Quot;Для того чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности".
Умный правитель, говорится в трактате "Шан цзюнь шу", "не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок".Поэтому главное – это установить закон и следить за его исполнением.
Предлагалось установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. "Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна".
В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
Закон – средство устрашающего превентивного террора. За малейший проступок следует карать смертной казнью. Легисты проводили в жизнь принцип превентивного наказания и принцип коллективной ответственности. Общины делились на пятидворки и десятидворки, которые были объединены круговой порукой.
Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства, и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.).
В II-I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддизмом и местными верованиями, приобретает черты магии и со временем утрачивает влияние на развитие политической идеологии.
Официальным учением императорского Китая конфуцианство оставалось вплоть до Синхайской революции 1911-1913 гг.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 1464;