Г. – казнь Гуса
* два течения – чашники и табориты.
Чашники:
- ликвидация привилегий духовенства (причащения и хлебом и вином);
- лишение церкви светской власти;
- секуляризация (передача светской власти) церковных богатств;
-признание самостоятельности чешской церкви.
Табориты:
* Против католической церкви и церковной иерархии;
* Уничтожение привилегий как немецкого, так и чешского дворянства, ликвидация крепостного права и феодальных повинностей и т.д.
* Скоро наступит “тысячелетнее царство”, в котором все будут равны, и совместно будут решать общие дела.
Борьба с чашниками и отсутствие единства в собственной среде привели к поражению таборитов; но их лозунги вскоре были использованы Томасом Мюнцером во время Реформации в Германии.
Идея народного суверенитета. Марсилий Падуанский (ок. 1280-1343 гг.).
Богослов и медик Марсилий Падуанский, бывший одно время ректором Парижского университета, написал книгу “Защитник мира” (1324 г.).
Учение о законах и государстве
* Резко критикует теократические теории.
* Основная земная цель человека – мирное, упорядоченное общежитие.
Войны и смуты
* Возникают из-за неправильного представления о сути взаимоотношений церкви и государства, божественного и человеческого законов.
Попытки церкви вмешаться в дела светской власти
- сеют раздоры и лишают мира европейские государства, особенно Италию.
Два вида законов.
* Различаются по:
- цели;
- содержанию и
- способам обеспечения.
Человеческий закон
* Цель – правда и общее благо, прочность и твердость власти.
* Устанавливает справедливость.
* Обеспечивается принуждением.
* Должен приниматься народом
* Принятые народом законы выражают общее благо.
* Народ лучше повинуется тем законам, которые сам для себя создал. Эти законы всем известны.
Народ
* “Совокупность граждан или важнейшая их часть”
* Высшая категория граждан – те, кто заботиться об общем благе (военные, священники, чиновники).
* Низшая – те, кто заботиться о своих частных интересах (торговцы, земледельцы, ремесленники).
Народный суверенитет
* Правительство должно избираться тем же, кем закон установлен, т.е. народом.
* Редкая по тем временам идея народного суверенитета.
Божественный закон
- указывает путь достижения вечного блаженства;
- определяет различия между грехами и заслугами перед богом;
- наказания и награды после смерти;
* Судья – Христос.
Свобода совести
* Разграничить сферы и методы деятельности государства и церкви.
* Церковь не должна вмешиваться в “мирские дела” (Христос говорил: “Царство мое не от мира сего”).
* Духовенство имеет право только проповедовать, но не принуждать.
* Наказывать грешников, нарушителей божественного закона, может только бог.
* Церковный суд – не правомерен для земных преступлений.
Марсилий Падуанский высказывался также за реформу церкви, за выборность священников, отмену ряда привилегий пап.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 683;