Алгоритмы заполнения, использующие математическое описание контура
Математическим описанием контура может служить уравнение y=f(x) для окружности, эллипса или другой кривой. Для многоугольников (полигонов) контур задается множеством координат вершин (xi, yi). Возможны и другие формы описания контура. В любом случае алгоритмы данного класса не предусматривают обязательное предварительное создание пикселов контура растра - контур может совсем не выводиться в растр. Рассмотрим некоторые подобные алгоритмы заполнения.
Заполнение прямоугольника (рис. 19). Если прямоугольник задан координатами противоположных углов, например, левого верхнего (x1, y1) и правого нижнего (x2, y2), тогда алгоритм может заключаться в последовательном рисовании горизонтальных линий заданного цвета:
для y от y1 до y2 с шагом 1:
нарисовать горизонтальную линию с координатами (x1, y)-(x2, y)
Заполнение круга. Для заполнения круга можно использовать алгоритм вывода контура, который был рассмотрен на предыдущих лекциях. В процессе выполнения этого алгоритма последовательно вычисляются координаты пикселов контура в границах одного октанта. Для заполнения надлежит выводить горизонтали, которые соединяют пары точек на контуре, расположенные симметрично относительно оси y (рис. 20).
Аналогично может быть построен и алгоритм заполнения эллипса.
Заполнение полигона. Контур полигона (в векторной форме) определяется вершинами, которые соединены отрезками прямых (рис. 21).
Один из наиболее популярных алгоритмов заполнения полигона заключается в закрашивании фигуры отрезками прямых горизонтальных линий. Алгоритм представляет собою цикл вдоль оси y, в ходе этого цикла выполняется поиск точек сечения линии контура с соответствующими горизонталями. Этот алгоритм получил название XY (Ж.Эгрон):
1. Найти min{yi} и max{yi} среди всех вершин Pi.
2. Выполнить цикл по y от y=min до y=max:
3. Найти точки пересечения всех отрезков контура с горизонталью y;
4. Координаты xj точек сечения записать в массив;
5. Отсортировать массив {xj} по возрастанию x;
6. Вывести горизонтальные отрезки с координатами
(x0, y) - (x1, y)
(x2, y) - (x3, y)
………………
(x2k, y) - (x2k+1, y)
Каждый отрезок выводится цветом заполнения.
В этом алгоритме использовано свойство топологии контура фигуры. Оно состоит в том, что любая прямая линия пересекает любой замкнутый контур четное число раз. Для выпуклых фигур существуют ровно две точки пересечения с любой прямой. Таким образом, на шаге 4 этого алгоритма в массив {xj} всегда должно записываться парное число течек сечения.
При нахождении точек пересечения горизонтали с контуром необходимо принимать во внимание особые точки. Если горизонталь имеет координату y, совпадающую с yi вершины Pi, тогда надлежит анализировать то, как горизонталь проходит через вершину. Если горизонталь при этом пересекает контур (как, например, в вершинах P0 или P4), то в массив записывается одна точка сечения. Если горизонталь касается вершины контура (в этом случае вершина соответствует локальному минимуму или максимуму, как, например, в вершинах P1, P2, P3 или P5), тогда координата точки касания или не записывается, или записывается в массив два раза. Это условие четности числа количества точек пересечения, хранящихся в массиве {xj}.
Процедура определения точек пересечения с горизонтальной разверткой, учитывая анализ на локальный максимум, может быть достаточно сложной. Это замедляет работу.
Для определения координат (x) точек пересечения для каждой горизонтали необходимо перебрать все n отрезков контура. Координаты пересечения отрезка pi-pk с горизонталью равны:
x = xi + (yk - y)(xk - xi)/(yk - yi).
Количество тактов работы этого алгоритма:
Nтактов» (ymax - ymin)Nгор,
где ymax, ymin – диапазон координат y, Nгор – число тактов, необходимых для одной горизонтали.
Оценим величину Nгор как пропорциональную числу вершин:
Nгор » k*n,
где k – коэффициент пропорциональности, n – число вершин полигона.
Приведенные выше алгоритмы заполнения могут быть использованы не только для рисования фигур. На их основе могут быть разработаны алгоритмы для других целей, например, для определения площади фигуры, если считать площадь пропорциональной числу пикселов заполнения. Или, например, алгоритм для поиска объектов по внутренней точке – эта операция часто используется в векторных графических редакторах.
Лекция 13
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 2704;