Территория Кардзагенской державы к 264 г. до н. э.
шающихся над болотами. Самое раннее поселение римлян, одного из племён латинян, появилось на холме Палатин. С крутыми склонами, окружённый болотами, он был удобным убежищем от врагов. Рядом проходила «соляная дорога», по которой в глубь Италии доставляли выпаренную из морской воды соль. Место было бойким, оживлённым. Постепенно вокруг поселения на Палатине объединяются посёлки, расположенные на соседних холмах — Эсквилине, Квиринале, Целии, Капитолии, Вилинале и Авентине. Поэтому Рим часто называют «городом на семи холмах».
Позднее римляне создали легенду, согласно которой основателем Рима был царь Ромул, и даже очень точно высчитали дату этого знаменательного события — 21 апреля 753 г. до н. э. Родословную основателя города они возвели к легендарному троянскому герою Энею. После разрушения Трои греками-ахейцами Эней, сын богини Афродиты и смертного человека Анхиза, бежал из разрушенного города и с помощью богов прибыл в Италию к царю Латину. Римляне были твёрдо убеждены в своём греческом происхождении.
После Ромула, по свидетельству древнеримских историков, в Риме на протяжении VIII—VI вв. до н. э. правили ещё шесть царей: Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Поэтому этот период в истории Рима получил название «царский». В это время Рим постепенно превращается из примитивной варварской общины в город-государство. По преданию, Ромул придал общине правильную организацию, создал сенат — совет старейшин из ста человек, который вместе с царём и народным собранием стал управлять Римом. Первых трёх царей, включая Ромула, современные историки считают фигурами легендарными. Цари же так называемой «этрусской династии», Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый, являлись реальными историческими деятелями. Они
Трирема.
были этрусками по происхождению, и история их воцарения в Риме до сих пор вызывает споры среди учёных. Одни считают, что они просто переселились в Рим и были избраны там царями, другие настаивают на завоевании Рима этрусками.
Этруски создали на территории Италии интересную и своеобразную культуру, требующую особого рассказа (см. ст. «Этрурия и этруски»). Здесь же следует отметить огромное влияние, которое они оказали на историю и культуру Древнего Рима. Этруски стояли в VII—VI вв. до н. э. на более высоком уровне развития, чем римляне, поэтому с воцарением в Риме этрусской династии меняется и облик города, и сам характер царской власти. Например, Сервий Туллий обнёс город крепостной стеной и провёл очень важную реформу, похожую на реформу Солона в Афинах. Он разделил всех жителей Рима на пять имущественных классов и распределил, в зависимости от их состояния, права и обязанности населения города. Правление же последнего царя — Тарквиния Гордого — осталось в памяти римлян как жестокая тирания. Дело в том, что этрусские цари стремились присвоить себе всю полноту власти в общине. Появляются представление о высшей неделимой власти — «империй» — и внешние знаки её отличия: цари носят пурпурное одеяние, восседают на троне из слоновой кости, их сопровождает свита ликторов из 24 человек, несущих фасцы — связки прутьев с топором в середине. Фасцы означали право царя решать вопрос о жизни и смерти любого члена общины. Это усиление власти царей вызывало недовольство родовой знати, заседавшей в сенате, с которым цари всё реже совещались и против воли которого проводили свою политику. Поэтому и Тарквиний Древний, и Сервий Туллий были убиты, а против Тарквиния Гордого знать подняла восстание, сумев привлечь на свою сторону римский народ. Тарквиний Гордый и весь его род были изгнаны из Рима, а царская власть
навсегда отменена. Всякий, кто пытался её восстановить, объявлялся врагом римского народа и подлежал смертной казни. Событие это, как считают древнеримские писатели, произошло в 510 г. до н. э.
Вместо царей в Риме стали ежегодно избирать двух должностных лиц — консулов. Консулы, т.е. совещающиеся вместе, получили империй — высшую неделимую власть, которой раньше обладали цари. Но поскольку этой властью в равной мере наделялись оба должностных лица и время пребывания их в должности ограничивалось сроком в один год, консулы оказывались под сильным контролем сената, членство в котором было пожизненным. Именно сенат с этого времени располагает всей полнотой политической власти в общине. Постепенно число должностных лиц увеличилось, а в случае большой военной опасности стали назначать диктатора — единоличного правителя — сроком на полгода (см. ст. «Диктатура»).
В ранней римской республике (V—IV вв. до н. э.) помимо деления граждан на пять имущественных классов существовало ещё деление на два сословия: патрициев и плебеев. Патрициями в это время называли римских аристократов, из среды которых избирались магистраты — лица, занимавшие высшие должности. Плебеи — масса, народ — были свободным, но не полноправным населением Рима. Многих плебеев за долги обращали в рабов. Они не принимали участия в управлении государством. Уже с самого начала V в. до н. э. между патрициями и плебеями разгорелась острая борьба. Плебеи боролись за уничтожение кабального долгового рабства и утверждение гражданского равноправия. Эта борьба растянулась на два столетия.
Рим с самого начала своей истории вёл постоянные войны с соседями либо за сохранение своей независимости, либо за захват чужой земли. Эти войны требовали напряжения сил всего народа, поэтому патриции были вынуждены делать некоторые
Дата добавления: 2015-12-29; просмотров: 713;