Схемы движения учащихся в хореографическом классе

Условные обозначения (рис. 4):

· а) последующий ход;

· б) предыдущий ход;

· в) ход парой;

· г) ход группой.

1. Схема расположения педагога и учащихся в хореографическом классе (рис. 5).

2. Марш (бег) "змейкой" друг за другом по горизонтали (рис. 6).

3. Марш (бег) по кругу (рис. 7).

4. Марш (бег) "змейкой" друг за другом по вертикали (рис. 8).

5. Марш через центр хореографического класса (рис. 9).

6. Ход (марш, подскок), расход через одного в разные стороны с перестроением в диагонали (рис. 10).

7. Ход (марш, подскок) по диагоналям через одного (рис. 11).

8. Ход (марш, подскок, шаг польки) с последующим перестроением по парам через центр (рис. 12).

9. Ход (марш, подскок, шаг польки) по парам и расход в разные стороны (рис. 13).

10. Ход (марш, подскок, шаг польки) по парам и перестроение в четверки (рис. 14).

11. Марш на месте (различные упражнения на восприятие) (рис. 15).

12. Ход (подскок, шаг польки, галоп) "змейкой" друг за другом с выходом в круг (рис. 16).

13. В кругу (подскок, шаг польки, галоп, затем шаги вперед - назад поочередно (упражнение на восприятие центра и круга) (рис. 17).

14. Ход по кругу (подскок, шаг польки, галоп) друг за другом, различные упражнения на восприятие (рис. 18).

15. Ход (марш) по кругу и расстановка учащихся к "хореографическому станку" (рис. 19).


Рис. 4

 


Рис. 5

 


Рис. 6

 


Рис. 7


Рис. 8

 


Рис. 9

 


Рис. 10

 


Рис. 11

 


Рис. 12

 


Рис. 13


Рис. 14

 


Рис. 15

 


Рис. 16

 


Рис. 17

 


Рис. 18

 


Рис. 19

Рекомендуемая литература:

1. Барышникова Т.Н. Азбука хореографии. - М., 1966.

2. Воронина И.В. Историко-бытовой танец. - М., 1980.

3. Гастровицкая Д.Я., Писарев А.Н. Школа классического танца. -Л., 1976.

4. Коренева Т.Н. В мире музыкальной драматургии. - М., 1996.

5. Пасютинская В.В. Волшебный мир танца. - М., 1985.

6. Руднева С.Д., Фиш Э. Музыкальное движение. - М., 1972.

7. Современный бальный танец. - М., 1978.

8. Циркова Н.П. В мире бального танца // Фольклор. - Музыка. - Театр. - М., 1999.

Музыкальный и кукольный театры.Предпосылками успешных занятий детей младшего школьного возраста музыкальным и кукольным театром являются: высокий уровень восприимчивости детей, чувственно-образный характер детского мышления, предрасположенность младших школьников к творчеству во всех его проявлениях, а также личность руководителя, его профессиональные качества и увлеченность работой. Педагогическим условием такой деятельности является понимание театра как сотворчества детей и преподавателя.

Для малышей особенно интересным видом творческой деятельности является кукольный музыкальный спектакль. В качестве примеров для постановки в кукольном театре можно предложить такие музыкальные сказки, как "Зайкина избушка", "Кот, Петух да Лиса" В. Герчик, "Теремок" М. Красева на слова С. Маршака, "Волк и семеро козлят" М. Коваля и др. (из опыта работы М.С. Осенневой)

Целью организации музыкального театра должно стать развитие эстетических творческих способностей детей. Занятия в музыкальном театре способствуют решению следующих задач:

· образовательных - формировать навыки владения средствами театральной выразительности (интонацией, мимикой, жестом, походкой), кукловедения.

· воспитательных - воспитывать художественный вкус детей, интерес к театральному искусству, самостоятельность в выборе средств при создании образа.

· развивающих - развивать активное восприятие музыки посредством музыкального театра, психические процессы - внимание, память, воображение, эмоциональную сферу, речевое дыхание, четкость дикции.

В музыкальном театре целесообразно участие учащихся всех классов начальной школы. Так, например, роль Свиньи в музыкальной сказке "Кошкин дом" В.Золотарева можно поручить ученице III класса, а роль поросят - первоклассникам. Аналогично роли Петуха и Курицы могут сыграть второклассники, а петушков - дети I класса.

Занятия музыкальным театром необходимо начинать с совместного коллективного посещения Детского музыкального театра им. Н. Сац, которое будет способствовать близкому соприкосновению и общению детей с музыкой. Все аспекты деятельности ДМТ направлены на воспитание и формирование общей, и в частности музыкальной, культуры подрастающего поколения.

В театре существуют две труппы - оперная и балетная, симфонический оркестр и в отличие от взрослых театров - педагогическая часть. Театральный педагог - это тот, кто знает законы художественного воспитания детей и детскую психологию, тот, кто любит и умеет разговаривать с детьми - просто, интересно и радостно.

Театр находится на проспекте Вернадского в новом здании. Это удивительное, напоминающее корабль, архитектурное сооружение, над которым парит волшебной красоты Синяя птица - птица мечты, птица счастья.

Необычен этот театр по замыслу и воплощению. Если, по выражению К. Станиславского, театр начинается с вешалки, то ДМТ начинается "с улицы". Зрителей встречают здесь не только фонтаны и скульптуры, украшающие пространство перед фасадом, например музы театра, - встречает их и сама музыка, льющаяся из динамиков, скрытых в узорной каменной резьбе порталов.

Двери в музыкальный театр, а точнее - в мир музыки, открывают не обычным, а музыкальным ключом: дверные ручки имеют форму скрипичного ключа. В устройстве театра, кажется, все предусмотрено. Поражают не только праздничность и оригинальность интерьера, но и четко продуманные детали. В просторном вестибюле зрителей встречают педагоги и билетеры в изящных костюмах с эмблемой театра - Синей птицей. Нижнее фойе восхищает своей необъятной перспективой. Его пролет пересекают мостики, с которых ребят приветствуют знакомые персонажи детских сказок - Буратино, Красная Шапочка, Белоснежка...

Едва стоит ступить на порог здания маленькому зрителю, как все - праздничная атмосфера, внешняя обстановка, интерьер - начинает готовить его к предстоящему посвящению в таинство театра и музыки.

После просмотра спектакля с детьми полезно поговорить о том, что им особенно запомнилось - актерская игра, музыка, декорации, свет. При этом важно не разрушить излишними рассуждениями непосредственного впечатления, произведенного спектаклем на зрителей.

Дальнейшую работу на занятиях можно определить как вспомогательную перед серьезным обращением к какому-либо музыкальному спектаклю. Такая работа должна идти по трем направлениям - развития навыков сценической речи, пластики движений и певческих данных. Эти направления естественным образом согласуются с синтетической природой музыкального театра, сочетающего в себе музыкальное искусство, искусство слова, хореографию и сценическое действие.

Роль педагога - руководителя детского музыкального театра заключается в сценической постановке, разучивании хоровых номеров и партий с солистами, постановке танцев, подготовке эскизов декораций. Режиссерскими указаниями могут явиться также сценические моменты: откуда выходить, в каком направлении двигаться, где должны находиться действующие лица и т.д. Определенную сложность представляет то, что спектакль, как правило, не копирует пьесу, а по-своему переосмысливает ее. И задача педагога-руководителя - дать ребятам яркие представления, как словесный образ превращается в зримый, объемный персонаж спектакля. Предварительно следует готовить нужные атрибуты: декорации, необходимый реквизит, украшения сцены, костюмы для персонажей. Красочная афиша или пригласительные билеты с афишей должны быть подготовлены заранее.

Занятия в кружке и сводные репетиции рекомендуется планировать с учетом всех видов работы (пение, сценическая речь, движение), а также сочетать коллективную и индивидуальную формы обучения.

Рекомендуемая литература

1. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. - М., 2001.

2. Режиссер работает в школе. - М., 1991.

3. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников. - М., 1989.

Вопросы и задания

1. В чем различие между планом и конспектом урока музыки?

2. Какие две основные системы используются в развитии звуковысотного слуха детей и в чем заключается их суть?

3. Выбрав одно из программных произведений для слушания, составьте конспект фрагмента урока музыки. Предусмотрите ваши задания и вопросы к детям.

4. Каковы цель и задачи хорового пения в школе?

5. В чем суть охраны и гигиены детского голоса?

6. Перечислите этапы работы над школьной песней.

7. Каковы правила орфоэпии, применяемые в пении?

8. Какие детские инструменты можно использовать для аранжировки "Марша" С. Прокофьева из цикла "Детская музыка"?

9. Как вы полагаете, что является целью вокальной импровизации на уроке музыки - выработка интонационного и ладового слуха или развитие творческой фантазии? Обоснуйте свое мнение.

10. Как вы понимаете основные мотивы творческого развития младших школьников на уроках музыки:

· - импровизация как способ общения;

· - как способ мышления;

· - как способ обучения.

11. Подберите для импровизирования детьми несложные стихотворения с образно-эмоциональным выразительным содержанием из учебной программы по чтению.

12. Составьте план-конспект внеклассного музыкального мероприятия для детей младшего школьного возраста по выбранной вами теме.

1 Струве Г.А. Школьный хор. - М., 1981. - С. 65. 228


Глава III








Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 2577;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.