Песни подвижного характера
"Наша школа"- слова И. Денисовой, музыка С. Ведерникова (см. пример 1). Веселая, непринужденно льющаяся, красивая мелодия песни очень нравится школьникам. Основная трудность при работе над этой песней заключается в необходимости сохранять напевность, выполняя авторские требования петь стремительно, ярко, четко произнося слова. Поэтому начинать разучивание этой песни следует с медленного пропевания ее мелодического рисунка, помогая себе легкими, плавными дирижерскими жестами.
Рекомендуем особенно тщательно разучивать фразы, отличающиеся одинаковым началом ("В этот день веселый в школу...", "Кто сказал, что школа - это...") и разными окончаниями ("...нам пора", "...не игра?"). И если первая фраза особых трудностей не представляет, то вторая, включающая в себя достаточно высокий звук ре2, нуждается в большем внимании. Этот фрагмент рекомендуется пропеть в медленном темпе с остановкой на высоком звуке, который желательно протянуть, используя фальцет. Следует добиваться точности исполнения синкоп и стремительного темпа шестнадцатой с точкой и тридцать второй ("Как цветы...", "У меня..." и т.п.).
"Дед Андрей"- слова И. Сорику, музыка М. Ионеску (см. пример 2). Это подвижная песня-канон. Отлично развивает навыки двухголосного пения. Необходимо хорошо выучить мелодию песни в медленном темпе и лишь потом петь ее подвижно. Обратите внимание на то, чтобы стремительное "гоп, гоп, гоп" учащиеся успевали проговаривать. В необходимых случаях можно заменить трудно выговариваемое "гоп, гоп, гоп" на более легкие слоги "ти - ля - ля". И вместо "гоп, гоп, дед Андрей, гоп, гоп, гоп" ребята могут петь облегченный слоговой вариант "гоп, гоп, ти -ля - ля, ти - ля - ля".
Если эта песня стала первой из числа тех, которые должны исполняться на два голоса, при ее исполнении неминуемы различные недостатки, связанные с неразвитостью гармонического слуха ("слышу одно - пою другое"). Учитывая это обстоятельство, не следует торопиться с выводом, что песня трудна и не годится для работы в классе. Надо трудиться, и, как говорил древнегреческий поэт Гомер, "труд побеждает все".
Видя, что учащиеся достаточно свободно справляются с заданиями на слышание (различение) и исполнение несложных двухголосных примеров, учитель может перейти к разучиванию двухголосных песен.
Остановимся на методике разучивания некоторых из них, имеющих разный тип голосоведения. В школьной практике определение учащегося в партию первого или второго голоса проводится по-разному. Правильнее было бы называть эти хоровые партии партиями высоких и низких голосов. Более того, так как считается, что низкие голоса составляют основу хора, их нередко называют партией первых голосов.
Нередко можно встретить классы, где девочки образуют партию первых голосов, а мальчики - партию вторых. В других случаях все дети с хорошим слухом направляются во вторые голоса, а остальные учащиеся - в первые. Ни первый, ни второй вариант нельзя признать правильным. Определение в ту или иную голосовую партию должно исходить прежде всего из характера самого голоса и его диапазона. Конечно, имеет значение и уровень развития музыкального слуха, поскольку партия второго голоса обычно труднее для исполнения. Но более важно, чтобы звучание было естественным, в удобной тесситуре, не вызывающей напряжения, форсирования. Поэтому, начиная занятия, учитель в течение некоторого времени должен изучать голоса детей и в соответствии с этим постепенно формировать голосовые партии. Следует иметь в виду и то, что постоянное пение лишь верхнего голоса мало способствует развитию гармонического слуха. Поэтому не только упражнения, но и некоторые песни, небольшие по диапазону и удобные по тесситуре, целесообразно учить так, чтобы ребята могли спеть и первый и второй голос. Остановив свой выбор на какой-либо песне, учителю нужно внимательно просмотреть ее тональность, характер изложения двухголосия. Некоторые песни V класса даны в слишком высоких тональностях. В таких случаях необходимо начинать разучивать их в более удобной тональности. Интересным образцом многоголосной песни, которую вполне можно исполнить с учащимися V класса, является "Снежная песенка".
"Снежная песенка"- слова С. Богомазова, музыка Д. Львова-Компанейца (см. пример 3). Это веселая, ритмически яркая, подвижная песня-шутка, с четким метроритмическим строением (размер 24 с преимущественным движением восьмыми длительностями), довольно извилистым рисунком мелодии.
Особенность ее хоровой обработки состоит в том, что все хоровые партии обладают мелодической осмысленностью и легко выучиваются пятиклассниками. Эта песня должна стать одной из тех, работа над которыми развивает гармонический слух и формирует навыки многоголосного пения.
Партию нижних голосов обычно исполняют мальчики со сдвинутым вниз диапазоном голоса. Произведения в обычной тесситуре, ограниченной лишь диапазоном первой октавы, исполнять таким ребятам, как правило, не под силу. А в "Снежной песенке", поощряемые остальными учащимися, они с большой гордостью поют свою собственную хоровую партию, изложенную в малой октаве. Единственное, что при этом требуется, - это чтобы исполнители партии нижних голосов не форсировали звук, так как это сразу же и весьма негативно отражается на чистоте интонирования.
Иногда можно соединять все три хоровые партии во всех куплетах, для чего необходимо разучить с нижними голосами следующие слова к каждому куплету:
К нам уже жалует зима,
А за ней смех и кутерьма.
Нам милей зимние деньки,
Снег аллей, лыжи и коньки.
Белый снег пляшет за окном.
Мы о нем песенку споем!
Паузы между короткими фразами несколько облегчают взятие нового дыхания. Ярких контрастов нет ни в мелодии, ни в темпе, ни в динамике. И все же песня довольно трудна для исполнения. Эта трудность заключена прежде всего в самой мелодии, в ее прихотливом рисунке, в двухголосном движении. Исполнение песни требует гибкости голоса, тонкой нюансировки при подвижном темпе. Поэтому ее разучивание должно быть подготовлено специальными упражнениями (на основе мелодики песни).
При работе над песней рекомендуется использовать прием пения про себя: по знаку учителя та или другая партия поет мелодию то вслух, то про себя (в то время, когда одна партия поет вслух, другая поет мелодию своего голоса мысленно).
Благодаря таким упражнениям, направленным на сознательное слышание и исполнение двухголосия, разучивание последующих фраз песни происходит значительно легче.
В работе над песней важно заинтересовать ребят ее содержанием, помочь им почувствовать легкий юмор веселой сценки ("А ну, снежок, а ну, дружок, лети, не уставай!"). Понимание содержания песни поможет ее выразительному исполнению.
Каноны
К программе каждого из классов рекомендуется определенное количество канонов, активно способствующих формированию умения петь многоголосно и представляющих собой полезные вокально-хоровые упражнения (распевания).
Ниже приводится несколько канонов.
"Много песен мы споем"(см. пример 4) - веселая венгерская песенка-канон, не представляющая особых трудностей для разучивания и исполнения.
"Вечер"- слова И. Панченко, музыка М. Преториуса (см. пример 5). В каноне удачно сочетаются стихи современной псковской поэтессы И. Панченко и мелодия средневекового композитора М. Преториуса, о котором известно лишь то, что он скончался в 1609 г. Некоторые трудности в исполнении могут составить необходимость точного выполнения ритмического рисунка "четверть с точкой и три восьмых", а также вокализация, когда на один слог необходимо спеть два звука. Эти трудности преодолеваются с помощью легкого отстукивания размера и прибавления к вокализируемым звукам легкого "ха": "к ле(хе) - су(ху) спу - сти(хи) - лея".
"В лесном краю"- слова В. Мухина, музыка И. Гайдна (см. пример 6). Определенную трудность в работе может представить исполнение пунктирного ритма. В связи с этим рекомендуется предложить ребятам отхлопать ритм канона, а также петь одновременно с отхлопыванием ритма.
"Осеннее..."- слова Н. Рубцова, музыка Л.-X. Кёхлера (см. пример 7). Это несложный четырехголосный канон. Его можно петь и на два и на три голоса. Логичность построения мелодии дает возможность не тратить много времени на его разучивание.
"Стих поэта"- слова И. Панченко, музыка К. Карпова (см. пример 8). При работе над каноном следует обратить внимание учащихся на необходимость дотягивать длинное до. Для этого можно использовать прием "цепного дыхания", но лучше все-таки просить пятиклассников пропевать это место на одном дыхании, взяв его после слова "полон".
Хоровой вокализ
Форма вокализа предполагает исполнение музыкально осмысленного материала с фортепианным сопровождением (см. пример 9).
Это общеизвестное распевание, слегка расцвеченное соответствующим гармоническим аккомпаниментом.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1569;