Политическое учение Ибн Халдуна
Ибн Халдун. “Введение” – задача – выявить естественные законы: становление, развитие и падение государства. Для своих выводов И.Х. исследовал реально существовавшие мусульманские государства. Он проследил эволюцию халифата и разработал оригинальную классификацию форм правления.
Любое общество в силу человеческой природы нуждается в сдерживающем начале с целью предотвращения стремления людей к агрессии. Им является государство.
Государство специфично как власть в том отношении, что эта власть отличается от простого предводительства, которое имело место в племенах, и по сравнению с племенным предводительством власть государства является показателем более высокого уровня цивилизации. Государство подавляет членов общества, объединяет племена, осуществляет власть внутри и вовне. Внутренняя сторона власти – всевластие правителя, который способен силой управлять подданными, осуществлять законы, обеспечивать порядок внутри страны, собирать налоги, формировать армию. Вовне – неподчинение государственной власти какой-либо иной власти или принуждению. В осуществлении государственной власти, которая выражается соответственно политике, участвуют все подданные все изменения в государстве сопряжены с изменением не только положения главы государства, но и с изменениями общества вцелом.
Время существования государства ограничено 3-мя поколениями. В течение этого срока государство проходит:
6. возникновение новой принудительной власти взамен старой;
7. сосредоточение верховной власти в одних руках, после того как главный расправляется со своими сподвижниками, которые помогли прийти ему к власти;
8. расцвет государства – господство порядка, спокойствие, уверенность;
9. переход к насилию, к деспотичным методам правления для подавления оппозиции;
10.упадок и гибель государства.
И.Х. анализирует и мусульманское государство в целом. В мусульманском государстве 4 этапа развития:
4. полный (чистый, праведный) халифат
5. постепенный переход к монархии при сохранении внешних атрибутов халифата. Вера постепенно заменяется силой. Договор уступает силе меча и деспотичным методам правления.
6. превращение государства в монархию с сохранением лишь названия “халифат”.
7. распад единого мусульманского государства и завоевание его другими народами. Уже нет и названия “халифат”. Глава его перестаёт быть мудштахидом.
И.Х. выделял 3 формы правления:
Þ естественная монархия;
Þ политическая монархия;
Þ халифат.
Естественная монархия – управление подданными осуществляется исходя из корыстных, личных побуждений правителя, его субъективных побуждений, его прихотей деспотичный режим в личных интересах властвующего.
Политическая монархия – правление основанное на рациональных идеях защита государственных интересов, противодействие всему тому, что наносит вред подданным. Положительная сторона – рациональная справедливость. Недостаток – правители не связаны религиозными ценностями.
Халифат – этот недостаток устраняется. Власть халифа опирается на мусульманские правовые основы и в то же время направлена на защиту веры и вершение земных дел. Т.о. халифат идеально учитывал интересы подданных, даже такие, которые не могли быть поняты рационально. Сочетание как религиозны, так и земных ценностей.
Если суверенитет монархии принудительной силе, то суверенитет халифата – в мусульманском праве, олицетворяющем высшую справедливость. Монарх – чужой глава государства для подданных, т.к. правит опираясь исключительно на принудительную силу, а халиф – свой глава, опирается на всеобщее убеждение справедливости мусульманского права.
Учение И.Х. – вершина правовой доктрины.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 960;