Схоластика. Фома Аквинский.
В XI-XIII вв. по всей Европе прокатилась первая волна еретических движений, серьезно пошатнувшая веру в святость и незыблемость сословно-феодальных устоев. Резкая критика сословного строя и его идеологии со стороны еретиков потребовала нового идеологического обоснования феодализма.
* Схоластика – католицистская теология, которая доказывала постулаты веры с помощью разума.
- В том числе, опираясь на философию Аристотеля.
Фома Аквинский (1225 или 1226-1274 гг.).
Доминиканский монах. Род. близ итальянского города Аквино. Преподавал богословие в Париже. Главный труд – «Сумма теологий». Влияние философии Аристотеля.
* Постулаты веры выше разума, но не противоречат разуму.
* Теология (богословие) выше философии.
* Философия – служанка богословия.
Доказательства бытия Бога
1) Движение. Все движется. Движение когда-то и кем-то должно было быть начато. Кем? Богом.
2) Производящая причина. Все существующее изначально должно было кем-то, или чем-то быть произведено. Т.к. ничто не может произвести само себя, то должна быть какая-то первоначальная производящая субстанция. Кто? Бог.
3) Необходимость. Каждая вещь возникла в силу определенной необходимости. Если бы этой необходимости не существовало, то не возникало бы и вещей. Что есть первоначальная необходимость? Бог.
4) Степень совершенства бытия. Все вещи отличаются степенью совершенства. Хорошие, плохие, лучшие, худшие. Но нет среди вещей идеальной вещи. Все они сравниваются только с самым совершенным. С кем? С Богом.
5) Существование всего имеет какую-то цель. Кто определил цель первоначально? Бог.
Не все можно понять разумом
* Например, истины о триединстве Бога, о телесном воскрешении мертвых в результате страшно суда.
* В эти истины нужно верить.
Бытие
* «Активная форма» (Бог).
* «Пассивная материя» (содержание).
* Бог придает форму пассивной материи.
* Духовное выше материального.
Государство.
☺ Человек – «животное общительное и политическое».
* В одиночку удовлетворить свои потребности человек не может, поэтому объединяется в государство.
☺ Духовный мир возглавляется папой как наместником бога.
* Подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.
«Всякая власть – от Бога».
* И духовная и светская власти “соединяются в лице папы, который стоит на вершине обеих властей”.
* Монарх, правящий без папского благословения – правит лишь в своих интересах, по сути, превращается в тирана.
* Народное восстание против такого тирана не будет незаконным.
* Но лучше – терпеть, а то может быть еще хуже.
Учение о законах, их видах и соподчиненности.
* У всех сущностей есть ЦЕЛЬ существования
* Неизбежны столкновения этих целей.
* Закон – для урегулирования этих целей.
* Т.О. закон – общее правило для достижения цели.
По Аристотелю:
* Законы делятся на естественные и положительные (писаные).
* Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают пути достижения “небесного блаженства”).
В результате:
1)вечный (божественный естественный),
2)естественный (человеческий естественный),
3)человеческий (человеческий положительный) и
4)божественный (божественный положительный).
* Вечный закон – “сам божественный разум, управляющий миром”;
* Естественный закон – стремление к самосохранению и продолжению рода.
* Человеческий закон – феодальное право, подкрепленное принуждением, санкцией.
* Божественный, или откровенный, закон – Библия.
Действующий закон – воля Бога
*Нарушение феодального закона – тяжкий грех.
Католическая церковь почитает Фому Аквинского как святого, его учение считается официальной доктриной католицизма. Специальной энцикликой папы римского в 1879 г. учение Фомы Аквинского объявлено “единственно истинной философией католицизма”.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 826;