МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ В ДРЕВНОСТИ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ
В рабовладельческую эпоху начинается бурное строительство городов, общественных зданий, дворцов, храмов. Это стало требовать большого количества мастеров и художников: архитекторов-строителей, живописцев, скульпторов, художников-прикладников. Появилась необходимость в специальных школах, где готовились бы эти кадры. Исследуя методы обучения рисованию, вначале обратимся к одной из наиболее древних и высокоразвитых культур — художественной культуре Древнего Египта Эпоха Древнего Египта привлекает наше внимание, прежде всего потому, что в этот период впервые создаются специальные художественные школы, с ясной системой обучения, с четкой методикой преподавания рисунка. Эти школы учили правилам и законам построения изображения и требовали от учеников неукоснительного их соблюдения.
Много ценного и интересного материала для изучения методов обучения изобразительному искусству дают памятники египетской культуры: росписи на стенах гробниц, дворцов, храмов, на предметах домашнего обихода; рисунки для рельефов, и, наконец, рисунки на папирусах.
Правила изобразительного искусства требовали канонизированной трактовки форм, в особенности при изображении человеческих фигур. Для этого были установлены правила и каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего, коленопреклоненного, присевшего на корточки и т. д. Были также разработаны они и для изображения цветка лотоса, священных животных и различных предметов. Эти раз и навсегда установленные каноны, с одной стороны, помогали начинающему художнику быстро усваивать процесс построения изображения предметов, а с другой — сковывали и ограничивали его творческие возможности. Они не давали возможности художнику изобразить мир таким, каким он его видел в действительности, то есть живо, непосредственно, а требовали только определенных правил. Поскольку художник должен был изображать предметы не такими, какими он видел их в действительности, а такими, как этого требовали каноны, то вполне понятно, что и обучение рисованию строилось не на основе изучения натуры, а на заучивании (зазубривании) выработанных школой правил (канонов). Обучая рисованию, художник-педагог заставлял ученика не наблюдать природу — натура как объект изучения не существовала, а заучивать отдельные формулы и схемы изображения форм предметов по таблицам и образцам. Очевидно, обучение в египетской школе требовало только механического навыка.
Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры. С этой целью был разработан специальный канон, который египтяне установили путем изучения и измерения как всей фигуры, так и каждой ее части. Измерение частей человеческого тела египтяне производили с математической точностью, не упуская ни малейшей детали.
Для разработки канона египетские художники-теоретики использовали такую систему пропорционального членения фигуры на части, которая позволяла по части определить целое и по одной части тела определить размер другой. Диодор Сицилийский указывал, что египтяне «разделяли человеческое тело на 21'Д часть и на основании этого регулировали всю экономию произведения». Эта цифра, которую дробь делала странной, долгое время заставляла ученых сомневаться в правильности сообщений Диодора. И только благодаря изысканиям Лепсиуса эта цифра стала понятной. Лепсиус нашел в Египте рисунок человеческой фигуры, которая была изображена стоящей прямо, лицом к зрителю, и тело этой фигуры было разделено параллельными горизонтальными линиями на 21 1/4 равную часть (рис. 1). Единицей измерения служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра. Фигура разделена на 19 равных частей, 2хU часть приходится на традиционный головной убор. Таким образом, сообщения Диодора научно подтвердились.
Ш. Блан на основании литературных изысканий, изучения египетских статуй и рисунков установил, что измерение фигуры следовало снизу вверх.
По египетскому канону фигура человека имела следующие размеры: высота стопы считалась равной одному пальцу. Расстояние от верхней части коленной чашечки до лобка равняется четырем пальцам. Лобковая кость делит всю фигуру на две равные части. Пупок располагается на одиннадцатом делении снизу. На двенадцатом — верхний край гребня подвздошной кости. Грудные соски находятся между 14-м и 15-м пальцами, на шестнадцатом делении — кадык. Голова равнялась двум пальцам. На 17-м делении снизу располагается кончик носа; на 18-м — лобные бугры.
Предписаны были также все подробности изображения фигуры, например размеры ширины носа, глаз, рта и т. д., подобным же образом — ширина груди, толщина руки в различных местах — словом, для всех частей тела была определена точная величина.
Зная эти правила, художник мог более точно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места. Кроме того, этот канон давал возможность художнику при изображении фигуры очень больших размеров (колосса) судить по размерам целого о размерах отдельной части и, наоборот, по размерам какой-либо части — о размере всей фигуры. Известно, что египетские ваятели выполняли скульптуры огромных размеров (колоссов) по частям, то есть каждую часть одной и той же фигуры выполняли несколько мастеров порознь. Были случаи, когда несколько художников выполняли фигуру в разных местах жительства; один художник выполнял верхнюю половину фигуры, другой — нижнюю. Затем, когда складывали обе половины вместе, они точно сходились, и не было никакого нарушения пропорций. Были также случаи, когда один художник выполнял правую половину фигуры, а другой — левую.
2. Знатный египтянин на охоте. Рисунок с древнеегипетской стопной росписи
Такое прекрасное знание и умение пользоваться каноном очень удивляло и восхищало мастеров Древней Греции. Греческие художники специально совершали путешествия в Египет, чтобы поучиться этому мастерству у египтян. По сведениям Диодора, греческие скульпторы Телеклес и Теодор пользовались египетским каноном и свободно могли измерить человеческую фигуру по египетской системе. Большинство греческих художников, побывавших в Египте, указывали, что основное достоинство произведений художников Древнего Египта — это исключительная соразмерность частей человеческой фигуры.
5. Экспедиция царицы Хатшепсут. Рисунок с древнеегипетской стенной росписи
Однако точное соблюдение пропорциональных соотношений частей человеческого тела не учитывало характерных особенностей пропорций подростков и детских фигур. Если художник изображал рядом две фигуры — мужчины и женщины, взрослого человека и ребенка, — то он изображал их по одному и тому же канону, одну фигуру — крупного размера, а другую — маленького. Разница в размере фигур определялась не их реальными пропорциями, а различием их социального положения. Фигура фараона или знатного человека изображалась в несколько раз крупнее приближенного или простого раба (рис. 2). Искусство носило ярко выраженный классовый характер. Разница же в пропорциях других предметов (в особенности неодушевленных) по сравнению с человеческой фигурой вообще не принималась в расчет. Так, например, изображая дом, художник совершенно спокойно рисовал дверь в половину всего здания, а рядом стоящий человек мог быть изображен не только выше двери, но и выше самого дома (рис. 3). Или другой пример. На рисунке 4 изображен человек, собирающий плоды с дерева. Дерево очень высокое, и поэтому плоды обрывают обезьяны. Однако на рисунке человек изображен ростом с дерево.
3. Ссыпка зерна в зернохранилище. Рисунок с древнеегипетского изображения 4. Ученые обезьяны собирают плоды. Рисунок
с древнеегипетской стенной росписи
Для того чтобы читателю стала яснее постановка обучения рисованию в Древнем Египте, напомним цели и задачи изобразительного искусства того времени.
В задачу художника Древнего Египта не входило реальное изображение жизни так, как мы это понимаем теперь. Жизнь на земле египтяне рассматривали как временное явление, основное существование начиналось после смерти. Поэтому фараон уже при жизни начинал строить себе гробницу, рассматривая ее как вечное жилище, которое художник должен украсить по достоинству его сана. Отсюда рисунок, стенная роспись, рельеф являлись для зрителя не картиной жизни, а своеобразной книгой, которая рассказывала зрителю о деятельности фараона, его окружении, знаменательных событиях в стране во время его царствования. Поскольку изображение не могло всего рассказать, на стене рядом с рисунком давались иероглифы, которые дополняли изображение, делали повествование более подробным (рис. 5).
В связи с этим перед художниками стояла задача — сохранить в изображении композиционное единство всей плоскости стены, не допускать иллюзорности. Профессор В. В. Павлов пишет: «В этом сказываются законы изобразительного искусства Египта: его тесная связь с архитектурой, а отсюда и обусловленность скульптур, рельефов и росписей формами зодчества. Примером может служить монументальное и условное изображение начальника сокровищницы Иси на превосходном рельефе, некогда украшавшем стены его гробницы (середина III тыс. до н.э.). Художник совмещает в пределах одного изображения разные точки зрения на предмет; так, одни части фигуры изображены здесь в профиль (голова, ноги), в то время как другие — в фас (глаз, плечи). В этой связи объясняются и особенности древнеегипетской живописи, которая явилась, по существу, раскраской и в течение ряда веков сводилась к заполнению силуэта одним цветом, без введения дополнительных тонов и цветных теней (что появилось значительно позднее)»2.
Согласно требованиям плоскостного решения изображения художник должен был хорошо знать законы фронтального разворота, то есть знать те принципы построения изображения предметов, которые сохраняют плоскость стены. Этим и объясняется, что в изображениях египетских художников отсутствуют трехмерность изображения, перспектива и светотень. Все рисунки египетских художников носят линейный характер.
Принципы и методы обучения рисунку строились согласно основным законам фронтальности. Например, фигура человека изображалась следующим образом: голова в профиль, глаз в фас, руки и ноги — в профиль, торс — в фас, однако живот следовало изображать в трехчетвертном повороте (рис. 6). Отступления от этого правила допускались только в фигурах крестьян и рабов, которые изображались в более правильном ракурсе плеч. Эта традиция египетских школ рисунка была установлена за четыре тысячи лет до нашей эры и строго соблюдалась затем в течение нескольких тысячелетий. Вообще для египетских художественных школ характерны две черты: необыкновенная устойчивость приемов изображения и многовековое соблюдение канонов изобразительного искусства. Следует также отметить, что каноны изобразительного искусства не допускали никаких изменений ни в выборе предметов для изображения, ни в формах их изображения.
Как мы уже сказали, принцип плоскостного построения изображения не давал художнику возможности передавать трехмерность предметов, а тем более пространств между ними. Перспективное построение изображения предметов у египтян подчинялось своим правилам п законам 3. Сокращение поверхностен, уходящих в глубину, а также сокращение размеров предметов, удаленных от глаз наблюдателя, художниками Древнего Египта не учитывалось. Если, например, художнику требовалось изобразить аллею деревьев, то он рисовал их все одинаковой величины — как на переднем, так и на дальнем плане. В этом отношении весьма показателей рисунок, изображающий пальмы, растущие вокруг водоема (рис. 7). Все деревья — одинаковой величины, сам же бассейн дан в плане (вид сверху), причем изображение его по отношению к деревьям как бы приподнято над плоскостью земли, он как бы висит в воздухе.
Рисунок 8 еще ярче показывает принцип плоскостного решения — все деревья изображены как бы лежащими на земле.
Столы, стулья, кресла, постели, имеющие четыре ножки, на рисунках изображались только с двумя (рис. 9). Дом, храм, пирамида и обелиски изображены всегда только с одной стороны. Когда художнику требовалось изобразить многоплановую сцену, он просто помещал одни фигуры над другими; те фигуры, которые у нас находились бы на переднем плане, он помещал внизу рисунка, дальние фигуры он располагал вверху. Иногда художники эти ряды отделяли друг от друга прямыми линиями (рис. 10). Рядом стоящие друг за другом предметы, однородные по характеру формы, не рисовались один над другим, а тщательно прорисовывалась передняя фигура, и около нее подрисовывался контур следующих фигур (рис. 11).
Таким образом предписывалось изображать военные шествия и прочие многолюдные сцены. Все фигуры имели резко очерченный контур. Этот контур обычно имел черный цвет, за исключением тех случаев, когда он отделял белую поверхность от белой, желтую от желтой пли белую от желтой, — тогда он был красный или красно-бурый.
Рисовали египтяне углем, кистью, а также выцарапывали металлическими штифтами (палочками) рисунок на глиняных досках, на камне и на стене по сырой штукатурке. Ученики в основном рисовали на глиняных досках и на папирусе. Наиболее распространенным и удобным методом обучения рисованию был метод работы на глиняных досках. Методика нанесения изображения строилась следующим образом: на ровную поверхность не очень просохшей глины ученик наносил заостренной палочкой линейное очертание предмета. Если изображение получалось неверное, он снова выравнивал глиняную поверхность и все начинал сначала. Если в рисунке требовались незначительные исправления, то ученик заминал пальцем эту часть изображения и вносил необходимые исправления. Такой метод рисования был очень удобен для ученических работ, он не требовал больших материальных затрат, так как одна и та же доска могла служить для выполнения целого ряда рисунков, а иногда переходить от ученика к ученику.
Стрелки. Рисунок с древнеегипетского рельефа
Лучшим рисунком считался тот, в котором контурные липни пыли более топкими и плавным.
При изображении человеческой фигуры глиняную поверхность доски предварительно расчерчивали тонкими линиями на ровные квадраты. Эти клетки служили ученику ориентирами для правильного изображения человеческой фигуры. В законченном рисунке эти клетки уничтожались: ученик заминал их пальцем и аккуратно разравнивал поверхность доски.
Рисунок, как мы уже говорили, был линейный, без тоновой проработки формы (без прокладки теней).
На папирус рисунок наносился краской с помощью кисти, позднее вошло в употребление тростниковое перо.
До нашего времени сохранилось довольно большое число рисунков, выполненных на папирусе. Их образцы имеются почти во всех европейских музеях.
Техника нанесения изображения на глиняные доски и стены была отлична от техники рисунка на папирусе. Она заключалась в следующем: когда художнику требовалось на поверхности стены или глиняной доски дать изображение, то вначале он наносил на поверхность абрис фигуры углем или кистью с краской, затем процарапывал абрис металлическим штифтом и под конец работы заливал углубления процарапанного контура черной или красной краской. Ученики, рисуя на глиняных досках, ограничивались чаще всего только нанесением контурных линии без последующего залива их красками.
При обучении рисунку очень большое внимание уделялось техническим приемам. Обучение технике рисунка шло по двум направлениям. С одной стороны, педагог вырабатывал технику свободного движения кисти руки. Ученик должен был уметь свободно и легко наносить плавные контурные линии на поверхность доски или папируса. Во-вторых, ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапать контур рисунка на стене для фрески, па камне для барельефа и других видов монументальных изображений.
|
Метод и система обучения у всех художников-педагогов были едиными, ибо каноны предписывали строжайшее соблюдение всех норм. Несмотря на то, что в школы принимались избранные лица, система воспитания и обучения была предельно строгой и даже жестокой: за малейшее отступление от предписанных правил, неточное выполнение канона ученика строго наказывали, вплоть до избиения палками. В одном из папирусов рассказывается, что ученик даже ходил три месяца в колодке и был связан в темнице храма.
Как говорят научные исследования, овладение профессией в Древнем Египте было родовое. По законам Древнего Египта, сын обязан был овладеть профессией своего отца. Таким образом, навыки в той или иной профессии передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку. Обучаясь искусству у своего отца, сын получал возможность полностью овладеть навыками изобразительного искусства
Однако не следует думать, что обучение рисованию носило домашний характер. Отец, работая на строительстве какого-нибудь храма или дворца, водил своего сына в ту школу, которая была организована при этом строительстве.
Ведущей школой Древнего царства была мемфисская придворная школа архитекторов в скульпторов. Эта школа была как бы художественным центром, вокруг которого группировались другие школы.
Говоря о постановке художественного образования в Древнем Египте, необходимо сказать несколько слов о методических пособиях по рисованию. Обучая правилам рисования, учитель постоянно пользовался специальными методическими таблицами, где наглядно раскрывался процесс построения изображения. Эти таблицы он, возможно, рисовал сам либо с помощью своих старших учеников. Постепенно в школе накапливались целые сборники таких таблиц и альбомы рисунков. Эти альбомы образцовых рисунков являлись своеобразными учебниками, которые давали наставления как ученикам, так и художникам-педагогам.
Рассмотрим для примера несколько рисунков и таблиц, служивших в качестве образцов. На рисунке 13 изображены две фигуры—женская и мужская, испещренные вертикальными и горизонтальными линиями.
14. Неоконченный древнеегипетский рельеф. Известняк. Москва, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
На первый взгляд кажется, что весь рисунок произвольно разбит на равные квадраты, как это делают любители рисования при увеличении репродукции (при копировании). Однако как вертикальные, так и горизонтальные линии членят рисунок фигур по определенным местам, они делят фигуры на пропорциональные части. Помимо пропорционального членения, рисунок указывает и на правила изображения фронтального разворота фигур.
Рисунок 12 показывает, как следует изображать сидящие фигуры.
О существовании подобного рода учебных таблиц свидетельствуют и сохранившиеся скульптурные доски (барельефы). Хорошей иллюстрацией метода построения изображения по египетскому канону может служить рельеф, описанный египтологом Т. Н. Бороздиной 4. Она пишет, что вся поверхность этого рельефа покрыта сетью квадратов. Рисунок исполнен черной краской. Врезанные линии местами проведены неровно, иногда видна поправка. Рельеф исполнен отчетливо, рисунок же сохранился плохо, местами совсем стерся. Разграфление сохранилось хорошо. Работа носит характер начальный, незавершенный. Эти линии, выцарапывания и заливка краской сделаны рукою египетского мастера и говорят о его методе построения изображения.
Убедительным примером служит также доска, хранящаяся в московском Музее изобразительных искусств имени
A. С. Пушкина (рис. 14). Профессор B. В. Павлов пишет: «Скульптурная модель,. (Лмьеф. Поздний период. I тысячелетие до н.э. Известняк. Длина 29,3 см. Москва. ГМИИ.
15. Древнеегипетские боги: Амон-Ра, Тот, Хонсу, Хатор, Ату.м, Маат, Ануиис, Геб, Нейт, Ра, Сох.мот
Представляет собой плиту, разграфленную сеткой квадратов, служивших единицей измерения. Слева стоящие фигуры молящегося фараона и богини Исиды только лишь нанесены контурной линией, справа же стоящая фигура львиноголовой богини войны Сохмет уже вырезана в рельефе по контуру.
Скульптурными моделями называются обычно памятники, подобные описанному, являвшиеся либо незавершенными, либо нарочито незаконченными для показа начинающему мастеру разных этапов обработки материала.
Некоторые модели являлись законченными образцами — своего рода эталонами, позволявшими освоить ученикам каноны египетского искусства».
Интересным образцом методики рисования является эскиз композиции к стенной росписи, хранящийся в Берлинском музее.
Здесь наглядно видно, как методически строится процесс изображения. Рисунок можпо начать с любого места — с головы, с торса, рукп п т. д. Главное — внимательно следить за расположением клеток, которые членят фигуры на пропорциональные части. В правой стороне композиции мы видим фигуру человека, начатую с головы. Прорисованы форма головы и кисть руки, а плечевой пояс намечен одной линией. У второй и пятой фигур головы лишь намечены отдельными линиями, дан абрис только затылочной части головы, а лицевая часть осталась нетронутой. Значит, и при обучении рисунку изображение начиналось не с выявления общей формы, а с механической подготовки пропорциональных отсчетов, с разграфления изобразительного поля клетками, куда уже можно было механически врисовывать фигуры людей.
По вышеприведенным описаниям мы можем судить не только об учебных образцах, но и о методике обучения рисунку.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в Древнем Египте возникла и укрепилась художественная школа. Обучение проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система обучения у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны предписывали строжайшее соблюдение установившихся норм. Обучение рисованию строилось не на основе изучения натуры, а на заучивании выработанных правил и канонов. Хотя каноны и облегчали изучение приемов изображения, они же и сковывали художника, не давали возможности изобразить мир таким, каким он его видел. В этом заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения изобразительному искусству.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 3719;