Государство – создание человеческое, его цель – временная, оно создано насилием, держится принуждением.
Но государство все-таки нужно. Оправдание государства в том, что оно поддерживает земной, временный порядок.
Есть два вида земных царств:
1) организации насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетворяют грех, несправедливость, насилие, “общество нечестивых”.
2) Другие царства – это “христианские государства”, власть которых основана на заботе о подвластных.
Смысл государства – в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному.
Источник зла – свободная воля людей, влекущая их от единства к множеству. В делах веры это очень опасно:
“Прежде чем понимать, мы должны верить”.
Если неверие не поддается убеждению, должно “принуждать людей, а не учить”. “Вы думаете, что никого не следует принуждать к правде, однако читаете у св. Луки, что господин сказал своим слугам: принудьте войти всех, кого найдете”.
Божественным установлением являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. “Кто сотворил тех и других? – Господь! Богатого – чтобы помочь бедному, бедного – чтобы испытать богатого”…
“Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть бог”.
Понятие преступления
прочно увязывается с понятием греха:
«Когда неукротимая страсть портит душу и тело – это проступок; когда она действует во вред другому – это преступление».
В качестве наказания за преступление и проступок Августин называет утрату человеком возможности спасения души главная цель христианства.
Теократические идеи Августина в определенной мере осуществились в Восточной Римской империи (Византии). Тесный союз церкви и государства, переплетение их механизмов создали теократическую империю.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 992;