Политико-правовые взгляды Августина
Официальный представитель идеологии раннего христианства Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354 - 430 г.г.), прозванного православной церковью “Блаженный”, а католической – признанного святым и учителем церкви. Жил на рубеже 2-х эпох – рабовладельческой и феодализма. Он родился в семье крупного негоцианта – отдал всё имущество бедным, принял сан и стал праведником.
В произведении “О граде божием” Августин писал, что в мире существует два государства: “божий град” (церковь) и “град земной” (государство). Церковь “странствует по земле, имея цель на небе”, “церковь и теперь есть царствие небесное”. Только к ней подходит определение государства, данное Цицероном, так как лишь в церкви – право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. К граду божьему принадлежит первый праведник – Авель. Основателем града земного был братоубийца Каин; государство – создание человеческое, его цель – временная, оно создано насилием, держится принуждением: “При отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки, так же как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре”.
Он утверждал, что природа толкает людей к объединению сначала в семьи, потом в государства для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. При этом он полагал, что правители не сами устанавливают свою власть, она не принадлежит им по воле бога, который делегирует ее каждому народу. В одних случаях, исключительных, бог прямо назначает правителя, - так это было с народом Израиля, в других его воля проявляется через, естественных ход событий, через действие норм позитивного права. По его мнению, бог создал человека так, что объединение в общество и политическая власть для него были необходимы. Что же касается формы власти и ее носителей, то они устанавливаются людьми.
К формам государства Августин проявлял некоторое безразличие, т.к. выбор формы он считал делом второстепенным: любая форма может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда уважают бога и человека, т.е. соблюдают справедливость, верность заветам религии.
Отношение церкви к государству духовной власти к светской – вот главная проблема, занимавшая мыслителя. По его мнению, светская власть и церковная имеют различный характер, и каждая обладает суверенитетом, независимостью, но между ними есть точки соприкосновения, взаимодействия, они должны оказывать друг другу поддержку, т.к. вторжение одной власти в сферу другой опасно. Государство должно защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков. Церковь призвана воспитывать паству в духе лояльности, гражданственности.
Августин резко противопоставляет государство и церковь. Государство основано на любви человека к самому себе, на эгоизме. Государство – царство греха, т.к. это область непрерывной борьбы. Войны, конфликта.
Церковь основана на сомоотверженной любви человека к богу.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1020;