Золотая этрусская пластина с текстом.

Г. до н. э.

Рим.

Этрусская ваза

(чернофигурная с изображением Персея и кита). 520 г. до н. э. Швейцария.

раз в год собирались представители городов и устра­ивали торжественные игры в честь почитаемого бо­жества. Они избирали царя, который, однако, не имел реальной власти. Даже в вопросах внешней политики каждый город руководствовался исклю­чительно собственными интересами. Когда же тре­бовались совместные военные усилия, то вопрос 6 создании союзного войска решал не глава двенадцатиградия, а совет представителей городов.

Политическая история этрусских городов-госу­дарств совершенно неизвестна, и разговоры о сис­теме управления этих государств или о различных социальных группах этрусского общества — не бо­лее чем предположения, зыбкие и неясные. Древ­нейшая форма правления в этрусских городах в VI в. до н. э., судя по характеру власти царей эт­русской династии в Риме, была близка к монар­хической. Внешними знаками царской власти были переносное кресло из слоновой кости, двойной то­пор — лабрис, связки прутьев — фасцы и скипетр с навершием в виде орла. Царь носил тогу, рас­шитую пальмовыми листьями, и венец из золотых дубовых листьев. Эти атрибуты перешли позднее к магистратам — высшим должностным лицам.

По-видимому, в конце VII или начале VI в. до н. э. в большинстве этрусских городов стали править выборные должностные лица — представители местной аристократии. Их функции и названия этих должностей практически неизвестны. С неко­торой долей уверенности можно говорить лишь о том, что вся полнота власти находилась в руках аристократии. Неясной остаётся и сущность этих республик: были ли они гражданскими общинами, похожими на греческие полисы, или городами-го­сударствами восточного типа. Считать их полисами не позволяет отсутствие данных о наличии в них свободных граждан, которые все (богатые и бедные, знатные и незнатные) были бы равны перед законом и не могли находиться в отношениях личной зави­симости друг от друга. Отчётливо выделяется толь­ко слой населения, находящийся в экономической и политической зависимости от аристократии. В эт­русских надписях эти люди называются «этера» — сотоварищи: они должны были оказывать помощь своему покровителю и составляли его военную дру­жину.

Фрески гробниц этрусской знати и свидетельст­ва античных писателей позволяют говорить о нали­чии рабства в этрусском обществе. Но находил ли труд рабов широкое применение в ремесленном про­изводстве или они использовались как домашняя прислуга, определённо сказать невозможно.

В VII в. до н. э. этруски начали распространять своё влияние на соседние с Этрурией области. Их города появляются в плодородной Кампании и на севере Апеннинского полуострова, в долине реки По. Самыми крупными из них были Капуя, Нола, Фельсина, Мантуя, Спина. Вопрос о господстве эт­русков в Лациуме является спорным. Одни иссле­дователи считают, что они завоевали эту область и основали Рим, подкрепляя свою точку зрения тем, что именно в период правления царей этрусской

династии Тарквиниев Рим стал самым могущест­венным городом Лациума (см. ст. «Древний Рим»). Другие же, ссылаясь на римских писателей, гово­рят лишь об этрусском влиянии на эту территорию.

Дальнейшему продвижению этрусков на юг по­луострова и за его пределы мешали греческие го­рода, появившиеся в период Великой колонизации в VIII в. до н. э. в южной Италии и Сицилии. Эт­руски, обладая сильным флотом, стремились гос­подствовать в прилегающих к Италии морях. Их соперничество с греками привлекло внимание Кар­фагена, могущественного города на северном берегу Африки, основанного финикийскими купцами. Карфаген главными своими конкурентами на мор­ских торговых путях считал греков и поэтому встал на сторону этрусков. Союзникам удалось не допус­тить усиления греческого влияния и закрепить за этрусками господство в Тирренском и Адриатиче­ском морях, а со временем и в названиях этих ак­ваторий: тирренами, как уже говорилось, древние называли этрусков, а Адрия — один из этрусских городов на восточном побережье Италии.

Далеко не дружественные отношения между гре­ками и этрусками не помешали, однако, экономи­ческому и культурному обмену между ними. Этрус­ки использовали греческий алфавит для создания своей письменности; знакомство с греческой ре­лигией и мифологией оказало большое влияние на их религиозные представления и искусство. Грече­ские ремесленники селились в этрусских городах; это способствовало развитию там собственного ре­месленного производства. Расположенное недалеко

от города Цере греческое поселение Пирги превратилось в важный морской порт. Сюда привозили товары из стран Средиземноморья: дорогие расписные вазы из Ко­ринфа, золотую и серебряную посуду из Сирии, Фи­никии и с Кипра, драгоценные ювелирные изделия и слоновую кость с Востока. В свою очередь Этру­рия вывозила изделия из металлов, которыми сла­вились её мастера.

К сожалению, трудно сказать что-либо опреде­лённое об облике этрусских городов. Строгая пла­нировка с системой взаимопересекающихся улиц сменяет хаотичную застройку лишь в VI—V вв. до н. э. В это же время появляются трубопроводы, снабжающие города питьевой водой. О строитель­ном мастерстве этрусков можно судить по системе каналов для отвода сточных вод, построенной в Ри­ме во время правления царя Тарквиния Древнего. С её помощью было осушено болото между Палатином и Капитолием. Она просуществовала 19 ве­ков и сейчас является частью канализационной сис­темы Рима.

Особенным уважением у этрусков пользовались жрецы-гаруспики. Они предсказывали будущее по внутренностям животных, полёту птиц и по наблю­дениям за молниями. Подобные гадания по печени животных совершались в Вавилоне и странах Ма­лой Азии. Изображение печени было найдено ар­хеологами в Этрурии, что свидетельствует либо о тесных связях этрусков с народами Восточного Сре­диземноморья, либо об их восточном происхожде­нии.

Этрусский город.

Этрусские жрецы, гаруспики, предсказывали судьбу человека или целого государ­ства по полёту птиц, печени жертвенного животного, а так­же занимались толкованием знамений, посылаемых богами с помощью молний. Этруски делили небесный свод на 16 частей, в каждой из которых помещался один из богов. Вос­точная сторона небосвода счи­талась благоприятной, а запад­ная неблагоприятной. Жрец, наблюдавший за молниями, став лицом к югу, старался точно определить, откуда мол­ния вышла и куда была нацеле­на. При этом он определял не только то, какой именно бог послал молнию, но и почему он это сделал, как надо выполнять его волю. Одни молнии советовали или, на­оборот, не советовали приниматься за дело, в успехе которого вопрошающий не был уверен. Другие молнии посылались уже после того, как человек совершил поступок, чтобы показать, был ли он хорошим или плохим. Были, например, молнии, предназначенные для тех, кто в данный момент ничего не делал, и являвшиеся напоми­нанием или даже прямой угрозой. Самые грозные молнии шли с северо-запада, самые благоприятные вспыхивали на северо-востоке. Определённое значение име­ли при этом цвет и форма молнии, время, когда она сверкнула, место, куда она ударила. Если молния попала в общественное здание или на общественную территорию, значит, поселению угрожали внутренние раздоры или госу­дарственный переворот. Если же она ударила в городскую стену, то гаруспики предсказы­вали нападение врага, и именно с той стороны, куда молния попала.

По убеждению этрусков, во власти гаруспика было от­вести угрозу бога или по край­ней мере смягчить её. Место, куда попала молния, гаруспики тщательно очищали, устра­няли следы удара молнии и за­капывали всё, что было ею по­вреждено. Затем они окружа­ли пострадавший участок огра­дой и посвящали божеству, а для смягчения его гнева прино­сили жертву. На месте «захо­ронения» молнии делалась надпись.

*

Очевидное сходство с религиозными представлениями народов Востока имеет и заупокойный культ этрусков. Они верили, что после смерти человек продолжает жить в другом мире, поэтому стремились обеспечить усопшего всем, к чему он привык в земной жизни. Знать строила для себя похожие на дворцы склепы, создание которых требовало огромных материальных и трудовых затрат. Ничего подобного не было ни в Древней Греции, ни в Древ­нем Риме, зато очень напоминает гробницы Египта и других стран Востока.

Мир этрусских богов известен нам главным образом по их именам, кото­рые в результате тесных контактов этрусков с греками и римлянами приоб­рели довольно знакомое звучание: Аплу — Аполлон, Нетун — Нептун, Марис — Марс. Высшим божеством этрусского пантеона был бог неба, повели­тель молний — Тин. Богиня плодородия — Уни под влиянием греческой мифологии превратилась в его супругу, подобно Гере — супруге Зевса.

Сохранившиеся надписи на этрусском языке читаются довольно легко, ведь этрусский алфавит основан на древнегреческом. Но, прочитывая слова, учёные не могут понять их значения. Успехи весьма незначительны: за сто с лишним лет разгадано около ста слов, и то — предположительно... Причи­на в том, что ни среди древних, ни среди современных языков не найдено родственного этрусскому языка. Но даже если этрусские надписи когда-ни­будь «заговорят», это вряд ли поможет учёным. Сохранились только очень короткие надписи на стенах гробниц, керамике, изделиях из кости и метал­ла, хотя, по сведениям античных писателей, у этрусков была богатая лите­ратура, посвящённая вопросам религии, юридическим и научным темам. Однако после того как во II в. до н. э. этруски романизировались и перестали говорить на своём родном языке, всё бесследно исчезло. Без памятников письменности изучать культуру очень трудно: многое приходится домысли­вать, реконструировать, и целые страницы истории народа остаются неяс­ными.

Расцвет могущества этрусков был кратковременным, и уже в конце VI в. до н. э. начинают появляться первые признаки упадка. Осложнилась внутри­политическая ситуация в Этрурии. В городах наступает период смут, вы­званных, вероятно, борьбой аристократических группировок за власть. Ак­тивизируется и внешний, враждебный этрускам мир. Греки, особенно оби­татели колоний в Сицилии, теснят этрусков на море. Римляне изгоняют этрусский царский род Тарквиниев, и попытка Порсены, царя города Клузия, вернуть Тарквиниям престол заканчивается неудачей. В 70-х гг. V в. до н. э. этруски теряют власть над Кампанией, а на севере полуострова их всё настойчивее атакуют галлы. На протяжении IV в. до н. э. этрусские города ожесточённо борются с набирающим силу Римом за свою независи­мость, но каждый действует сам по себе. Раздробленность этрусков ослабляет их сопротивление внешним врагам, и в конце концов они оказываются под властью Рима. Мощная римская культура поглощает этрусский мир.

ДРЕВНИЙ РИМ

Рим поистине «вечный город», и не только потому, что, выйдя из тьмы варварства в VIII в. до н. э., он продолжает стоять на берегах реки Тибр и в наше время. За свою более чем двухтысячелетнюю историю он прошёл путь от маленькой крестьянской общины до мировой державы, создав культуру, которая легла в основу нашей цивилизации. Герои Рима спустя тысячу лет после его падения остались постоянными спутниками человека европейской культуры. Философы и поэты, политики и полко­водцы беседовали с ними, спорили и опровергали, любили и ненавидели словно своих современников.

А начиналась история Рима в нижнем течении реки Тибр на Апеннинском полуострове. На левом берегу Тибра здесь расположена цепь холмов, возвы-








Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 771;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.