Тактирование под музыку
Желательно научить ребят передавать с помощью дирижерских жестов темп, динамические оттенки, фразировку, метроритм на материале музыки венских классиков и романтиков.
Пение
В VI классе, как и в других, пение должно находиться в центре внимания учителя. Голоса детей в этом возрасте становятся сильнее, ярче по тембру, учащиеся поют активнее. У мальчиков, как правило, еще нет предмутационных явлений. Однако энергия, активность, живость шестиклассников нередко являются причиной того, что они поют крикливым, форсированным звуком.
Распевание
Важный этап подготовки хора - распевание - связан с включением двухголосных упражнений.
При этом, как правило, начинают с одноголосной мелодии, разделяющейся затем на два голоса.
После того как будет усвоен переход с одного голоса на два, можно переходить к упражнениям, начинающимся сразу с двухголосия.
Для того чтобы развить у детей умение петь без инструментального сопровождения, желательно включать в распевание не только отдельные упражнения, но и небольшие песни без сопровождения.
Очень полезно использовать в распевании темы из вокальных и инструментальных произведений. В этих случаях функции распевания расширяются: помимо различных певческих навыков
развивается и умение точно петь сравнительно сложные мелодии. Сложность эта может заключаться в интонировании необычных ходов, в трудных ритмах, в распевании слогов на несколько звуков.
Отбор материала для распевания - задача нелегкая. Прежде всего рекомендуется выбирать мелодии из высокохудожественных произведений. Каждая тема (желательно кантиленная) должна быть достаточно завершенной, напевной, удобной по тесситуре (чаще всего приходится транспонировать в нужную тональность).
В качестве распевания можно использовать, к примеру, тему из балета П. Чайковского "Лебединое озеро". Мелодию следует петь с названиями звуков сначала по нотной записи, затем наизусть. Также удобно для распевания начало романса "Ave Maria" Ф. Шуберта. Мелодия эта очень напевна, требует светлого, плавного, красивого звучания. Сначала лучше петь ее на разные слоги: ле, да, ку. Когда шестиклассники освоятся с мелодией, можно перейти к пению со словами. Следует остановиться на тех местах, где слоги распеваются на нескольких звуках. Их можно учить не целиком, а постепенно, по частям.
Не стоит в один урок петь много разных упражнений. Учителю необходимо планировать комплекс распевании так, чтобы обеспечить последовательное вокальное развитие учащихся. Каждое упражнение должно заключать в себе определенную трудность, преодоление которой поможет овладеть новыми, более сложными мелодиями.
Разучивание песни
Шестиклассники в силу своих возрастных особенностей подвижны, нетерпеливы и не могут, как это необходимо, долго и тщательно работать над песней. Поэтому важно вызвать у них интерес к самому процессу разучивания и в работе давать им возможность проявить активность, инициативу. Для этого перед началом разучивания учителю надо выразительно спеть произведение (или показать в записи), рассказать об интересных, значительных обстоятельствах его возникновения. Если музыкальный руководитель предполагает, что детям будет непонятно содержание, ему нужно коротко объяснить его, а потом уже исполнять произведение. Некоторые песни настолько просты и доступны, что не нуждаются ни в каких пояснениях, учителю достаточно лишь выразительно спеть мелодию, ясно произнося слова. Перед показом музыкальных сочинений со сложным текстом или очень подвижных полезно иногда отдельно прочитать ученикам их текст. В некоторых случаях можно поучить слова песни, чтобы они лучше запомнились и легче, яснее произносились. Например, желательно отдельно
поработать над словами хора из оперы В.А. Моцарта "Волшебная флейта": "Откуда приятный и нежный тот звон".
В протяжных, медленных произведениях специально работать над текстом нет необходимости. Это часто расхолаживает учащихся. Разучивание песни должно вестись в энергичном темпе с использованием разнообразных методов и приемов, позволяющих, несмотря на неусидчивость шестиклассников, постепенно доводить исполнение до нужного уровня.
Акцент нужно делать главным образом на выработку певческих навыков - дикции, звукообразования, дыхания; в то же время учитель должен постоянно побуждать детей к тому, чтобы они пели выразительно; объяснять, в чем заключаются трудности исполнения, и вызывать у детей желание их преодолеть. При разучивании двухголосной песни не следует слишком долго работать с каждой вокальной партией отдельно, желательно почаще их соединять (предварительно показав, как работать по голосам в разных аудиториях: высокие голоса обычно вызывают меньше нареканий - их и надо удалять для разучивания под магнитофон). Полезно предлагать петь на два голоса небольшой группе школьников или даже двум самым сильным ученикам, чтобы остальные послушали двухголосное звучание.
Остановимся на примерах разучивания разных по характеру песен.
"Пес Гривей".Прекрасно сделанная Михаем Ионеску (см. пример 1) обработка румынской народной песни позволяет школьникам довольно скоро овладеть ее двухголосным исполнением. Своеобразие обработки заключается в том, что хоровую партию первых голосов должны исполнять учащиеся со сдвинутым вниз певческим диапазоном. В результате подавляющая часть класса без особых усилий разучивает и исполняет основную - нижнюю партию. А небольшая группа учащихся с высокими голосами протяжно поет партию верхнего голоса. Опыт показывает, что четыре-пять высоко поющих учащихся по силе общего звучания вполне обеспечивают необходимый ансамбль между партиями.
Несколько слов о пропевании всех трех куплетов. Первый и второй куплеты поются обычно от репризы до репризы. Третий куплет также исполняется с самого начала (от знака репризы) до знака "фонарь" (третий такт второй строки), а затем, минуя весь дальнейший нотный текст, поющие переходят на второй "фонарь", хором подражают крику петуха и заканчивают песню громким восклицанием - "Все!" Опыт показывает, что учащиеся с большим увлечением исполняют эту песню.
"Со вьюном я хожу"- хороводная (см. пример 4). Слово вьюн означает "венок". Как и многие народные, эта песня дошла до нашего времени в нескольких вариантах. Имеются разные обработки этих вариантов. В школе обычно используется вариант
обработки С. Благообразова, в котором все три куплета поются по-разному: первый куплет исполняется в унисон, второй - на два голоса и третий - в виде канона. В малоподготовленном классе можно несколько облегчить задачу: спеть второй и третий куплеты в виде канона. Сначала мелодию следует выучить твердо в унисон, на последующих уроках повторить и закрепить ее. И только когда дети будут исполнять песню вполне уверенно, свободно, учитель может предложить спеть второй и третий куплеты каноном. Если в предыдущих классах учащиеся не пели канонов, им трудно это сделать сразу, так как не хватает еще внимания, самостоятельности, умения слушать себя и других. Когда канон прозвучит уверенно на два голоса, можно его спеть и на три голоса.
"Веселый поход"- слова В. Берестова, музыка А. Флярковского (см. пример 2). Очень привлекательное произведение для подростков-шестиклассников. Удивительно, что этим сочинением А. Флярковского до сих пор не заинтересовались школьные учителя-музыканты, - настолько удобно и "по-хоровому" оно написано. К терцовому соотношению сопрано и первых альтов добавлен великолепно выписанный голос вторых альтов. Общее впечатление от прослушивания этого хора: "Какое трудное сочинение!" На самом же деле все голоса в нем так логичны и мелодически самостоятельны, что произведение успешно усваивается продвинутыми в хоровом отношении учениками шестых классов.
Самое трудное заключается в разучивании высоких и средних голосов, звучащих в терцию. Интересно заметить, что чаще на чужую хоровую партию "переползают" высокие голоса. Это, по-видимому, связано с тем, что партия средних голосов написана с тенденцией мелодического положения тоники, а высокие голоса с их мелодическим положением терции не могут в достаточной степени черпать в ней гармоническую опору. В нашем опыте мы выходили из положения следующим образом. В период разучивания по голосам мы оставляли в классе учащихся, поющих партию вторых сопрано и альтов: заметно отличаясь друг от друга ритмическим и звуковысотным рисунком, эти хоровые партии не могли помешать друг другу запомнить каждый из собственных рисунков хоровой партии.
А учащихся, исполняющих партию высокого голоса (первое сопрано), мы просили разучивать ее в другом помещении, рядом с нашим музыкальным классом. Для того чтобы это разучивание прошло результативно, готовилась специальная обучающая магнитофонная лента, на которой был записан процесс разучивания хоровой партии. Учащиеся включали магнитофон, и из громкоговорителя раздавался голос учителя: "Приступаем к разучиванию хоровой партии высоких голосов - первое сопрано. Послушайте начало куплета". Дальше в исполнении учителя звучал соответствующий фрагмент. "Поем все вместе!" - после такой команды
звучало исполнение учителя под аккомпанемент музыкального инструмента. "А теперь спойте сами", - после этого ребята должны были исполнить разучиваемый фрагмент под аккомпанемент, записанный на пленке. В конечном итоге хоровая партия была разучена. Однако мы не торопились соединять все голоса: сначала надо было добиться, чтобы каждый из них прозвучал чисто и выразительно. И лишь после этого звучание партий сливались воедино.
Такое неторопливое и последовательное разучивание приносит свои исполнительские "плоды": песня в конечном итоге звучит интонационно чисто и выразительно.
Каноны
"Осень"- слова А.К. Толстого, музыка Д. Шуффенауэра, простой канон (см. пример 5). Некоторое затруднение может представить необходимость исполнения октавного скачка ("...летят, ввысь..."). Над этим местом канона следует работать в медленном темпе, добиваясь того, чтобы скачок был исполнен "без подъездов" и как бы "сверху".
"Пороша"- слова С.Есенина, музыка И.С. Баха, простой в разучивании канон (см. пример 6). Некоторую трудность может представить вокализация третьего такта. Этому фрагменту канона следует уделить особое внимание и вскоре, как показывает опыт, все удастся.
"Лягушки"(см. пример 7). Сочиненный учителем-музыкантом и опытным методистом из Санкт-Петербурга Н.М. Шереметьевой, этот канон с интересом встречается учащимися, охотно разучивается и исполняется, не вызывая особых затруднений в ходе разучивания и исполнения.
Хоровой вокализ
Его автор - хормейстер Э. Новрузов, партия фортепиано Ю. Алиева. Вокализ предназначен для исполнения в процессе распевания достаточно подготовленного хорового коллектива (см. пример 3).
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 2409;