Дидактическая игра-упражнение для развития умения слышать фактуру в музыке
Так как к моменту обучения в V классе учащиеся, как правило, знают основы музыкальной и нотной грамоты, ограничимся описанием дидактической игры, позволяющей с достаточной полнотой познакомить учащихся с явлением музыкальной фактуры.
Эта игра родилась в результате практической необходимости развития у ребят умения слышать музыкальную фактуру. Как известно, фактура в музыке - это музыкальная ткань произведения, включающая монодию (одноголосие) и многоголосие. Обнаружение различных видов музыкальной фактуры и стало основой занятной игры. Учитель играет учащимся известную народную песню, допустим "Во поле береза стояла". В процессе игры он на ходу меняет фактуру, а учащиеся должны отметить эти изменения специальными ручными знаками. Приводим эти знаки:
· одноголосие- вверх поднимается указательный палец правой руки;
· аккордовая фактура- учащиеся поднимают две руки, плотно сжатые в кулак;
· мелодия с аккомпанементом- гомофонно-гармоническая фактура - вверх поднимается указательный палец одной руки и плотно сжатая в кулак ладонь другой руки;
· полифоническая фактура- совокупность самостоятельных мелодических линий, образующих многоголосное единство, - поднимаются обе руки с растопыренными пальцами.
Как видим, ручные знаки достаточно наглядно демонстрируют фактуру звучащей музыки.
Пятиклассникам эта игра очень нравится. После нескольких показов музыкальной фактуры различных произведений, исполняемых учителем, используется более сложный вариант игры. Включается звукозапись, и учащиеся по ходу музыки определяют ее фактуру. Так, например, большим успехом пользуется у учащихся начало "Итальянского каприччио" П. Чайковского, в котором музыкальная фактура предстает во всей своей полноте. Как известно, это сочинение, исполняемое симфоническим оркестром, начинается трубным унисоном.Далее следует несколько аккордов в триольном ритме. Затем возникает печальная мелодия с аккомпанементом, которая позднее превращается в полифоническое построение. Здесь учащимся "есть разгуляться где на воле".
***
В зависимости от уровня музыкально-слухового развития учащихся каждого конкретного класса учитель определяет темп повторения пройденного и закрепления всех основных знаний и навыков в области музыкальной грамоты, полученных в начальной школе. Если ребята пришли в V класс музыкально подготовленными, они смогут восстановить в памяти пройденный материал уже в течение 1-й четверти. Если же занятия в начальной школе велись на низком уровне и слух детей еще недостаточно восприимчив - они не осознают, например, закономерностей чередования сильных и слабых долей, не различают мажорный и минорный лад, то целесообразно сначала наверстать упущенное в начальной школе, а затем ставить уже более сложные задачи, предусмотренные программой V класса, как, например, развитие умения различать на слух тон и полутон. С целью проверки навыков владения нотной записью и для их закрепления могут быть использованы в качестве вспомогательного материала примеры из песенного репертуара младших классов.
На этих простых песнях можно закрепить представления о длительностях, о сильных и слабых долях, такте, размере, его обозначении при ключе, об устойчивости и неустойчивости звуков, о тонике, тоническом трезвучии, мажорном ладе.
Разучивание песен и слушание музыки с привлечением нотной грамоты дают материал для формирования определенной системы теоретических знаний детей. Иначе говоря, учитель на примере того или иного музыкального произведения сообщает детям понятия музыкальной грамоты с определенным отбором, обусловленным конкретным этапом их музыкального развития.
Поскольку практически все программы V класса требуют прочного навыка определения на слух мажорного и минорного
ладов, учителю следует укреплять в ребятах осознанное ощущение тоники, тонического трезвучия, выделяя их при разучивании песен и слушании новых произведений. Показателем того, насколько прочно воспитано в детях ладовое чувство, может послужить их умение различать смену ладов в одном произведении.
Если учащиеся определяют на слух устойчивые и неустойчивые звуки, мажорное и минорное трезвучие, то можно считать, что они подготовлены к восприятию нового материала: к пониманию терминов "тон" и "полутон".
Хорошо при пропевании до-мажорного звукоряда связывать соотношение отдельных ступеней с их наглядным расположением на клавиатуре фортепиано. Изображение клавиатуры дано в ряде современных учебников по музыке. На нем наглядно видно, что самые близкие расстояния в до мажоре между ми и фа, а также между си и до, т.е. между III и IV, VII и I ступенями. Зрительное представление тона и полутона должно подкрепляться их слышанием. Для этого можно записать на доске небольшие специальные упражнения-попевки (во время пения пятиклассников учитель показывает на доске каждую ноту, особенно фиксируя внимание на альтерированных звуках).
Выразительное значение понижения или повышения звука на полтона хорошо воспринимается при сопоставлении мажорного и минорного ладов.
Младшие подростки будут заниматься музыкальной грамотой с большим увлечением, если практически убедятся в ее важности. Иногда, например, целесообразно привлекать нотную запись к разучиванию песни еще до ее показа; это могут быть отдельные, трудные для пения эпизоды; сольфеджируя, дети смогут точнее их интонировать. Обычно они радуются, когда узнают, что "прочли" по нотам часть песни, которую будут разучивать. Такая работа, проведенная до начала разучивания песни, ни в коей мере не нарушает художественного впечатления от последующего целостного ее восприятия при показе учителем. Напротив, узнавание мелодии, возможность ее мысленного пропевания во время слушания углубляют эстетическое переживание музыки. В качестве примера (конечно, если класс подготовлен к этому) можно взять песню В.А. Моцарта "Весенняя", записав ее на доску в тональности до мажор. Поскольку пятиклассники неоднократно пели по нотам и до-мажорный звукоряд, и трезвучие, они вполне могут выполнить предложенную им задачу. И как повышается интерес детей к музыкальной грамоте, когда неожиданно для себя они узнают, что спели знакомую песню, которую слышали еще во II классе!
Работа по разучиванию песни "Весенняя" может быть тесно связана и с решением задачи определения звучания тона и
полутона. В данной песне одной из певческих трудностей является именно чистое интонирование чередующихся больших и малых секунд. Одновременно с показом записи каждой секунды следует показать и ее звучание, например: закрепляя понятия "тон" и "полутон", дети наглядно убеждаются в значении знаков альтерации (в данном случае - знаков диез и бекар). При знакомстве с размером 44(определении его на слух) используются не только специальные слуховые упражнения, но и те песни, которые дети будут петь сами, и те произведения, которые будут слушать. В этих произведениях размер 44 должен играть определенную выразительную роль.
Таким образом, музыкальная грамота и нотная грамота как ее часть не составляют на уроке особого раздела, а постоянно входят в решение всех задач музыкального воспитания. Планируя содержание отдельных уроков, их последовательность, систему, преподавателю следует постоянно сочетать специальные упражнения (слуховые, по чтению нот) с основным музыкальным репертуаром. Не превращая его в тренировочный материал, учитель должен постоянно опираться на него, сопоставлять, сравнивать звучание тех или других произведений (эпизодов, фраз) с целью выявления выразительной роли того элемента, который предназначен для восприятия и осознания учащимися. Между восприятием музыки и музыкальной грамотностью школьников существует взаимосвязь: с одной стороны, репертуар по пению и слушанию музыки предоставляет детям постоянную возможность делать выводы об особенностях и выразительном значении отдельных элементов музыкальной речи (регистров, темпа, динамики, лада и др.); с другой стороны, музыкальная грамотность, знание сущности понятий "размер", "регистр", "темп", "лад" и других создают основу для более полноценного восприятия произведений.
Пример 1
Наша школа
Слова И. Денисовой | Музыка С. Ведерникова |
1. Как цветы в апреле, снег для декабря,
Яркие портфели - признак сентября.
В этот день веселый в школу нам пора.
Кто сказал, что школа - это не игра?
Припев:
У меня в руках букет.
Лучше нашей школы нет.
А вокруг мои друзья,
И пою от счастья я.
2. Я пенал и книжку рядом положу,
Плюшевого мишку тоже посажу.
Учится играя лучше детвора.
Кто сказал, что школа - это не игра?
Припев:
У меня в руках букет.
Лучше нашей школы нет.
А вокруг мои друзья,
И пою от счастья я.
Пример 2
Дед Андрей
(канон)
Слова И. Сорику | Музыка М. Ионеску |
Как-то дед Андрей
В город гнал гусей.
- Эй, продай, Андрей,
Парочку гусей.
Дед Андрей в ответ:
- Ты спляши, сосед.
Будешь мне плясать,
Можешь даром взять.
Гоп, гоп, гоп, гоп, гоп...
Пример 3
Снежная песенка
Слова С. Богомазова | Музыка Д. Львова-Компанейца Хоровая редакция Ю. Алиева |
1. К нам на новоселье жалует зима.
А за ней веселье, смех и кутерьма.
Припев:
А ну, снежок, а ну, дружок,
Лети, не уставай.
И двор, и дом, и все кругом
Теплее укрывай.
2. Нам всего милее зимние деньки:
Снежные аллеи, лыжи и коньки.
Припев.
3. Белый снег мохнатый пляшет за окном.
Мы о нем, ребята, песенку споем!
Припев:
А ну, снежок, а ну, дружок,
Лети, не уставай.
И двор, и дом, и все кругом -
И школьный сад, и нас, ребят,
И все, и все, и все подряд
Теплее укрывай!
Пример 4
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 4231;