Последовательность знакомства шестиклассников с основами музыкально-исторического стиля
Основой работы по изучению стиля в музыке должна стать прежде всего совокупность знаний музыкальной литературы,
накопленных за предыдущие годы обучения. Примеры из ранее прослушанной музыки подводят учащихся к осознанию основных закономерностей различных музыкальных стилей. Прежде всего это музыкальные стили, связанные со ступенями исторического развития музыкального искусства. Наиболее доступны учащимся, как показал опыт, следующие: "венская классика" (вторая половина XVIII - начало XIX в.) и "романтизм" (XIX в.). Стиль венских классиков сложился в Вене во второй половине XVIII в. в творчестве И. Гайдна и В.А. Моцарта, связанных с передовыми устремлениями эпохи Просвещения. Говоря о музыке провозвестников венской классической школы, академик Б.В. Асафьев писал: "В этой музыке главное - мягкий свет, ясность контуров и легкость конструкции, а в психологическом плане - наивное чувство и неприхотливый юмор"1.
Последний и высший этап венской школы - творчество Л. Бетховена в конце XVIII - первой четверти XIX в. Этот этап отражает идеи Великой французской революции и антифеодального движения в немецких странах. Художественные образы музыки венских классиков отличают логичность, ясность структуры, строгая уравновешенность и гармоничность. Простота и правдивость провозглашаются в эту эпоху высшими принципами искусства. Оптимизм, правдивое отражение действительности, классически стройные формы произведений, гуманизм и народность - таковы общие черты венского классического стиля при всех различиях между отдельными композиторами. В историческую эпоху, связанную с формированием и развитием классического стиля в музыке, складывались основные виды мажора и минора, сонатная форма.
Следует отметить, что все сказанное выше предназначено учителю для ориентирования в теоретических основах стилевых черт музыки венских классиков. Было бы утопией думать, что, выучив музыковедческие характеристики венского классицизма, учащиеся что-то поймут в звучащей музыке. Формулировки и термины могут быть предложены им лишь после того, как они научатся на слух определять стилевые признаки звучащей музыки, в том числе и прослушиваемой впервые.
Для формирования и дальнейшего развития умения стилевого определения произведений венской классики рекомендуется использовать фрагменты сочинений композиторов - представителей венской классической школы.
Примерный список произведений для ознакомления и слухового закрепления понятия "стиль венских классиков" так же, как и для усвоения других элементов музыкально-исторического стиля,
приведен в программе, на которую мы уже неоднократно ссылались.
Стиль романтизма непосредственно примыкает в историческом отношении к стилю венской классической школы. В творчестве композиторов-романтиков получили выражение демократические идеи, интерес к народной жизни, национальной культуре, любовь к природе. В это время развиваются такие музыкальные жанры, как баллада, песня, танец, ноктюрн, прелюдия. Особое значение приобретает программная музыка. Усиливается лирическая направленность в симфонии и камерных сочинениях. Для романтиков характерны поиски картинности, красочной изобразительности. Это обусловило огромные новаторские достижения романтиков в сфере гармонии, инструментовки, музыкальной формы. Как самостоятельное направление романтизм сложился к началу XIX в. в творчестве Шуберта, Вебера, Мендельсона и получил дальнейшее развитие во второй четверти XIX в. у Шопена, Шумана, Листа, Грига. В России романтизм отразился в произведениях Алябьева, раннего Глинки и развивался затем в творчестве почти всех представителей русской национальной школы. Произведения романтического стиля характеризуются эмоциональностью, яркостью гармонической окраски. Аккорд или группа аккордов может стать ядром темы, основным средством выразительности в произведении. Почти каждый из крупнейших композиторов-романтиков очерчивает свой индивидуальный круг музыкальных средств: типичные гармонические обороты, способы оркестровки, излюбленные формы и жанры. Романтическая музыка сравнительно легко усваивается на слух в силу ее лирической сути в том смысле, какой подразумевается в метких словах Чайковского о симфонии как о "лиричнейшем жанре".
На занятиях с учащимися-подростками следует остановиться и на рассмотрении глубоко самобытного русского музыкального искусства, на творчестве композиторов, создававших музыку, непосредственно связанную с русской народной мелодической и многоголосной основой. Для круга таких музыкальных произведений выбран рабочий термин "стиль русской национальной музыкальной школы". Явление музыкального национального стиля представляет собой своеобразное воплощение характера народа. "Национальным стилем следует считать специфическую систему выражения в средствах искусства характерных устойчивых черт данной национальной культуры на том или ином ее этапе либо в целом"1.
Стиль русской национальной школы формировался и развивался в теснейшей связи с народной песней, народным инструментальным
наигрышем. Известно, что музыкальный склад русской песни характеризуется свободой и широтой мелодии, гибкостью ритма и метра, ладовым богатством (в протяжных песнях - натуральные лады, в скорых - мажороминорная система), подголосочной хоровой полифонией.
Хочется отметить, что для осознания стиля русской национальной школы большим подспорьем может служить пение романсов и песен русских композиторов-классиков.
Заметим, что основы восприятия стилевых особенностей русской национальной школы должны быть заложены уже во время обучения в V классе, когда учащиеся последовательно знакомятся с творчеством М. Глинки и темами "Традиции М.И. Глинки в русской музыке" и "Стиль русской классической музыки".
Дальнейшее развитие чувства музыкального стиля у шестиклассников должно происходить в процессе восприятия музыки разных стилей в контрастных сопоставлениях.
Академик Б.В. Асафьев, немало сделавший для разработки программы школьного музыкального образования, в одной из своих работ призывает педагога-музыканта к использованию контрастных сопоставлений в процессе слушания музыки. Этот прием он рекомендует и на начальном этапе развития умений музыкального восприятия. "В подготовительной стадии работы педагог, исполняя многообразные и разнохарактерные сочинения, как бы нащупывает, что более всего привлекает внимание... Что же касается до выбора демонстрируемых сочинений в данной предварительной стадии, то здесь все зависит от чуткости и такта руководителя. Желательно, однако, ознакомление с наиболее различной по стилю и по сложности музыкой, чтобы вниманию и вкусу был предоставлен возможно значительный выбор"1.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1058;