Синтез католической веры и философии Аристотеля в своем учении предложил Аквинский.
Учение о двух истинах – богословие и философия. Предмет философии – истины разума, богословия – истина откровения. Эти истины разные, но источник один – Бог. Единство источника предопределяет единство истины. Но истина разума – истина человеческая, истина откровения – истина сверхчеловека, сверхразума философия – служанка богословия.
В XIII веке величайший авторитет имеет философия Аристотеля. А. использует учение Аристотеля “Об активной форме, дающей жизнь пассивной материи” и приходит к теологии. Он придаёт форме духовное значение - форма есть божественный разум.
В мире существует божественная иерархия форм. Во главе иерархии стоит Бог, высшая форма, дающая жизнь низшим. Низшие должны повиноваться высшим. Высшей целью человеческой деятельности является блаженство, счастье. Блаженство – удовлетворение всех стремлений человека. Но, возможен ли такой путь? К блаженству ведёт удовлетворение не всяких стремлений, блага земные, внешние, душевные человека – всё это привходящее, непостоянное, несовершенное. Совершенным благом является созерцание божества, но на земле его достичь нельзя, только в потустороннем мире.
Фома Аквинский делит законы на 4 группы: 1) вечный закон; 2) естественный закон; 3) человеческий закон; 4) божественный закон. Сущность закона Аквинский усматривает в упорядочении человеческой жизни и деятельности, рассматривая блаженство как конечную цель.
Из всех законов наиболее совершенным считал человеческий закон. Фома заявлял: «Закону не соответствующему естественным установкам, можно не повиноваться».
Право – это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Разделял право на естественное и положительное. Он и здесь утверждал, что человеческое установление может сделать правом только то, что не противоречит праву естественному. То же разделение он применяет и к божественному праву; установленному божественным законом.
Позитивное право он подразделял на право человеческое и право гражданское.
Значительное место в учении Фома отводил формам правления государства. Здесь он почти во всем следовал за Аристотелем, выделяя 3 чисты, правильные формы правления (полития, аристократия, царское правление) и три неправильные (олигархия, демократия, тирания) – отношения к общему благу.
Фома Аквинский подробно рассматривает не все формы правления, а лишь некоторые из них. Главным же признаком государственной власти является право издавать законы. Наиболее естественной, лучшей формой считал – монархию, т.к. при монархии существует единоличная форма правления.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1963;