Движение под музыку
Нужно добиваться того, чтобы, двигаясь под музыку, ребята умели передавать характер народных песен с помощью изобразительных и простых танцевальных движений; передавать в движении (с помощью хлопков, притопов, прищелкиваний пальцами) синкопированный ритм музыки; исполнять ритмический рисунок народной музыки на ударных инструментах; протактировать музыкальный размер образцов народной музыки.
Пение
Распевание
Начиная работу в V классе, учителю необходимо какое-то время потратить на так называемое спевание класса, т.е. на объединение его в хоровой коллектив. Для этого наряду с разучиванием и исполнением песен и хоровых произведений служит распевание.Особенность распеваний (или, иначе говоря, вокально-хоровых упражнений) заключается в том, что каждое из них имеет свою специальную учебную задачу, которая должна находиться в центре внимания. Например, есть распевания на развитие кантилены, на выработку звонкого, легкого звучания, подвижности и гибкости голоса, хорошей дикции. Для развития кантилены полезно петь с пятиклассниками гаммообразные упражнения - мажорные и минорные, причем желательно начинать сверху, потому что такое начало способствует активному, светлому, легкому звучанию. Гамму полезно петь крупными длительностями, сначала половинными, потом целыми. Учитель должен следить за тем, чтобы звуки лились, тянулись, при этом следует обращать внимание на формирование гласных. Для выработки звонкости голоса у пятиклассников желательны упражнения, в которых чередуются гласные [и] и [а]. Гласная [и] способствует так называемому близкому звучанию, затем это звучание переносится на гласную [а].
Подвижность голоса можно развить при помощи упражнений с называнием звуков, которые рекомендуется петь в довольно быстром темпе.
Для того чтобы научить пятиклассников петь с динамическими оттенками и развить гибкость голоса, полезно такое упражнение: усиление и ослабление звучания на одном звуке (на гласной или с закрытым ртом).
Обычно усиление получается лучше, чем затихание, которое бывает часто неровным, прерывистым. На контрастную динамику хорошо давать упражнение "Эхо" (коротенькую попевку или один звук, а в дальнейшем и двухголосное созвучие), которое поется сначала громко, а потом повторяется тихо, как эхо.
Развитию дыхания может помочь такое упражнение: петь один звук, одновременно считая до трех, потом взять новое дыхание и петь, считая до четырех. Так постепенно доводят счет до восьми. Пятиклассники должны научиться удерживать дыхание до конца, расходуя его постепенно. По мере того как круг упражнений расширяется, можно включить в их число и пение "с закрытым ртом". Это помогает образованию "близкого" звучания (такое пение, однако, не должно быть продолжительным). Учитель должен следить за тем, чтобы оно не было беззвучным.
Вокально-хоровая работа в исполнении распеваний ведется по следующей системе:
1. Выработка чистого унисона: ладотональная настройка и унисонное пение в зоне примерного звучания с закрытым ртом и на слоги.
2. Упражнения на "собирание" (выравнивание) звучания путем пения по секвенции отрезков звукоряда и трезвучий сверху вниз на отдельные слоги и с текстом.
3. Постепенное расширение диапазона вверх и вниз. Упражнения на экономное расходование дыхания, на его распределение по фразам.
4. Элементарные слуховые диктанты (называть, какие звуки поет или играет учитель, определять одноголосное и двухголосное звучание, мажорный и минорный лад и т.д.).
5. Упражнения на развитие умений и навыков двухголосного пения (каноны, короткие попевки, эпизоды из песен).
6. Разучивание новых и систематическое повторение ранее выученных песен с соблюдением доступных пятиклассникам вокально-исполнительских требований. Одновременное начало и окончание песни, экономное распределение дыхания по фразам, правильное звукообразование, исполнение динамических оттенков, выразительное, эмоциональное пение без форсирования и напряжения.
В зависимости от уровня музыкального развития учащихся преподаватель уделяет больше или меньше внимания отдельным звеньям этой системы, но в соответствии с требованием программы значительное место в работе должно занять воспитание гармонического слуха, необходимого для формирования навыков двухголосного пения. Поскольку пение на два голоса составляет наиболее сложную задачу для учащихся V класса, следует подробнее рассмотреть последовательность ее решения. Двухголосное пение возможно только на основе определенного музыкального развития детей, поэтому подготовка к нему должна начинаться еще в I классе, с постепенным усложнением во II и III классах. Попытка перейти к двухголосию без должной подготовки всегда оканчивается неудачей. Прежде чем приступить к разучиванию какой-либо двухголосной песни, следует убедиться, в какой мере учащиеся подготовлены к этому, т.е. умеют ли они различать две одновременно звучащие мелодические линии и смогут ли исполнить один голос при одновременном звучании другого. Если эти навыки отсутствуют или непрочны, нужно уделить специальное время их формированию (восполнить недостатки обучения в III - IV классах). Для того чтобы музыкально-слуховое развитие, необходимое для перехода к двухголосному пению, происходило быстрее, учителю следует систематически акцентировать внимание на двухголосии во всех разделах урока: при выполнении вокально-слуховых упражнений, при изучении музыкальной грамоты и, конечно, при пении и слушании музыки. Так, большое значение имеет воспитание умения различать на слух мелодические линии в инструментальных пьесах, в сопровождении к песне, в самих песнях. С этой целью некоторые сложные песни, предлагаемые программой для разучивания, рекомендуется сначала неоднократно прослушать (заметить - один или два голоса звучат в песне, определить характер движения мелодии и т.д.). На основе полученных слуховых навыков возможен переход к пению двухголосных упражнений. Их цель - проверить, насколько хорошо учащиеся слышат и исполняют заданный звук или мелодию при одновременном звучании другого звука или мелодии. Если дети легко справляются с самыми простыми примерами, учитель может постепенно усложнять задания, выдерживая следующую последовательность упражнений подготовительного этапа:
1. Дети поют верхний звук, а учитель, вступая несколько позже, поет нижний.
2. Дети поют нижний звук, а учитель - верхний.
3. Часть класса поет выдержанный звук, другая часть - мелодический ход.
В упражнениях дается самостоятельное и параллельное движение голосов, так как для развития слуха необходимо владение разными типами голосоведения. В виде упражнений исполняются и несложные каноны (нотные примеры).
Рассмотренные методические установки, связанные с пением вокально-хоровых упражнений, получат дальнейшее развитие на уроках музыки в VI - VIII классах.
Разучивание песни
В V классе большое значение для разучивания песен приобретает использование нотной записи, дающей наглядность движения мелодических линий в двухголосных песнях, особенностей ритмического строения и т.д.
Приведем несколько примеров разучивания песен разного характера.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1497;