Пение с механическим аккомпанементом

Пением под фонограмму сегодня никого не удивишь. Наш прием учитывает эту особенность современного музицирования и заключается в следующем. На магнитофон записывается аккомпанемент песни вместе с хоровой партией подголоска. Учащиеся под этот аккомпанемент поют основную мелодию, проверяя уровень своего гармонического слуха. Метод особенно актуален в подготовительный период перехода от унисона к многоголосному пению.

Игровые приемы в работе над песней

Пение по цепочке

Игровой прием, доставляющий шестиклассникам массу удовольствий. Его суть заключается в следующем. Учитель проходит по рядам поющих и, называя несколько слов из песни, просит, чтобы один из учащихся их исполнил. На практике это выглядит следующим образом. Преподаватель (обращаясь к шестиклассникам): "Сейчас поем по цепочке "Колыбельную" В.А. Моцарта. Будьте внимательны, начинаю показывать, кто поет каждый из фрагментов. "Спи, моя радость, усни" - поет Катя Корнилова; "в доме погасли огни" - поет Ваня Добронравов; "птички затихли в саду" - поет Катя Семейкина; "рыбки уснули в пруду" - поет Саша Крапива (и т.д.).

Учитель садится за инструмент, и каждый из вызванных поет свой фрагмент, стараясь попасть в нужный ритм и спеть интонационно правильно.

После пения класс оценивает успехи поющих, выбирая среди них того, кто лучше всех исполнил свой отрывок песни.

Самый точный

Данный игровой прием является усложненной модификацией предыдущего задания. Для его выполнения желательно иметь в классе усилитель с микрофоном на высокой стойке. Шестиклассники, выбранные для пения фрагмента, должны успеть в нужное время подойти к микрофону и спеть в него свой отрывок. Далее необходимо аккуратно отойти от микрофонной стойки (не задев ненароком очередного певца и не опрокинув микрофон) и спокойно сесть на место.

Рекомендуемый прием очень активизирует класс, а иные учащиеся, не обладающие особыми голосовыми данными, в случае участия в подобном соревновании иногда, даже неожиданно для себя, показывают необычно высокие исполнительские результаты. И это не случайно: занятые своим сложным передвижением по классу и стремлением ничего не испортить и никого не задеть, они не успевают акцентировать внимание на недостатках собственного пения и неожиданно поют свой фрагмент значительно лучше, нежели сделали бы это, находясь в "спокойном состоянии" пения с места.

Слушание музыки

Возраст шестиклассников является особенно благоприятным для развития наблюдательности, потому что дети в этот период бывают очень любознательны, им хочется больше узнать, понять,

пережить. Задача музыкального руководителя заключается в том, чтобы использовать эти свойства для наибольшей активизации слухового восприятия детей. Учителю надо уметь находить такие вопросы и задания, которые помогли бы направить внимание детей на то или иное явление, которые вызвали бы желание его заметить, услышать. Необходимость ответов на заданные вопросы побуждает детей особенно внимательно и целеустремленно слушать музыку. Вопросы и задания можно разделить на две группы: а) вопросы до прослушивания произведения, побуждающие детей размышлять, делать выводы, б) контрольные вопросы, ответы на которые показывают, в какой мере дети усвоили, запомнили то, что ими пройдено. В VI классе важнее использовать вопросы первой группы, которые касаются содержания, настроения, характера музыки. Чтобы запомнить произведение, лучше почувствовать его характер, полезно пропеть его основную мелодию.

Одна из современных учебных программ все музыкальные занятия в VI классе посвящает изучению исторических стилей в музыке. В рамках этой опорной темы шестиклассники знакомятся с творчеством многих композиторов. Для примера приведем методические рекомендации по изучению выдающегося образца творчества композитора-романтика Эдварда Грига. Речь идет о первой сюите к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт".

Э. Григ. Сюита "Пер Гюнт"

В VI классе учащиеся знакомятся с тремя пьесами первой сюиты - "В пещере горного короля", "Смерть Озе" и "Утро". Рекомендуется кратко рассказать биографию композитора.

Великий норвежский композитор Эдвард Григ жил во второй половине прошлого века. Свое детство он провел в городе Бергене, на берегу фиорда (морского залива). Сначала мальчик занимался музыкой со своей матерью. Но однажды игру Эдварда услышал известный норвежский скрипач Оле Буль. Познакомившись с сочинениями Эдварда, он посоветовал родителям отдать сына в консерваторию. И вскоре Григ поехал в Германию, в знаменитую Лейпцигскую консерваторию, и за короткий срок блестяще окончил ее как композитор и пианист. Вернувшись на родину, Григ стал сочинять музыку. Нередко к дому композитора приходили соседи - крестьяне, рыбаки, лесорубы - послушать его игру. Григ очень любил художественное творчество норвежского народа: его песни, сказки, танцы. Поэтому музыка композитора носит ярко выраженный народный характер. Среди его произведений есть много небольших пьес, посвященных сказочной тематике. В VI классе учащиеся могут вспомнить "Танец эльфов" и "Кобольд" - произведения, включенные в репертуар по слушанию практически во все современные школьные программы по музыке для младших

классов. Грига знают и любят во всем мире. Музыканты всех стран играют его произведения. Музыка его выразительна, задушевна, проста, очень мелодична.

Особой популярностью пользуется сочинение Грига к пьесе норвежского писателя Г. Ибсена "Пер Гюнт". Отдельные части из музыки к этой пьесе объединены в две сюиты. (Сюитами называются музыкальные произведения, состоящие из отдельных произведений, объединенных одной идеей, одним замыслом.)

Пьеса "В пещере горного короля"входит в первую сюиту "Пер Гюнт". Молодой парень, большой фантазер Пер Гюнт отправляется странствовать по свету и попадает в подземное царство, в пещеру горного короля. Здесь он встречается со страшными чудовищами, которые выходят из глубины пещеры и в пляске приближаются к нему. Основная мелодия все время повторяется. Сначала музыка звучит очень тихо, таинственно, в низком регистре. Затем звучность постепенно усиливается, повышается регистр, темп ускоряется, создается впечатление приближения пляшущих лесных духов. В конце пьесы звуки резко обрываются громким аккордом.

"Смерть Озе".После странствий Пер Гюнт возвращается к тяжело больной матери. Старая Озе умирает у него на руках. Звучит траурный марш, скорбный и печальный. Музыка слышится сначала как бы издалека, затем приближается, звучит громче. Заканчивается произведение очень тихо, замирая.

"Утро".В этой пьесе Григ рисует картину раннего утра в горах. Звучит поэтичная, светлая, нежная тема просыпающейся природы. Постепенно все вокруг оживает, музыка звучит громче, торжественнее. Для того чтобы изобразить красоту утра, Григ использует богатые краски оркестра.








Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1454;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.