Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств
С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства попадают в зависимость от Македонии и приходят в упадок. С походов Александра Македонского начинается период эллинизма – период греческой экспансии на Восток и образования обширных государств как переходной ступени к рабовладельческой империи. Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом.
Падение могущества Греческих полисов, прощание с героикой некоторый упадок самооценки отразились и на политико-правовой мысли.
В частности:
Эпикур (341–270 гг. до н.э.).
Взгляды
Законы и государство существуют не от природы, а по установлению. “Справедливость не существует сама по себе; это – договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается”. Право и государство суть продукты договора, результат соглашения.
Сопротивление римскому владычеству бессмысленно и потому бесполезно. Что должен делать человек? – наслаждаться жизнью. Счастье человека – в отсутствии страданий, в полной невозмутимости или безмятежности духа. Для достижения этой цели нужно устраниться от общественных дел, обрести независимость от общества и посвятить жизнь моральному самосовершенствованию. Надо “жить незаметно”.
Крайний индивидуализм и безразличие к политике – как реакция на включение в состав римской империи.
Против философии Эпикура выступили стоики.
Термин “стоицизм” происходит от слова “стоя” (колоннада, галерея) – от названия портика в Афинах, где преподавал основатель школы Зенон Китийский (ок. 336– ок. 264 гг. до н.э.). г. Кития на Кипре
Взгляды
Мироздание управляется судьбой, высшим божественным разумом. В мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли.
Что делать человеку? Человеку не остается ничего другого, как добровольно подчиниться неотвратимой судьбе. Того, кто повинуется ей, судьба ведет, а непокорного тащит.
Судьба – божественный естественный закон.
Под влиянием стоицизма сформировалась концепция Полибия (примерно 200-120 гг. до н.э.), последнего крупного политического мыслителя Древней Греции.
Взгляды
ЦИКЛИЧНОСТЬ. Все возвращается на круги своя. И формы государства тоже. Шесть форм государства постепенно сменяют друг друга.
1)Первой возникает монархия – единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме и заботе о поданных.
2)Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей форму государства – в тиранию.
3)Недовольство тиранами приводит к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавистного правителя. Так устанавливается аристократия – власть немногих, преследующих интересы общего блага.
4)Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию, где правят немногие, используя власть для стяжательства.
5)Своим поведением они возбуждают недовольство толпы, что неизбежно приводит к очередному перевороту. Народ, не веря больше в правление царей или немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждает демократию.
6)Ее извращением является охлократия (господство черни, толпы) – худшая форма государства. “Тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца”. Развитие государства возвращается тем самым к своему началу и повторяется, проходя через те же ступени.
НО: можно вырваться из этого круга. По сути, выйти за рамки судьбы. Это может сделать только мудрый законодатель. Так обстоит дело в Риме, где представлены все три основных элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат) и демократический (народное собрание). Это – правильное сочетание и равновесие властей. Поэтому римляне и завоевали “почти весь известный мир”.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 861;