Знакомство шестиклассников с явлением музыкального стиля

В связи с вышесказанным возрастает значение обобщающих, ключевых форм музыкального воспитания. Вот почему так важно, что именно в VI классе происходит активное знакомство с одним из сложнейших и многоплановых феноменов музыки - явлением музыкально-исторического стиля.

Мысль о необходимости знакомить школьников-подростков с понятием "музыкальный стиль" возникла из практики. Не раз приходилось наблюдать, как учащиеся подросткового возраста, достигшие в своем музыкальном развитии определенного уровня, начинали интересоваться проблемой общих стилевых закономерностей, специфическими средствами музыкальной выразительности того или иного выдающегося композитора. Отдельным ученикам удавалось определить автора незнакомого произведения, если с некоторыми сочинениями этого композитора ребята были знакомы ранее. Многие давали меткие характеристики творчеству композиторов-классиков: "солнечный Моцарт", "северный Григ", "нежный Чайковский". Наши наблюдения подтверждались и в опыте других педагогов1.

Все говорило о том, что знакомство с различными музыкальными стилями на уроках в шестых классах - дело вполне осуществимое.

Следовало лишь найти формы и методы, обеспечивающие успешность этой работы.

Приступая к ознакомлению учащихся с понятием музыкального стиля, каждому учителю-музыканту необходимо поставить перед собой и учащимися конкретные цели. Эти цели вытекают из задач воспитания и развития школьников в ходе их знакомства с музыкой. Не подготовка доморощенных "стилеведов", не обучение умению профессионального стилевого анализа должны осуществляться в общеобразовательной школе, а приобщение к восприятию основных стилевых особенностей определенного направления в музыке, творчества конкретного композитора. В школьной практике вообще не следует ставить задачу проведения детального музыковедческого анализа. Речь должна идти прежде всего об ознакомлении учащихся с характерными чертами музыки определенной исторической эпохи, национальной школы, индивидуального композиторского стиля. И лишь в этом, достаточно локальном, учебно-развивающем смысле мы будем говорить о стилевом анализе, проводимом в основном на уровне слухового, а не теоретического осознания.

На примере знакомства учащихся с музыкальным стилем можно лишний раз убедиться в том, что самые разнообразные формы

и методы приобщения школьников к искусству имеют право на существование, если они оправданы серьезностью целей и задач. Необходимо исходить из того обстоятельства, что невозможно заранее объявить неприемлемыми те или иные формы музыкального обучения; все дело заключается в том, чтобы они оказались "на своем месте". Именно подростковый возраст с его поисками самого себя, активностью и самостоятельностью является, как показывает опыт, оптимальным для знакомства с феноменом музыкального стиля. При этом опора на музыкально-слуховую активность учащихся играет в процессе стилевого анализа приоритетную роль. Комментарии педагога должны сводиться к минимуму и лишь обобщать то, что уже учащимися усвоено при прослушивании.

Знакомство с различными музыкальными стилями является важным средством пробуждения интереса учащихся к определенным эпохам музыкального искусства, творчеству конкретных композиторов. Понять - значит сделать важный шаг к тому, чтобы полюбить. Однако любить музыку можно по-разному. "Любовь к музыке различна, - писал Н.А. Римский-Корсаков. - Любовь без понимания, щекотание слуха, стихийная... Любовь к словам и речам по поводу музыки ("глубины бездонные" и т.д.). Это - любовь наименьшая. Необходима любовь возвышенная и понимающая. Любовь, объемлющая всю музыку и все элементы, из которых она сложена"1. Именно воспитанию "любви возвышенной и понимающей" служит работа учителя-музыканта.

Опыт свидетельствует, что к VI - VII классам у учащихся в ходе рационально организованных музыкальных занятий накапливается достаточный объем знаний, на которые можно опереться в развитии чувства стиля. Очень важно при этом определить основы методики стилевого анализа, которые позволят получать действенные результаты. Эта методика должна учитывать психологические и возрастные возможности подростка. Кроме того, должны быть разработаны приемы адаптирования сложнейших категорий, связанных с профессиональным анализом музыкального стиля, для того чтобы перевести эти категории на уровень понимания школьников.








Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1049;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.