Политические и правовые взгляды Владимира Мономаха
Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) – известный киевский князь. Княжение Мономаха было временем усиления Киевской Руси. За время его правления были прекращены княжеские междоусобицы, временно приостановлен распад единого Русского государства на отдельные княжества.
В своих произведениях затронул большой спектр политико-правовых проблем: объем полномочий великого князя, его юридическую и нравственную ответственность за реализацию своих решений, принципы осуществления правосудия, взаимоотношений между церковью и государством.
Будучи озабоченным княжескими междоусобицами, написал произведение «Поучение детям» – своеобразное завещание сыновьям, попытка определить программу государственной политики для будущих правителей Руси.
Обеспокоенный ростом народных волнений, связанных с усилением феодальной эксплуатации, великий князь рекомендует детям вести осторожную политику, которая способна была бы повысить авторитет княжеской власти. Он призывает к союзу великих князей в борьбе с внешними врагами, указывает на необходимость строгого соблюдения союзных договоров.
В “Поучении” он назидает: “Всего же больше убыих не забывайте, сколько можно подавайте милостыню ... не дайте убить невиновного”. Предостерегает от неправосудных приговоров. Смертную казнь как вид наказания категорически отрицал. Он возражал также против использования наказания в качестве мести.
Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самостоятельно, при этом основным занятием правителя он считал Воинское дело, уделив немалое место в «Поучении» описанию военных походов.
Обращаясь к вопросу о наилучшей форме правления Мономах настаивал на реализации властных полномочий великими князьями совместно с советом, который в то время состоял из бояр, духовенства и знатных горожан. Что же касается проблемы взаимоотношений с церковью, то церковной организации князь отводит почетное, но явно подчиненное место.
3. Теория «Москва - Третий Рим» Филофея.
Усиление власти великих князей московских, успехи политики объединения русских земель и борьбы против считавших себя наследниками Золотой Орды казанских ханов отразились в принятии Иваном III титула “самодержец Всея Руси”, а затем присоединении и титула “государь Всея Руси”, власть которого имеет божественное происхождение – “поставление имеем от бога”. Столь очевидное признание решительно возросшей роли Москвы, возглавившей Русское государство как государство независимое, получило обоснование в ряде произведений политической литературы: “Повесть о Флорентийском соборе”, “Послание о Мономаховом венце”, “Сказание о князьях Владимирских”. Эти произведения были связаны общей идеей величия власти московских государей, являвшихся якобы наследниками римского императора Августа и получивших знаки царского достоинства (скипетр, державу и корону) от византийского императора Константина Мономаха. Эта идея нашла развитие и завершение в теории “Москва – третий Рим”, обоснованной псковским монахом Филофеем в начале XVI в.
По этой теории история человечества представляет собой историю трех великих всемирных государств, чье возникновение, возвеличение и дальнейшая судьба направлялись волей бога. Первое из них (Рим) пало из-за ереси. Второе (Византия) было завоевано турками из-за греко-католической унии 1439 г., заключенной на Флорентийском соборе. Третьим Римом после этого стала Москва – хранительница православия. Она будет им до предначертанного богом конца света, “а четвертому не быти”, и московский государь – “высокопрестольный”, “вседержавный”, “богоизбранный” наследник власти великих государств.
В теории “Москва – третий Рим” можно усмотреть определенный внешнеполитический аспект: Московское государство не только великое, независимое государство, но и государство, которое может претендовать на объединение под своей властью всех народов, исповедующих православную веру.
Оплот православия Филофей видит в лице Константинополя.
P/S.Стоит отметить еще такой важный источник как «Русская правда» - Первый законодательный сборник Древнерусского государства, одним из авторов которой был князь Ярослав Мудрый.
Народное собрание в древней и средневековой Руси X-XIV вв. называлось вече.
Нельзя не отметить и В. Мономаха в этот период, т.к. Ведущее место в работе В. Мономаха «Поучение детям» занимает проблема организации и осуществления верховной власти.
Важен такой факт, как укрепление великокняжеской власти, по мнению Д. Заточника, необходимо для преодоления внутренних раздоров
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 1261;