Игровые приемы в работе над песней
Пение и хлопки
Неожиданный музыкально-ритмический эффект может дать следующий прием исполнения песни: часть класса поет ее мелодию, а другая, отстав на один-два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши. При этом создается довольно своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот прием, как показывает опыт, способствует развитию распределенного внимания и увлекает учащихся.
Учитель и ученики
Прием заключается в перемежающемся пении: несколько тактов поет учитель, а затем мотив подхватывают учащиеся. Показать им вступление можно самыми различными способами: дирижерским жестом, внезапным прекращением пения, громким аккордом фортепиано, хлопком... Замечено, что в процессе разучивания последний прием активизирует внимание ребят, улучшая певческую интонацию и возбуждая интерес к процессу работы над песней.
Слушание музыки
Как уже отмечалось, задачи слушания музыки в V классе в значительной мере продолжают то направление, которое имело место в начальных классах, но становятся более сложными. Так, если в IV классе дети слушали отдельные фрагменты из опер или балетов как самостоятельные произведения (например "Марш Черномора" из оперы "Руслан и Людмила", "Гопак" из "Сорочинской ярмарки"), то в V классе они должны получить представление о произведениях крупной формы - опере и балете - в целом. Поэтому в программе дается не один, а несколько фрагментов из крупного произведения.
Усложнение задач слушания музыки состоит в том, что учащиеся V класса, знакомясь с произведениями разного характера, настроения, не ограничиваются определениями "веселый танец", "грустная песенка", "фантастический марш", а приближаются к пониманию музыкальных характеристик.
Значительно более сложен и музыкальный язык произведений, которые слушаются в V классе. Назовем хотя бы фрагменты из балета "Петрушка" И. Стравинского или из сказки С. Прокофьева "Петя и Волк", арию царевны Лебедь из оперы Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" или песню Ф. Шуберта "Лесной царь". Все эти произведения неизмеримо сложнее тех, которые дети слушали ранее; весь их строй - мелодический, ритмический, гармонический - значительно отличается от привычных детям пьес из "Детского альбома" Чайковского, отдельных произведений Моцарта, Грига, Бетховена, Мусоргского, простых и ясных по музыкальному языку.
Все произведения из программы V класса записаны на кассеты и вошли в специальные школьные серии, так что нет необходимости их исполнения учителем. Однако для разбора в классе ему нужно самому предварительно подробно ознакомиться с ними и сыграть детям хотя бы основные темы, характерные моменты (в мелодии, гармонии и т.д.). Следует больше использовать возможности самостоятельного чтения учащихся: советовать им просматривать определенные страницы учебника, отдельные рассказы из доступных книг о музыке. Надо также рекомендовать слушать детские музыкальные теле- и радиопередачи. Самостоятельная работа учащихся позволяет педагогу тратить меньше времени на беседы и уделять больше внимания самой музыке.
Поскольку слушанию музыки отводится лишь небольшая часть урока, ознакомление с произведениями крупной формы планируется на несколько уроков.
М.И. Глинка
Композитор Михаил Иванович Глинка жил в первой половине XIX в. Для русской музыки Глинка имеет такое же значение, как Пушкин для поэзии. Он является основоположником русской классической музыки. Композитор провел свое детство в селе Новоспасском Смоленской губернии. Интерес и любовь к музыке проявились у него уже в раннем детстве. Глинка любил подолгу слушать оркестр своего дяди, состоявший из крепостных крестьян. Он и сам часто играл в этом оркестре. Когда его однажды упрекнули в том, что он только и думает о музыке, мальчик ответил: "Что делать, музыка - душа моя".
Уже в молодые годы Глинка прославился в Петербурге среди знакомых и друзей как композитор, певец, пианист. Несколько лет провел за границей: в Италии, Испании, Германии. Всюду он с интересом слушал и изучал музыку той страны, в которой жил, но больше всего любил родную русскую песню. Ему хотелось написать крупное произведение, в котором бы он смог выразить мысли и чувства своего народа. Когда Глинка вернулся на родину, его увлекла подсказанная поэтом В. Жуковским тема подвига крестьянина Ивана Сусанина. Композитор с жаром принялся за работу и вскоре написал на этот сюжет оперу, в которой главными действующими лицами стали крестьяне, люди из народа, защищавшие от врага родную землю. Это была первая в России национальная героическая опера. Передовые люди того времени восхищались гениальным сочинением. Но основная часть публики, посещавшая театры, - придворная знать, высшее общество - была возмущена дерзостью композитора, позволившего себе неслыханное: показать на сцене простого русского мужика. Музыку "Ивана Сусанина" они называли "кучерской", "мужицкой". Узнав об этом, Глинка сказал: "Ну что ж, кучера, по-моему, дельнее господ". Вторую оперу Глинки - "Руслан и Людмила" - великосветская
публика не стала даже слушать. Вслед за царем, которому опера не понравилась, многие покинули театр, не дождавшись окончания спектакля. Михаил Иванович был очень удручен таким отношением к своим сочинениям. Он с горечью сказал как-то своей сестре, с которой был очень дружен: "Поймут твоего Мишу тогда, когда его уже не будет, а "Руслана", наверное, лет через сто". Глинка не ошибся: сейчас его музыка оценена по достоинству, она пользуется признанием, постоянно исполняется в оперных театрах, на концертах, по радио и телевидению, ее понимают и любят.
Опера "Иван Сусанин".Событие, которое легло в основу оперы, имело место очень давно (XVII в.), когда войска польского короля напали на Россию. В одной из сцен оперы вражеский отряд входит в дом костромского крестьянина Ивана Сусанина и требует, чтобы тот показал дорогу на Москву. Сусанин с возмущением отказывается. Враги угрожают ему. Тогда Сусанин, якобы соглашаясь, заводит их в глухой, дремучий лес. Поняв, что обмануты, поляки убивают героя-патриота. Это происходит накануне свадьбы дочери Сусанина, Антониды. Подруги застают девушку в слезах. "Не оттого ли она плачет, - спрашивают они, - что вскоре ей придется покинуть отчий дом?" В своем романсе "Не о том скорблю, подруженьки" Антонида рассказывает о постигшем ее семью горе. Романс напоминает протяжную народную песню-причитание. Во второй части первого куплета (их всего два) на словах "нас постигло горькое горе" чувствуется не только грусть, но и отчаяние: мелодия становится более напряженной, она звучит выше, громче. Романс Антониды написан в минорном ладу, трехдольный размер придает ему плавность. Поет его высокий голос - сопрано.
Следует познакомить школьников с мазуркой из II акта оперы. Мазурка - польский танец народного происхождения, стремительный, грациозный, легкий. В опере его танцуют на балу в замке польские шляхтичи, уверенные в близкой победе над Москвой. Мазурка состоит из нескольких частей.
Перед тем как показать детям арию Сусанина ("Чуют правду"), преподавателю следует пояснить ребятам, что ария - это как бы большая песня в опере, в которой герой выражает свои думы, переживания. Ария часто начинается с речитатива - музыки, напоминающей речь нараспев или напевную декламацию. Так начинается и ария Сусанина, которую он поет на рассвете в лесу, окруженный врагами, предчувствуя близкую смерть. Глинка вспоминал в своих записках, что когда писал эту сцену, то так живо переносился в ужасное положение героя, что "волосы становились дыбом, мороз продирал по коже". Музыка арии начинается небольшим оркестровым вступлением - мрачным, сосредоточенным. Затем следует речитатив: "Чуют правду!.." Музыку арии могут достаточно полно охарактеризовать сами учащиеся. Они говорят о первой части как о задумчивой, суровой, трагической, мужественной. Вторая часть (на слова "Господь, в нужде моей...") несколько более взволнованная. В третьей части повторяется музыка первой части. Суровую, мужественную партию Сусанина поет бас - самый низкий мужской голос. Обычно рассказ о Сусанине и пояснения к арии вызывают у школьников большой интерес.
После арии Сусанина школьники слушают заключительный хор "Славься!". Хотя этот хор (его основная мелодия) у некоторых пятиклассников, как говорят, "на слуху", тем не менее почти никто из них не знает, когда и где он звучит в опере.
Учитель должен рассказать, что хор этот - одно из величайших творений Глинки, в нем выражается главная идея оперы: патриотизм, любовь к родине. Народ поет на Красной площади, празднуя победу над врагом. Хор, оркестр, колокола - все сливается в торжественную ликующую песню, напоминающую гимн. Этот хор исполняется сейчас не только в театрах, на концертах, но и на площадях в дни больших торжеств. Медные духовые инструменты и колокола придают ему особенно торжественный характер. В хоре "Славься" есть слова, посвященные памяти героя - Сусанина: "Запомнит весь народ и навек сбережет память бойца Сусанина". Музыка здесь звучит сурово, строго и в то же время особенно величественно. Желательно спеть с детьми одноголосно хотя бы один куплет из этого хора.
Опера "Руслан и Людмила".В V классе школьникам предлагается для слушания несколько фрагментов из оперы Глинки "Руслан и Людмила". Учителю нужно отметить, что опера написана на основе одноименной поэмы Пушкина. Обычно оперы начинаются с оркестровой увертюры (вступления), в которой проходят основные темы оперы. Главная тема увертюры к опере "Руслан и Людмила" - жизнерадостная, ликующая музыка из заключительного хора оперы, в котором славят Людмилу и Руслана. Затем появляется тема из арии Руслана (его обращение к Людмиле) - светлая, широкая, напевная мелодия. В оркестре ее исполняют виолончели. Тема из арии Руслана внезапно сменяется аккордами, звучащими таинственно, жутко. Это - музыка злого волшебника Черномора, которая будет звучать потом в сцене похищения Людмилы. Ребята могут сначала прослушать увертюру не всю целиком, а только первую ее часть (экспозиция), где изложены основные темы. Перед ее исполнением внимание детей следует обратить на то, как во второй части (в разработке) темы звучат в измененном виде, переплетаются или, как говорят, "разрабатываются". После разработки снова звучит музыка первой части.
Одного из героев оперы "Руслан и Людмила", который вызвался найти и освободить Людмилу, зовут Фарлафом. Он хвастлив и труслив. Злая волшебница Наина пообещала ему найти Людмилу. Захлебываясь от радости, Фарлаф поет о своей удаче, много раз повторяя одну и ту же музыкальную фразу "Близок уж час торжества моего...", которая сменяется другими музыкальными эпизодами. Для наглядности строение арии Фарлафа можно записать буквами: А - В - А - С - А. Такая форма произведения, в которой главная тема возвращается несколько раз после звучания различных эпизодов, называется рондо. С этой формой учащиеся встречались и раньше. Теперь на примере рондо Фарлафа можно закрепить это понятие. Музыка, которую не только слушаешь, но и поешь, запоминается значительно легче, прочнее. Поэтому рекомендуется петь с детьми некоторые отрывки из произведений М. Глинки, например отрывок из арии Сусанина: "Ты взойдешь, моя заря!"1 или из романса Антониды "Не о том скорблю, подруженьки, я горюю не о том...". Выученные мелодии желательно чаще повторять.
В заключительной беседе учителю можно рассказать о том, что кроме двух опер Глинка написал много замечательных романсов и несколько больших симфонических произведений. Если есть возможность, можно во внеклассное время познакомить учащихся с оркестровой фантазией "Камаринская", рассказать о том, что композитор разрабатывает в ней две народные песни - "Свадебную" и плясовую "Камаринскую". П.И. Чайковский сказал об этой фантазии: "Как из желудя вырастает дуб, так из "Камаринской" выросла вся русская симфоническая музыка".
Для закрепления пройденного материала полезно задавать детям контрольные вопросы (в форме индивидуальной проверки или общей письменной работы). Эти вопросы могут быть примерно такими:
· Кто является основоположником русской классической музыки? (Глинка.)
· Кто был великим современником Глинки? (Пушкин.)
· Было ли творчество Глинки и Пушкина как-нибудь взаимосвязано? (Да. Глинка написал оперу по поэме Пушкина "Руслан и Людмила" и несколько романсов на его стихи.)
· Где родился и провел детство Глинка? (В селе Новоспасском Смоленской губернии.)
· Как Глинка приобщался в детстве к музыке, что больше всего любил слушать? (Слушал пение крестьян, народные песни, на всю жизнь полюбил их.)
· Как влияла народная музыка на творчество Глинки? (Его музыка во многом похожа на народную. Слушая ее, можно сразу сказать, что это - русская музыка, что написал ее русский композитор. Он прекрасно передавал в музыке мысли и чувства простого народа.)
· Какие оперы написал Глинка? ("Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила".)
· Какие еще произведения написал Глинка? ("Камаринскую", романсы.)
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1493;