Активизация интереса к исполнительским средствам выразительности
Приведем несколько заданий, содействующих активизации у пятиклассников интереса к исполнительским средствам выразительности, а также формированию соответствующих знаний и способов деятельности.
Обрисуйте исполнительское средство.При повторном прослушивании определенной песни (в магнитной записи пения одноклассника) учащимся V класса предлагается выделить из всех использованных ими исполнительских средств какое-то одно (агогика, динамика, артикуляция) и проанализировать, насколько удачно это средство было использовано одноклассником-исполнителем.
Сравните разные исполнения.Задание заключается в том, чтобы сравнить исполнение одного и того же произведения певцом и на музыкальном инструменте, в хоре и оркестре, солистом и ансамблем, различными видами оркестра (духовой, народных инструментов, симфонический, эстрадный). При этом развитие в использовании этого задания заключается в постепенном сближении сравниваемых исполнений: от контрастных (голос - оркестр) до менее заметных (голоса одного типа).
Расскажите об исполнительском образе.Суть задания исходит из того, что каждый выдающийся исполнитель создает свой неповторимый образ музыкального произведения. Особенно это относится к творчеству оперных певцов-исполнителей. Например, в ходе урока пятиклассникам предлагается сравнить трактовку образа Варяжского гостя из оперы Н. Римского-Корсакова "Садко" певцами А. Ведерниковым, Ф. Шаляпиным и Б. Гмырей; Индийского гостя - С. Лемешевым, И. Козловским и Н. Геддой.
Чье исполнение понравилось больше и почему?Учащимся-пятиклассникам демонстрируются части из фортепианной сюиты Р. Шумана "Карнавал" ("Киарина", "Арлекин"), Вальс № 7 до-диез минор Ф. Шопена и т.п. в интерпретации различных исполнителей. После этого ребята высказывают свое мнение о том, какое из исполнений показалось им наиболее убедительным, что именно понравилось (не понравилось) в трактовке. Это задание, несмотря на кажущуюся трудность, выполняется с охотой и результативно.
Поясните цитату.Сущность задания заключается в истолковании высказывания известного музыканта, связанного с исполнением музыки. Вот некоторые из них, вызвавшие наибольший интерес учащихся и споры о существе высказанного:
П. Казальс (виолончелист): "Я играю, я слушаю себя, я выношу себе приговор".
П. Казальс: "Ни один композитор не поблагодарит нас, если против своего чувства и убеждения мы будем упорно оставаться рабами нотной записи".
Й. Сигети (скрипач): "Единственная аудитория - та, которая активно слушает, а не та, которая пассивно слышит".
Г. Вуд (дирижер): "Никакое rubato не может быть написано в нотах - оно может быть только прочувствовано тонким исполнителем".
Г. Нейгауз (пианист): "Мы всегда слышим в игре исполнителя его человеческое нутро".
Д. Ойстрах (скрипач): "То, что сегодня удовлетворяет, может не удовлетворить завтра. Если ты не внесешь в давно выученное произведение нечто новое, то рискуешь ничем не возместить свежесть первого исполнения".
И еще одно высказывание, привлекшее особое внимание учащихся, хотя оно и не совсем по теме:
П. Пикассо (художник): "Искусство - ложь; но эта ложь учит нас постигать истину".
Сказанное в этом разделе еще раз демонстрирует то обстоятельство, что новые направления и формы музыкальной работы, как частные элементы системы музыкально-эстетического образования школьников, способны решительно менять в лучшую сторону отношение учащихся к урокам музыки, внеклассным музыкальным занятиям, оказывать развивающее действие и формировать высокие эстетические вкусы.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1437;