Примерные ориентиры музыкальной работы с пятиклассниками
Как известно, с V класса начинается этап среднего образования учащихся. Для достижения наилучших результатов в работе со школьниками в этот период большую роль играет знание учителем-музыкантом уровня общего и музыкального развития учащихся, их интересов, склонностей, тех знаний и навыков, которые они получают на других уроках. Располагая такими сведениями, учитель музыки при планировании своих занятий может не только продумывать их систему, но и предусмотреть взаимосвязанность их с другими учебными предметами. Для этого достаточно просмотреть программы данного класса. Например, программа по чтению и развитию речи требует от учащихся умения осмысленно и выразительно читать, самостоятельно находить основную мысль в небольшом художественном произведении, понимать значение средств выразительности языка (например, сравнений). Хорошей опорой для овладения программой по музыке может служить и знание истории нашей Родины.
Если учитель-специалист начинает свою работу только с V класса, ему необходимо выяснить, в какой мере в данной школе реализована программа по музыке в начальной школе. Частично такие сведения он может получить у руководства школы, из классных журналов. На первых же уроках в беседе с учащимися, при выполнении ими каких-либо заданий или повторении ранее пройденного учитель должен установить уровень их знаний и навыков в области пения, музыкальной грамоты, слушания музыки. В зависимости от степени владения детьми материалом программы I - IV классов намечается план работы в V классе. При ознакомлении с программой V класса можно заметить, что часть материала в ней повторяет и в некоторой степени углубляет требования программы предыдущего класса.
Так, в области вокально-хоровой работы предполагается укрепление навыков правильного звукообразования, свободного, ровного, звонкого пения на более сложных произведениях - не только одноголосных, но и двухголосных, а также без сопровождения инструмента. В области слушания музыки расширяется знакомство с балетной, оперной и симфонической музыкой. Одновременно с закреплением знаний по музыкальной грамоте, полученных ранее, ставится довольно сложная в условиях общеобразовательной школы задача: определение на слух тона и полутона (от одного звука). Этот навык важен для осознания строения мажорного и минорного трезвучия, мажорной и минорной гаммы, а также для более углубленного понимания их выразительного значения. К V классу у учащихся должна активнее проявляться способность к абстрагированию, к постепенному переходу от преимущественно наглядного восприятия явлений, фактов к их пониманию уже через более отвлеченное, словесное описание. Однако период этот должен проходить поэтапно и, главным образом, на основе достаточного запаса непосредственных впечатлений. Именно на этой основе учащиеся способны делать определенные обобщения, формулировать собственные выводы.
Для учащихся V класса характерно увеличение объема произвольного внимания, проявляющегося в способности дольше сосредоточиваться на предложенном учителем задании. Значительную роль при этом продолжает играть наличие эмоциональности, заинтересованности, увлеченности учащихся. Произвольное внимание является фактором развития общей музыкальности, и прежде всего музыкального слуха. Практика показывает, что даже в V классе нередко встречаются фальшиво поющие дети. Однако в процессе работы выясняется, что происходит это часто из-за отсутствия интереса к уроку. Если учащиеся увлекаются выполнением поставленной задачи, их внимание обостряется и пение становится более точным (а постепенно и совсем правильным). Для развития музыкального мышления необходимо воспитывать у ребят умение сопоставлять, сравнивать воспринимаемые и осознаваемые музыкальные явления. Поскольку к V классу учащиеся приобретают прочные навыки чтения, учитель может более широко, чем в предыдущих классах, использовать учебники, книги о музыке для детей.
Школьники могут пользоваться этими пособиями не только на уроке, но и дома, правда, с некоторыми указаниями и советами учителя.
На уроках музыки с учащимися V класса можно освоить:
· жанры народной песни (историческая, трудовая, хороводная, свадебная, плясовая, шуточная);
· особенности музыкального языка русской народной песни (переменный лад, свободное многоголосие на основе подголосочной полифонии);
· способы использования народной песни профессиональными композиторами (цитирование, варьирование, сочинение музыки в народном стиле).
Обучая пятиклассников основам разбора музыкального произведения, рекомендуется развивать следующие знания, умения и навыки:
· знание и понимание таких особенностей музыкальной выразительности, как темп, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад (мажор, натуральный и гармонический минор, переменный лад), гармония, фактура (монодическая, гармоническая, гомофонно-гармоническая, полифоническая; умение проследить их изменение в процессе развития музыкального образа);
· умение соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами;
· навыки разбора строения произведений, написанных в куплетно-вариационной форме;
· способность определять характерные черты музыкального стиля русской национальной музыкальной школы (натуральный минор, полиразмерность, кантиленность и др.).
Слушание музыки
Слушать и личностно-заинтересованно воспринимать музыку учащимся помогает знание особенностей русской народной музыки, национальной музыкальной культуры народов ближнего зарубежья - Украины, Белоруссии, стран Балтии, Закавказья, Центральной Азии, Молдавии.
Полезно научить пятиклассников определять на слух национальную принадлежность народной музыки (в контрастных сопоставлениях).
Восприятию учащимися музыки М.И. Глинки способствует знание характерных черт его творчества (связь с русским народным мелосом, использование в произведениях мелодий, ритмов, интонаций, свойственных другим народам). Желательно, чтобы учащиеся узнали, какие черты творческого стиля М.И. Глинки стали для русской музыки традиционными и нашли претворение в сочинениях композиторов "Новой русской музыкальной школы", нередко называемой с легкой руки В.В. Стасова "Могучей кучкой" (народность, близость русскому эпосу, монументальность). Следует также познакомить учащихся с творчеством П.И. Чайковского.
Хоровое пение
При пении учащимся помогут умения и навыки, приобретенные ими в начальных классах. Педагогу следует проследить за тем, чтобы пятиклассники соблюдали певческую установку: сидели (или стояли) прямо, ненапряженно, слегка отведя плечи назад, руки опустив или положив на колени (при пении сидя).
Желательно добиваться, чтобы дети пели свободно, легко, звонко, не форсируя звук, осознанно употребляя твердую атаку в героических, маршевых песнях; округленно формировали гласные и смягчали звук, особенно в верхнем регистре, умели при пении исполнять разнообразные штрихи (legato, поп legato, staccato, marcato).
Следует научить пятиклассников оптимально брать дыхание во время пения, уметь распределять его при исполнении песен с различными динамическими оттенками (от piano до forte), сохранять вдыхательную установку, при пении песен подвижного характера делать быстрый вдох между фразами, не имеющими пауз; уметь пользоваться цепным дыханием.
Необходимо следить за тем, чтобы текст при пении произносился ясно и грамотно, чтобы две согласные, встречающиеся при окончании одного и начале следующего слова, не сливались воедино.
Певческий диапазон пятиклассников: с высокими голосами - до первой октавы - ми второй октавы, с низкими голосами - си малой октавы - до второй октавы.
Пение по нотам
Задача учителя - научить ребят петь попевки и фразы из песен, включающие интонации:
· полного мажорного октавного звукоряда;
· VI верхней ступени минора в последовательности V - VI - V ступени (тональности ре минор, ми минор, соль минор);
· VII натуральной ступени минора (тональности ре минор, ми минор);
· с ритмическими мотивами, состоящими из восьмых и шестнадцатых в размерах 38, 68, 44;
· из триолей в размере 24.
Импровизация
В V классе учащиеся должны уметь импровизировать:
· двух- и трехголосное ритмическое сопровождение в характере музыки;
· подголоски к мелодиям песен;
· на стихотворные тексты.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1817;