Римские осадные орудия.
III в. до н. э. почти вся Италия была завоёвана римлянами. Завоёванные города и общины объявлялись союзниками Рима и, сохраняя права внутреннего самоуправления, должны были поставлять в римскую армию вспомогательные воинские отряды. Некоторые самые привилегированные общины получали права муниципий — их жители, переселившись в Рим, имели права римского гражданства.
Превращение Рима из маленькой, никому не известной крестьянской общины в властелина всей Италии не только поразило его современников, но заставило и самих римлян задуматься над причинами своих побед. Римляне объясняли их идеальным политическим строем своего государства и превосходством своих нравов и обычаев над обычаями других народов. Они были уверены, что их город специально создан богами для того, чтобы, завоевав другие народы, установить во всём мире свой порядок. Высшими добродетелями римляне считали храбрость, выносливость, трудолюбие, непреклонную честность и справедливость. Образцом этих добродетелей был такой герой, как Луций Квинкций Цинциннат, назначенный во время тяжёлой войны с италийскими племенами эквов и сабинов в 458 г. до н. э. диктатором. Римский историк Тит Ливий рассказывает, что, когда послы сената пришли к Цинциннату, он работал на своём небольшом наделе земли. Отёрши пыль и пот и надев тогу, он
выслушал послов и немедленно отправился в Рим. Разбив врагов и сложив диктаторские полномочия, Цинциннат снова вернулся на своё поле (см. ст. «Диктатура»).
Маний Курий Дентат, герой третьей самнитской войны и победитель царя Пирра Эпирского (275 г. до н. э.), якобы сам варил себе репу и говорил, что предпочитает побеждать тех, кто имеет золото, а не иметь его самому.
Во время великих завоеваний у римлян, очевидно, были некоторые основания для чувства превосходства над другими народами. Ведь им приходилось бороться либо с племенами, уступавшими Риму в своём развитии, либо с народами, значительно дальше Рима ушедшими по пути цивилизации, — греками и этрусками. Слабость последних перед натиском Рима была обусловлена тем, что они сопротивлялись ему поодиночке. Кроме того, более высокий уровень развития неизбежно ведёт к усложнению отношений в обществе, к обострению противоречий в нём. Поэтому внутренние неурядицы, которые переживали греческие и этрусские города, не позволяли им оказать Риму достойное сопротивление. Рим же не знал ещё силы денег и богатства, и его некоторая «отсталость» во время войн с более развитыми, но ослабленными внутренней борьбой греками и этрусками обращалась в его силу.
После завершения борьбы патрициев и плебеев
Бой гладиаторов.
(287 г. до н. э.) в Риме окончательно сложился полисный тип государства, такой же, как и в Греции. Каждый гражданин римской общины имел право на земельный участок и долю в военной добыче. Все граждане в равной мере были ответственны перед законом, и нельзя было обратить гражданина за долги в рабство. Народное собрание было высшим избирательным и законодательным органом. Но простые люди практически не могли занять высшую должность в государстве и получить доступ в сенат. Политический строй Рима носил ярко выраженный аристократический характер. Вся власть была в руках знати (нобилитета), которая тщательно охраняла магистратуры и сенат от проникновения людей незнатного происхождения.
Высшей ценностью для римского гражданина был сам Рим, поэтому каждый должен был в первую очередь заботиться о благе всей общины и в последнюю — о своём. Однако постоянные войны требовали не только единства всех граждан, но и мужества каждого в отдельности. Поэтому в римской культуре, как ни в одной культуре Древнего Мира, проявились уважение и интерес к личности. В домах знатных семей хранили изображения предков, прославившихся в военных походах или способствовавших процветанию общины.
Подчинив своей власти Италию, Рим устремил жадные взоры на богатый и плодородный остров Сицилия. Это была завидная добыча. Но, чтобы её захватить, Риму пришлось бы помериться силами с крупнейшей державой Западного Средиземноморья, Карфагеном. Этот город был основан на северном побережье Африки ещё в IX в. до н. э. финикийцами, с давних времён имевшими славу мореходов и купцов. Римляне же своего флота не имели. В сухопутной схватке их ополчение вполне могло сразиться на равных с армией Карфагена, но на море он был полновластным хозяином. И всё-таки Рим рискнул. И вышел победителем из тяжёлой и смертельной схватки.
Победа над Карфагеном, а затем над многочисленными полководцами и царями в районе Восточного Средиземноморья превратила Рим во II в. до н. э. в мировую державу. Эти победы ещё больше убедили римлян в их превосходстве над всем миром. Однако греки считали римлян варварами, жестокими, кровожадными и невежественными. Особенно ярко эти качества проявлялись в любви римлян к грубым зрелищам вроде кулачных боёв, травли зверей и гладиаторских сражений. Обычай устраивать гладиаторские бои в память умершего появился в Риме под влиянием этрусков. Но затем смертельные схватки вооружённых людей стали устраиваться на арене цирка на потеху зрителям.
После великих завоеваний древние нравы и обычаи, которыми так гордились римляне, подверглись суровому испытанию богатством и властью. И не выдержали его. Победоносные войны давали Риму огромную добычу: деньги, драгоценное оружие, золотую и серебряную утварь, произведения искусства, многие тысячи рабов — всё это нескончаемым потоком текло в Рим. Обогащались воины, а ещё больше — победоносные полководцы. Солдаты провозглашали их императорами — победителями, а сенат давал право на триумф — торжественный проезд на колеснице, за которой шло войско и проносилась награбленная в войне добыча. Завоёванные страны обращались в римские провинции, т.е. земли, добытые победой в войне и принадлежащие всей общине. Они облагались налогом, должны были содержать находящиеся на их территории войска и наместников. Наместники назначались сенатом из числа бывших высших магистратов. В Рим они обычно возвращались с огромными состояниями, да и для рядовых граждан в провинциях открывались большие возможности для обогащения.
Римляне почувствовали вкус к богатству и роскоши. Полководцы и наместники, распоряжающиеся, словно цари, судьбами целых народов, привыкали к поклонению и почестям, воздаваемым им в провинциях. Однако, если бы только превосходство римских добродетелей и сила оружия создали огромную Римскую державу, вряд ли она просуществовала бы так долго. Римляне очень быстро поняли, что успех зависит не только от военной силы, но и от умения находить наилучшие формы
Горожанин о тоге.
Сенатор.
Крестьянин.
Жрец.
ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ
И КАЛЕНДАРЬ У
РИМЛЯН
У римлян были приняты два способа летоисчисления. Первоначально году давали свои имена два правивших в это время консула. Затем, по мере становления
империи, началом отсчёта был сделан год основания Рима (753 г. до н.з.).
Изначально Новый год в Риме праздновался в первый день весны
— 1 марта. В этот день совершался обряд изгнания зимы — «старого Марса», и по имени этого бога, второго по значению после царя богов Юпитера, и был назван месяц. Лишь позже Новый год у римлян стал начинаться 1 января, поскольку именно в этот день, начиная со 153 г. до н. э., вступали в должность консулы.
Римляне приписывали разделение года на месяцы своему второму царю — Нуме Помпилию. Всего было 10 месяцев. За мартом шел апрель — происхождение этого названия неясно. Возможно, оно родственно латинскому прилагательному apricus — «тёплый», «обогреваемый солнцем». Третьим месяцем года был май, посвящённый богине плодоносной земли Майе. Четвёртый месяц — июнь — был месяцем супруги Юпитера, богини брака и материнства Юноны. Эти четыре месяца, связанные с земледельческими работами и семьёй, считались главными в году. Недаром остальные месяцы носили только порядковые номера. По отношению к марту сентябрь был седьмым (sepiimus no-латыни и означает «седьмой»), октябрь (от octavus — «восьмой») — восьмым, ноябрь (от novem — «девять») — девятым, декабрь же (от decimus — «десятый») считался десятым. Пятый (квинтилий) и шестой (секстилий) месяцы впоследствии были названы июлем и августом в честь Гая Юлия Цезаря и императора Августа.
Позднее римляне прибавили к своему календарю ещё два месяца
— январь, посвящённый богу всякого начала Янусу (ведь с этого месяца стал начинаться год) и февраль (от februarius — «очистительный»), в который совершались очистительные жертвоприношения.
Март, май, квинтилий и октябрь имели по 31 дню, остальные месяцы — по 29 дней, февраль — 28. По чётным годам прибавлялся дополнительный месяц, включавший 22 или 23 дня. Т.к. добавочный месяц включали жрецы, то они, ловко пользуясь политической ситуацией, продлевали или сокра-
сосуществования с побеждёнными. Они умели не только грабить, но и учиться. Высокомерное отношение к соседям удивительным образом сочеталось с открытостью римской культуры, сохранявшей при этом свою самобытность. Особенно сильным было влияние греческой культуры, более развитой и в то же время родственной римской.
Знатные римляне, считая достойным для себя занятием военную и политическую деятельность, готовы были тратить целые состояния на образованных рабов, которые становились их домашними учителями. Греческие философы, риторы, грамматики и поэты прививали своим хозяевам вкус к философии, поэзии и театру. Получая затем свободу от благодарных господ, они становились вольноотпущенниками — хоть и не полноправными, но свободными членами римского общества. Их дети уже считали себя римлянами и гордились своей принадлежностью к великому народу не меньше, если не больше самих римлян.
Конечно, не все в Риме с восторгом относились к проникновению в жизнь общества чужеземных обычаев. Часть знати с опасением смотрела на увлечение греческой культурой и образованностью, видя в этом серьёзную угрозу для римской доблести. Так, например, крупнейший политический деятель начала II в. до н. э., Марк Порций Катон, будучи сам, кстати, неримского происхождения, с удивительным упорством преследовал представителей знати, увлекавшихся греческой культурой и устраивавших свой быт по чужеземному образцу. Но никакие охранительные меры не могли вернуть римлян к обычаям их отцов, потому что причиной «порчи нравов» были глубинные изменения в экономической, социальной и политической жизни римского общества.
Во II в. до н. э. усложняется общественная жизнь Рима. Длительные военные походы, надолго отрывая крестьян от их наделов, приводили к разорению мелких хозяйств. В Риме и других городах Италии появляется много свободных граждан, не имеющих средств к существованию и требующих от своей общины земельных наделов. Рим постепенно начинает втягиваться в полосу смут. Став богатым властелином мира, он вдруг почувствовал, как начинает слабеть его оружие. С большим трудом удалось разгромить в Третьей Пунической войне слабый, лишённый былого могущества Карфаген; в Испании свободолюбивые местные племена наносят ощутимые удары римской армии. Тиберий Гракх в 133 г. до н. э., а затем его брат,
Гай Гракх, в 122 г. до н. э. с помощью реформ пытаются ослабить напряжение в обществе и вернуть Риму былую военную славу и мощь. Но правящий нобилитет не желает ничем поступаться даже ради общегосударственных интересов. Не в силах победить братьев с помощью политических мер, знать прибегает к прямому насилию, учинив кровавую расправу над Гракхами и их сторонниками.
Возникают сложности в отношениях с италийскими союзниками. Принимая активное участие в завоевательных войнах Рима, они требуют уравнения в правах с римскими гражданами. Только с помощью оружия в 90-х гг. I в. до н. э. союзники сумели наконец получить права римского гражданства. Восстания рабов, самым крупным из которых было восстание Спартака (73—71 гг. до н. э.), сотрясают Италию.
Старая, приспособленная для нужд маленькой гражданской общины, политическая система не в состоянии была справиться с проблемами управления громадной державой. А на политической сцене Рима появляется новая сила — честолюбивые полководцы и верные им армии, готовые идти за своим командиром не только против врагов римского народа, но и против самого Рима. Ведь армия к этому времени уже утратила черты народного ополчения. Воинская служба становится профессией, и благополучие воина теперь зависит от таланта и политического авторитета его командира. Если сенат и римский народ не признают этого авторитета, армия готова добыть его для своего полководца с помощью оружия.
Первым воспользовался армией для захвата власти в Риме Луций Корнелий Сулла. Его диктатура (82—79 гг. до н. э.) положила начало гражданским войнам, раздиравшим Рим полстолетия. Ничто не могло остановить честолюбивых полководцев на пути к единоличной власти. Сподвижник Суллы, Помпей Великий, становится крупнейшей политической фигурой в Риме благодаря своим военным успехам. Правда, он хотел, чтобы сенат признал его власть добровольно, а не будучи принуждённым силой оружия. Сенат упорствовал, и тогда Помпей вступил в союз с талантливым политиком и полководцем Гаем Юлием Цезарем. Однако Цезарь был не менее честолюбив, чем Помпей, и не столь разборчив в средствах. Обретя верную армию в походах против галлов, он с её помощью захватывает власть в Риме (см. ст. «Гай Юлий Цезарь»). В 45 г. до н. э. Цезарь объявил себя «вечным» диктатором, а в марте 44 г. до
щали срок полномочии
должностных лиц.
В годы гражданских неурядиц всё так перепуталось, что Цезарь (недаром его именем благодарные римляне назвали один из месяцев!), решив положить этой путанице конец и будучи Великим понтификом, провёл реформу календаря. Он установил, что в году 365 с четвертью суток.
Продолжительность месяцев стала, таким образом, неодинаковой: в чётных было по 30 дней, а в нечётных — по 31. Каждые четыре года к февралю прибавлялся один дополнительный день, который римляне считали неблагоприятным (от этого и весь февраль получил дурную славу). Когда же в календаре вместо квинтилия и секстипия появились июль и август, было решено почтить усопших политических деятелей (к тому же провозглашённых богами!) весьма неожиданным способом. У февраля «отобрали» два дня (отчего он стал самым коротким — к вящему удовольствию римлян — месяцем в году) и «поделили» их между июлем и августом.
Хорошо известная нам семидневная неделя ведёт происхождение с Востока. О ней говорится и в Библии, но долгое время в Риме таким счётом дней пользовались только христиане. Лишь император Константин Великий в 321 г. н. э. законодательно закрепил семидневную неделю. До этого времени римляне вели счёт дней по-другому. В каждом месяце было три постоянных числа. Первое число месяца называлось Календами (отсюда происходит слово «календарь»). День, который делил месяц на две равные половины, римляне называли Идами (от глагола iduere — «делить»). В январе, феврале, апреле, июне, августе, сентябре, ноябре и декабре они приходились на 13-е число, а в остальных месяцах — на 15-е. Девятый день до Ид назывался Нонами (букв. «девятые»). В марте, мае, июле и октябре они приходились на 7-е число, в других же месяцах — на 5-е. Числа, предшествующие этим дням, римляне обозначали наречием «накануне». Например, 31 декабря для них было днём накануне Январских Календ. Остальные дни месяца обозначались путём отсчёта дней в обратном направлении. Так, 2 января считалось четвёртым днём до Январских Нон (текущий день также включался в подсчёт).
Необычный день был в феврале високосного года. Раз в четыре года римляне дважды отмечали 24 февраля — шестой день до Мартовских Календ. От «имени» дополнительного дня — «дважды шестой» (no-латыни bissexfus) и произошло название «високосный».
*
Патриций.
Римлянка.
н. э. он был убит заговорщиками. Они наивно думали, что достаточно убить диктатора, чтобы восстановить власть сената и народа. Вместо этого Рим снова оказался ввергнутым в пучину гражданской войны. Ещё долгих восемь лет римляне с невероятным ожесточением уничтожали друг друга.
Конец гражданской войне в 29 г. до н. э. положил приёмный сын Цезаря Октавиан. Рим наконец получил долгожданный мир, о котором мечтали все и ради которого были готовы отказаться от республиканских свобод и подчиниться воле единоличного правителя. Октавиан был блестящим политиком, очень точно улавливающим настроения различных слоёв общества. Он не стал раздражать римлян откровенной демонстрацией своего всевластия. Объявив себя лишь «первым среди равных», принцепсом, он провозгласил наступление всеобщего мира и «золотого века». Сенат наградил Октавиана за его заслуги почётным титулом Август — «возвеличенный богами». Наступление «золотого века» означало, что Рим как бы достиг той цели, ради которой его создали боги: объединил под своей властью весь «круг земли».
Действительно, первые два века, прошедшие после утверждения в Риме политической системы, получившей название «принципат», были временем наивысшего расцвета Римской державы. Рим больше не ведёт крупных завоевательных войн. Лишь император Траян (98— 117 гг. н. э.) совершает последние присоединения новых территорий. Большинство же правителей занимаются внутренними делами громадного государства. По всей империи возводятся многочисленные города — уменьшенные копии Рима с цирками, амфитеатрами, термами (банями). Сам Рим из господствующей над завоёванными провинциями общины превращается в столицу единого средиземноморского государства с огромным многонациональным населением. В этом государстве живут уже не граждане, а подданные императора. Все, от сенатора до простолюдина, зависят от его воли, которая стала законом. Вместо равенства граждан возникают отношения личной зависимости, особенно тяжело отразившиеся на положении «маленьких людей», которое всё больше приближается к рабскому.
Как уже было сказано, наступление «золотого века» означало конец пути, исполнение божественного предназначения Рима. Но мысль о вечности и неизменности существующего порядка, особенно если он далёк от провозглашённого идеала, угнетает душу человека. Жизнь начинает казаться бессмысленной, и тогда он обращается к Богу. Религия давала ощущение свободы от внешнего мира, недоступного для совершенствования, и открывала безграничные возможности для познания внутреннего мира человека. Поэтому в I—II вв. н. э. повышается интерес к религии, ко всему необычному, чудесному. Поскольку традиционные, официальные формы религии были прочно связаны с установившимися в Римской империи порядками, начинают возникать новые религиозные учения. Одним из них стало христианство. Связанное теснейшими узами с античной культурой, оно выработало в то же время совершенно отличный от греко-римского взгляд на мир, на человека и его предназначение. Принятие христианства большинством населения Римской империи в III—V вв. н. э. означало, что наступает новая эра, открывается другая страница истории.
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 1505;