывают огромную активность подростковой аудитории.
Приведем пример - музыкальный материал для сравнения и определения незнакомого произведения знакомого композитора.
Г. Свиридов: часть "Зеленый дубок" из кантаты "Курские песни".
Часть "Зеленый дубок" прослушивается целиком и служит как бы индикатором, показывающим специфические черты мелодии и гармонического языка композитора. Затем учащиеся слушают фрагменты из следующих произведений: "Здравица" С. Прокофьева; хор "Поет зима, аукает" (со слов: "И снится им прекрасная...") из кантаты "Памяти Сергея Есенина" Г. Свиридова; хор "Как на горе мы пиво варили" из оперы "Русалка" А. Даргомыжского; хор "Ходим мы к Арагве светлой..." из оперы "Демон" А. Рубинштейна.
Э. Григ "Листок из альбома" и фрагменты из следующих произведений: "Шехеразада" Н. Римского-Корсакова; "Гавот" С. Прокофьева из "Классической симфонии"; "Сентиментальный вальс" П. Чайковского; "Старинный норвежский романс" Э. Грига.
В.А. Моцарт "Маленькая ночная серенада" - 3-я часть и фрагменты из следующих произведений: рондо из сонаты № 11 ("Турецкий марш") В.А. Моцарта; "Шествие гномов" (быстрая часть) Э. Грига; интермеццо М. Мусоргского; "Джульетта-девочка" С. Прокофьева.
Интересно отметить, что, сталкиваясь с новыми музыкальными явлениями в процессе практического оперирования ими, подростки осознают особенности этих явлений и в большинстве случаев верно их обобщают.
В учебной программе по музыке приведен следующий перечень имен композиторов, имеющих достаточно яркий индивидуальный стиль, позволяющий шестиклассникам усвоить его на слух: Л. Бетховен, Э. Григ, П. Чайковский и С. Прокофьев.
В процессе занятий по определению индивидуального стиля композиторов-классиков следует основываться на комплексном рассмотрении стилеобразующих компонентов музыкального языка, таких, как мелодия, метроритм, фактура, форма, жанр, гармония.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 2286;