Формирование и развитие мусульманской политико-правовой мысли
На формирование политико-правовой мысли Арабского Востока определяющее влияние оказало священное писание, содержащееся в Коране. Основа – греческая философия, особенно учение Платона, меньше Аристотеля.
Политико-правовая мысль нашла отражение в учениях Аль-Фараби, Ибн Сины.
Воззрения ранних мыслителей:
Государство – любая относительно обособленная территория с населением, которое обладает общностью проживания, общими целями и наличием единой власти. Эта концепция близка к классическому пониманию государства, но специфична (теологична). Все представления построены на концепции “халифата”. С точки зрения сторонников этой концепции – это и деревня и арабский халифат. Различаются государства 2-х типов: невежественные и добродетельные (как у Аристотеля). В добродетельных – правители заботятся об интересах государства, города, общины, пекутся о счастье его жителей. Власть используется в интересах общины в целом. В государстве невежественном власть стремится к личной выгоде, властвующие заботятся только о своих интересах. Только в добродетельном государстве человек может достичь наивысшего блага, достойной жизни. Основные признаки добродетельного государства: порядок, высокие моральные качества его жителей (прежде всего правителей). Следовательно правители должны быть просвещёнными обладать высокими личными качествами.
Наиболее отчётливо конкретизируется политико-правовая позиция в русле развития этих понятий в учении Аль-Маварди (974-1058). В его взглядах в сравнении с предшественниками – акцент на обожествление государственной власти.
Труд – “Законы правления”. Халифат считается божественным творением, призванным охранять исламскую веру, осуществлять справедливое творение над всем миром миссия халифата будет завершена лишь после того, как будут покорены все неверные и превращены в мусульманскую веру, после того, как над ними установится единая и неделимая власть халифа.
Верховная власть соединяет в себе власть политическую (эмират) и духовную (имамат). А.-М. Исходит из того, что власть халифа возникает после того, как он будет избран мусульманской общиной, которая предоставляет ему право назначать своего преемника. Выбирать должны в мечети наиболее авторитетными религиозными деятелями и представителями светской власти. После выборов все правоверные должны принести присягу. Отношения между халифом и народом строятся на договорной основе, предусматривающей взаимные права и обязанности.
По этому договору халиф обязан:
· охранять мусульманскую религию;
· разрешать внутриобщинные споры и конфликты;
· осуществлять богослужение;
· исполнять приговоры по уголовным делам;
· взыскивать налоги;
· назначать чиновников;
· контролировать органы управления.
Халиф не мог устанавливать законы, уже предусмотренные нормами мусульманского права. В иных случаях его решения должны были одобряться мудштахидами в виде заключений на принятые им решения, после чего они вступали в силу.
Народ обязан:
· повиноваться халифу;
· оказывать помощь в поддержании установленного порядка.
Община вправе свергнуть халифа в случае неисполнения им своих обязанностей, при потере умственных способностей, при потере зрения или слуха препятствие к исполнению высшей управленческой функции.
В политической и правовой мысли Арабского Востока при разнообразии позиций арабских авторов выделялось 2 направления – шиитское и суннитское.
Шиитское направление. Начало формироваться в 7 в. Они обосновывали государственную власть (имамат) сугубо религиозно. Установление имамата – право Аллаха, а не обязанность общины. Имамат – высшее правление добра, мудрости Аллаха. Это установленный божественный закон.
Суннитское направление. Сунна – источник права, который содержит предания о поступках и изречениях Мухаммеда – совокупность кадиссов, признанных достоверными. Они признают наряду с Кораном и Сунну.
Верховная власть в халифате принадлежит Аллаху, и мусульманское государство строится на основе поручения данного им общине. В общине высшая власть на земле её и осуществляется. Община обладает полным суверенитетом, являясь отражением суверенитета Аллаха. Он проявляется в полномочиях своего правителя, который вершит дела общины от имени общины, которая не уступает халифу своих прав, а только доверяет ему руководить.
В осуществлении полномочий халифа его нормотворческая деятельность связана волей Аллаха, которая выражена в мусульманском праве община вправе законодательствовать лишь по вопросам, не урегулированным в Коране и Сунне.
Шииты – суверенитет только у Аллаха, и от его имени всеми делами мусульман единолично руководит имам, который подчиняется только шариату, а не зависит от общины.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 951;