Воспитание у старших подростков интереса к занятиям музыкой
В ряду проблем современной школьной музыкальной педагогики наиболее актуальной можно считать проблему формирования и развития интереса шестиклассников к репертуару, который предлагается в каждой из учебных программ школьного музыкального воспитания. Если у школьников нет интереса к тому, что звучит на уроке музыки, если урок проводится без эмоциональной приподнятости, сильных эмоциональных впечатлений и переживаний от прослушанной музыки, если оживление наступает лишь со звонком с урока, ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится.
Интерес - прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности. Под его влиянием развивается
музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. На уроках и внеклассных занятиях учителей, уделяющих в работе с подростками большое внимание формированию интереса к музыке, школьники переживают самые различные чувства - интеллектуальные и эстетические. Здесь и сомнение в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг...
Интересные уроки музыки - это не развлекательные занятия и, конечно же, не сухое вдалбливание песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те уроки, которые вызывают у учащихся разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний, заставляют что-то по-своему продумать, прочувствовать, пережить, усвоить.
Психологической наукой сформулированы различные уровни развития учебных интересов школьников-подростков: любопытство, любознательность, теоретический и познавательный интересы. Любопытство к урокам музыки, как правило, проявляют большинство учащихся. Многие учителя замечают, что ученики-подростки перед уроком с большим интересом спрашивают, какую песню намечено разучить, какое музыкальное произведение прослушать. Однако на стадии любопытства у подростков обычно не возникает стремления глубже узнать что-то о музыке вообще; их привлекает прежде всего занимательная сторона: достаточно ли песня весела, что "изображает" музыкальное произведение. Стадия любознательности наступает в процессе музыкального обучения уже как определенный показатель уровня его результата. Эта стадия характеризуется стремлением учащегося самостоятельно узнать нечто о заинтересовавшем его музыкальном явлении: песне, произведении определенного композитора, жанре оперы и т.п. Тогда же возникает стремление выйти за пределы известного, полученного на уроке.
Познавательный интерес к музыке всегда сочетается с эмоциональным интересом к ней и характеризуется вниманием к основным закономерностям музыкального искусства: явлениям стиля в музыке, музыкальному многоголосию, исполнительским средствам выразительности. Замечено, что в последние годы вырос процент слушателей-подростков, воспринимающих музыкальное искусство на "интеллектуальном уровне"; в этом случае музыкой восхищаются осознанно, когда мастерство композитора, блестяще "спланировавшего" фугу, ценится не меньше, чем красивая мелодия или богатое гармоническое оформление. Высшая ступень развития познавательных интересов в области музыки непосредственным образом связана с развитием музыкальных чувств,
потребностей и интересов и заключается в стремлении использовать имеющиеся знания и умения (в слушании музыки и пении) на практике, в самостоятельных занятиях музыкой: в домашнем музицировании, в собирании фонотеки и видеотеки, в посещении концертов, в чтении литературы о музыке и музыкантах. А в конечном итоге - в музыкальном самообразовании и самовоспитании. Следует особо подчеркнуть, что школьное музыкальное образование, которое не ведет к последующему самообразованию и общему музыкальному развитию выпускника школы, в сущности не отвечает своему главному назначению - возвышать посредством искусства душу человека. Об этом будет сказано ниже (см. на с. 386 "Музыкальное самообразование школьника-подростка - ведущее направление работы учителя-музыканта в VIII классе").
Стадии развития познавательного интереса существуют не изолированно: они могут сосуществовать в едином акте познания и художественного усвоения музыкального произведения. По уровню осознанности и действенности принято различать следующие виды познавательных интересов. Занимательность - наиболее низкий уровень осознанности и действенности. Он возникает на основе яркости впечатления от новизны предмета. Яркая эстрадная пьеса, шуточная песня, части из "Детской симфонии" И. Гайдна с элементарными музыкальными инструментами могут стать занимательными для подростка. Интерес, основанный на явлении занимательности, почти всегда непродолжителен, нестоек и легко вытесняется новыми впечатлениями. Однако этот вид интереса может (и, наверное, должен!) широко использоваться в начальный период музыкального обучения и развития подростка, а также время от времени и на последующих этапах работы. Занимательность ведет к активному настрою, помогает осваивать трудоемкие виды деятельности на уроке: разучивание хорового произведения, разбор музыки, изучение специальной терминологии и т.д.
Интерес обобщенный, широкий, неконцентрированный, проявляющийся к предмету в целом, затем может стать основой формирования специализированного, глубокого, индивидуального интереса. Такой интерес является следствием определенного уровня развития индивидуального художественного вкуса, музыкально-эстетических потребностей и чувств. Практика общеобразовательной школы, а также специальные исследования показывают, что познавательные интересы играют важнейшую роль в становлении направленности личности подростка-шестиклассника, что именно в этом возрасте следует обращать особое внимание на проблему формирования у подростков интереса к школьным музыкальным занятиям. Именно в этом видится залог дальнейших успехов на ниве музыкального обучения, просвещения и развития учащихся в среднем звене школы.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 2198;