Результаты применения перфузин
Удовлетворительные результаты отметила В. А. Соколова (1965) при лечении 17 бальных, у которых после перевязки соответствующих кровеносных сосудов проводили перфузию бен-зотэфом с последующей телегамматерапией. В зависимости от локализации опухоли бензотэф вводили в язычную артерию (при раке языка), наружную челюстную (при опухоли полости рта) или в наружную сонную артерию (при опухоли верхней челюсти). Разовая доза препарата — 30 мг, суммарная — не превышала 310 мг. Положительный эффект отмечен у 16 человек:
уменьшение размеров опухоли и боли, сниже
ние саливации; у 2 больных опухоль исчезла полностью. Лишь у 1 из 17 человек отмечено ускорение роста опухоли. Однако И. К. Варница (1965) положительный эффект от применения регионарной химиотерапии бензо-тэфом отметил лишь в начале лечения. Ни в одном случае автор не достиг исчезновения опухоли; больные погибали примерно в те же строки, как и при других методах лечения.
А. И. Гнатышак (1966) прибегал к перфузии раковой опухоли верхней челюсти и околоушной железы. Он установил, что около 20% меченного -"S метионина оттекало через шейно-лицевую вену, только следы радиоактивного вещества были обнаружены в крови глубокой яремной вены, а основное количество его попало в общий круг кровообращения. "Автор вводил каждому больному не менее 3-4 противоопухолевых препаратов (циклофосфан, бензотэф, этимидин, сарколизин и др.), однако улучшение достигалось на непродолжительное время. Поэтому автор перешел к артериальной инфузии химиопрепарата, осуществив ее у 4 больных раком языка и 2 — верхней челюсти. При раке языка получены положительные результаты, а при раке верхней челюсти — менее благоприятные.
И. М. Милославский и Б. М. Даценко (1967), применяющие химиотерапию при поражениях челюстно-лицевой области с 1964 г., отмечают, что регионарная перфузия имеет ряд существенных недостатков, главным среди которых является кратковременность контакта химиопрепарата с опухолевой тканью (1-1.5 ч) За этот период препарат адсорбируют лишь клетки, находящиеся в стадии активного роста и обмена (фаза подготовки к делению); в период митоза клетки оказываются нечувствительными к препарату. Вместе с тем опухолевый конгломерат состоит из клеток, находящихся в различных стадиях развития, поэтому только длительное (7-дневное) воздействие химиопрепарата на опухоль способно обеспечить поражение 90—100% клеток. Кроме того, авторы подчеркивают, что лишь длительное лекарственное воздействие на несколько поколений опухолевых клеток ведет к накоплению в них необратимых патологических мутаций хромосом и именно это является основным фактором их гибели. На основании исследований авторы пришли к выводу, что современная методика регионарной перфузии является малоперспсктивной.
На основании экспериментальных исследований и клинических наблюдений Л. В. Боро-дуля (1968) химиотерапию злокачественных новообразований челюстно-лицевой области рекомендует проводить по следующим схемам.
1. Регионарная внутриартериальная химиотерапия + операция + лучевое лечение. Такое комбинированное лечение наиболее эффективно при опухолях III стадии.
Часть VI Злокачественные новообразования челюстно-лчцевоч области
2. Внутриартериальная химиотерапия + лучевое лечение и, в случае возможности, + операция; рекомендуется при IV стадии заболевания, когда больной иноперабельный.
3. Операция + послеоперационная химиотерапия + лучевое лечение; рекомендуется при второй стадии заболевания.
По данным Л. В. Бородули, легче других подвержены обратному развитию опухоли, локализующиеся на языке, дне полости рта, верхней челюсти. Менее эффективна химиотерапия при опухолях нижней челюсти и околоушной железы. Наилучший эффект автор отмечал от применения тиофосфамида; эндоксан и цикло-фосфан, по его наблюдениям, оказались менее активными.
Однако И. Ф. Мунтяну (1974), применяя в предоперационном и послеоперационном периоде циклофосфан, в 22 случаяхиз 34 получил хороший результат.
Из методов химиотерапии в настоящее время наиболее широко применяется фракционный. Он осуществляется путем катетеризации наружной сонной артерии или ее ветвей с последующим введением через катетер противоопухолевого препарата либо через 1-3 ч, либо ударными дозами 1 раз в 2-3 дня. Преимущества фракционного метода состоят в следующем:
1) простота, 2) возможность сочетания его с другими методами, 3) сохранение катетера для повторных курсов, 4) создание больному возможности двигаться.
Чтобы увеличить срок нахождения препарата в зоне опухоли и в целях уменьшения выброса его в общий крут кровообращения, разработаны методы выключения кровотока (посредством перевязки регионарных вен и артерий).
По данным А. И. Пачеса и соавт. (1974), наиболее эффективными препаратами для внут-риартериального введения являются: сарколи-зин, тиофосфамид, метотрексат. В. С. Процык и соавт. (1979) подчеркивают полезность сочетания введений метотрексата с бензотэфом, а В. Л. Демидов и соавт. (1977) — фторурацила и циклофосфана.
О высокой эффективности различных способов химиотерапевтического воздействия на злокачественные опухоли в челюстно-лицевой области сообщали многие участники состоявшихся в 1979 и 1992 г.г. конгрессах Международной ассоциации челюстно-лицевых хирургов (F. Bandhidy, M. Shinizu, Z. Bilder и др.). Однако отечественные и зарубежные ученые единодушны в том, что химиотерапия не может быть самостоятельным способом лечения, так как она не обеспечивает стойкой регрессии опухоли. А. И. Пачес и соавт. (1974) подчеркивают, что Внутриартериальная химиотерапия в настоящее время не должна применяться как самостоятельный метод лечения даже при достижении полной регрессии опухоли, так как стойкая рег
рессия бывает лишь в единичных случаях (только у 1-2% больных).
Из ныне существующих препаратов и методов применения их ни один не является еще совершенным, полностью отвечающим требованиям клиники. В настоящее время еще нет такого препарата, который действовал бы избирательно только на ткань опухоли, не повреждая соседние здоровые ткани и не влияя на весь организм. Нс выработана еще и достаточно эффективная методика инфузии и перфузии В связи с этим В. Т. Лукьяненко (1984) разработал способ цитологического определения эффективности воздействия химиопрепарата на опухоли. Способ в сочетании с клинической оценкой изменений в опухолевом очаге позволяет уже после 1-2 инфузии цитостатического препарата иметь представление о его эффективности и, в случае ее слабости, перейти на применение другого химиопрепарата.
Помимо внутриартериального и внутритка-невого введения химиотерапевтичсских препаратов разрабатывается еще и сочетание аппликационного введения их с последующим хирургическим вмешательством, актинотерапией Например, А. И. Пачес (1983) хороший результат при раке кожи лица в I стадии получил от применения омаиновой мази, а Н. В. Мусин (1964) — омаинопреднизолоновой.
Лучевая терапия на фоне введения хриэома-лииа и аурантина сопровождается усилением воздействия на клетки меланомы, а химиотерапия методом системного введения противоопухолевых препаратов не дала при мсланомах ощутимых результатов (А. И. Пачес, 1983).
Возлагаются сейчас надежды на иммунохи-миопрофилактику рецидивов и метастазов злокачественных новообразований. По последним данным, при раке слизистой оболочки рта только метотрексат и блсомицин вызывают у некоторых больных частичную регрессию опухолей нижней челюсти в общем-то нечувствительных к химиотерапевтическим препаратам.
Не получили применения и продолжают изучаться лекарственный, гормональный и химио-хирургический методы лечения злокачественных опухолей слюнных желез. Лишь метотрексат и сарколизин у некоторых больных раком больших слюнных желез вызывает значительную регрессию опухоли (А. И. Пачес).
Локализованная форма саркомы Юинга у детей может подвергнуться полной регрессии при умелом сочетании рентгеновского облучения и полихимиотерапии: сначала облучение (суммарная доза 60 Гр), а затем химиотерапия: винкри-стин по 0.05 мг/кг раз в 7 дней, циклофосфан 15 мг/кг 1 раз в неделю, дактиномицин 12 мг/кг два раза в неделю и метотрексат 0.15 мг/кг 2 раза в неделю в течение трех недель); при наличии метастазов производится дополнительное их облучение (Л. А. Дурнов, С. А. Папоян, 1983).
Ю. И. Вернадский. Основы челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии
Одной из самых уязвимых сторон химиотерапии является ее способность значительно (больше, чем после хирургического или лучевого лечения) снижать клеточный и гуморальный иммунитет леченых больных. Это обязывает врачей включать в схему любого химиотера-певтического комплекса еще и средства, стимулирующие клеточный и гуморальный иммунитет. Поэтому продолжается дальнейшая разработка химиотерапии злокачественных опухолей, локализующихся в челюстно-лицевой области. Особенно перспективным в челюстно-лицевой онкологии является метод регионарной перфу-зии, хотя он и связан со значительными трудно
стями, которые нужно еще преодолеть: в частности, исключить утечку химиопрепарата (от 50 до 90%) во время перфузии, чтобы исключить повреждение кроветворной системы.
Сочетание химиотерапии, хирургического и лучевого лечения опухолей является особенно перспективным у детей, так как низкодиффс-ренцированные опухоли, наиболее часто встречающиеся в детском возрасте, очень чувствительны к действию химиопрепаратов и ионизирующему излучению.
Изыскание новых химиотерапевтических препаратов и методов их применения — одна из существенных задач современной онкологии.
ГЛАВА XXXVIII
Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 538;